Оригинал взят у
mgsupgs в
Отец Глянца. Еще немного выдающихся эмигрантов, о которых подавляющее большинство вообще никогда не слыхало.
«Он был гением, и с ним было сложно. Это сейчас с ним все просто. Нужно оказывать ему почести, которые он так ненавидел при жизни и от которых он теперь не может отказаться. Он был моим единственным учителем. Я многому научился благодаря его нетерпеливости, высокомерию, недовольству. К сожалению, он так и умер, ни разу не похвалив меня».
Ричард Аведон
Будущий революционер в мире моды, печати, дизайна и рекламы, Алексей Бродович родился в белорусской деревне Оголичи в семье видного врача-психиатра Чеслова Бродовича; в годы русско-японской войны семья переехала в Москву, чтобы отец мог работать в госпитале для японских пленников. В 1914-1915 годах Бродович учился в знаменитом Тенишевском училище - одновременно, например, с Набоковым, чтобы затем поступать в Императорскую Академию художеств. Однако с началом войны Бродович об искусстве забыл и неоднократно сбегал на фронт «убивать немцев» - откуда его всякий раз возвращали силами влиятельного отца, служившего в руководстве Красного креста. В результате Бродовича отправили в Пажеский корпус.
В 1917 году Алексей Бродович окончил Пажеский корпус и был направлен в действующую армию корнетом 12-го гусарского Ахтырского полка генерала Дениса Давыдова. Затем он получил звание капитана и вступил в Добровольческую армию. В боях против большевиков под Одессой Алексей Бродович был тяжело ранен. Его госпитализировали в больницу Кисловодска. Здесь он встретил свою будущую жену Нину.
В 1918 году Кисловодск был окружен большевиками. Алексей Бродович вместе с женой отправился в Новороссийск, а затем в Константинополь.
Алексей Бродович и Франция
В 1920 году, воссоединившись со своей семьей, Алексей Бродович эмигрировал во Францию. Вместе с женой они сняли небольшую квартиру в Монпарнасе. В этом районе на тот момент проживали русские художники-эмигранты. Бродович завел знакомства с Жаном Кокто, Андре Дереном, Анри Матиссом, Пабло Пикассо. Нина устроилась швеей, Алексей - маляром. После работы он посещал Свободную русскую академию Марии Васильевой.
Начало карьеры
Бродович рисовал афиши и декорации для «Русских балетов» Сергея Дягилева, постепенно впитывая влияние всех актуальных течений: французских фовизма, сюрреализма, кубизма, немецкого Баухауза, швейцарского дадаизма, итальянского футуризма, русского супрематизма и конструктивизма. Он также являлся фотографом труппы, занимался декорированием интерьеров частных домов (в том числе дома дирижера и композитора С. А. Кусевицкого), выполнял рисунки для тканей по заказам Модного дома Поля Пуаре, эскизы мебели для Bianchini, создавал рекламные афиши.
В 1922 Алексей Бродович состоял в Обществе независимых художников. Он создавал иллюстрации и разрабатывал макеты для парижских журналов Art et Métier Graphiques, Graphic, Cahiers d’Art. На творчество Алексея Бродовича оказали влияние такие направления, как кубизм, сюрреализм, пуризм и фовизм. Он восхищался Сергеем Дягилевым и его умением экспериментировать и находить новое.
Признание творчества. Новые заказы
В 1924 году Алексей Бродович занял первое место в конкурсе «Лучший дизайн афиши благотворительного бала Le Bal Banal», устроенного Союзом русских художников в Париже. Его работа была размещена на стенах Монпарнаса вместе с плакатами Пикассо, занявшим 2 место. В 1924 году у Алексея Бродовича родился сын Никита.
В 1925 году Алексей Бродович оформлял интерьеры нескольких модных магазинов в рамках Парижской международной выставки декоративных искусств. За эту работу он был награжден 5 медалями.
В 1926-1927 гг. Алексей Бродович сотрудничал с рекламным агентством «Maximilien Vox», разрабатывал рекламы для магазинов Le Printemps, Bon Marche, бренда Martini.
К 1930 году он стал фактически первым в истории графическим дизайнером, хозяином собственной студии и, одновременно потеряв интерес к Парижу, поехал в Америку.
Алексей Бродович и США. Курс «Лаборатория дизайна»
В 1930 году по приглашению дирекции Колледжа искусств Филадельфии Алексей Бродович вместе женой и сыном переехал в США и возглавил отделение рекламы в Школе промышленного искусства.
В 1932 году Алексей Бродович принял участие в создании Ассоциации художников инженерного дизайна.
