Рефлексии, или Отражения

Feb 17, 2011 09:00


На сей раз «проект» Даниляна, известного балетного продюсера, не был рассчитан на звезд,  хотя и носил международный статус: он делался, как всегда,  для 2 стран (зато каких!)  - России и Америки, и помимо русских, включал трех «зарубежных» балерин с фамилиями Семионова, Кочеткова, Малиновская. Остальные четыре участницы - из Московского Большого театра, но не самые именитые. Типа молодежь. Хотя одна из участниц - Шипулина - ровесница Александровой и Аллаш, балерин маститых.
Главная идея и брэнд проекта  - школа Большого театра (она же Московское хореографическое училище, она же Московская академия хореографии), где учились наши балетные героини - как русские по всем статьям, так и ныне нерусские. Вместо звучного и ничего не объясняющего, но совершенно не отражающего сути, названия к проекту подходило название предметное «Московские девочки»))).
МХУ, она же теперь МГАХ - всегда было(а) кузницей кадров для Большого, и вот теперь, в новые времена не только для Большого, но и для маленьких балетных театров мира.
Из Большого были прима Осипова, Крысанова прима по факту, Шипулина, все еще не прима, и Настя Сташкевич, не понятно, кто она сейчас и не понятно, кем станет. Московский «зарубеж» был представлен Берлином (Семионова), Сан-Франциско (Кочеткова), Таллином (Малиновская).
Из всей московской компании по-настоящему известны в мире только Осипова и Семионова.  Остальных предполагалось «открыть».
Проект был рассчитан почти исключительно на современную хореографию, кроме неоклассического эксклюзива Баланчина,  полностью выпавшего из стиля проекта..
Действие был трехактным: первое и последнее - одноактные балеты, Ремансо  Дуато (на базе когда-то поставленного на аэйбитишников Ремансо с присочиненными наспех сценами с девочкиным участием) и спецпроект - заказанный Даниляном у Бигонцетти балет для пяти основных участниц, который так и назывался «Пятеро» - в смысле «Чинкуе , что то же самое, но по-итальянски. У Королей было свое Фо фо (для четырех), у московских девочек - Пятерка, ждем шестерку!
Прокладкой между двумя балетами служила сольная солянка из номеров, собранных Даниляном для каждой из участниц.Всё вместе получилось длинным и утомительным, особенно то самое, соляночное, отделение, но не без открытий.

Первым открытием стала Крысанова.
  Балерина, от которой я перестала ждать хоть  «чего-то» после Лебединого и Рубинов: Лебединое было станцовано безразлично, Рубины - тускло.
А в проекте Даниляна Крысанова нежданно проявила недюжинный энтузиазм. Оказалось, если балерину заинтересовать, она заблестит и заиграет.
При этом самым неудачным был ее «личным номер» - дуэт с Савиным.
Номер псевдофорсайтовский, странность которого заключалась в более чем оригинальной структуре номера: короткие вспышки танцевальной гимнастики между темнотой. У Форсайта настоящего был такой небольшой балет, когда посредине действия вдруг наступало затемнение, потом она отступала, и балет продолжался вновь. Но у Ф. танцевальные куски были длинными, затемнение кратким, и темнота воспринималась как короткий передых. В крысановском номере темноты было примерно столько же, сколько и танца, а от частоты смены дня и ночи рябило в глазах. Тем не менее, в короткие вспышки света удалось разглядеть, что в Кате Крысановой прорезались безразмерные почти захаровские линии и почти захаровская экспрессия (характерная для Захаровой в контемпорари, а не в классике).
В Чинкуэ  Крысанову тоже было трудно узнать: гротеск и острохарактерная подача никогда не была в ее арсенале. Получилось презабавно: при такой роскошной балеринской фактуре и полухарактерная партия. У девушки прорезался характер.
Но контемпорари по-захаровски было не главным открытием Крысановой: главным был Баланчин - па-де-труа на музыку Глинки, этот номер  счастливо  вывалился из остального набора гимнастической программы. Партнеры в па-де-труа у Крысановой были (исключительно по недосмотру продюсера) Осипова и Васильев (о первой речь впереди, а недоумение, почему в чистейшую неоклассику, требующей мужской элегантности, к Баланчину, который не выносил мужских фигур с пропорциями фавна, ставят Васильева, оставим на совести Даниляна).
Сам номер, не смотря на Осипову и Васильева, показался как потенциальный хит, равный по брио разве что па-де-де из Дон-Кихота или Па-де-де на музыку Чайковского, затертых до последнего па на всяческих балетных гала. Особую прелесть номеру придавала шутливая окраска: соревнование двух девиц за кавалера, который никак не может выбрать, на которой остановиться, настолько хочется обладать двумя сразу. Крысанова была восхитительна в этой хореографии, просто купалась в ней: легка, грациозна, быстронога, искрометна. Георгий Мелитонович рукоплескал бы.
И вот я спрашиваю (себя): почему в Рубинах у Крысановой не было ни секунды такого задора? Или нужна пара трюкачей рядом, чтобы Катя завелась и выдала то, что она на самом деле способна?
Уж от кого-кого, а от Крысановой такой мощной прыти по всему проекту я не ждала, в результате  «Рефлексии» я открыла для себя новую Крысанову, которую уже почти закрыла накануне.

