ч.II "Начала" - Между алгеброй и гармонией

Jul 07, 2007 10:26



Красивым эмпирическим обобщениям Гумилева, Тойнби и даже Юнга все-таки чего-то недостает, чтобы стать полноценной научной теорией, причем не только универсальности и связности. Эти недостатки мы постарались исправить в первой части книги: выявили общую для «трех источников» несущую конструкцию, предложили систему непротиворечивого толкования основных понятий. Однако этого все еще не достаточно для подлинно научной теории.
Чего же не хватает? В свое время профессор Кант постулировал противоположность умозрительного, виртуального мира идей и реального мира. Но сто лет спустя другой знаменитый уроженец Кенигсберга физик Густав Кирхгоф ввел в оборот парадоксальный афоризм: «Нет ничего практичнее хорошей теории!».
И в самом деле, любая теория как умозрительная конструкция противоположна внешней реальности. Хотя среди разнообразных теорий встречаются такие, что составляют с действительностью не только противоположность, но и единство - через практику. Любое научное открытие признается таковым только, если к новой теоретической формуле прилагается методика эксперимента, который могут воспроизвести другие ученые. Соответственно, к фундаментальной научной модели прилагаются рациональные методики проверки теоретических выводов.
Такой методологии не достает эмпирическим системам Гумилева, Тойнби и Юнга, даже объединенным нами в связную универсальную гипотезу. Тем не менее, связь с практикой у нашей теории имеется, но несколько односторонняя. Так, эмпирическая система Юнга создана на основе научного опыта, опиравшегося на теорию психоанализа - пусть основанную на иррациональной догме, но оснащенную практическими методиками. В то же время попытка Юнга вернуть психоанализ на рациональные основания состояла в неповторимом интуитивном обобщении собственного и предшествующего опыта.
Точно так же этнология Гумилева связана с практикой генетически - через предшествующие этнографические и исторические теории, но не имеет своей методологии для практической проверки этнологии в целом. Может быть потому, что, как и теория цивилизаций Тойнби, этнология Гумилева исследует лишь одну из сторон единого процесса развития общества. В других исторических обстоятельствах связь социума с вмещающим ландшафтом проявляется не так ярко и выпукло, как в евразийской цивилизации конца I - начала II тысячелетия.
Тем не менее, классики оставили нам ключи к будущей методологии. Гумилев подарил нам важный критерий определения фазы развития сообщества - степень дифференциации надстройки. Мы несколько уточнили этот подход, выбрав как основной критерий динамику усложнения или упрощения внешних связей и внутренней структуры надстройки сообщества. Благодаря этому мы смогли в некоторых наиболее ясных случаях сделать привязку исторических событий к универсальной шкале «Подъём - Надлом - Традиция». Как и Гумилёв, отслеживаем психологическое состояние сообщества, сопоставляя со стадиями развития личности по Юнгу.
Так, для российской истории нам удалось примерно привязать основные события к узлам универсальной шкалы:
1) «Рождение» (от столкновения византийской и степной евразийской цивилизаций) - вторжение половцев в Киевскую Русь, породившее движение центра русских земель на северо-восток, середина XI в.
2) «Пробуждение» - переход от младенчества к детству, осознание самостоятельного «Я» в лоне двух родительских традиций: евразийской этнической и византийской духовной - усыновление Александра Невского золотоордынской династией Батыя и рождение династии московских князей, середина XIII в.
3) «Самоутверждение» - переход к стадии явного Подъема по Гумилеву, «психическое рождение» по Юнгу: приобретение Московским княжеством при Иване III Великом независимости как от Орды, так и от Византии, конец XV в.
4) «Инициация» - переход к акматической стадии Подъема: провозглашение Российской империи при Петре I Великом, начало XVIII в.
5) «Пик Подъема» - начало Надлома: междуцарствие после смерти Александра I и восстание декабристов, 1825 г.
