«Oscar Shorts». Музыкальный контекст

Jan 20, 2014 11:06



Когда смотришь любую художественную картину с прицелом на музыку, каждый фильм оказывается исключительно и неповторимо музыкальным. Оскароносные короткометражки не стали исключением. Фестивальный проект «Oscar Shorts» представляет в московском прокате две программы короткометражных фильмов - игровых и анимационных, выбранных среди лучших претендентов самой престижной кинопремии мира в 2013 году.



Что посмотреть в первую очередь, сказать однозначно трудно. Красивой графики, трогательности и сумасшедших фантазий больше в мультиках. Жизни, смысла и острых ощущений - в фильмах. Ясно одно - и в том, и в другом случае разочарованными в своих ожиданиях вы отсюда не уйдете.

Специально для меломанов я предлагаю актуальную подборку фильмов «Oscar Shorts», оцененных по единственному приоритетному критерию - музыка.

Анимационную программу открывает гипнотизирующий по красоте рисованный мультфильм от авторитетного диснеевского аниматора Минью Ли - «Адам и его собака» (Adam and Dog), повествующий о зарождении привязанности двух существ, созданных друг для друга. Безмолвная притча, снятая в обрамлении лучезарной музыки Джо Ньюмана, погружает вас в живописный пастельный мир первозданных лесов Эдема.

Вот, одна из музыкальных тем этого мультфильма:



В захватывающей дух научно-фантастической миниатюре «Абиогинез» (Abiogenesis) странное механическое устройство приземляется на безжизненную пустынную Землю с тем, чтобы подвергнуться ошеломляющей трансформации, влекущей за собой глобальное преображение всей планеты. Пятиминутная футурологическая фантазия от новозеландского гения Ричарда Манса завораживает не только великолепной графикой, но и пронзительным космогоническим саундтреком. Автор музыки - композитор Риан Шиэн (Rhian Sheehan) известен своими невообразимыми сочетаниями экспериментальной электроники с оркестровой музыкой и элементами саундскейпа (создание звукового ландшафта). К слову, в записи «Абиогинеза» принял участие Новозеландский оркестр (New Zealand Symphony Orchestra). Так что ценители симфонического звучания непременно оценят этот мультфильм.



Психоделическая зарисовка о пожирателе шедевров искусства «Брызги» (Dripped) от французского постановщика Лео Верьера приятно удивит поклонников джаза. Эффектную композицию в ретро-стиле для фильма создал французский композитор и музыкант Пабло Пико (Pablo Pico). После изучения классической игры на ударных инструментах он прошел большой самостоятельный путь в качестве независимого артиста, пробуя свои силы в самых разных жанрах - от классики и барокко до джаза и поп-музыки. За это время Пабло Пико освоил игру на кларнете и фортепиано, а также проявил немалый интерес к этническим стилям музыки. После окончания специализированного класса для кинокомпозиторов в частной парижской консерватории École Normale de Musique, Пабло зарекомендовал себя отличным автором саундтреков. В его арсенале - более тридцати отмеченных премиями работ в области короткометражного кино и рекламы. Кстати, музыка к мультфильму «Брызги» была удостоена специального приза на международном Парижском фестивале джазового кино (Cinejazz Paris).



Еще один мультфильм - пластилиновая мелодрама «Вверх тормашками» (Head Over Heels) обыграна музыкой выпускника Калифорнийского института искусств и Британской Национальной школы кино и телевидения Джереда Соркина (Jered Sorkin). Атмосферный гитарный саундтрек, варьирующийся от лирического кантри до воинственного фламенко, сам композитор считает своим самым оригинальным сочинением. «Весь я звучу в этой музыке; она - причудливая и грустная, но главное - в ней есть несколько прекрасных мотивов», - отмечает Джеред Соркин. Итоговая работа студентов магистерской программы Британской Национальной школы кино и телевидения (NFTS) во главе с постановщиком Тимоти Рекартом неожиданно завоевала главные призы на самых статусных фестивалях анимационного кино, отметилась мировой
премьерой в Каннах и попала в финальную пятерку номинантов «Оскара»-2013.



Победоносная короткометражка «Бумажный роман» (Paperman) стала первой за 45 лет статуэткой в копилке Walt Disney Studio. Чёрно-белая романтическая постановка в классической графике Disney рассказывает удивительную историю любви в вихре бумажных самолетиков. Музыку к ней написал уважаемый в Голливуде канадский композитор Кристоф Бек (Christophe Beck), автор саундтреков к таким заметным комедиям последних лет, как «Розовая пантера», «Мальчишник в Вегасе» и киномюзикл «Маппеты».

Кристоф Бек изучал музыку в Йельском университете, а также основы музыки для кино по престижной программе в Университете Южной Калифорнии (USC). После нескольких успешных работ на телевидении, композитор всецело решил посвятить себя большому кинематографу, и в 2000 году дебютировал в фильме «Добейся успеха» (Bring It On).

В «Бумажном романе» Кристоф Бек демонстрирует свой высокий композиторский класс, однако не особо отходит от музыкальных традиций Disney, поэтому в линейке саундтреков «Oscar Shorts» его музыка наименее из всех художественно самостоятельна, и гораздо лучше раскрывается в ансамбле с картинкой.

Послушайте сами:



Настоящий сюрприз ждет внимательных знатоков оперы, причем в самой неожиданной короткометражке смотра - «Мучительная продленка Мэгги Симпсон» (The Longest Daycare). Музыкой здесь занимался лауреат премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми» - Ханс Циммер. Для приключений самой маленькой героини культового ситкома «Симпсоны» он создал эпический оркестровый саундтрек в лучших традициях голливудского экшна.  Именно здесь на самой драматической ноте отчетливо звучит мелодия знаменитой арии «Vesti La Giubba» из оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло.

