Jan 12, 2017 15:13
(в порядке дискуссии)
Наука, как ее определяет философия - это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества (см., напр.: Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. 716 с.)
Представляется, что в описании содержания процесса научного познания действительности (точнее, той его стадии, на которой происходит выработка новых систематизированных знаний) имеет смысл использовать понятие информационной модели в самом широком смысле этого термина.
Информационная модель объекта, процесса, явления действительности - это своего рода его «отображение» на «информационную плоскость».
Развитие научного познания, после стадии сбора, первичной обработки и систематизации фактов, таким образом, сводится к расширению сферы охвата действительности ее информационными моделями и последовательному повышению степени их адекватности изучаемым объектам настолько, насколько это необходимо в конкретных целях научного познания. Соответствующие информационные модели действительности в той или иной стадии их адекватности получили название научных гипотез, законов и теорий. Повышение адекватности информационной модели зачастую называют ее уточнением, что, в свою очередь, не всегда достаточно точно отражает суть повышения адекватности.
Информационные модели могут использоваться для:
- объяснения того или иного факта, явления, события, поведения изучаемого объекта и т.п.;
- прогнозирования поведения изучаемого объекта (процесса) в будущем;
- моделирования поведения изучаемого объекта (процесса) в определенных заданных условиях (обстоятельствах);
- моделирования поведения новых (создаваемых, планируемых, предполагаемых) объектов, процессов в тех или иных условиях (обстоятельствах).
В зависимости от поставленных целей использования информационной модели требуется соответствующая степень ее адекватности. Именно эта потребность и является движущей силой углубления научного познания.