Семионова
Против ожиданий показалась скромно. Хотя балерина, безусловно, самая видная из базовой пятерки: даже если просто будет стоять, а тем паче поводить руками или ногами - трудно глаз оторвать от такой статной красавицы. Сольный ее номер был, однако, препустейший, сплошь из общих мест. Поэтому без комментариев. Что Полина натанцувала в первом балете программы, каюсь, ужо забыла, что там и было, с девочками-то, помню мальчиков, а что там Полина, к чему там Полина, зачем Ремансо Полине - начисто стерлось.
В сухом остатке только Чинкуе. Но и этого было достаточно. Она там была поставлена Королевой. Остальные девицы кривлялись, шалили, пересмешничали, вываливались из правильностей застегнутой на все пуговицы классики, и только для Полины хореограф выбрал образ настоящей классической балерины - Дивы. Дива появлялась в конце и демонстрировала, после пересмешек и дураковаляния первых четырех частей, что классическое искусство - по-прежнему велико, высоко, благородно, недоступно. Танец сливался с дивной барочной музыкой,  с живым голосом, наложение танца на вокальную музыку было равно не сложению, а умножению, визуализируя мысль - прекрасное должно быть величаво

Кочеткова
Девушка самая искушенная в стилях, перенастраивающая свое тело под образ и задачу хореографа, и, пожалуй, самая музыкальная из всех. При этом фактура абсолютно не совпадающая с московским представлением о настоящей приме. Собственно поэтому она прима в Сан-Франциско, где и научилась  тонко чувствовать музыкально-хореографический стиль произведения и заново «отливать» свое тело под каждый новый образ.
Номер для Кочетковой в сольной части программы от финна был очень странным, гротескным, но и очень запоминающимся. Единственным (кроме Баланчина) доставившем удовольствие.

Шипулина
Вот о ком мне по результатам проекта почти нечего сказать. Разве что красиво игравшее платье в «Думке». Ничего нового о Шипулиной я не узнала, ожидания  успеха ее в современном репертуаре (после стильных выступлений Кати в посоховской хореографии, особенно в Магриттомании, хотя и в Золушке она была невероятно хороша, и «Агоне» Баланчина) были завышенными.

