Еще раз обратим внимание на нижнюю часть таблицы 4, где можно увидеть асинхронность в завершении предварительных фаз учредительных процессов РФ и СНГ. Между тем политический центр РФ является одновременно центральной подсистемой общего политического центра СНГ. На конкретном примере видно, что Смена центра в центральной подсистеме (узел 4) происходит несколько раньше, чем Смена центра (узел B) в основном процессе. Промежуток между двумя событиями - один шаг или «фаза фазы»: узел 4 в учредительном процессе РФ совпадает с предпоследним «узлом фазы» 3.12 учредительного процесса СНГ.
Это замечание вроде бы противоречит нашему соглашению о том, что мы определяем большие узлы основного процесса в момент Смены центра в центральной подсистеме, а все остальные узлы - как большие узлы центрального цикла. Выбор нами такого формального определения узлов и фаз связан с тем, что Смена центра лучше других больших узлов определяется эмпирически. Но именно потому, что Смена центра на всех уровнях политических процессов определяется эмпирически, а не формально (по определению), этот узел и является исключением из общего правила.
С другой стороны, опережение по фазе в развитии политического центра соответствует общим представлениям о политических процессах. Сначала должен сложиться новый политический центр, который начинает демонтировать прежнюю структуру управления и проводит мобилизацию новой системы управления прежде, чем произойдет окончательная Смена центра в основном процессе. Поскольку завершение демонтажа прежнего центра связано с отрицанием символики власти, именно это событие является наиболее наглядным для эмпирического определения Смены центра.
Впрочем, демонтаж символики тоже процесс и занимает определенное время, поэтому мы говорим об узле, а не о моменте Смены центра. Так, демонтаж символики СССР начался 25 декабря с телеобращения Горбачева о сложении полномочий президента и замены флага над Кремлем. Завершился узел новогодним телевизионным обращением Ельцина - финалом демонтажа союзного центра.
Точно так же узел Смены центра в учредительном процессе РФ не завершается вместе с 5 съездом народных депутатов РСФСР 2 ноября 1991 г. Решения съезда сформировали новую конфигурацию политического руководства республикой. Но даже в масштабах отношений между несколькими фигурами необходим краткий период мобилизации и демонтажа символики. В том числе символическое наделение вице-президента Руцкого полномочиями в отношении внутренних войск и территории Чечни. Символическим завершением узла Смены центра становится отмена торжественных мероприятий главного государственного праздника 7 ноября, то есть демонстрация отсутствия власти СССР над столицей и ее символами.
Можно вспомнить также события осени 1987 года, когда демарш Ельцина на юбилейном пленуме ЦК КПСС завершился символичным отсутствием главы столичного горкома на трибуне Мавзолея 7 ноября. То есть, мы можем сделать вывод, что смена фаз в политике очень часто приурочена к символическим событиям, таким как государственные праздники или иные символические церемонии вроде присяги гвардейцев наследнику престола.
Мы продолжим иллюстрировать и уточнять нашу обобщенную схему на примере учреждения Российской Федерации, точнее - федерального центра РФ, а также на более сложном примере эволюции политических институтов русской цивилизации в ХХ веке.
Назовем характерные особенности активной стадии B:
1) более тесная связь центральной (политической) подсистемы с представительной ветвью власти;
2) опора политического процесса на процессы разграничения полномочий и выработки критериев оценок;
3) подчиненная роль исполнительной подсистемы;
4) коалиционный характер политического центра: триумвират, включающий наряду с президентом-главой правительства центры представительной и судебной подсистем;
5) при этом активные споры между участниками коалиционного центра вплоть до силового противостояния не мешают им преследовать общий интерес контроля над базовыми сообществами.
Соответственно, в учредительном процессе государства (на примере РФ) политический центр образуют три центральных института, участвующих в законодательном и конституционном процессе. Это администрация президента, руководство парламента (президиум Верховного Совета) и, как баланс между ними - высшая судебная инстанция, имеющая право толковать конституцию при спорах между политическими институтами (в РФ - Конституционный суд).
На уровне надстройки цивилизации мы имеем дело не с законодательным процессом, а с идеологическим. В фазе изоляции «проблемного сектора» идеологические дискуссии влияют на все стороны жизни, и мы получаем идеократию. В идеократическом СССР центральной подсистемой является не формальный глава государства, а партийный вождь и его окружение. Представительной ветвью является не боярская дума или верховный совет, а форумы правящей идеократии, в случае СССР - партийные съезды и пленумы. Исполнительной ветвью является не правительство, а идеологический центр над ним (ВСНХ, секретариат ЦК). Соответственно, третьей специфической балансирующей силой между вождем и противостоящей ему коллегией идеократии становятся политические органы государства (ВЧК, ОГПУ, КГБ).
Теперь можно сравнить сходство и отличие двух процессов более подробно:
Таблица 5. Фаза IV «Распространение влияния»
узлы стадии B
РФ
СССР
4.
Смена центра
5 съезд н.д. РСФСР, курс на радикальные реформы, 1-7.11.1991
вся власть Советам от Зимнего до Кремля, 7-20.11.1917
4.5.
