«Маппеты» - мюзикл “с приветом”!

Apr 14, 2012 02:52


В московский кинопрокат выходит дурашливый кукольный мюзикл «Маппеты» - с героями Джима Хенсона из легендарного американского телешоу в главных ролях и звездами Голливуда первого эшелона в эпизодах. О том, кто такие маппеты, чем они знамениты, и как попали в мюзикл - в этом посте…



Учитывая, что маппеты - это чисто американская история, небольшой экскурс в прошлое, пожалуй, не будет лишним. Кукольное семейство маппетов, которое сегодня по праву считается узнаваемым лицом и культовым брендом Голливудской Америки, начало свое восхождение в самостоятельном шоу еще в далеком 1976 году! А первые выступления маппетов датируются аж серединой 1950-х годов. Именно тогда в 1955 году примитивная версия лягушонка Кермита - самого звездного персонажа «Маппет-шоу» - сенсационно выступила в программах «Afternoon», «Footlight Theater» и «Sam and Friends». Год спустя обновленный Кермит появился на национальном телевидении в «Шоу Стива Аллена».

А само слово «Muppet» впервые было употреблено в 1956 году, будучи предположительно образованным от английских слов «marionette» и «puppet», что на русском означает «марионетка» и «кукла» соответственно.



В период с середины 50-х до середины 70-х годов маппеты распространились по всей Америке и Европе, добравшись до своих британских и немецких телезрителей. Более всего маппеты были известны как герои детского телевизионного шоу «Улица Сезам» (Sesame Street), русскоязычная версия которого выходила на российском ТВ с 1996 по 2008 год.

В 1974 году создатель маппетов - американский актёр-кукольник, режиссер, сценарист и продюсер Джим Хенсон - решил сделать свое собственное шоу. Первый пилотный выпуск вышел на экраны 30 января 1974 года и назвался «Валентиновое шоу маппетов» (The Muppets Valentine Show). 19 марта 1975 года маппеты в обновленном составе появились во втором пилоте под довольно скандальным названием «Маппет-шоу: Секс и насилие» (Muppet Show: Sex and Violence), в рамках которого герои высмеивали секс и насилие, оккупировавшие телевизионные программы.



«Маппет-шоу» (The Muppet Show) таким, каким мы его знаем сейчас, появилось в 1976 году, и было одобрительно встречено как американцами, так и зарубежной публикой в более чем ста странах. Первый выпуск вышел в эфир 27 сентября 1976 года. Программа показывала жизнь музыкального театра, режиссером и конферансье которого был лягушонок Кермит. Герои передачи появлялись в компании самых именитых актеров, музыкантов и политических деятелей, среди которых были: Шарль Азнавур, Сильвестр Сталлоне, Питер Устинов, Мариса Беренсон, Твигги, Стив Мартин, Рудольф Нуриев, Элтон Джон, Элис Купер, Кристофер Рив, Джеймс Кобурн, Роджер Мур, Брук Шилдс и многие другие. Отличительной особенностью «Маппет-шоу» было то, что ни одна приглашенная звезда не появлялась в нем дважды. Любопытен тот факт, что на новый виток популярности программа вышла во Втором сезоне после появления в ней всемирно известного балетного артиста Рудольфа Нуриева. Звезда столь масштабной величины настолько обратила на себя внимание, что продюсерам уже не приходилось охотиться за знаменитостями для очередного выпуска - они сами приходили с предложением принять участие в «Маппет-шоу».

За пять лет вышло пять сезонов (120 получасовых выпусков). В период наибольшей популярности шоу смотрело более 235 миллионов человек. Последний выпуск зрители увидели 1 июня 1981 года. За время своего существования «Маппет-шоу» получило внушительное количество наград, включая три статуэтки «Эмми» и две премии BAFTA.



Сегодня, даже спустя 35 лет, мапеттомания в Америке продолжается: о классических персонажах снимаются телепередачи и документальные фильмы, ставятся театральные спектакли, с завидной регулярностью снимаются все новые полнометражные картины.  Благодаря успеху шоу маппеты довольно быстро перебрались на широкие экраны - первый фильм вышел в 1979 году, он так и назывался - «The Muppet Movie». В картине снялись многие знаменитые актеры. Уже тогда впечатляющий список знаменитостей в эпизодических ролях стал своего рода ноу-хау фильмов про маппетов. Эту традицию унаследовали и следующие картины: «Большое ограбление маппетов» (The Great Muppet Caper, 1981), «Маппеты завоевывают Манхэттен» (The Muppets Take Manhattan, 1984), «Рождественская песнь маппет-шоу» (The Muppet Christmas Carol, 1992), «Остров сокровищ маппетов» (Muppet Treasure Island, 1996), «Маппет-шоу из космоса» (Muppets from Space, 1999). Во всех шести фильмах звучала потрясающая музыка. Саундтреки получили множество наград, включая номинации на премию «Оскар» в категориях «Лучшая песня» («Радужный мост») и «Лучший оригинальный саундтрек» («The Muppet Movie»).