6) «Смена центра» - начало глубокого Надлома, стадии изоляции России как «творческого меньшинства» в глобальной надстройке: Октябрьский переворот, 1917 г.
7) «Дно Надлома» - переход к конструктивной фазе стадии изоляции, начало Выхода из Надлома: начало Великой Отечественной войны, 1941 г.
8) «Консолидация» - по завершении третьей четверти Надлома, переход от конструктивной фазы стадии изоляции к стадии возвращения: преодоление кризиса, связанного со сменой власти в 2008 г.
Разумеется, такая разметка шкалы российской истории является пока рабочей гипотезой и основана на интуитивной оценке, а не на рациональных критериях научной методологии, которую только предстоит выстроить. Такой же интуитивной гипотезой является разметка шкалы всемирной истории, предложенная в конце первой части книги. Исключить вовсе интуитивную составляющую в экспертной оценке тех или иных событий истории, а тем более событий текущей политики, невозможно. Однако нужно дать в распоряжение экспертов не один и не два, а целый ряд рациональных критериев оценки и соответствующих методик.
Уточнить границы сообществ в историческом пространстве-времени невозможно без привязки узлов соответствующих процессов развития к универсальной шкале, и наоборот. Если для границ цивилизаций и суперэтносов мы можем опираться на интуитивные оценки классиков, то для сообществ меньших масштабов неизбежно возникают трудности восприятия. Дело в том, что узел большого процесса сам являет собой социальный процесс локальных масштабов, соединяющий сообщества второго уровня. В краткий период, когда большое сообщество проходит через узел развития, соподчиненные ему базовые или надстроечные сообщества, в свою очередь переживают фазовые переходы, причем в разных фазах. Поэтому в критические, переломные моменты в центре сообщества можно наблюдать признаки, характерные для разных узлов универсальной шкалы.
Так что применить сравнительную методику оценки событий по аналогии с известными историческими процессами, для которых имеется привязка к универсальной шкале, бывает непросто. Например, в событиях конца 1825 года в Петербурге на поверхности лежат, скорее, признаки Дна Надлома - гражданской войны между разными частями расколотого русского дворянства. Одновременно, в придворном центре политического класса происходит Смена центра.
При рассмотрении исторического процесса со средней дистанции многое определяет позиция наблюдателя. Достоевский в своей знаменитой речи на открытии памятника поэту определяет творчество Пушкина как вершину русской поэзии. Для Ульянова-Ленина1 в этот период истории главное - рождение революционного движения. И нужно отойти еще на сто лет и дистанцироваться от злобы не только дня, но и века, чтобы подтвердить эти субъективные оценки и по совокупности признаков определить 1825 год как Пик Подъема российской истории.
Чтобы применить универсальную шкалу к менее масштабным и более близким процессам, например, российской политики конца XX - начала XXI века, нужно искать новые специфические методики, сфокусированные на отдельных фазах и узлах общего процесса. Соответственно, по мере развития методологии будет уточняться сама универсальная модель, превращаясь из грубой шкалы в тонкую сетку координат исторического пространства-времени.
Источником для построения универсальной методологии может быть только социальная практика, эмпирически обобщенная с помощью методик уже существующих наук. Именно так предшественники - Юнг, Тойнби, Гумилев заодно с основой модели (шкалой «Подъем-Надлом-Традиция») заложили основу будущей методологии. Но кроме истории, этнологии, психологии существует спектр гуманитарных наук, изучающих все стороны единого социального процесса - юриспруденция, экономика, политология, филология, история философии и другие. Внутри каждой из этих наук существуют большие разделы и отдельные исследования, находящиеся на стыке с другими дисциплинами. Примером такого эмпирического источника была для нас научная биография Пушкина Ю.Лотмана - исследование на стыке литературоведения, истории и психологии.