референдум о статусе Украины, 1.12.91
признание Финляндии, 19-20.12.17
4.6
ратификация Беловежских соглашений, 12.12.91
ратификация Брестского мира, 16.3.18
4C. Смена режима
старт «реформы», 1.1.92
расстрел царской семьи, 17.7.18
4.8
КС отменяет «указ о МБВД», 14.1.92
смерть Свердлова, 8 съезд РКПб, 17-19.3.19
4.9
КС об угрозе развала РФ, 14.2.92
советско-польская война, 25.4.20
4D. Закрепление режима
разгон митинга в Москве, министр МБ Баранников, 23-24.2.92
взятие Перекопа, ультиматум батьке Махно, 7-9.11.20
4.11 + 5A
законы о безопасности; о краевых, областных органах власти, 5.3.92
Х съезд РКПб, запрет фракций, отмена разверстки, усмирение Кронштадта, 18.3.21
5.2
КС о референдуме в Татарстане, 12.3.92
упразднение ВЧК, создание ГПУ, 6.2.22
4.12 + 5.3
Ельцин - министр обороны, 16.3.92
Сталин - генеральный секретарь ЦК, 3.22
5. Соглашение о сферах влияния
Федеративный договор, 31.3 - 4.4.92
Союзный договор, 30.12.22
В процессе учреждения РФ активная стадия и IV фаза начинаются с утверждения 5 съездом новых полномочий всех трех частей политического центра - президента, президиума ВС и судей Конституционного суда. При этом наделение президента особыми полномочиями, включая роль главы правительства, нужно Съезду для того, чтобы оперативно демонтировать и переподчинить полномочия союзного центра. Аналогично в ноябре 1917 года вождь и главный идеолог революции становится главой Совнаркома.
Малая фаза IVB «Мобилизация»:
Демонтаж остатков прежней системы и переподчинение новому центру. В советской историографии известна как «победоносное шествие Советской власти». При учреждении РФ проходила под лозунгом подготовки экономической реформы в отдельно взятой РФ.
Малая фаза IVC «Реакция»:
Переход политического центра от внутренней мобилизации к управлению означает смену режима и влечет сопротивление, реакцию социальной среды. В Советской России 1918-21 годов фаза реакции - это Гражданская война вовне и споры внутри нового центра по поводу контроля над вооруженными отрядами. В январе-феврале 1992 года - это законодательные и конституционно-судебные споры в треугольнике «президент - ВС - КС» по поводу контроля над силовыми ведомствами.
На примере малой фазы IVC(РФ) можно рассмотреть более тонкие механизмы взаимодействия внутри «коллективного руководства». Предварительная четверть фазы IVC начинается 19.12.91 с изданием указа президента о Министерстве безопасности и внутренних дел. Содержание указа вроде бы лежит в общем русле предыдущей фазы IVB - переподчинение союзных ведомств республиканским. Судьба бывшего КГБ слишком важна для успеха общего предприятия республиканского руководства. Поэтому невозможна просто отмена указа президента Съездом, теоретически обладавшим полнотой всей власти. Однако указ, тем не менее, нарушает баланс сил между президентом и руководством Верховного Совета. Так что задействуется новый механизм поддержания баланса - через оспаривание указа в Конституционном суде. Так сразу по окончании демонтажа союзного центра происходит смена конституционного режима - от советской власти к разделению властей.
Активная четверть фазы IVC - фаза IV.VII, сразу после новогодних праздников соответствует слушаниям дела о конституционности «указа о МБВД» и заканчивает оглашением вердикта. Конструктивная фаза IV.VIII включает отмену оспоренного указа и формальное восстановление Агентства федеральной безопасности РФ. Но теперь под этим наименованием скрыт уже не республиканский филиал союзной спецслужбы, а сам бывший КГБ СССР. Налицо выбор из спектра толкований судебного решения, определившего новый баланс сил внутри «коллективного руководства».
Подготовка и проведение первого судебного процесса в Конституционном Суде РФ, а также споры, связанные с толкованием его решения, относятся и к сфере государства, и к сфере политики. Он стал центральным процессом в рамках судебной реформы, и одновременно - судебным по форме политическим процессом согласования интересов внутри трехглавого «коллективного руководства».
Затягивание конструктивной четверти, связанное со спорами о толковании, ведет к угрозе падения статуса всего «коллективного руководства». Поэтому заявление КС об угрозе конституционному строю переводит процесс в завершающую четверть - фазу IV.IX, последней точкой в которой становится ликвидация 24.2.92 личной унии двух министерств. Одновременно происходит Смена центра в политических институтах, координирующих силовые ведомства.
Малая фаза IVD «Умиротворение»:
На смену Баранникову в качестве политического координатора приходит Скоков, а соответствующий политический процесс согласования интересов имеет уже не судебную форму, а законотворческую - в рамках подготовки и принятия законопроекта «О безопасности», предусматривающего создание Совета безопасности РФ. Тем не менее, активная четверть умиротворения опирается на силовые методы.
В большом процессе советской истории этому соответствует установление западных границ СССР в ходе польской и крымской кампаний, а также снижение роли военного руководства в пользу партийного.
Продолжение...