Чухраи из се крайов гоп до кучки!

Sep 19, 2014 17:00



Продолжаю выкладывать выдержки перевода моей книги...

По мере того, как я узнавала Чухраи и их жителей, я удивлялась как мало нужно деревенским жителям от внешнего мира. В большинстве они выживали за счет того, что собирали на огородах и в лесу. Они жили так всегда. Мужчины обычно делали деревянные бочки, чтобы хранить муку, квасить капусту или солить сало и продавать все это на рынке в Трубчевске. Они плели из бересты кузовки для хлеба и зерна. Женщины плели лапти из липового лыка и корзинки из ивовых прутьев. Они должны были быть осторожны; рубка деревьев для коры, на доски и даже на дрова без какой-либо платы государству всегда была незаконной - от царского режима до советов, и даже до сегодняшних дней.

Но обычно власти не обращали внимания на то, что деревенские жители незаконно срубят дерево там или тут. На самом деле в течение трехсот лет с момента основания деревни власти едва ли замечали Чухраи, кроме тех случаев, когда нужно было собрать налоги, призвать мужчин в армию или проголосовать на выборах. В 1781 году правительственные землемеры отнесли Чухраи к землям крупного помещика графа Петра Борисовича Шереметьева - сенатора и известного политика времен Елизаветы Петровны (дочери Петра Великого) и Екатерины Великой. Все крестьяне, жившие на землях семьи Шереметьевых - одного из богатейших помещиков в России - платили подать в сумме двух рублей в год. Воруя одно-два дерева, чтобы сделать бочку или сплести лапти, бедные жители Чухраев зарабатывали деньги, чтобы заплатить налог, который шел на строительство роскошных дворцов Шереметьева в пригородах Москвы.

Чухраи были основаны около трехсот лет назад, когда три рыбака причалили на лодке к высокому берегу в пойме Неруссы и решили здесь остаться. Как гласит деревенская легенда, один из них построил избу на холме, который он назвал Чипляевка. Второй построил свой дом на другой возвышенности там, где стоит наш дом. Третий построил свою избу на берегу Неруссы в километре от нынешней деревни. У одного из них была кличка "Чухрай." Чухраями в соседней Беларуси зовут рабочих. Там коммунистический лозунг: Пролетарии всех стран, соединяйтесь! - звучал, как: Чухраи из се крайов гоп до кучки!

Большинство жителей Чухраев носили фамилию Балахоновы - потомки трех рыбаков - или Пресняковы - потомки другой семьи, которая бежала в эти края от польского нашествия в семнадцатом веке. Скорее всего, к ним присоединялись и другие, но у жителей Чухраев никогда не было больше пяти фамилий. Так там жили трое мужчин, которых звали Иван Михайлович Балахонов и четверо женщин, которых звали Ольга Ивановна Балахонова. Чтобы не путаться, у каждого жителя было прозвище. Часто оно было бранным или тем, которое в насмешку давали в детстве товарищи по играм, например "Кудик" (коротышка) или "Ховряч" (боров). Хорошие и плохие прозвища закреплялись за семьями на поколения, если только кто-то из членов семьи не совершал какого-либо поступка, в результате которого к нему прицеплялась еще более нелепая кличка. Большинство жителей Чухраев не знали, почему семья - даже их собственная - получила то или иное имя. У некоторых семей были прозвища "князья", "дворяне" или "купцы," что, конечно, было насмешкой в царившей среди деревенских жителей нищете.

За перевод я выражаю благодарность Анне Марковой.

жизнь в деревне, the storks' nest

Previous post Next post
Up