«Графика прерафаэлитов. Последние рыцари викторианской эпохи»

Nov 29, 2010 02:11


На протяжении вот уже почти двух месяцев в старинных пространствах палат Старого Английского двора по адресу улица Варварка, дом 4 проходит уникальная экспозиция - «Графика прерафаэлитов. Последние рыцари викторианской эпохи». Проект осуществлен галереей «InArtis» совместно с Музеем Москвы при поддержке посольства Великобритании.

Движение прерафаэлитов образовалось в Великобритании в конце позапрошлого века как протест против господствующей академической живописи, против условностей и традиций. Они воспевали красоту и эстетизм, и эта философия проникла во все аспекты культурной жизни: начиная архитектурой, а заканчивая ландшафтным дизайном и издательским делом. Фактически, прерафаэлиты стали первыми авангардистами, открыто выступив против консервативных норм своего времени и противопоставив им радикальные для викторианской Англии эстетические взгляды. Они считали Рафаэля основоположником «академической» школы и пропагандировали искренность образов, чистоту красок и внимание к деталям, свойственные художникам раннего Возрождения, жившим до Рафаэля.

В рамках выставки представлено 44(!) гравюры Эдварда Бёрна-Джонса, иллюстрирующих поэму Уильяма Морриса «История Купидона и Психеи». Бёрн-Джонс - один из наиболее известных представителей младшего поколения прерафаэлитов, являлся постоянным иллюстратором в книгоиздательских проектах Морриса, основателя и яркого представителя движения «Arts and Crafts». Философия объединения высокого искусства с повседневной жизнью сделала «Arts and Crafts» одним из самых востребованных культурных явлений XIX века.

Книгоиздательский проект Морриса «Kelmscott press» был направлен на создание книг ручной работы, выпускавшихся очень ограниченными тиражами: келмскоттское издание Чосера стало одной из самых знаменитых коллекционных книг столетия. Выпускаемые здесь книги оказали огромное влияние на иллюстраторов, дизайнеров и оформителей не только Британии, но и всего мира. Именно они возвели книгопечатание в ранг искусства. Книга как арт-объект; оформление как неотъемлемая составляющая издания.

«Амур и Психея» осталась нереализованным проектом, несмотря на то, что 44 иллюстрации Бёрн-Джонса были не только нарисованы художником, но и собственноручно вырезаны на самшитовых досках Уильямом Моррисом. Полный набор иллюстраций экспонируется в России впервые.

Выставка оставляет глубокое и одухотворенное впечатление. Стилистически авторы проекта подошли с концептуальным изыском. И само пространство Старого Английского двора в антуражном отношении играет, пожалуй, главенствующую роль. Миниатюрные гравюры, некоторые из которых меньше формата стандартной фотокарточки, обличены в строгие черные рамки, подвешенные на символических цепях к специально выстроенным конструкциям темно-коричневого дерева. В общем интерьере Каминного зала, погруженного в рассеянный полумрак, появляется атмосферная средневековость. Да и сам принцип развески - одинаковые рамки через равные промежутки по периметру зала вокруг характерного длинного стола с чередой стульев - задает определенную композиционную ритмику в пространстве. Освещение решено еще более незаурядно, но вместе с тем и чарующе элементарно - с помощью простых электрических лампочек на длинных шнурках, что, с одной стороны, преднамеренно ломает средневековую эстетику (но преднамеренно художественно), а, с другой, вносит дух актуального арта.

Можно, конечно, не испытывать особого интереса к гравюрам и не знать, кто такие прерафаэлиты, но когда художественный предмет подается в столь красивой и законченной форме, наслаждение чувственного свойства получаешь неизбежно. К тому же для культурной Москвы проект смело можно назвать редким, ибо выставка гравюр прерафаэлитов - событие определенно вне рамок мейнстрима…



Специально для пользователей сайта Российского государственного музыкального телерадиоцентра куратор и идейный вдохновитель выставки, генеральный директор галереи «InArtis» Лев Платонов дал развернутое интервью, в котором не только рассказал, почему именно на данном этапе решил обратиться к искусству прерафаэлитов, но и попытался найти этому уникальному культурному явлению соотносимые параллели в мировой академической музыке...

Читать полностью на сайте РГМЦ: Интервью куратора выставки Льва Платонова и директора музея "Старый Английский двор" Александра Сотина, а также фешенебельный фоторепортаж Антона Белицкого

арт, Радио "Орфей", Британское искусство, выставки, прерафаэлиты, гравюры, РГМЦ, тиражная графика, авторский репортаж, галерея InArtis

Previous post Next post
Up