Предпосылки. Выбор метода

Jul 06, 2007 18:10



Итак, нам нужно найти способ преодолеть классическое разделение философов на матери­алистов и идеалистов, то есть возродить на новом витке развития дуалисти­ческое мировоз­зрение Иммануила Канта. Не воспользоваться ли нам кантовским критическим методом, применив его к современному научному знанию?
Однако современные ученые сами хорошо владеют крити­ческим методом. Поэтому их научные труды самокри­тично не выходят за рамки частных теорий, интерпре­тирующих узкий спектр эмпирических данных. Кроме того, ученых сегодня в тысячи раз больше, чем во времена Канта, даже если брать только гуманитарные науки. Применить резуль­таты одной школы для критики другой нельзя из-за несовме­стимости научного жаргона и частных моделей, несовпа­дения полей исследования. Поэтому сегодня науке нужен не столько критический анализ, сколько синтез универ­сальных моделей. Классический пример такого синтеза - квантовая механика, объединившая и упразднившая волновую и корпус­кулярную модели.
Метод Канта при внимательном рассмотрении с совре­менных позиций оказывается «двух­слойным». На поверх­ности - понятный европейским современ­никам Канта рацио­нально-критический подход, за которым не так уж трудно увидеть совсем иной метод - интуитивно-синтети­ческий. Именно синтез Кантом универ­сальной модели позволил ему подвер­гнуть критике современную ему метафизику. Кант много времени посвятил изучению и препо­даванию естес­твенных наук. Поэтому подход Канта к философским проблемам скорее естественно­научный, чем фило­софский в привычном для его времени смысле. Кант сам признается, что хотел бы превратить метафизику в строгую науку. Созданная Кантом теоре­тическая модель «чистого разума», активно взаимодей­ствующего с внешним миром, основана на обобщении опыта великих ученых - Галилея, Коперника, Кеплера, Ньютона. Их методы Кант интуитивно воспринял и обобщил в «Критике чистого разума».
Кант вынашивал замысел своей главной книги двена­дцать лет. Это и был период синтеза универ­сальной модели. Затем на ее основе Кант применил уже рационально-крити­ческий метод для ревизии современной ему философии. Так что «чистый разум» возник как бы внутри философии, хотя на деле был привнесен извне - из опыта естественных наук.
Синтез теоретической модели не всегда означает умения ее применять, тем более - рекур­сивно, по отношению к самой себе. Как человек XVIII века, Кант не воспри­нимал «чистый разум» как одну из возможных моделей. Хотя именно это предполагает описанное Кантом отношение позна­ющего субъекта к внешнему объекту. Несмотря на блестящую идею «вещи самой по себе», Кант отожде­ствляет свою модель с действите­льностью, хотя за феноменом челове­ческого разума кроется такой же «ноумен», как и за другими явлениями природы. Подобным образом Евклидова геометрия отождест­влялась с реальным пространством. Лишь появ­ление в XIX веке неевклидовых моделей геометрии станет подтверж­дением на практике кантовой модели познания. После появления альтер­нативных моделей прост­ранства и времени в физике придет понимание, что «чистый разум» Канта тоже является одной из возможных моделей процесса познания.1
Иные попытки критики Канта, не основанные на выдви­жении альтер­нативных и адекватных моделей, служат для построения упрощенных моделей и ухода от поставленных Кантом проблем. Другое дело, что социальные науки до сих пор удовле­творялись такими моделями, соединя­ющими отдельные идеи Канта с удобной карте­зианской системой.
Справедливости ради нужно отметить, что сложная Кантова модель универсума в отличие от Декартовой не была связной. Например, идея эволюци­онного развития, раск­рытая в космогонии Канта, не могла быть применена к био­логии, а тем более к психо­логии в силу неразви­тости этих наук. Отсюда постули­руемая априорность элементов «чистого разума», якобы предше­ствующих опыту. Хотя эти элементы созданы в результате миллионов лет эволюции живых систем, естественного отбора лучшего опыта.2
Поскольку замысел Канта пока не реализован и связная универ­сальная модель отсут­ствует, то и совре­менная наука представ­ляет собой систему отдельно стоящих зданий, бастионов, переходов. Неоднократно перестро­енные стены и башни размещены на ровном как песок картези­анском осно­вании вокруг мощного фундамента философии Канта. Крае­угольные камни этого фунда­мента уже исполь­зованы как опора для зданий новых наук. Мощные конст­рукции отдельных эмпири­ческих систем вполне могут послужить стенами для главного здания, которое нам предстоит выстроить над пустующим пока фундаментом.
