В минувшую субботу в трендовом месте «ArtPlay на Яузе» состоялся музыкальный фестиваль Rock on the Roof. Несмотря на все погодные неусловия, я все-таки там отметилась и теперь попытаюсь дать объективную оценку всему действу.
Под фестиваль была отведена крыша одного из зданий центра дизайна ArtPlay, что по оригинальной задумке организаторов должно было относить нас к легендарному выступлению The Beatles на крыше офисного здания Apple в Лондоне в 1969 году. Музыканты «ливерпульской четвёрки» были первыми, кто отважился провести рок-концерт на крыше, что по тем временам было, конечно, super fashionable - вызывающе, дерзко, рискованно и очень эффектно - и вошло в историю одним из ярчайших актов в хронике концертных зрелищ.
В случае с Rock on the Roof устроителям тотально не подфартило с погодой. Парадокс заключатся в том, что если опен-эйру не повезло с погодой, то можно смело говорить, что этому опен-эйру не повезло в принципе. Под дождем сама идея фестиваля на открытом воздухе обесценивается: и любимая музыка уже не так доставляет, а мелкие организаторские промахи наоборот приобретают масштабы фатальных ошибок. Как правило, и основная порция негодования в данном случае приходится именно на долю организаторов, что те «дескать, не предусмотрели погодный фактор».
Помнится, в 2009-м году на фестивале
«Усадьба. Джаз», выдавшемся не менее дождливым, даже самый отменный джаз, который здесь всегда можно услышать, и джаз, просто мною обожаемый, принимал совершенно неудобоваримые формы, а всё пребывание на фестивале сходило к отчаянной борьбе духа со стихией.
Так что неудивительно, что уже через несколько часов после окончания Rock on the Roof в интернете появились первые отзывы об отвратительной организации: нескончаемых очередях на входе, в туалет и за выпивкой, «утки» с free баром, плохим звуком и прочее, и прочее. Мне же, отдавая дань справедливости, хочется сделать предположение, что, если бы погода состоялась, как это бывает в Москве в преддверии «бабьего лета» романтически сентябрьской, то довольных и счастливых было бы гораздо больше. Всё-таки состав исполнителей был заявлен очень «аппетитный» - перспективные молодые команды, которые стремительно набирают обороты, любимы своей публикой и действительно способны удивлять. Крыша, пусть и не на высоте пары сотен футов в духе «Битлов», пусть и не та самая раскрученная «Крыша ArtPlay», о которой все первоначально подумали, осталась бы крышей - актуальной в этом сезоне площадкой для вечеринок. Да и очереди бы никуда не делись, но бесплатный бар не утерял бы своей привлекательности «free of charge»: ну, а собственно, что стоит под хорошую музыку да в приятной атмосфере отстоять в очереди за халявным напитком?.. Подчёркиваю - не под дождем. Собственно, здесь организаторы расстарались - были предусмотрены и тентовые шатры, и газовые горелки для обогрева.
Из явных неудач мероприятия, пожалуй, основная - организация фестивального пространства. Главная приманка - тот самый пресловутый free bar - была реализована крайне странным образом. Даже в самых переполненных клубах Москвы всё же как-то удаётся разрешить проблему потока людей и ускорения процесса получения ими очередной порции алкоголя. Здесь же, как будто, всем завуалировано намекнули, что за любую халяву всё равно придётся платить - и в данном случае томительным ожиданием в очереди. Словом: «Если кто хочет бесплатный напиток, будьте любезны, подождать минут, эдак, -дцать».
Также смутило соотношение музыкальной и спонсорской зон. Акцент, прямо скажем, был смещён в сторону последней, что в контексте музыкального события наводило на раздумья. В основной зоне гостям активно предлагалось бесплатное пиво и сигареты, а также ряд сопутствующих развлечений - в стиле «купи пачку сигарет - забери футболку с собственноручно нарисованным принтом». Это, в свою очередь, по крайней мере, для меня, выявило оборотную строну спонсорской поддержки, которая всегда на руку организаторам, но для гостей иной раз становится навязыванием тех или иных брендов. В случае с Rock on the Roof фестиваль и вовсе превратился в предприимчивую пропаганду вредоносной продукции в лице её главных представителей - алкоголя и табака.
И, наконец, стартовая цена за входной билет (600 руб.) на дебютный фестиваль, еще никак себя не зарекомендовавший, была явно завышена. Впрочем, впоследствии устроители попытались выправить эту ситуацию путем розыгрышей билетов в интернете и специальных акций. Это, видимо, возымело своё действие, потому что в пункте «Посещаемость» план был перевыполнен аж вдвое, что, как нетрудно догадаться, гостям фестиваля комфорта не добавило.
Click to view
Мы же с моим знакомым под выступление группы The Retuses, которые вышли на сцену первыми, и которых я лично хотела услышать больше всего, пытались для себя выяснить, что же не так в названии Rock on the Roof. А в нём, определённо, чувствовалась какая-то неувязка. В конечном итоге мы пришли к выводу, что, если обращаться к классике жанра, то, что звучало за нашими плечами, роком можно было назвать с большой натяжкой. Причем, музыка The Retuses, игравшие в этот день новый материал со свежего альбома «Waltz Baltika!», мне искренне понравилась, но звучанием она, скорее, тяготела к городскому романсу, нежели року как таковому. Те же The Beatles, которые не всегда были революционерами и бунтарями, но еще потрясающими мелодистами и романтиками, никогда не теряли этого рок-н-ролльного надрыва. Трудно сказать, что же конкретно в них было такого, чего не чувствуется в современных рок-исполнителях: эмоциональная напряженность, определённый экспрессивный настрой, горячность, неуёмность, импульсивность?.. Но, как бы там ни было, они всё же не позволяли себе увязать в собственном мире чувств и страстей, смакуя свою же фантасмагорию. И если The Retuses, Moremoney, Обе Две - это действительно нынешние представители отечественной рок-музыки, то, сравнивая их с мастодонтами жанра, приходится констатировать, что русский рок заметно измельчал и стал откровенно рафинированным.
«Тогда получается, это очередная вариация на тему эмо-рока», - иронично заметил мой знакомый. На что я нашла довольно быструю и, как мне кажется, точную альтернативу - «хипстерский рок». Вот еще одна причина, по которой фестиваль Rock on the Roof можно назвать специфическим - от лайн-апа до места проведения это всецело, что называется, «хипстерское» мероприятие. Так что, если в будущем организаторы намереваются расширять потенциальную аудиторию фестиваля, то им придется, так или иначе, корректировать этот момент.
Ещё одна отличительная особенность «хипстерского» музицирования - это то, что все они поголовного отрекаются от русского языка, вероятно, видя для себя в этом возможность интегрирования на международную сцену. А на деле - отказываются от того, на чем держится вокально-поэтическое искусство России со времён Серебряного века - лирики, цепляющей до слёз, за которую прощают практически полное отсутствие качественного саунда. Параллель можно проследить от Владимира Высоцкого до Александра Васильева («Сплин»). У рокеров нового поколения нет русскоязычной лирики, и на поверхность за неимением лучшего всплывает плохая музыка.