В дни проведения Биеннале современного искусства культурная Москва обогатилась еще одним модным арт-пространством. На пересечении Большого Николоворобинского и Тессинского переулков открыл свои двери Arthouse Squat Forum. Место тем более необычное, что на данный момент, мягко говоря, не отстроенное, даже принимая во внимание заявленный «сквот» формат.
Забрести в Тессинский переулок без надобности тоже кажется маловероятным, а между тем район один из самых живописных в историческом центре города. Путь лежит от Посольства Индии до Серебрянической набережной реки Яузы вдоль по крутому склону Большого Николоворбинского переулка. Рядом - Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках и заброшенный особняк Фанни Карловны Рюхардт по Яузскому бульвару, в прошлом известный как «лечебница по всем специальностям» доктора О.Г. Шимана (XIX-XX вв., арх. С. Ф. Воскресенский).
Само название - Arthouse Squat Forum - кажется, вобрало в себя все трендовые вокабулы, которые слышны сегодня повсеместно, но ни о чем толковом или конкретном не говорят. Так за словом «арт» может скрываться как нечто потрясающее, так и ничего не стоящее. «Arthouse» отсылает сразу и к буквальному «дому искусств», и к тому, чем в кино обозначают все немейнстримовое и глубоко концептуальное. От некогда радикального культурного движения сквоттеров, подъем которого пришелся на 60-ые годы в Америке и Европе, взяли романтическую эстетику необитаемого заброшенного помещения для обоюдного творчества. Сквоттов, как и лофтов в последнее время развелось немало - объединяет их то, что здесь встречаются, выставляются и обмениваются опытом независимые актуальные художники. Наконец, «Forum» намекает на дискуссионность пространства, что тоже сегодня диктуют тенденции.
Сам Arthouse Squat Forum - это два пятиэтажных корпуса будущего элитного жилого комплекса, разработанного архитектурной мастерской Сергея Скуратова. Интересно, что с самого начала в проекте предполагалась арт-зона с галереями и ресторанами в цокольном уровне. А пока это только строится, на всех этажах комплекса развернулись экспозиции молодых художников из России (преимущественно) и Америки.
В рамках Московской Биеннале Arthouse Squat Forum представляет дебютный проект, получивший название международного междисциплинарного фестиваля (куратор Катя Бочавар), который помимо 24 самостоятельных выставок предлагает специальные субботние программы, посвященные визуализации, театру, музыке и кино.
Что до тех самых выставок, то они по большей части малоинтересные, а некоторые откровенно раздражающие: стойка с наручными часами, у которых вместо циферблатов зеркальца, динамичная инсталляция из сдутых воздушных шаров, рядом надувные аморфные скульптуры из латекса, крайне вредоносная видеоагитация поскандировать вместе с митингующими, в придачу «Зоопарк городской фортуны» с кошками, крысами и голубями. Если говорить о молодых художниках, то их искусство оказалось «зелёным», сырым и невнятным. За представительные имена здесь отвечают Давид Тер-Оганьян, Алексей Трегубов, Андрей Бартенев, AEF+S, Олег Кулик, Александр Петлюра и другие, однако за представительные проекты - никто из них.
Из всего демонстрируемого внимания, пожалуй, заслуживают инсталляции Александра Бродского и музыканта Петра Айду. У Бродского шерстяной человечек на подстеленной газетке комочком спит на деревянной лавочке. Выполнено в масштабе примерно 1:2, от чего возникает странное ощущение эстетизированной натуральности. Ведь персонаж с лавочки всем нам до боли знаком, но такой маленький и беззащитный он прямо таки вызывает сочувствие (не в пример суровой действительности). И есть в этом что-то умилительное и печальное одновременно.
Мультиинструменталист, специалист по аутентичной и современной музыке, исполнитель на редких старинных инструментах, музыкальный экспериментатор и коллекционер Пётр Айду впервые пробует свои силы в качестве художника в составе арт-группы «PianoReCycle» вместе с фортепианным мастером Алексеем Ставицким и художником Ярославом Шварцштейном.
Весь первый этаж занимает безмолвная и величественная инсталляция, поэтически называемая авторами «тихая кунтскамера роялей», собранная из старинных, обветшалых, выведенных из строя и пришедших в полную негодность роялей и клавесинов. У одного выпали клавиши, у второго треснула дека, у третьего проломлена верхняя крышка, другой и вовсе лежит на корпусе, а рядом изящные роликовые ножки - но каждый из них подлинный артефакт, хранящий в себе целые эпохи.
Пётр Айду: «… и начиная приблизительно с 1999 года рояли, эти могикане, великолепные мамонты из позапрошлого столетия начинают проявляться. Возникало впечатление, что они сами меня ищут, я лишь включил какой-то тайный маяк. Это было похоже на материализацию снов. Откуда они вдруг появились? Ещё в 20-е годы композитор Арсений Авраамов предлагал Луначарскому собрать и сжечь все рояли. И, хотя этот проект не был осуществлён, новый советский быт (вернее, анти-быт) постепенно вытравлял все следы «золотого века». С тем, что осталось после смерти СССР, поступили так же, как с остатками старой Москвы, например. Надо ли уточнять, как именно?
Каждый из этих инструментов уникален. Они создавались в разное время (приблизительно с 1819 по 1918 годы) в разных городах и странах. Ни один не похож на другой, потому как все они - результаты жизнедеятельности живой культуры, а не современного «фортепианоклонирования»…»
Пётр Айду / Photo by Luba Tokareva / Из блога музыканта
http://www.peteraidu.livejournal.com/ Бесценная коллекция, которая образует красивую и глубокую по воздействию инсталляцию. Действительно тот случай, когда предмет создает антураж, преображает среду, наполняет её смыслом, настроением, энергией. Редчайший в современном арте пример инсталляции как произведения искусства. Но каждый из этих инструментов и есть в своем роде произведение искусства. Это напрямую отсылает к безуспешным попыткам нынешних художников творить из «мусора». Похоже, имея дело с мусором, больше чем на концепт претендовать не приходится.
Пожалуй, лучший день для посещения выставок в Arthouse Squat Forum любая суббота вплоть до 22 октября. В эти дни организаторами предусмотрены тематические программы: так, 1 октября - День лекций, 8 октября - День кино, 15 октября - День перформанса и, наконец, 22 октября - День музыки, в который запланирован концерт Петра Айду и Граммофонная дискотека Федора Сафронова.
>> Читать полностью на сайте РГМЦ...