Успех «Критики» Канта обусловлен тем, что созданная им модель отражала и опере­жала общий уровень науки. Однако в наше время применять крити­ческий метод Канта к научным резуль­татам нужно осторожнее. У Юнга есть по этому поводу притча об учениках колдуна: «копируя, они незаметно для себя перевернули весь процесс задом наперед, то есть предвос­хитили результат в надежде, что им удастся повторить тот процесс, который привел к этому резуль­тату».3 Нужно быть уверенным, что теорети­ческая модель, которую мы явно или неявно используем для критики, адекватна сложности современной науки. Это касается и современных почитателей Канта, которые по примеру учителя используют неявную и несвязную теоретическую модель, называя ее «общим уровнем современной науки».
Мы можем коротко рассмотреть конкретный пример такого «неоканти­анского» подхода. Он тем более интересен, что автором исследо­вания является соратник Льва Гумилева и очень близкий к нему философ-кантианец Юрий Бородай. Вдвойне интересным делает его книгу «Эротика-Смерть-Табу» попытка прояснить начальные условия, обеспечившие старт процесса антропо­генеза. Это действи­тельно один из тех вопросов, которые служат «оселком» для проверки универ­сальной теории.
Ю.Бородай проделал большую работу, сопоставляя нау­чные результаты психологов и археологов. Критический обзор научных источников выводит автора на порог важного открытия. Оказы­вается, такие присущие лишь виду homo sapiens формы поведения как: сотво­рение богов, создание орудий и способность смеяться, - связаны между собой общей симво­ликой и все вместе - с начальной стадией антро­погенеза.4 Кроме того, Бородай подводит нас к выводу о том, что не только убийства себе подобных с помощью первых каменных орудий, но и само создание этих орудий было след­ствием высокой степени полового возбуждения, не имев­шего иного выхода для своей разрядки. Причиной антро­погенеза в версии Бородая становится «чрезвы­чайное поло­жение» в стае приматов, при котором власть вожака стано­вится невыно­симой для молодых самцов. Перво­бытный бунт «сыновей» против «отца» становится пусковым механизмом антропо­генеза. Однако последняя гипотеза эмпири­ческими данными не подтверждена. Источником для нее является не наука, а мировоз­зрение - неявно избранная автором картези­анская модель, которой в сфере психологии соответствует классический фрейдизм.
Вторым источником является, очевидно, принцип соот­ветствия онтогенеза фило­генезу. «Эдипову комплексу», зани­мающему у Фрейда центральное место в развитии инди­видуа­льной психики, Бородай сопоставляет такой же кон­фликт на начальном этапе антропо­генеза. Однако здесь решение явно подго­няется под ответ. По сути, Бородай снова возрождает понятие «перво­родного греха», наряжая «эдипов комплекс» в модные одежды «гештальта». Однако именно этот центра­льный тезис книги не только не подтвержден, но входит в проти­воречие с данными биологов и историков. Например, зоологам и этологам не удалось пока зафикси­ровать случаев, когда конфликт самцов из-за самок у высших животных, в том числе закончив­шийся гибелью вожака, приводил бы к изменению стерео­типов поведения, присущих данному виду. Для опровер­жения гипотезы достаточно заметить, что агрессивно-возбуж­денное состояние, приводящее к система­тическим убийствам себе подобных, является привычным и для современных людей, но не для наших ближайших родствен­ников - человеко­образных приматов. Будет логично предпо­ложить, что и наши прямые животные предки не отличались кровожад­ностью. Поэтому переход бывших обезьян к взаимным убийствам следует считать следствием, возможно даже не первичным, самого процесса антропо­генеза. Непосред­ственная причина старта этого процесса должна лежать в сфере биологии и экологии приматов, а не среди типичных только для человека психоло­гических комплексов.
