Nov 26, 2009 00:24
В общем я - не Дольчев, который настолько долго готовился к Воццеку, заряжая отрицательную энергию, что было заранее ясно, ЧТО он про ЭТО напишет, я - и не Алексат, который из европ-америк не вылезает, и меряет все высоким ново- и новешевенским эталоном, но МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ.
РАЗУМЕЕТСЯ, не всё, не все, не совсем.
Что не понравилась? Некоторая навязчивость приемов нового европейского театра, узнаваемая до последней детали интерьера и манере распоследнего артиста миманса, это общий стиль европейских режиссеров поколения Чернякова, общий европейский стиль. Есть и прямые самоцитаты - такое впечатление, что бар и его обитатели просто вырезаны из митиного же берлинского "Игрока"). Фирменный принцип коробочности тиражируется из постановки в постановку. Картинка, разумеется, по-митиному вырвиглазовая, многоквартирные "соты" в начале и финале спектакля концептуальны (хотя оже были в мюнхенской Хованщине), схлопывание коробочек в конце сцен соответствует прерывистой музыкальной ткани Берга, но коробки и визуально неудобны: я сидела в правой части партера, не на самом надо сказать краю (а на краю того же ряда сидела "любимая" журналистка Дольчева Бирюкова), и если актер перемещался из середины коробочки к ее краю, начисто исчезал из поля зрения, а что видели в амфитеатре или на боках бельэтажа и яруса - даже боюсь себе представить. И особенно вредоносны для вокала. Коробочки исказили и так неблагополучную, дефектную акустику новогобольшого. Вообще на слух было что-то сильно микрофонное. Сдается мне, что коробочки находились если не за стеклом (хотя, как мне кажется, все-таки за стеклом - этот прием был опробован у режиссера Чернякова в "Двойном непостоянстве"), то за сеткой.
А что понравилось?
Что это цельный и ясный спектакль, актерско-вокальные работы ювелирно, по-черняковски, психологически проработаны, удача на удаче, неожиданный бонус от рассудочного концептуалиста Черняков: спектакль дал не только повод для размышлений, но местами даже и тронул. Звериные вопли Воццека в момент, когда он увидел измену Мари с Тамбурмажором, его "туфяковое" обмякание при разборке с Тамбурмажором (как будто из него воздух выпустили), я не забуду никогда. В активе Курентзиса - как минимум, адское вступление к 13 картине. Громко, с немыслимым крещендо? Именно так и надо, до мозга костей, до хруста в барабанных перепонках, чтобы было почти невыносимо, как в аду. Но любовь к громким эффектам и, наверное, все-таки не очень большой опыт привели к частому звуковому дисбалансу (певцов в некоторые моменты было почти не слышно), хотя какой тут уж счет к диригенту, при коробочной-то акустике.:-)
Но самое интересное (для меня, разумеется. многим именно это и не нравится) - спектакль поставлен в разрез с клише. Сюжет Воццека (Войцека) довольно известен, концепция за более чем стопятидесятилетнюю сценическую историю пиесы и 80-летнюю оперы обросла бородатыми штампами (те, кто "в курсе", ждут от Воццека бунта маленького, бедного, забитого человека). У Чернякова никакого бунта, никакого бедного и забитого Воццека (и даже солдат он по контракту, после "работы" ходит в рядовом прозкостюме) - Воццек живет примерно так же, как и другие, его работодатели лишь немного подтрунивают над ним, соперник смешно, по-бабьему, истерит, доказывая, что он настоящий мужик, Мари переживает измену и испытывает вину перед Воццеком, ни тот, ни другие, ни третья повода для бунта не дают. Но женщина Воццека должна быть наказана, потому что ему изменила. Пробуждение зверя в человеке, когда убийство становится событием рядовым, возможным в любой из квартир мноноквартирного дома, рядом с вами, обыденностью - в обществе, где всё позволено. Кто виноват? Воццек? Черт побери, но почему же его жалко? Мари - она дала повод? Капитан с Доктором, которые Воццека "навели"? Невиновных нет. Но и вины как таковой уже нет, потому что нет морали, есть эмоции, не контролируемые или оправдываемые головой, инстинкты, животное вытесняет человеческое при распаде цивилизации. Рядовое событие из обычного телевизора. Могло запросто произойти в соседней квартире с такой же точно плазмой на стене, таким же столом и с таким же составом членов семьи - муж, жена, ребенок.
Внешнее глянцевое благополучие (картинка) и внутреннее опустошение, распад, ад в душе (музыка, если это можно так называть) - главный концептуальный прием нового Воццека, как говорит мОлодежь, вставляет:-)))
Воццек,
Черняков,
Большой,
Опера