Или рассуждение о современных молодежных субкультурах в преддверии выхода в широкий прокат фильма «Дом Солнца». Раньше уходили из дома, сегодня уходят из жизни… И тогда и сейчас не по-настоящему. Уйти из дома оказалось не так-то просто, из жизни - еще сложнее…
Гарик Сукачев, музыкант, поэт, композитор и, пожалуй, самый колоритный рок-н-рольщик страны, снял фильм «Дом Солнца». Картина, светлая во всех оттенках смысла - от буквального до переносного, и уж действительно внедряющаяся в темное царство нашего кинематографа мощным солнечным лучом. Причем, «темный» отечественный кинематограф вовсе не в обличающем смысле. С одной стороны, да, потому что глупый - фильмы «Яйца судьбы», «Гитлер капут!», «Любовь в большом городе», «Черная молния», «Невеста любой ценой» и иже с ними наполняют наше кинопространство, и пользуются, казалось бы, беспрецедентно одиозной популярностью. С другой стороны он темный, потому что мрачный - до глубины созерцательный, но и безумно тягостный. Зато примерами здесь сплошь лучшие достижения - «Царь», «Бубен. Барабан», «Палата №6», «Похороните меня за плинтусом», «Двенадцать», «Морфий», «Остров», «Бумажный солдат»…
Так вот, Гарик Сукачев снял картину, которая органично встает в ряды лучших, будучи при этом резко супротивной им именно своей светлостью. Она по-своему и даже не двусмысленно трагичная, но чудесным образом полная надежд. Пожалуй, до определенного идеализма ей не хватает лишь бессюжетности. Будучи более сложным и тонким как для видения режиссера, так и для зрительского восприятия, бессюжетное кино по сути своей на ценителя. А значит в нашей стране, пока существует массовый спрос на «Самый лучший фильм», обретет почтение весьма не скоро.
Свое кино Гарик Иванович снял о советских хиппи. Тема абсолютно себя исчерпавшая, причем давно. Во-первых, потому что советских хиппи уже нет в виду явных и естественных причин (хотя бы потому что нет Страны Советов). А, во-вторых, потому что сейчас по прошествии времени еще более очевидно, что сама субкультура хиппи была обречена изначально. Как, видимо, и любая другая субкультура (подкультура, лат. sub - под и лат. cultura), которая есть явление априори временное. Культура в своей целостности - понятие вечное. Субкульутра - это протест, бунт, феномен которого всегда и заведомо лимитирован.
На протяжении истории можно проследить, что различные молодежные субкультуры возникают, как правило, «не от большого ума», а их юные представители нередко причисляются к низкоинтеллектуальным слоям общества. Между тем, само явление субкультуры не только безобидное, но и, пожалуй, необходимое, ибо его созидательный вклад в создание общей картины мира настолько же очевиден, сколько и бесценен. В первую очередь это, конечно, появление свежего андеграунднго искусства.
В Советском Союзе все было иначе. Здесь всякое контркультурное проявление формировалась через призму острой специфики нашей страны, и носило скорее диссидентский характер, нежели вызывающе-концептуальный. Отсюда и присущая самобытность. Взять хотя бы отечественный рок 70-90-х годов, который впринципе не может быть соотносим с мировой рок-музыкой того же времени, кроме, наверное, как в названии. Это абсолютно самостоятельный, исполненный своеобычия жанр, представляющий отдельный пласт нашей музыкальной культуры. И подобных явлений в советском искусстве была масса. Не стало исключением и движение хиппи, которое переняв всю внешнюю стилистику, в глобальном смысле мотивационно и идеологически имело мало общего со своим американским аналогом. Собственно об этом и фильм Гарика Сукачева. В закрытом СССР молодым людям объективно и катастрофически не хватало свободы…
Читать дальше...