Кроме того, во все времена агрессивно-возбуж­денное состояние больших и малых людских сообществ хотя и регу­лярно имеет место, но предваряется и сменяется иными, спокойными состоя­ниями. Логично предпо­ложить, что наши далекие предки не всегда били друг друга по черепам каменными топорами, а только в напря­женные моменты Преды­стории. Если бы у нас была проверенная на совре­менном и истори­ческом материале модель, описывающая законо­мерности перехода любых сообществ от мирной жизни к военной актив­ности, от внутренних споров к внешней экспансии и наоборот, тогда можно исполь­зовать эту модель для проверки гипотез о начальной стадии антропо­генеза.
Гумилев пытался объяснить запуск этногенеза в социа­льной среде биологи­ческим фактором - мутацией. Бородай, наоборот, констру­ирует вместо биологи­ческих факторов образ первичного социаль­ного Инферно. Однако методо­логи­ческая ошибка у них одна - смешение в одной модели разных форм движения материи, как и общая причина ошибки - картези­анское мировоз­зрение.
Здесь нужно сделать важную оговорку - Гумилев, как до него Кант, Маркс, Фрейд, выходит на картези­анскую основу лишь, когда ищет внешнюю рамку для соединения новой системы эмпири­ческих знаний с обще­принятым научным мировоз­зрением. Находясь на твердой почве собст­венных исследо­ваний и обобщений, Гумилев интуитивно выстра­ивает совсем другую мировоз­зренческую основу, в рамках которой можно описать границы между формами движения, изучаемыми разными науками. А значит привлечь смежные науки для изучения исторических процессов. В трактатах по истории древних тюрков Гумилев показывает, как идеоло­гические процессы в супер­этнической надстройке служат внешней рамкой для текущих полити­ческих процессов. Рамки развития цивили­заций задают социально-экономи­ческие процессы, протекающие в границах естественных и искус­ственных геобио­ценозов. Экологи­ческие условия в свою очередь зависят от географии - ланд­шафтов и климата.
Механистические модели могут неплохо описывать состо­яние социальных систем между кризисами, но для краевых ситуаций, модели­рования кризисов они не годятся. Книга Бородая еще раз доказывает, что крити­ческий метод незаменим для расчистки и разметки проблем­ного поля, определения границ нашего знания, но не более того. Расширить знание может только синтез фунда­ментальной модели, позволяющей интер­претировать известные системы эмпири­ческих данных, описывать краевые и переходные состояния, включая «начало» и «конец» Истории.
Таким образом, чтобы достичь нашей цели, мы должны исполь­зовать метод Канта, но не лежащий на поверх­ности рационально-критический, а скрытый за ним инту­итивно-синтети­ческий метод. Нужно буквально призвать к ответу на постав­ленные вопросы К.Юнга, А.Тойнби, Л.Гумилева. В широком смысле эти три сектора исследований - история, этнология и психология, покрывают всю сферу социальных наук: изучение много­образия внешних форм социальной жизни; исследо­вание взаимо­связи социальных сообществ и природной среды; выявление общих законов внутренней жизни сообществ и отдельных личностей. Данные класси­ческих гумани­тарных наук: языко­знания, литературо­ведения, полито­логии, экономики, социальных аспектов медицины и других - получат единую систему координат, объеди­няющую три основных сектора. При этом, как в свое время Кант, мы обязаны не только соединить созданные предшест­венниками эмпири­ческие системы, но и воспринять общий дух научного творчества, самозаб­венное отношение к предмету иссле­дований и к цели - научной истине.
1Пример критики Канта с этих позиций - Рассел Б. История западной философии, М., 2004, с.856.
2См. Турчин В.Ф. Феномен Науки. - М., 2000.
3 Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - Мн., 2004, с.266.
4 Бородай Ю.М. Эротика-смерть-табу. М., 1996, с.7-9.

Продолжение...
Previous post Next post
Up