В 1933 году Алексей Бродович создал первую профессиональную американскую школу дизайна и фотографии - «Лаборатория дизайна» в Колледже искусств Филадельфии. Основными предметами курса являлись дизайн, верстка, плакат, репортаж, иллюстрация, журнальное оформление, упаковка, искусство режиссуры.
В 1934 году на творчество Алексея Бродовича обратила внимание
Кармель Сноу, главный редактор Harper’s Bazaar и предложила ему работу в своем журнале. Приступив к должности, он уволил иллюстратора Эрте (наст. имя Роман Тыртов), создававшего изображения в стиле ар-нуво. На страницах издания Алексей Бродович начал публиковать работы Сальвадора Дали, Жоана Миро, Жана Кокто, Мана Рэя, Кассандра, Марка Шагала.
По воспоминаниям современников, Алексей Бродович был человеком требовательным, властным и нетерпимым. Все этапы работы над журналом он подчинял своим дизайнерским интересам. Алексей Бродович заказывал авторам тексты исключительно в объеме двух журнальных страниц, чтобы ему было удобнее верстать номер.
Рабочий день Алексея Бродовича начинался с отбора фотографий для будущего номера. Он распечатывал снимки, сделанные его ассистентами, в различных форматах и приступал к созданию макета будущего номера. Стиль Алексея Бродовича радикально отличался от его современников. Его идеи всегда были инновационными и свежими. Он обрезал изображения, если ему казалось, что так они будут лучше смотреться на странице, он мог переворачивать их, накладывать одно фото на другое. Визитной карточкой Алексей Бродовича являлось оригинальное расположение текстовых блоков. Статьи и заголовки набирались определенным шрифтом и печатались под разным углом.
В работах Алексея Бродовича преобладал мотив изолированных частей тела. На страницах и обложках Harper’s Bazaar регулярно появлялись изображения рук, ног, глаз, губ, элементов одежды и пр. В 1939 году на обложке октябрьского номера на черном фоне было опубликовано изображение белого овала лица, помады, флакона духов и теней для глаз.
1936
1938
Richard Avedon 1946
1955
1956
В 1940 году Алексей Бродович предложил Harper’s Bazaar использовать более крупный логотип и в качестве оформления выбрать широкие белые поля. Для обложки июньского номера художественный директор впервые использовал фотографический
В 1940-х гг. Алексей Бродович создавал афиши для американского Министерства финансов, Общества Красного Креста, Информационной службы США, выступал художественным консультантом рекламных агентств и магазинов.
В 1945 году арт-директор выпустил альбом «Балет», в котором опубликовал фотографии, снятые в 1935-1937 гг. во время гастролей труппы Русского балета. В книге содержалось 104 снимка, разделенных на 11 сегментов - по количеству балетных постановок. Изображения передавали атмосферу сцены и закулисной жизни.
В 1949-1950 гг. Алексей Бродович выпускал собственный журнал Portfolio, который впоследствии был признан шедевром графического дизайна. Каждый знак - буква или запятая - были тщательно проработаны. Издание было полностью посвящено искусству и дизайну.
В 1954 году в доме художественного дизайнера случился пожар и уничтожил все негативы его фотопленок.
В 1958 году Алексей Бродович ушел из Harper’s Bazaar.
В 1959 году Алексей Бродович разработал дизайн альбома «Наблюдения» Ричарда Аведона с комментариями Трумена Капоте. К этому моменту авторитет Бродовича был настолько высок, что знаменитый писатель оформлял все текстовые абзацы с тех букв, которые требовал художественный дизайнер.
В конце 1950-х гг. у Алексея Бродовича умерла жена, он впал в депрессию и увлекся алкоголем.
С 1960 года, в течение нескольких лет, он проходил курс лечения в различных реабилитационных центрах, где скрытой камерой снимал больных.
В середине 1960-х Алексей Бродович оставил преподавательскую деятельность.
В 1966 году Алексей Бродович вернулся во Францию вместе со своим сыном.
Максимально свое творческое credo он выразил в собственном журнале Portfolio - воплощении искусства ради искусства, или, точнее, дизайна ради дизайна; три вышедших в 1949-1950 годах номера стали абсолютной классикой глянца. В сущности, Бродович придумал гламур, мир потребительского дизайна - если не в одиночку, то на пару с Александром Либерманом из Condé Nast, уроженцем Киева и вторым мужем Татьяны Яковлевой (той самой, из стихов Маяковского).
Отец американского глянца, Бродович так никогда и не выучился хорошему английскому. В 1968 году он переехал жить к брату в Ле-Тор, близ Авиньона. Алексей Бродович скончался 15 апреля 1971 года.
Источники:
buro247.ru/fashion/feed/2372.htmlen.wikipedia.org/wiki/Alexey_Brodovitch wiki.wildberries.ruartageless.com/alexey-brodovitch-439