Жизель с Лунькиной и кучей дебютов, шестого

Nov 08, 2011 10:51


была интригующей. Много новых персонажей и  самая любимая мной Жизель. При том давно не виданная, а значит тоже отчасти как новая.
Балерина из первого декрета вышла из молодых в зрелые балерины, а из второго - балериной старшего возраста, мастером.  Например, для меня стало абсолютным сюрпризом, что на этом этапе Лунькина больше Одиллия, чем Одетта, хотя, учитывая характер ее дарования, это кажется странным. Светлана Лунькина - вообще странное, побочное создание московской школы, совершенно в эту школу не вписывающаяся (да и в какую школу она может вписываться, разве что в школу ворожей?))): хрупкость, утонченность, акварельность, врожденный романтический дар, идеально ложащийся на романтическую же внешность (профильные позы лунькинской Жизели неподражаемы и могут соперничать на равных с профилями Жизели спесивцевской).
 

Света, конечно, повзрослела. Повзрослела ли ее Жизель? Вернее, стала ли она более искушенной? Нет. Стержень роли остался тем же.
Образ, что естественно (большой опыт позади), выверен и логичен, мастерски собран и сшит. Но он так естественен и прост, что собственно игры не замечаешь, веришь. Крестьянка ли? Да, но только в том смысле, что ее естеством и искренностью не владеет этикет,  необходимость притворяться, играть в игры с людьми, и главная причина трагедии этой Жизели - в ее доверчивости и искренней вере в то, что ей тоже не лгут. Очень тонкая, хрупкая, прозрачная, болезненная. Сердце постоянно работает на грани между жизнью и (пусть не смертью) приступом. Эта Жизель склонна не к радости, а к печали, серьезная девушка, утонченная натура, в ней живет предчувствие беды.
Что привлекало  графов в крестьянках? Свежесть, здоровье, простота. Жизель Лунькиной очевидно нездорова. Она не отличается и свежестью. В ней простоты в крестьянском смысле.
Но она не похожа на окружение - крестьянское и графское. Это одухотворенная и тонкая девушка. Ее не назовешь красивой (увы, сейчас это так, нездоровая худоба привела к впалости щек, а это сильно на любителя), но это не мешает ей быть прекрасной и совершенно не похожей на других. 
Сцена сумасшествия абсолютно рыдательная, сколько раз я это видела, и стыдно уже, но ничего с собой нельзя поделать, переживаю историю как в первый раз.  
Виллиса у Светы - будто сошедшая с гравюры романтической эпохи, невесомая, растворяющаяся в воздухе, чутко реагирующая на все, даже маленькие, музыкальные акценты. Удивительно, но прыжок небольшой, иллюзия невесомости, надмирности создается нежной пластикой, отсутствием чрезмерного форса в движениях, в прочих ласкающих глаз мелочах, идеально романтической по форме позировке. В жизни Жизели не хватило здоровья и рассудка, чтобы принять обман и невозможность любви. Но за гранью жизни ей повезло - она увидела  любовт, раскаянье и искупление. Простила, не могла не простить.
В целом первое действие меня расстрогало, ибо я увидала самую печальную Жизель из всех Жизелей.
Во втором - услада для глаз - удивительно который раз увидеть, как женщина из плоти и крови может превращаться в настоящего  эльфа, нереальное существо, и при том в эльфа теплого, с оттаявшим человеческим сердцем.
К сожалению, ничего из остального меня почти не порадовало.
Начну с Лантратова, от которого я многого жду. К сожалению, мне почти ничего не понравилось. Кроме остатков надежды, что настоящий дебют и настоящий, ни на кого не похожий, собственный. пропущенный через свое нутро Альберт, еще впереди. Не понравились танцы, ничего особенного, разве что два кабриоля вперед с прогибом назад в вариации эффектны, и падения были здорово срежиссированы. А вариация разбилась на движения и куски, более и менее удачные. Образ самый банальный и неинтересный из массы возможных вариантов. Этому Альберту не 23 года, как танцовщику, а лет 17. И это его первая любовь. Батильду ему выбрали родители, а Жизель он выбрал сам, без приложения рассудка, без осознания ответственности и последствий. Он совершенно не владеет ни искусством обольщения, ни искусством сдерживаться, что отличает аристократов от простолюдинов. Он простодушен, гораздо простодушней, чем крестьян (крестьянин ли?) Ганс.  К тому же играл он очень аффектированно (эти запрокидывания головы, бурная реакция на смерь Жизели и прочая пошлятина), правда, это в традициях театра, но в самом худшем варианте и в самом худшем объеме.  Особенно эта театральщина бросалась в глаза на фоне абсолютно естественной  Лунькиной.  Что еще не понравилось - увы,  белое трико в крестьянском прикиде Альберта было чрезмерно, и все-таки были бы уместны сапоги, даже аристократы, когда выбираются на природу - все в сапогах, а Альберт, решивший погулять с крестьяночкой в якобы крестьянском же прикиде щеголяет в белых штанах и без сапог. Не правильно было выбрано и трико для кладбища. Черное, оно сливалось с задником, ног почти не видно. Колет был в темно-бордовых тонах, но с нашим светом опять-таки  большей частью казался черным. Сидела в партере, возможно, на фоне планшета сцены с бельэтажа и балкона видно ноги и руки, у нас очень картинка актер-фон в кладбищенском действии была часто неразличимой. Хотелось бы также, чтобы Альберт носил головной убор. Это  дает очень эффенктный актерский акцент: Альберт видит могилу Жизели - он снимает головной убор, как дань памяти, ну и исторической правде это тоже соответствует, люди того времени непократыми из дома не выходили. 