Осипова
Похоже, вместе с Рубинами Рефлексии начали новый этап в ее биографии (или я просто мало ее смотрю и вышел передоз?). Новый этап заключается в том, что  она окончательно утратила чувство меры, соразмерности своего «Яяяяяяяя» и стиля хореографии. Осипова выскакивала из всех текстов как молодая кобылица. Все движения были на перегреве, перехлесте, на грани и за гранью разрыва танцевального рисунка, она вдруг начала драть ноги выше головы, предаваться то ли вакхическим, то ли народным пляскам везде и всюду. И если в Чинкуе это было даже уместно - в конце концов, там все безобразничали, в меру своих способностей и позволений балетмейстера, да и роль была выстроена под нее, то так нахраписто сбацать Баланчина - это надо уметь! Она умеет. 
К слову, с точностью до наоборот, Ваня в этом номере сильно себя ущемил, педагог то ли мудрей, то ли терпеливей. То ли сам он поумней своей Наташи, но это не помогло. Ущемление своих основных достоинств (горения и технических выдрючиваний)  ему не помогло, он был неистребимо коряв и неуместен в этом номере, казался тяжеловесным и мужланистым, бухал по сцене там, где нужно было демонстрировать легкость, элегантность, шарм.
Зато он оторвался и уже вместе с Наташей на сольном номере. Только Ваня с Наташей могут так искренне  с кондачка превратить номер просто вульгарный в  похабный. Потому что делают всё на полную катушку: чувство меры, ощущения тонкой грани перехода от прекрасного к безобразному  в них не только не воспитывается, но и поощряется (педагогами? публикой? головокружением от успехов - ощущение, чем хуже, тем горячей прием? продюсером Даниляном?). Наверное, всем(и) вместе.
И так вульгаризированные движения, поставленные балетмейстером, Наташа корявила до беспредела, главная поза этой с позволения сказать Серенады - растопыренная лягушка. Все остальное вплоть до бития по мордасам было на том же уровне - уровня грязной жижи на деревенской улице.
Если Осипова и по Баланчину как по наковальне сходила, то тут (на «своей» теме)  и сам Бог (продюсер?) велел. Впрочем , публика рукоплескала, мордобой и осевасильевский раздрызг ей пришелся про вкусу.

Хореография
Ремансо, пятнадцатилетней давности балет, Данилян уже активно поэксплуатировал во вторых Королях, и очень удачно. Сейчас это было исполнено не королями жанра, а рядовым составом Большого, все осудили, но на фоне того, что исполнялось во втором отделении это все равно смотрелось как айсберг. В Ремансо меня приятно удивил (нет, не Лопатин и не Савин, которые в театре признаны первыми танцорами контемпорари, но они в отличие от Форсайта ничем не удивили), а Волчков, который и прежде потанцовывал контемпорари, но в особых успехах замечен не был: свою партию в Ремансо он провел нежно, тонко, с легким юмором.
Но стОило долго и нудно дожидаться третьего отделения (можно я не буду вспоминать названия номеров и фамилии балетмейстеров, все они не достойны того, чтобы их фамилии запоминать), и зевать и поругивать все 2 отделение почти до конца, когда был заводной Баланчин, чтобы не пожалеть о приходе на это зрелище, когда был исполнен «Чинкуе».
Это было любопытно, местами прикольно и, что особенно важно, театрально: без ярких театральных вкраплений (типа Кармен Цискаридзе в первых Королях, Педлтона у Дианы, отрывка из Пруста во вторых Королях) проекты Даниляна превращаются в рутинный набор концертных номеров.
Собственно танцевальная часть балета была окаймлена театрально: юмористическим началом и концовкой. В начале пять нашенских  девиц, сидя на пластиковых стульях  в клоунских париках, потягивались и наперебой карикатурно изображали скуку, потом на глазах у публики и с участием  настоящих  костюмерш перевоплощались в балерин и устраивали танцевальный поединок (ой, нет, их было много, поединок не годится) - танцевальный конкурс: кто лучше.
Сольные части каждой из первых четырех строились на неоклассической лексики, с постоянными сломами правильных движений, пересмешками, ревизией балетной лексики, вторжением контемпорари в высокую классику.
На этом дураковалянии держался танцевальный концепт Чинкуе вплоть до последней, пятой части: обхихикивание барочной музычки и классической лексики предыдущих частей расступилось перед "высокой" арией (в живом исполнении) и абсолютным серьезом классики,  шустрые балеринки-кривляки расступились перед Балериной, Дивой классического танца - Полиной Семионовой.  Полина с «гренадерским размахом плеч» показалась не  просто прекрасной, а и значительной - из-за стати, линий и внутренней наполненности. Но победа балерины над пересмешницами, а классики -  над контемпорари оказалась ложной: в финале, устав от танцев и борьбы за первенство, девицы (уже не балерины) плюхались в те самые пластиковые кресла, на которых они затевали бои за сценическое верховенство и, обессилевши,  засыпали. Победа классики над ревизией, высокого над низким оказалось временной.

Кочеткова, Семионова, Балет, Отражения, Крысанова

Previous post Next post
Up