Что было, что будет, чем сердце успокоится. Образование.

Nov 11, 2011 02:58


Что было.Последнее время много разговоров об образовании. То оно при советах было хорошее, то хорошее всегда за границей, то-то-то-то... Вспоминают и царские времена, правда всё больше по принципу среднего арифметического: берём Александровский лицей, церковно-приходскую школу, складываем и делим на два. Результат напоминает расплывчатое серое пятно... Попробую и я разобраться, что было, что будет, и чем сердце успокоится. Далеко ходить не буду, ни в историческом плане, ни в географическом. Благо, в краю родных осин (или чего там у нас растёт), всё можно увидеть, как под микроскопом.
Итак. В 1871 году Пётр Губонин выкупил у помещика Львова его земли. С помещика и начнём. Погуглив, выясняем, что в среднем, перед отменой крепостного права на одного помещика приходилось около 100 крепостных. Нужно ли крестьянину образование? Экономически? Нет. Ему нужны определённые навыки, приобретаемые в семье. Пахать, сеять...  Читать, это барская забава. Если какой-нибудь обчитавшийся Вольтера помещик вдруг решал устроить школу для крестьянских детей, дело могло кончиться поджогом хозяйского дома. Дети - работники, а тут барин, что удумал, лодыря им гонять... Да и помещики, особенно мелкопоместные, часто были малограмотные или неграмотные вовсе. Отсюда вывод - массовая грамотность никому не требовалась, её и не было.
С отменой крепостного права ситуация кардинально меняется. С одной стороны оставшиеся без земли крестьяне должны были научиться продавать свой труд, с другой, оставшиеся без крестьян, но с землёй помещики, должны были научиться этой землёй управлять. Чудес не бывает, и в новых экономических условиях, в руках неучей, поместья начинают идти ко дну. Стон об ушедшем "золотом веке" стоял в России повсеместно. Плакали не только крестьяне, оставшиеся без куска хлеба, плакали и помещики, оказавшиеся в положении салтыково-щедринских генералов, внезапно оставшихся без кормильца... Но в царской России дураков в правительстве не было. Как раз подоспела индустриализация. Крепостное право отменили в 1861, а в 1871 разбогатевший крестьянин Губонин уже выкупал у разорившегося помещика Львова поместье под строительство завода. Завода, которому были нужны рабочие руки. 
Моя фамилия белорусская, а прадеды работали у Губонина на заводе. И этот замечательный факт отражен у господина Некрасова в его поэме:
«А счастье наше - в хлебушке:
Я дома в Белоруссии
С мякиною, с кострикою
Ячменный хлеб жевал;
Бывало, вопишь голосом,
Как роженица корчишься,
Как схватит животы.
А ныне, милость божия! -
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую - не нажуюсь!»
Но хлебушек надо было отрабатывать. А завод штука такая, что твоё положение и оплата напрямую связаны с образованием. Результат не заставил себя долго ждать. Вот фотографии, сделанные через тридцать лет после основания завода. На них мои прадеды и прабабушки по материнской линии. Главы семейств работали на заводе рабочими, их супруги вели хозяйство.




Не прошло и поколения, а жизнь людей кардинально изменилась. Животы от хлеба с мякиной у бывших крестьян больше не схватывало. Правда, схватило живот у самого Некрасова. Средней руки поэт, сделавший свой бизнес на оплакивании русского народа, умер в 1878 году от рака кишечника...
Едем дальше. Череда государственных переворотов, названных потом Февральской и Октябрьской революциями, изменили облик страны до неузнаваемости. Неизменным оставалось только одно, постоянное уменьшение количества крестьян и увеличение рабочего класса. Наступил индустриальный век. Если в 1861 году "средний русский" по профессии - крестьянин, то через 100 лет он уже - рабочий. На бывшем Губонинском заводе работало больше 20 тысяч человек, а заводов таких было на четыреста тысяч населения - с десяток...
Уровень технического образования того времени был высочайшим. Закончив даже среднюю школу, человек мог претендовать практически на любую специальность в заводской инфраструктуре. Технические вузы готовили инженеров. Огромное количество технических кружков для школьников. Авиамодельный, судомодельный, радиотехнический, автомобильный... Технические кружки, технические институты, технические училища... С гуманитарными науками дело обстояло с точностью до наоборот. Гуманитарного образования в Советской России не было вовсе. Сомневающимся советую посмотреть даты основания наших основных институтов. Брянский государственный технический университет основан в 1929 году. А Брянский государственный университет (на момент основания - Брянский государственный педагогический институт) основан в ...1976. Почувствуйте разницу. При  этом брянская "педуха" была гуманитарной только частично. Половина специальностей в ней были технической направленности... Правда, развитие СМИ несколько маскировало проблему. Если "физиков" было полно в каждом рабочем посёлке, то пару десятков "лириков" крутили на радио и показывали по ТВ. Создавалось впечатление, что какая-то интеллектуальная жизнь в стране всё-таки есть. 
Едем дальше. К середине 80-х на Западе уже вовсю шли разговоры о постиндустриальном мире. Там гуманитарное образование, причём качественное, было. Мы в это время увлечённо собирали цветомузыки и усилители, слушали западные группы на только-только появившихся недорогих магнитофонах "Снежеть 202"...  Но, не смотря на дичайший перекос, наше образование хотя бы в технической сфере ни в чём не уступало западному. Как Америке, так и СССР требовались образованные люди, и они их готовили. Казалось, эпоха людей не умеющих читать, никогда больше не вернётся...
Previous post Next post
Up