В целом в дебюте Лантратова мнение у меня в основном разочаровательное. Ожидала (намного) больше.
Но осталась надежда, что мальчик начнет не только и не столько слушать педагога, сколько думать самому. Судя по интервью, которая делала с ним Ману_Ф, это придет, потому что мальчик умненький.
Ложечка меда - вот в чем удался спектакль и дебют - так это в дуэтном танце, партнеры очень хорошо друг друга чувствовали, Влад держал профессионально, а не как дебютант.
Почитала исключительно исключительно комплипментарные отзывы о Меркурьеве - лесничем. А мне Меркурьев показался абсолютно неуместным в роли Ганса. Красивый, ладный, фигуристый, умный и ловкий парень. Скорее переодетый, пусть не граф, а, допустим, барон. Совсем не верю в простонародное происхождение этого персонажа,  этот балет должен строиться на резком отличии графа от привычного окружения Жизели, и Ганс как соперник - главная антитеза переодетому графу. В этом спектакле граф совершенно не выглядел аристократом, не смотря на белое трико, потому что вел себя как профан, влюбленный пятиклассник, а лесничий был ничуть не хуже внешне, а вел себя куда умней и достойней. Чем не жених для Жизели? Логика старинного балета  дает крен. Ганс должен быть простолюдином, не с благородными, а довольно простыми, даже грубоватыми манерами. Чтобы выбор Жизели был естественным и логичным.
Лучший Ганс, которого я видела на сцене, был Петухов,  который был настоящим крестьянином, крепко стоящим на земле, цепким мужланом, который добивался Жизели всеми правдами и  неправдами, на видео - Таранда, который,   не смотря на габариты (к тому времени весьма не по балетному внушительные) рассказал историю несостоявшейся и безответной любви.
Сенсационная дебютантка Ольга Смирнова - которая мне очень понравилась в сверстнице Принца в Лебедином, произвела, прямо скажем, впечатление неординарного явления,  на сей раз увы, не вписалась в партию. Появилась, однако, очень эффектно. Мельчайшее па-де-бурре, создавшее иллюзию, будто по облаку плывет. Гордо вздернутая голова - повелительница, ни у кого нет сомнений! А как начала двигаться, а особенно прыгать (прыжка нет, и прыгает она в своем формате -  в высоту, когда полагается прыгать в длину)))  - показалась тяжеловесной. Опять-таки Лунькина с ее абсолютной бестелесностью , прозрачностью, бесшумностью ее "убрала". Балерина юная, дебют, можно ли судить строго? Не лучше ли задать вопрос руководству - зачем давать партию Мирты балерине с полным отсутствием  прыжка, полетности, тем более когда в традициях театра лучшие Мирты обладали хорошим, а некоторые роскошным прыжком, начиная с легендарной Плисецкой?
Две виллисы-дебютантки, имена которых я слышала в первый раз, были чудовищны: габариты Гребенщиковой - т.е. две коломенские версты и такие же неповоротливые, громоздкие, тяжелые. Портили кордебалету ряд. В виллисы (ну так мне кажется) должны отбираться девушки изящные с изящной же пластикой и безо всякого намека на форс в движениях. А попробуйте такие большие тела в воздух поднять!
Сама же Гребенщикова же мной была замечена в шестерке подруг, посмотрела на них - пятерых я знаю, надо же, глазам не поверила: среди шестерок  «прекрасная Анжелина»,  одну, с провинциально растопыренными пальцами, не опознала - купила программку в перерыве, чтобы узнать, уж больно непривычная распальцовка для Большого, оказалась Марченкова.
Лопатин очень четко отпрыгал и открутил вставное па-де-де, опять-таки уникум на московской сцене, где все мужчины танцуют приблизительно и частенько пошатываясь, но в этот раз показался мне абсолютно не полетным. Хохлову видела чуть ли не в первый раз. Опять субретка, опять прилежная, будто на выпускном в училище,  очень сильно работала на публику , а в принципе в этом па-де-де более чем уместна.

Вот что могу вам доложить о Жизели. Лунькина - форэва. Будет снова танцевать Жизель - надо бежать и смотреть. Потому что потом будете вспоминать, что видели (не буду писать лучшую)  уникальную Жизель. Бог знает, родится ли на вашем веку еще одна такая идеальная романтическая балерина или нет.

Жизель, Лантратов, Лунькина, Смирнова

Previous post Next post
Up