Я предлагаю вам послушать ее в классическом исполнении Лучано Паваротти, а потом отыскать в безумном скетче про отважную Мэгги. К слову, в этой целиком музыкальной миниатюре вы не услышите ни одной сомнительной шуточки в стиле «Симпсонов».



Анимационная сказка для детей «Малышка Груффало» (The Gruffalo`s Child) - уже вторая по счету замеченная в шорт-листах «Оскара» экранизация известной английской книги писательницы Джулии Дональдсон и художника Акселя Шеффлера про обаятельное лесное чудовище. Первый фильм «Груффало» вышел на телеканале BBC на Рождество 2009 года и был озвучен известными британскими актёрами -  Хеленой Бонем Картер, Джоном Хертом, Томом Уилкинсоном и другими. Картина завоевала ряд наград и номинировалась на кинопремию «Оскар». Премьера фильма по второй книге, «Малышка Груффало», состоялась в 2011 году и вновь обратила на себя внимание Американской киноакадемии. Музыку к обеим картинам написал Рене Обри (René Aubry), французский музыкант-мультиинструменталист и композитор, чьи произведения звучат в балетных спектаклях Пины Бауш и Каролин Карлсон.

Вот, тема Мышонка из первого фильма про Груффало:



Наконец, в самом коротком анимационном скетче программы от видеохудожника Pes - «Свежий гуакамоле» (Fresh Guacamole) вы узнаете, как приготовить знаменитую мексиканскую закуску из ручных гранат, игральных костей и фишек для покера в качестве начос, однако ничего, кроме постукивания ножа по разделочной доске, вы здесь не услышите.

В программу фильмов «Oscar Shorts» вошли пять картин - три фаворита премии 2013 года и титулованные шедевры прошлых лет. Одним из самых красивых саундтреков здесь отличается мистическая мелодрама бельгийского режиссера Тома Ван Авермата «Смерть одной тени» (Death of a Shadow) о бесконечных мытарствах в царстве мертвых во имя несбыточной любви. Композитор Раф Кюнен (Raf Keunen) создал музыкальное оформление, превосходно отвечающее мефистофельскому антуражу этой картины. К слову, оркестровку и композицию он изучал в Королевской консерватории Брюсселя (Royal Music School of Brussels), так что в профессиональной подкованности этого мастера можно не сомневаться.



Драма Яна Инглэнда «Анри» (Henry) погружает вас в возвышенный мир классической музыки и кошмарных видений стареющего пианиста Анри, заблудившегося в водовороте собственной памяти. В главной музыкальной теме этого фильма многие узнают знаменитое Интермеццо из оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь» (Cavalleria Rusticana). А в самом романтическом эпизоде звучит фрагмент третьей части Andante cantabile Фортепианного квартета Роберта Шумана.



Абсолютный триумфатор прошлогоднего смотра - фильм Шона Кристенсена «Сейчас или никогда» (оригинальное название - «Curfew»; англ. «Комендантский час»), помимо «Оскара», был отмечен главными наградами на более чем 25 кинофестивалях. Саундтрек этой суицидальной драмы на грани летального исхода включает в себя целый список прекрасных композиций - от «Цветочного дуэта» из оперы «Лакме» Лео Делиба и шлягера военных лет «We`ll Meet Again» в хрестоматийном исполнении Веры Линн до современного канадского синтипопа (Parallels) и нью-йоркского инди (Alex Ebert).

Сам Шон Кристенсен не только выступил автором сценария, постановщиком и исполнителем главной роли в своей картине, но и сочинил для нее один из ключевых музыкальных номеров (сцена в боулинге). Изначально песня «Sophia So Far» задумывалась исключительно для фильма, однако впоследствии была записана Кристенсеном в студии, что положило начало его собственному музыкальному проекту «Goodnight Radio».



И напоследок две музыкальные иллюстрации из призовых картин 2010 и 2011 года. В абсурдно кровавой зарисовке «Новые жильцы» («The New Tenants») парочка флегматичных геев пытается обосноваться на новом месте. Пока один цинично размышляет о неминуемости смерти, другой ненароком подсовывает бабуле-соседке мешок героина, вместо муки. Спустя десять минут комната пополнится четырьмя трупами, а дикая коллизия разрешится “нетрадиционным” вальсом под восторженную балладу Сэма Бисби (Sam Bisbee) «Tonight is the Last».



В чёрно-белой романтической новелле «Бог любви» (God of Love) речь идет о бэнде молодых музыкантов, в нежных чувствах которых сам Господь разобраться не в силах. Задорную историю о том, как найти свою любовь свое призвание и удачно переквалифицироваться из певца в купидона, озвучила петербурженка и выпускница Mannes Conservatory of Music Саша Гордон. Здесь же среди прочего в свежей версии можно услышать популярный джазовый стандарт «All by myself» из репертуара Эллы Фицджеральд.



Итак, это был обзор лучших короткометражных фильмов по версии Американской киноакадемии в 2013 году. Подборку музыкальных раритетов «Oscar Shorts» для вас подготовила Мария ЮРЧЕНКО. Теперь же осталось дело за малым - пойти и увидеть это всё своими глазами!..

image Click to view



«Oscar Shorts» - в кинотеатрах Москвы с 16 января.

артхаус, Радио "Орфей", музыкальное кино, киномузыка, Кино, Короткометражное кино, РГМЦ, классическая музыка, авторский репортаж, oscar, американское кино

Previous post Next post
Up