Новый фильм о маппетах британского режиссера Джеймса Бобина не стал исключением - композиция «Men or Muppet» («Человек или Маппет») была удостоена «Оскара» в этом году как «Лучшая песня к фильму».

image Click to view



Композиторами в картине выступили Кристоф Бек и Брэт МакКензи. Кристоф Бек считается одним из самых плодовитых композиторов Голливуда. В свое время он изучал композицию в Йельском университете и школе музыки Торнтон при университете Южной Калифорнии (класс Джерри Голдсмита). Брэт МакКензи ухитряется сочетать амплуа музыканта, актера, сценариста и комика. Пожалуй, наибольшую известность ему принес дуэт с Джемейном Клементом - сообща музыканты работали над оформлением популярного музыкального комедийного сериала «Летучие Конкорды». Комики записали и выпустили четыре альбома. Один из них под названием «Отдаленное будущее» получил премию «Грэмми» в категории «Лучший комедийный альбом». Альбом «Летучие Конкорды» также был номинирован на эту премию.

Работая над новым фильмом о маппетах, перед композиторами стояла задача не только написать новые песни для картины, но и сохранить музыкальные традиции «Маппет-шоу». С самых первых дней появляясь перед зрителями в формате музыкально-комедийного варьете, маппеты всегда славились своей внушительной музыкальной историей.

«В оригинальных фильмах и шоу о маппетах большое значение уделялось музыке, - отмечает Брэт МакКензи. - Трудно представить себе маппетов без таких композиций, как «Радужный мост» или «Мана-Мана, или без Животного, молотящего по барабанам. Кермит, пожалуй, самый известный виртуоз в обращении с банджо. Мне очень нравилось звуковое сопровождение классических приключений маппетов, и мне хотелось сохранить это волшебство в новом фильме».

Как и МакКензи, Кристоф Бек, работавший непосредственно над саундтреком к фильму, признает важность музыки в истории маппетов: «Песня “Радужный мост” стала фактически синонимом маппетов сразу после того, как в 1979 году вышел полнометражный фильм, - вспоминает композитор. - Однако многие запомнили и другие музыкальные темы. Немудрено - ведь саундтрек для маппетов писали Ханс Циммер и Майкл Джаккино. Традиционно композиторы относятся к маппетам очень серьезно, как к людям со своими эмоциями и конфликтами. Все это будет передано музыкой».

image Click to view



Для записи саундтрека новой картины был задействован полноценный оркестр. «Чтобы подчеркнуть ту или иную эмоцию, - говорит Бек, - я делал акцент на каком-то конкретном инструменте в тот или иной момент. Туба, литавры, бас-кларнет или какой-нибудь другой инструмент символизировали различные чувства героев. Кроме того, в некоторых сценах я задействовал не оркестровые инструменты - в конце концов, Кермит играет на банджо».

А об оскароносной песне «Men or Muppet» композитор Брэт МакКензи рассказывает так: «Получилась очень чувственная баллада, повествующая о кризисе самооценки человека и маппета в одном лице. Мы все через это прошли. Я сочинил эту песню за фортепиано, воображая, что я какой-нибудь Гарри Ниллсон или Эрик Кармен».

Наряду с новыми песнями в картине звучат классические композиции, ставшие своеобразной торговой маркой «Маппет-шоу». Прежде всего, это его главный хит - «Радужный мост» (Rainbow Connection) в исполнении лягушонка Кермита. Песня была написана американскими музыкантами Полом Уильямсом и Кенни Эшером и впервые прозвучала в 1979 году в фильме «The Muppet Movie». В том же году «Радужный мост» был номинирован на «Оскар» как «Лучшая песня к фильму», а Американский институт кино (The American Film Institute) присвоил ему 74-ый номер в списке «Сотни лучших песен американского кинематографа».

В финале картины мапеты в сопровождении американских звезд поют не менее популярный шлягер - «Мана-Мана» (Mah Nà Mah Nà). Изначально песня была написана итальянским композитором Пьеро Умилиани для псевдо-документального фильма «Швеция: ад и рай» (1968), рассказывающего о сексуальных пристрастиях шведов. Однако наибольшую популярность в англоязычных странах композиция получила именно благодаря появлению в «Маппет-шоу» в 1969 году, став еще одной визитной карточкой программы.

Барбершопский маппет-квартет исполняет в фильме кавер-версию «Smells Like Teen Spirit» группы «Nirvana», а курочка Камилла с хором цыпочек кудахчет песню «Забываю тебя», оригинал которой в свое время исполнял Томас ДеКарло под псевдонимом «Cee Lo Green».

