Rock on the Roof a.k.a Rock in the Rain

Sep 16, 2011 20:21


В минувшую субботу в трендовом месте «ArtPlay на Яузе» состоялся музыкальный фестиваль Rock on the Roof. Несмотря на все погодные неусловия, я все-таки там отметилась и теперь попытаюсь дать объективную оценку всему действу.

Под фестиваль была отведена крыша одного из зданий центра дизайна ArtPlay, что по оригинальной задумке организаторов должно было относить нас к легендарному выступлению The Beatles на крыше офисного здания Apple в Лондоне в 1969 году. Музыканты «ливерпульской четвёрки» были первыми, кто отважился провести рок-концерт на крыше, что по тем временам было, конечно, super fashionable - вызывающе, дерзко, рискованно и очень эффектно - и вошло в историю одним из ярчайших актов в хронике концертных зрелищ.

В случае с Rock on the Roof устроителям тотально не подфартило с погодой. Парадокс заключатся в том, что если опен-эйру не повезло с погодой, то можно смело говорить, что этому опен-эйру не повезло в принципе. Под дождем сама идея фестиваля на открытом воздухе обесценивается: и любимая музыка уже не так доставляет, а мелкие организаторские промахи наоборот приобретают масштабы фатальных ошибок. Как правило, и основная порция негодования в данном случае приходится именно на долю организаторов, что те «дескать, не предусмотрели погодный фактор».

Помнится, в 2009-м году на фестивале «Усадьба. Джаз», выдавшемся не менее дождливым, даже самый отменный джаз, который здесь всегда можно услышать, и джаз, просто мною обожаемый, принимал совершенно неудобоваримые формы, а всё пребывание на фестивале сходило к отчаянной борьбе духа со стихией.



Так что неудивительно, что уже через несколько часов после окончания Rock on the Roof в интернете появились первые отзывы об отвратительной организации: нескончаемых очередях на входе, в туалет и за выпивкой, «утки» с free баром, плохим звуком и прочее, и прочее. Мне же, отдавая дань справедливости, хочется сделать предположение, что, если бы погода состоялась, как это бывает в Москве в преддверии «бабьего лета» романтически сентябрьской, то довольных и счастливых было бы гораздо больше. Всё-таки состав исполнителей был заявлен очень «аппетитный» - перспективные молодые команды, которые стремительно набирают обороты, любимы своей публикой и действительно способны удивлять. Крыша, пусть и не на высоте пары сотен футов в духе «Битлов», пусть и не та самая раскрученная «Крыша ArtPlay», о которой все первоначально подумали, осталась бы крышей - актуальной в этом сезоне площадкой для вечеринок. Да и очереди бы никуда не делись, но бесплатный бар не утерял бы своей привлекательности «free of charge»: ну, а собственно, что стоит под хорошую музыку да в приятной атмосфере отстоять в очереди за халявным напитком?.. Подчёркиваю - не под дождем. Собственно, здесь организаторы расстарались - были предусмотрены и тентовые шатры, и газовые горелки для обогрева.

Из явных неудач мероприятия, пожалуй, основная - организация фестивального пространства. Главная приманка - тот самый пресловутый free bar - была реализована крайне странным образом. Даже в самых переполненных клубах Москвы всё же как-то удаётся разрешить проблему потока людей и ускорения процесса получения ими очередной порции алкоголя. Здесь же, как будто, всем завуалировано намекнули, что за любую халяву всё равно придётся платить - и в данном случае томительным ожиданием в очереди. Словом: «Если кто хочет бесплатный напиток, будьте любезны, подождать минут, эдак, -дцать».

Также смутило соотношение музыкальной и спонсорской зон. Акцент, прямо скажем, был смещён в сторону последней, что в контексте музыкального события наводило на раздумья. В основной зоне гостям активно предлагалось бесплатное пиво и сигареты, а также ряд сопутствующих развлечений - в стиле «купи пачку сигарет - забери футболку с собственноручно нарисованным принтом». Это, в свою очередь, по крайней мере, для меня, выявило оборотную строну спонсорской поддержки, которая всегда на руку организаторам, но для гостей иной раз становится навязыванием тех или иных брендов. В случае с Rock on the Roof фестиваль и вовсе превратился в предприимчивую пропаганду вредоносной продукции в лице её главных представителей - алкоголя и табака.

И, наконец, стартовая цена за входной билет (600 руб.) на дебютный фестиваль, еще никак себя не зарекомендовавший, была явно завышена. Впрочем, впоследствии устроители попытались выправить эту ситуацию путем розыгрышей билетов в интернете и специальных акций. Это, видимо, возымело своё действие, потому что в пункте «Посещаемость» план был перевыполнен аж вдвое, что, как нетрудно догадаться, гостям фестиваля комфорта не добавило.

image Click to view



Мы же с моим знакомым под выступление группы The Retuses, которые вышли на сцену первыми, и которых я лично хотела услышать больше всего, пытались для себя выяснить, что же не так в названии Rock on the Roof. А в нём, определённо, чувствовалась какая-то неувязка. В конечном итоге мы пришли к выводу, что, если обращаться к классике жанра, то, что звучало за нашими плечами, роком можно было назвать с большой натяжкой. Причем, музыка The Retuses, игравшие в этот день новый материал со свежего альбома «Waltz Baltika!», мне искренне понравилась, но звучанием она, скорее, тяготела к городскому романсу, нежели року как таковому. Те же The Beatles, которые не всегда были революционерами и бунтарями, но еще потрясающими мелодистами и романтиками, никогда не теряли этого рок-н-ролльного надрыва. Трудно сказать, что же конкретно в них было такого, чего не чувствуется в современных рок-исполнителях: эмоциональная напряженность, определённый экспрессивный настрой, горячность, неуёмность, импульсивность?.. Но, как бы там ни было, они всё же не позволяли себе увязать в собственном мире чувств и страстей, смакуя свою же фантасмагорию. И если The Retuses, Moremoney, Обе Две - это действительно нынешние представители отечественной рок-музыки, то, сравнивая их с мастодонтами жанра, приходится констатировать, что русский рок заметно измельчал и стал откровенно рафинированным.

«Тогда получается, это очередная вариация на тему эмо-рока», - иронично заметил мой знакомый. На что я нашла довольно быструю и, как мне кажется, точную альтернативу - «хипстерский рок». Вот еще одна причина, по которой фестиваль Rock on the Roof можно назвать специфическим - от лайн-апа до места проведения это всецело, что называется, «хипстерское» мероприятие. Так что, если в будущем организаторы намереваются расширять потенциальную аудиторию фестиваля, то им придется, так или иначе, корректировать этот момент.

Ещё одна отличительная особенность «хипстерского» музицирования - это то, что все они поголовного отрекаются от русского языка, вероятно, видя для себя в этом возможность интегрирования на международную сцену. А на деле - отказываются от того, на чем держится вокально-поэтическое искусство России со времён Серебряного века - лирики, цепляющей до слёз, за которую прощают практически полное отсутствие качественного саунда.  Параллель можно проследить от Владимира Высоцкого до Александра Васильева («Сплин»). У рокеров нового поколения нет русскоязычной лирики, и на поверхность за неимением лучшего всплывает плохая музыка.

дождь, rock on the roof, фестиваль, альтернативная музыка, музыка, концерты под дождем, современная музыка, авторский репортаж, концерты, независимая музыка

Previous post Next post
Up