На днях получилось попасть в интересное место - промзона Васильевского острова, Чекуши, Кожевенная линия. ))
Там находится особняк купцов Брусницыных.
Оказалось, что история семьи Брусницыных довольно интересная.
Крестьянин Николай Брусницын в середине 19 века приезжает в Петербург и покупает небольшой участок земли и кожевенную лавку в самом дешевом месте города, почти на берегу Финского залива. Лавка совсем маленькая, сначала в ней работают только 10 человек, но постепенно лавка превращается в фабрику. И ей уже управляют три сына Николая Брусницына. Они сделали фабрику одной из самых продвинутых в Европе, оборудование и технологии были самые современные.
А еще Брусницыны очень грамотно вели дела, на их фабрике не было ни одной забастовки - рабочие получали адекватную зарплату, для них было построено жилье (общежитие для холостых и доходный дом для семейных), кроме того, был построен Дом призрения для сирот, стариков и больных (архитектором был Сюзор, тот самый, что построил дом Зингера). Это здание, кстати, тоже сохранилось, там сейчас Морская академия им.Макарова.
А в 1916 году, уловив настроения в обществе, Брусницыны продают фабрику государству, и двое из трех братьев уезжают во Францию (третий остался тут и закончил в коммунальной квартире), где опять открывают кожевенное производство.
Ну а до этого в 80-х годах 19 века Брусницыны построили себе особняк.
Вот он, справа.
А напротив него находится, собственно, здание фабрики, и соединяет их вот такой мост вздохов переход.
В советское время фабрика стала Кожевенным заводом им.Радищева и функционировала до 90-х годов 20 века (и там до последнего работали на тех самых брусницынских станках).
В особняке же разместилось заводоуправление.
И к счастью, с особняком обращались достаточно бережно. Как минимум половина помещений в очень приличном состоянии.
Сейчас часть здания, где не осталось интерьеров и всяких красивостей, сдается под офисы, а вторая часть, аутентичная, пустует. Тут очень часто снимают кино, видеоклипы, устраивают фотосессии. И иногда туда пускают простых смертных.
Я опять все снимала на телефон, жалею теперь об этом. Надо было фотокамеру с собой притащить, эх.
Дверь сохранилась с того самого времени, когда был построен особняк. Это был парадный вход. Но над дверью, конечно, раньше было совсем другое - вензель ТББ (товарищество братьев Брусницыных).
Сейчас эта дверь не функционирует, но за ней по-прежнему есть парадная лестница.
А вход в особняк через бывшую заводскую проходную.
Сначала идешь по таким советским-советским страшным коридорам, покрашенным зеленой краской еще лет 50 назад, а потом открываешь тяжелую железную дверь и испытываешь культурный шок. Правда! ))
Потому что за дверью вот это:
Это танцевальный или Белый зал.
В советское время его весь красили белой краской, которая сейчас слезает и из под нее показывается позолота. Очень красиво.
А все эти лохмотья на потолке только придают очарования.
Эти помещения практически не реставрировались, все осталось так, как было. И очень повезло, что во время войны особняк не пострадал. Сохранились даже аутентичные толстенные стекла в окнах.
Камин действующий. А рядом с камином остались две брусницынские тумбы, в советское время на них стояли бюсты вождей.
А вот люстра во время войны рухнула, увы, и теперь она не хрустальная, а стеклянная, и если хорошо присмотреться, что можно увидеть приделанные к ней позолоченные серпы и молоты, куда же без них.))
Из Белого зала можно попасть в гостинную, где много лет находился кабинет директора завода.
Директоры, к счастью, были аккуратные, настолько аккуратные, что на стенах даже остались шелковые обои Брусницыных! Обалдеть!
Комната очень красивая, зеркала, люстра... Ах!
Следующее помещение - курительная в восточном стиле. Пожалуй, эта комната сохранилась лучше всего.
Люстра чем-то напоминает кальян.))
А за следующей дверью находится парадная лестница, раньше на нее попадали через ту деревянную дверь, фото которой выше.
Освещения на лестнице не было, света из окон было достаточно. И еще, говорят, тут были шикарные ковры.
Бильярдная.
Сохранился камин, какие-то шкафы и даже пыльные диваны с аутентичной обивкой.
Ну и, конечно, в каждом уважаемом доме должен был быть зимний сад. У Брусницыных он тоже был. Но в оранжерее совсем разруха. Тут много лет была химическая лаборатория и остатки оборудования до сих пор не убраны. Зато, когда тут что-то снимают, то приносят множество разных цветов и деревьев, и получается совсем как в те времена.
А свет тут потрясающий, и если придти сюда в первой половине дня, то солнце светило бы в эти огромные окна, и была бы совсем красота!
Но и так неплохо. )) Люблю такие помещения.
Пока в городе была Матвиенко, говорили, что у нее есть план все это снести к чертям и отдать землю под элитное жилье. К счастью, она это или не успела сделать, или ее не поддержали, но теперь Полтавченко сказал, что ничего сносить не будут, но и реставрировать пока не собираются.
Вот такой особняк. :)