"Летучая мышь" в Большом к майским праздникам

May 09, 2022 23:29


Совершенно непонятно попадание «Летучей мыши» в большой Большой на 9 мая, День победы. Сегодня, правда, второе представление , а первое было 3 мая. Но ... странно. Сейчас бы «Мазепу» спеть (это тоже будет, но в середине мая). Но тут вспомнила старый советский фильм про артистку оперетты, которая во время войны из чувства стыда за свою легкомысленную профессию пошла работать в госпиталь, а именно там ей показали, как востребован веселящий жанр именно в «годины испытаний», и вроде бы смирилась. Хотя бы споют хорошо,  подумала я, привыкшая к тому, что «Летучая мышь» много лет -  как «Щелкунчики» в Большом, обязательное блюдо «Геликона» от Нового до Старого Нового года, и я лет 15-20 назад я несколько лет их исправно посещала: спектакль был искрометный, с гостями из смежных областей искусств, угощением и вовлечением зрителей в зрелище. Люблю эту оперетту! А тут Большой.
Правда, это только называется Большой.  Дирижер (Великанов) - без году неделю в Большом, главные герои набраны в Питере (Семишкур-Айзенштайн, очень специфический тембр, Розалинда - совсем мне не известная солистка Миха Анна Даттай, полненькая, внешность азиатского типа, вокал - посредственный).  Из  солистов Большого знаю только Шарипову  (легкое сопрано, голос безоттеночный), пела Адель, Мазурову - щуплый граф Орловский (и такой же жидкий вокал) и Муравицкого (давно не видела, постарел, и не слышала), партия моржовая - Франк (без разговорной комической составляющей, почему,  об этом ниже). Именно Муравицкий и исполнитель другой незначительной рольки -  Фальк (Куприянов, опаньки, из Мариинки, баритон, первый раз слышала) -  были именно на том уровне, который я их хотела бы слышать в Государственном академический Большом театре России.  Так чтобы прийти и согласиться, да, это Большой - не получилось. В Геликоне поют примерно так же. Пели на немецком.
И только хор и оркестр не давал забыть, что мы в Большом театре. Хор выступил просто на отлично! Оркестр мог бы быть погорячей.
Да, я, конечно, не обманулась, это было не КИ, как стоит в афише, а конечно, классический семистейдж. На месте оркестровой ямы был сделан бар-буфет, и артисты периодически прикладывались к бокалам, которые должны были наполняться (а чем же еще?) шампанским, но конечно же, оставались все время пустыми.
Сидели близко к сцене, в 3 ложе беля, на барных стульях, пустоту могли оценить.
И постановка оказалась такой же пустой и выхолощенной. Лично я  считаю либретто «Летучей мыши» - одним из самых удачных в легком жанре (вот недавно я смотрела на Камерной сцене Большого «Москва-Черемушки», это я вам скажу, удивительна способность Шостоковича писать музыку даже под «устав КПСС»))), так вот «Летучка» даже в переложении Эрдмана никогда не теряла своей искрометности и острословия. Но в этом «проЭкте» старомодное, ой, извиняйте, употребила архаическое слово, теперь это называется олдфэшн, либретто, заменил постмодернистский стеб в исполнении  пятерки коверных, в программке они назывались «любители оперетты»,  а на самом деле это загримированные под Иоганна Штрауса клоуны, из них одна женщина (тоже в гриме Штрауса, в бааальшими усами и бакенбардами),т.к.за женщин в этом проЭктетоже должен был кто-то говорить, оперные артисты только пели. Был сочинен новый текст, подтрунивающий , а иногда даже глумящийся над персонажами и ситуациями. Иногда в зале раздавались смешки,  но в целом это было не остроумно, а неуместно. В зрительских отзывах в ТГ-канале пригвоздили майский «проект» Большого словом капустник, но  в потугах было нечто иное, что  по-научному называется постмодерном, а лавры главного московского перелицовщика классических текстов и сюжетов, Константина Богомолова, не дают дремать доморощенным, никому не известным режиссерам.
Вижу что лавры Константина Богомолова, который перелицовывает классические сюжеты и переписывает их тексты, не дают покоя никому не известным режиссерам, и те становятся тоже переписывателями либретто. Певцам говорить практически не давали озвучивали их в микрофон те же комикующие персонажи. Был позыв уйти после первого действия, второе и третье было объединено, но я испила эту чашу до дна. Спасибо, что не дорого - всего за 200 рублей.
Страна должна знать своих «героев»:
автор новых диалогов - Алексей Олейников, режиссер - Алексей Золотовицкий (понятное дело, фамилия редкая, навела справки - сын Игоря Золотовицкого, известного мхатовского актера и педагога, в портфолио сына Золотовицкого - постановки в Практике и ШДР, и множество неизвестных - никому не известных - провинциальных - театров, Прокопьевск, Саров, Резекне, Кудымкар и прочая).
Ну, падумаишь -  не палучилось, зато теперь в биографии режиссера будет факт сотрудничества не с Практикой, Кудымкаром или Саровским театром, а с главным театром страны. Боюсь, что бюджет этого двухразового мероприятия был вовсе не «бюджетным»,  костюмы точно не из подбора, а немаленький хор был одет в бальные наряды.
Вот, опять я очаровалась, думая, что «Летучую мышь» испортить в принципе невозможно (хотя кололась и  плакала, но продолжала есть кактусы - в Стасике, Большом - был когда-то дурацкий спектакль Бархатова с кораблем, корабль шел, правда, очень недолго,  и даже в Пятигорским музтеатре).
Возможно. Что в очередной раз  доказал Большой театр.
Previous post Next post
Up