Любопытно, что перепевание популярных песен на свой лад, а также запись видеороликов на них считается одним из традиционных увлечений маппетов. В свое время особой популярностью у пользователей YouTube отметилось видео маппетов на известную песню группы «Queen» «Богемская рапсодия» (The Bohemian Rhapsody). Ролик просмотрело более 23 миллионов человек, впоследствии он был удостоен награды «Выбор пользователей интернета» (People`s Choice Webby Award).

image Click to view



Особого упоминания заслуживают музыкальные эксперименты маппетов на тему известных классических произведений. Их самый первый видеоклип был снят на специфическую интерпретацию знаменитой бетховенской «Оды к радости» из финала Девятой симфонии композитора. Ролик был просмотрен на YouTube более чем 14 миллионами пользователей, и также был отмечен наградой в области интернет-проектов Webby Award.

image Click to view



Среди других маппет-версий классики - Вальс «На голубом Дунае» Иоганна Штрауса:

image Click to view



… и знаменитая «Хабанера» из оперы Жоржа Бизе «Кармен»:

image Click to view



Новый фильм Джеймса Бобина интересен, прежде всего, своими музыкальными номерами, сделанными в лучших традициях американского мюзикла. Юмор наоборот нашего зрителя, скорее всего, не зацепит - он, что называется, в их стиле «с приветом». Помнится еще в бытность трансляций «Улицы Сезам» по российским телеканалам многие родители сетовали на то, что их детям насаждается американская эстетика с её «уродливыми куклами» и не отягощенным остроумием, «плоским юмором».

По сюжету картины старая добрая команда маппетов, которые уже двенадцать лет как не выступают и разбежались кто куда, вновь собирается вместе с тем, чтобы отвоевать свою историческую студию в Лос-Анджелесе, которая находится под угрозой уничтожения. Коварный нефтяной магнат Текс Ричман проведал, что прямо под студией располагаются богатые нефтяные месторождения и теперь считает дни до истечения срока контракта, после которого все права собственности на Muppets Studio перейдут к нему. У маппетов есть последний шанс спасти свой родной дом - найти десять миллионов долларов. Дело остается за малым - собрать всех друзей вместе и запустить заключительный телемарафон.



В относительно значимых человеческих ролях в картине заняты: американский актер Джейсон Сигел, известный по супер популярному ситкому в Америке «Как я встретил вашу маму», трижды номинированная на «Оскар» Эмми Адамс («Сомнение», «Боец», «Зачарованная» и др.) - вместе с Сигелом они играют влюбленную пару, которая с неутомимым энтузиазмом и даже в ущерб собственным отношениям помогает несчастным маппетам находить друг дружку, путешествовать по карте, выбивать время в эфире и готовить важнейшее в их жизни шоу. В роли злостного нефтяного магната - блистательный Крис Купер («Красота по-американски», «Адаптация», «Идентификация Борна» и др.), и целая череда уважаемых голливудских звезд - в камео, среди них - Джек Блэк, Вупи Голдберг, Селена Гомес, Джон Красински, Рашида Джонс и Зак Галифианакис в роли бомжа. Причем поражает не столько их количество, сколько невозмутимая готовность предстать в самых нелепых образах или «засветиться» в кадре всего на полминуты ради идеи - ради тех самых любимых и родных маппетов, на которых они сами выросли.



Какими бы несуразными, чуждыми и непонятными ни казались нам маппеты, не стоит относиться к ним слишком скептически: для американцев они - что для нас Хрюша, Степашка и Каркуша из «Спокойной ночи, малыши» - щемящая ностальгия и трогательные образы из детства, которые никогда не потеряют своей актуальности. Недаром лягушонок Кермит однажды мудро заметил: «Мы существуем для того, чтобы петь, плясать, смешить и веселиться. И может быть сделать этот мир хоть чуточку лучше. Наверное, это звучит глупо, особенно если говорит лягушка. И все же маппеты всегда старались своей глупостью вдохновить мир. Неважно, кто ты и насколько глупо выглядишь. Главное - обязательно найдется место для тебя и тех, кому ты дорог. Если тебе посчастливится найти это место и встретить этих людей, вот тут-то и начнется волшебство».

На «Маппетов» стоит сходить, чтобы проникнуться духом легендарных персонажей англо-американской культуры, послушать прекрасную музыку в стиле «мюзикл», посмотреть, как шестидесятилетний Крис Купер читает рэп, а Джек Блэк пытается высвободиться из плена чокнутых кукол, ну, и наконец, разрешить экзистенциальную дилемму - «Маппет я или человек?»…

>> Читать на сайте РГМЦ...

киномузыка, семейное кино, мюзикл, Голливуд, кино для детей, Маппеты, РГМЦ, walt disney pictures, Джим Хенсон, Радио "Орфей", арт, музыкальное кино, the muppet show, disney, кукольный мюзикл, американская культура, Кермит, авторский репортаж, кино, американское кино, the muppets

Previous post Next post
Up