Равенна, кусочек Византии в Италии

Feb 09, 2009 00:12

Мне очень хотелось в Равенну. Равенна была обязательным пунктом в программе по провинциальной Италии. Тому были две (как может показаться) странные причины:
1) впечатавшаяся с подросткового возраста в памяти копия мозаики Сан-Витале в Пушкинском музее (ой - сказала я себе - как величественно и лаконично, я когда-нибудь должна ЭТО УВИДЕТЬ)


2) пожизненный интерес к Византии. И попутно - к мозаике, искусству, которое достигло «высшей власти» в Византии, а потом начало превращаться в прикладное ремесло…
Вот что любопытно: точно также, как большинство «топов» древнегреческого искусства остались за пределами нынешней территории Греции, в составе Греции Великой (на юге Италии, Сицилии, в Турции и даже в Сирии), от византийской мозаика мало что сохранилось в самой цитадели из-за мусульман, не признавшими человеческого изображения, а лучшие образцы вихантийской мозаики сохранились на европейской периферии Византии: в Италии - на севере (Равенне) и юге (Сицилии). Сицилианские мозаики (Монреале, Палермо) я видела лет 5 назад, еще в доцифровой период, осталавась Равенна.
Мозаики Равенны появились в раннехристианский период, в основном в V-VI веках, во времена, когда Италия почти на 8 веков (до появления Джотто) попала под преобладающее влияние византийского искусства. Любопытно, что регион, в котором находится Равенна, называют Эмилией-Романьей (Романией Западная Европа называла Восточную римскую империю - Византию).
У Равенны грандиозная история: она стала последней столицей Западной Римской империи, с падением которой начался этап глобальной варваризации Италии. На Востоке же - в Малой Азии предстоял бурный расцвет Ромейского государства (самоназвание Византии, ромеи = римляне). А столицей Равенна стала в силу природных причин - варварские набеги одолевали ослабевшую империю, Равенна же тогда находилась под естественной защитой: ее окружали зыбкие падуанские болота, она находилась на краю лагуны и на островах (ничего не напоминает? Йес, оф кос: нынешнюю Венецию). Это делало Равенну недоступной для сухопутных войск варваров (а плавать на судах они тогда еще не умели). А еще близость Восточного Рима - Византии, на помощь которой надеялись западные римляне. Со временем река По нанесла в лагуну ил и песок, и уже ооочень давно, с VIII века море от Равенны отступило (на 3, а потом на 6 км). Сама Равенна со временем попала под юрисдикцию ставшей могущественной соседней Венеции, а позже вошла в состав папского государства. Но до этого (XV век) было еще очень далеко: после византийцев Равенна входила в состав варварских германских государств, включая империю Карла Великого (который вывез в Ахен из Равенны все, что смог, даже резные мраморные колонны), потом была самостоятельной, в этот период после 15 лет скитаний по Италии в Равенну приехал по приглашению местного феодала изгнанный из Флоренции Данте, здесь он закончил Божественную комедию, здесь же умер от малярии (помните, Равенна была краем болот?). Прах Данте флорентийцы, которые давно одумались, требуют выдать у равеннцев.:-) Равеннцы не выдают.
В период варварских нашествий на Италию Равенна еще стояла на болотистом краю лагуны, и один из последних римских императоров - Гонорий  - после осады Милана варварами перенес свою резиденцию в Равенну. При Гонории в Равенне появились первые христианские культурные следы и первый памятник мозаичного искусства - мавзолей Галле Плачиды (сестры Гонория). Сейчас стоит рядом с собором Сан-Витале (мозаики которого и увлекли меня в Равенну). Галла Плачида никогда не была похоронена в этом мавзолее, а после бурной жизни, бегства в Византию и возвращения в Италию умерла в Риме, где и была похоронена.
Конец Западной Римской империи положили варвары, сначала Одоакр, которого победил и убил вождь остготов Теодорих, превращает Равенну в столицу остготского государства Италии. При Теодорихе был построен и украшен мозаиками собор, который называется нынче Сан-Апполинаре Нуово.
Праведники и праведницы в соборе располагаются по привычному принципу: девочки налево, мальчики направо:-) Без шуток - Праведник идут ко Христу, а праведницы во главе с Волхвами - к Богоматери.


 

К этому времени город уже больше века был христианским. Теодорих тоже крестился, но был арианином.
В период бурной экспансии Византии при Юстиниане Равенна была завоевана византийцами и превращена в столицу западной провинции - Равенского экзархзата, на полтора века стала вторым городом великого государства.
Арианство в Византии считалось ересью, и собор, который Теодорих посвятил Христу (нынешний Сан-Апполинаре Нуово), после завоевания Равенны был пересвящен, а мозаики арианского толка и изображения остгота Теодориха (для византийцев так и оставшегося варваром, не смотря на принятие христианства) уничтожены и/или очернены.

При византийцах были были завершены мозаики Сан-Витале.


Император Юстиниан и императрица Феодора, никогда не посещавшие Равенну, стали главными героями этих мозаик.






Собственно, этим трем поразительным памятникам и посвящено, в основном, мое фотопутешествие по Равенне. Это не все мозаики Равенны, но самые известные, без которых посещение Равенны не считается.
Мозаика - практически вечный материал и посему именно она дает представление о начальной христианской эстетике, в то время как иконы, картины, фрески стареют: покрываются трещинами и тускнеют. Мозаичный вывод парадоксален: раннехристианское искусство было вовсе не мрачным и аскетичным, а ярким и радостным. Преемственность с античностью ощутима, в Византии связь времен не прерывалась, как на Западе, который после мраа варварского периода обратился к античности только в период Ренессанса. И совершенно невозможно поверить, что это было собрано (мозаика собирается!) не вчера/позавчера, а, например, в 440 (мавзолей Галлы Плачиды) или 521-547 (Сан-Витале) годах от р.х.
Мозаики в мавзолее Галлы Плачиды:



Подробно  Равенна здесь:
picasaweb.google.com/saura.gl/ZIZCqK#

Равенна, мозаика, Италия, Византия

Previous post Next post
Up