Трамваи Брно

Dec 06, 2024 10:31





Трамвай Tatra KT8D5R.N2 (1715) Ческа, Брно, 2018г (Фото: Дина Хусаинова)

Никогда еще не скучала по путешествиям так, как сейчас. Поэтому начала пересматривать старые фотки из моего второго дома - Брно. Жила я там с 2011 по 2014 год и очень, ОЧЕНЬ много ездила общественным транспортом. Особенно мне нравились трамваи. Даже когда я возвращалась в Брно и делала с Диной фотосет, я попросила снять меня на фоне трамваев. Итак, делюсь фотографиями из бездонных архивов и рассказываю подробно про этот вид рельсового транспорта.
Для ориентации, Брно столица Юго-моравскоого края Чехии и находится близко к границе с Австрией и Словакией. Но для сегодняшних фоток важным фактом будет, что в Брно находится одна из самых старых в Европе трамвайных сетей. По крайней мере сами брняки хотят в это верить. Лошадные трамваи здесь появились уже в 1869.

Итак, поехали. Травмаи в Брно называются «шалина» - это сокращенно от немецкого «элекртише-линие». Поэтому проездной здесь называется «шалин-карта». А вот в Праге трамваи называют «трамвай». Оба слова женского рода. Трамвай, она моя.



Tatra K2R, площадь Коменского, Брно, 7 октября 2012г.

Кстати, как человек, который жил в свои формирующие годы в Чехии, когда я говорю про эту страну, то употребляю формы «в пальте», «в метре», «в Брне». Потому что по-чешски так правильно :D



Трамвай (1604) Tatra T3G, линия 1 до Речковице. 2012г

Пока я жила в Брне, один трамвай был всегда "вафельный", пять лет на нем красовалась реклама неаполитанских вафель Manner. Это сейчас я поняла, что они Manner, а не Wanner. Нигде кроме Чехии и Польши я не видела столько любви к вафлям. Эта "вафельница" ходила в основном по маршруту номер 1 от Ечеровой до Речковице. Она (трамвай :D) принадлежит к модели Tatra T3 - их производство началось в 1960м году и продолжалось аж до 97ого. На весь мир их было поставлено больше любой другой модели, поэтому несмотря на почтенный возраст их замена происходит очень медленно. Они составляют остов трамвайных парков во многих городах. Их часто можно увидеть на улицах многих стран Восточного блока. Посоревнуется с ним только русский KTM-5. Плюс к тому исследование, проведенное в пражском трамвайном парке показало, что модель Tatra T3 очень надежная.



Трамвай (1107) модели Tatra K2. Удолни, Брно, 3 июня 2012г

А вот это похожая, но другая модель - Tatra K2. В отличие от Т3 (четырехосной модели), эта модель шестиосная. В цетре на линии 4 довольно часто ходят старые трамваи. Объясняется это, скорее всего, малой протяженностью этой ветки. Но если модель T3 до сих пор в большом ходу, то K2 практически вымерла в Брно. Например, этот трамвай под учетным номером 1107 уже сдан на металлолом. Кстати, такой красно-белый лук трамвая в Брно называется unifik. Вроде как трамвайная униформа.
Если присмотреться, можно увидеть, что эти старые модели обладают одним жирным недостатком - у них нет вагона с низким полом. Там везде за дверьми крутая лестница. Я забиралась в такие трамваи с коляской только при помощи других пассажиров (обычно мужского пола). Нет низкого, надо чтобы был мужской. Чтобы уведомить пассажиров, когда едут трамваи с низким полом в расписании их время подчеркнуто вот так: 19:54



Трамвай модели Škoda 03T6. Книжный на остановке Ческа, Брно. 20 мая, 2018г.

Если не виден номер трамвая, то можно попробовать найти его по цвету рекламного окраса (как с "вафельницей"). На этом трамвае вроде как и есть мобильный билборд магазина электроники (и всего остального), но я не смогла найти его в списке за 2018 год. Поэтому могу лишь предположить, что это воз номер 1812. У него тоже две гармошки, одна из которых начинается за вторым окном и полу-пантограф (токоприемник на крыше в виде <). И у этого типа трамвая есть низкий пол, но он не может ехать в обе стороны. Он одно-направленный. То есть такой трамвай может ходить только на линиях, где на концах есть петля ("смычка") из рельс, чтобы он смог развернуться.



Шалина (1906) модели Skoda 13T. 20 мая 2018г.

Эти трамваи были самые новые когда я жила в Брне. В них хорошо ездить летом - есть хороший кондиционер. Модели 13T получили имена собственные. Конкретно эту трамвай зовут Фанинка. Имя обычно написано на корпусе возле двери водителя. Есть еще Дашенька, Сесилька, Эвелинка... В 2021ом году эти трамваи перекрасили в бело-красный и новый лук назвали "Дракон". Вот он ниже (фото я взяла с сайта bmhd.cz):





Tatra K2. Остановка Ческа, вид на Костел Св. Томаша, Брно. 22 февраля 2013г.
Вот еще один К2. Конкретно с этим трамваем 1131(II) какая-то интересная история. (II)  - означает, что этот номер используется второй раз в трамвайном парке (то есть III - это совершенно другой трамвай). Я уверена, что на фото трамвай 1131 (II), потому что именно он имел в 2013 окрас белый с красными буквами (рекламу Народного театра). Произведен он был в 1983 году для экспорта в Югославию. А точнее, он должен был поехать в Сараево, и значился как Tarta K2YU, кстати именно он на первой фотке странички википедии, посвященной модели Tarta K2. Какое совпадение!

В общем этот трамвай до Югославии так и не доехал, а угодил в трамвайный парк Брно - город, являвшийся самым большим потребителем модели Tatra K2. Так вот 26 апреля 1993 года, на улице Merhautova, не доехав до остановки Югославска (какая ирония), этот трамвай загорелся. Оттуда потушеный трамвай был оттянут на реконструкцию. А 12 июля 1995 года проезжая мимо автовозкзала в правую переднюю часть трамвая 1131 (II) врезался междугородний автобус, и трамвай снова отправился на реконструкцию. В 2016 году этот трамвай был разобран на части на возовне Медлянки.



***

Самые новые трамваи в Брно я еще не видела вживую. Один такой трамвай стоит 49 млн чешских крон и зовется EVO2. Надеюсь покататься в них в свой следующий приезд ^^

P.S. Совсем забыла написать про трамвай 99. Это исторический воз 1941 года, который прошел реставрацию и ходил по центру Брна летом (потому что там нет закрывающейся двери!). До станции Нове Сады, а в другую сторону не помню куда. Так вот этот трамвайчик, принадлежавший до 1976 года DPMB, а теперь Техническому музею города Брна снимался в американском фильме Slaughterhouse-Five. У меня с ним сохранилось только видео, но я позаимствовала фото у bmhd.cz пока не сделаю свое.



хм?!, Чех-пойнт

Previous post
Up