Особенность современных гуманитарных наук - плюрализм метафизических оснований и, как следствие, несвязность теоретической модели, отсутствие целостной методологии при множестве частных методик. Произвольная попытка советских идеологов подвести под общественные науки общую мировоззренческую и методологическую основу на деле привела к резкому сужению поля исследований, догматизму и кризису социальных наук, неизбежно ведущему социальный кризис. Одним из верных признаков системного кризиса было появление в 1960-х вторичных по отношению к марксизму догм, попыток создать «системную» методологию без универсальной теоретической модели.
Существует особый тип гуманитарных наук, к которому относятся юриспруденция, экономическая наука, политология, педагогика, медицина в своем социальном аспекте. Они более всего заслуживают наименование «научной дисциплины», поскольку в основном заняты изучением не реального, а должного - нормативных оснований управления в государстве, экономике и других подсистемах. Смысл существования таких дисциплин заключается, прежде всего, в устранении стихийности из социальных систем путем единообразного обучения и внедрения нормативных методик.
Без такого нормативного основания в виде научных дисциплин было бы невозможно обеспечить управляемость таких больших подсистем как государство, экономика, образование. Эти большие системы поддаются управлению из центра постольку, поскольку практически на нижестоящих уровнях господствует общее понимание управляющих сигналов и единообразная методика реагирования. Например, менеджеры, бухгалтеры, консультанты во всех корпорациях, частных компаниях и иных субъектах рынка проводят оценку капитала в соответствии с нормативными методиками, созданными экономической наукой. Аналогично поступают юрисконсульты этих компаний, пользуясь, например, научными комментариями к законодательству.
С другой стороны, в государстве, экономике и других сферах существует альтернативный механизм передачи знаний не о нормативном, а о реальном состоянии дел, о реальных методах решения вопросов. Как правило, это ненормативное знание в виде практических методик передается неформально - от отца к сыну или от старшего партнера к младшему в корпорации или адвокатской конторе. Этот альтернативный механизм обеспечивает уже воспроизводство элиты - управляющих, а не управляемых.
Хорошим подтверждением ограниченности «нормативных дисциплин» стало появление в 1958 году знаменитого памфлета Сирила Паркинсона. «Законы Паркинсона» потому и вызывают смех, что гораздо более точно описывают реальную жизнь любых корпораций, чем пафосные нормативные теории. Ни в юриспруденции, ни в политологии, ни в экономической теории эти регулярные феномены бюрократического бытия не описываются и не исследуются. Может быть оно и правильно - не стоит ставить под сомнение нормативные теории, от которых зависит функционирование столь важных подсистем как государство или рынок. Но тогда нужно создать другую, обобщающую теорию, которая исследовала бы такого рода феномены и описала условия, при которых «нормативные дисциплины» работают или уже нет. Естественно, что для этого бесполезно исследовать только сообщества и институты, в которых нормативные дисциплины реально работают, как и сообщества, где о них ничего не знают. Так что вряд ли мы найдем лучший полигон для исследований, чем Россия в переходном периоде, когда правовые, рыночные и политические механизмы уже есть, но не работают или работают не так, как положено.
Тем не менее, юриспруденция, политология, экономика тесно связаны с социальной практикой. Нормативные дисциплины накопили достаточный объем научных фактов и обобщений, в том числе связанных с социальными кризисами из-за несоответствия между нормативными теориями и социальной реальностью. Наша задача - не ждать очередных «милостей от природы», то есть масштабного глобального кризиса, а уже сейчас взять эмпирическую составляющую социальных наук, чтобы осмыслить опыт постсоветского социального кризиса конца ХХ века.
Научная вера в изначальную гармонию бытия, то есть в наличие непознанных закономерностей развития, побуждает нас к поискам необходимых элементов и созданию сложной теоретической модели. Увидеть сквозь призму новой теории вместо видимого хаоса «случайных» событий закономерное развитие взаимосвязанных процессов - это и будет: поверить алгебру теории гармонией бытия.
1 Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции, ПСС, т.23

Продолжение...
Previous post
Up