Псков, город, продолжение

Oct 05, 2007 16:30



От Кремля эффектно смотрится самый ценный памятник Пскова после Кремля - Мирожский монастырь.
Мирожский монастырь А это та самая речка, Мирожа, которая дала название монастырю:




Стены у него не очень-то и древние. 18 век (раньше был бревенчатый частокол), но внутри стоит уникальный храм, самый древний псковский храм - Спасо-Преображенский собор (1156 г.), он же - первый классический образец псковской архитектурной школы (была и такая до «периода формирования общерусского стиля»). Собор строгий и внушительный, не смотря на одноглавие, небольшие размеры, массивный купол и общую приземистость.
Тут я сделаю маленькое отступление.
На одном мероприятии, организованном нашей корпорацией, выступал знаменитый русский историк архитектуры Андрей Гозак. Мероприятие проводилось в те же числа, в которые у меня был отпуск с Новгородом и Псковом. А недавно пришлось работать с фонограммой его выступления. Для меня стало откровением то, что Гозак, очень известный в архитектурных кругах, чуть ли не легендарный человек, показал в своем мастер-классе по мировой архитектуре этот самый собор Мирожского монастыря с комментарием, что многие считают, что родоначальник ведущего архитектурного направления ХХ века - конструктивизма - Ле Корбюзье - заимствовал свои новые архитектурные принципы у псковской школы. На самом деле, сказал Гозак, конечно, Ле Корбюзье никогда не был в Пскове, но его искания очень близки к той немыслимой пространственной простоте и рациональности, которая характерна для псковской школы. Все это я услышала примерно через месяц после поездки, но независимо от этого, эта монолитность, простота и лаконизм, непохожесть ни на что другое, уже многократно виденное, относящееся к единой общерусской школе - меня в Пскове просто потрясли.
В Мирожском монастыре меня ожидало и второе главное псковское потрясение - это фрески Мирожского монастыря. Собор самый древний, и фрески тоже - а писались византийскими мастерами, даже если этого не знать, то это можно почувствовать, потому что живопись неожиданно изощренна для Руси ХП века. В отличие от Феофана (по которому было видно, как сами греки ушли уже от образцов античной живописи в сторону абсолютной, совершенной иконописной условности) мирожские фрески эту античность сильно напоминают. Необычайно видеть, как под серым (и только очень редко серо-голубеньким, ситцевым северным) небом, в этой лаконичном, максимально упрощенном по экстерьеру храме такая живописная роскошь внутри (а, между прочим этот памятник в экскурсию не входит, и это было посмотрено сверх программы, как всегда мелкой туристической рысью). А еще - преобладающий цвет мирожских фресок голубой. Ничего похожего в русской фресковой живописи я не видела.

Псковская церковная архитектура не похожа на соседнюю новгородскую, это тем более поразительно, что Псков долгое время находился под Новгородом, считался «младшим братом» Великого (брата). В новгородской архитектуре (сохранилась только культовая застройка) все-таки преобладает изящество со склонностью к камерности (София и Герогиевский собор - не типичны, а исключительны, это самые ранние образцы, еще «княжеские»), а остальные - все невликие. А, кроме того, новгородские храмы - нарядные. А два самых образцовых храма Новгорода - изрядно украшены. Псковские соборы тоже, как правило, невелики по размерам, но кажутся величественными и монолитными. При этом никакого украшательства. Рациональность. Преобладание вертикалей и горизонталей. Конструктивизм. И действительно - Ле Корбюзье в далекой перспективе.
Упрощение форм псковской архитектуры было связано с решением естественной для пограничного города проблемой - не до украшений было, архитектура рациональна, потому что функциональна. Храмы в средневековой Руси, как каменные постройки среди моря дерева) были и крепостями, и сейфами. А в случае Пскова - еще и арсеналами: храм обрастал подклетями и пристройками, которые использовались для хранения оружия и прочей военной амуниции. И еще очень яркая особенность псковских храмов, их отличия от наших, среднеполосных храмов - это звонницы. Они большей частью многопролетные, открытые, так что и колокола и звонари оставались под небом, а не под куполом, и стоят впереди церквей, так что фасад церкви - обычно формирует звонница. Но это не догма, одна из заметных церквей - церковь Успенья у парома (аккурат напротив Кремля), мощная звонница, аж на 5 пролетов, стоит особо - сбоку от самого храма.
Вот небольшая подборка псковских церквей.










В отличие от Новгорода, основательно разбитого во время последней войны, в Пскове местами сохранилась историческая застройка, в том числе и гражданская архитектура. Палаты купцов и прочих знатных граждан города. Самые известные из сохранившихся - Поганкины палаты. Действительно, владельца этих палат прозвали Поганкиным. Купец был знатный, первый в свое время. И ничего - жил и благодетельствовал с такой фамилией. Очень был знаменитый гость. Палаты сохранились с трехэтажном каменном исполнении, но это не соответствует их историческому облику. Дело в том, что русские люди всегда предпочитали жить в деревянных домах - они и экологичней, и комфортней хладных каменных. Но дерево - материал сильно горючий, поэтому самый оптимальным для богатых семей считался дом на каменном подклете или даже на 2-3 каменных этажах. И все эти двух- и трехэтажные палаты, что сохранились до наших дней своей каменной частью, были на самом деле 4-5 этажными: на каменные основания, которые использовались купцами для хранения товаров и торговли, надстраивали деревянное жилье. Купцы не первой руки и граждане более низкого достатка в зажиточном средневековом Пскове, тоже часто строили дома на каменном основании - в этом случае только один этаж был каменным, а на нем возводились либо одноэтажные, либо двухэтажные жилые палаты. Жить в дереве на каменной базе было очень комфортно, каменное основание предохраняло жилье от влаги, а использовалось - для подсобных нужд или «для бизнеса», но и чисто деревянные дома на Севере были высокими - сруб был не менее 4 метров в высоту - топили-то по-черному, и полати, где спали (как минимум, многочисленная детвора), должны были быть просторными.
Поганкины палаты о трех этажах (каменные) - сейчас Псковский художественно-исторический музей с исключительной коллекцией икон, предметов прикладного искусства и историческим разделом. Опять-таки галопом я пробежала 2 принципиальных раздела (иконы и прикладное искусство), опять-таки из-за того, закрываются опять-таки музей по-провинциальному рано. Жалко, но м.б., другим разом посмотрю весь музей.



Случайно во тьме я нарвалась (немного заблудившись) на еще один образцово, по-московски (или по-буржуйски?) отреставрированный и оформленный гражданский объект - Меньшиковы палаты, вечером они подсвечиваются, что мне и напомнило родной город, а днем я их посетила, они рядом с Поганкиными - в Меньшиковых палатах работают коммерсанты, которые. Видимо и отреставрировали под это дело палаты и посветили - торгуют сувенирами, внутри висит объявление, что фотографировать интерьер можно только за деньги. :-)




В общем, Псков стал главным открытием этого путешествия. Очень самобытный город с уникальным рельефом, остатками былой истории на улицах (и не только церквей) и древней, но такой современной по принципам, архитектурой, которая аукнулась в наши времена.
Псковская программа не ограничилась только городом Псковом. Были включены еще и культовые места Псковской области.

путешествия, псков

Previous post Next post
Up