Суна - 2008, как это было

Dec 29, 2011 00:25

Вот наконец и дошли у меня руки до написания рассказов про летние походы. Но прежде, чем выкладывать рассказ про Суну-2011, я решил вспомнить, а заодно перевести в электронный вид описание наших приключений трёхгодичной давности, по верховьям этой замечательной реки. Итак, про наш второй водный поход, успевший обрасти множеством мемов, о тех далеких временах, когда мы были наивными и неопытными, Геннадий и Сгущёнка - безымянными, и когда всё кругом было ново, пьяняще и прекрасно..

Have you forgotten him?
Far from the land, where the sun is born..8.07

За 40 минут до сбора на вокзале мне звонит Димон и заявляет, что у него оторвались лямки от рюкзака (купленного на днях по моей рекомендации; нехорошо как-то вышло). Встречаю его на Поле, всё оказывается не так плачевно: лопнули только три пряжки. Так что до Ленинградского рюкзак мы тащили волоком (весил он кило под 40), в результате дно протерлось почти насквозь. Сели в поезд без особенных приключений, в Бологом взяли пива, за начало! А ещё два дня назад слабо верилось, что всё получится и мы поедем.

9.07

Петрозаводск встретил нас обложным дождем. Устроившись в зале ожидания, снарядили экспедицию в магазин - докупить продукты, бухло и рыболовные снасти. Потом на вокзале дошивали упоры, чинили рюкзаки и прочее; к середине дня развиднелось, и мы пошли к билетным кассам, и спросили, как доехать до Брусничной, имея билет до Суккозера. Нам посоветовали забить и подойти к бригадиру уже в поезде. Потом мы пошли гулять по городу - дошли до озера, по дороге обнаружив "Чайную ложку" и стёбное заведение под названием "МакДак". На набережной видели скопление вырезанных из дерева фигур - увидев под одной из ник подпись "невеста Похьелы", мы решили заимствовать это имя для тотема Подводной Лодки (как позднее выяснилось, в "Калевале" Похьёла - царство мрака, льда, холода и ужаса. Epic Fail). Обратно шли по бульвару с летящими тополями и цветущими липами; на круглой площади порадовал бухой мужик, успокоивший плачущую девочку истошным воплем "НЕ ПЛАЧЬ!!!". Порадовали также движущиеся человечки на светофорах, колёса на крышах троллейбусов и много ещё что. При посадке в местный поезд Петрозаводск - Костомукша у нас досконально проверили билеты, к бригадиру решили идти после, а пока раскинули картишки, сначала в рас... а потом в девятку двумя коробками спичек. В Суоярви нас настиг закат, около полуночи, ребята, впервые видящие белую ночь, впечатлились. Сходили до бригадира, тот сказал, что денег это будет стоить немерено, но если нам не особо нужны билеты, то и хрен с ними, подойдите позже, всё будет ОК. Ещё опасались, что в Поросозере к нам подкатят свои демонские яйца погранцы, но выяснилось, что они ходят только с Ледмозера. В Суккозере опять пошли к бригадиру, тот дал добро. За бортом - дождь, и жрут животные. В без чего-то 3 выгрузились на Брусничной. Рассвело. После недолгой разведки нашли более менее сносную для стапеля поляну, дошли до неё, поставили одну на шестерых ПодЛодку и отрубились.

10.07, стапель

С утра выяснилось, что девчонки дезертировали в свою палатку - не выдержали запаха парней и Саниного храпа (в поезде Чупа его чуть не убила). Позавтракали, замочили верёвки, как показала практика, напрасно: прижигали их потом с большим геморроем. Потом пошли валить сосны, преимущественно полуживые, диаметром с кулак. Наладили поточную обстружку - пилку - связку (мокрая стропа оказывается лекго заворачивается несколько раз и действительно приобретает прочность камня). По прошествии где-то четырёх часов четвёра была надута и отнесена к воде; на на второй кат ушло куда меньше времени, хотя работы было больше: вдеть баллоны и придумать, что делать с гипертрофированно широким расстоянием между продолинами. Не иначе, технология отработалась. Вечером играли в карты в ПодЛодке, и ржали надо всем, чем можно, до упаду. На ночь каты поставили один над одним прямо у входа в палатку, чтоб враги не уперли.

11.07
пройдено 11.3 км
Планировали встать в 7, проснулись в 9 - автобудильник дал сбой из-за ночного променада. В должности завхоза прочно укрепилась Аля. Собирались долго, выплыли только в половину второго (расстановка сил - как и задумывалось изначально: 4-ка: Димон - Мур - Аля - я(к); 2-ка: Саня - Чупа(к)). Ветер слабый, погода хорошая. Взяли курс на ближайший мыс сцелью сгрестись на прямой, вышло не очень. Пристали к острову (каменистая горка, очень красиво), перекусили. Смотрели в Алин бинокль (трофейный, Цейссовский) на насыпь, где размножались делением железнодорожники. Продолжаем идти левым берегом Суккозера, курс держим на очередной полуостров. Пристали к скале, окруженной камнями. Купались. Мур и Димон опробовали спасжилеты. Саня загорелся идеей наловить рыбы, так что мы принялись коллекционировать сбитых слепней. Следующий переход наметили по прямой к далёкому мысу. Шли туда около часа,по пути видели гавани Суккозера и рыбаков в моторке (что-то они нам кричали, как показала практика, не зря). Спустя ещё час выяснилось, что мы немного облажались - приняли пролив за залив и таким образом пересекли озеро. Пристали отдохнуть к песчаному берегу небольшого острова. Народ несколько подустал, в результате чего мы приняли решение сегодня не искать устье Суккозерки, а встать на каком-либо острове на входе в залив. Сделав перестановку Мура и Чупы, дошли до такого острова, и причалили к скальной плите, очень удобно. Место весьма неплохое, только совсем рядом - кусты, в которых гипотетически водятся комары (впрочем, не очень-то их оказалось и много). Искупались в голом виде, и с удовольствием поужинали. Снарядили удочку, и Саня первым же броском вытащил на блесну небольшого окуня. Дальше, однако, нас ждал облом: блесну похерили, из сигаретной фольги сделали ещё одну, и её тоже похерили. Спали чёрти-как, чуть ли не по диагонали, из-за ям и камней.

12.07
пройдено 12.9 км
Встали часов в 9, на завтрак - пустое картофельное пюре, сожрали дочиста. Несчастного окунька, всю ночь пролежавшего в найденной кастрюле, тоже сожрали. Выплыли в без чего-то 2, пока девчонки мыли головы, пока то, пока сё. Со стоянки зачем-то притырили железный крючище, взамен Саня оставил свои сдохшие ботинки. на двушку отправили Димона и Чупу. Идем курсом на залив, по лоции устье Суккозерки скрыто за несколькими островами. Причалив к одному из них, обнаружили хижину с явными следами недавнего обитания, сортир неподалёку, и в кустах у воды мотоцикл с коляской(!). Осмотрели в бинокль береговую линию, устье, по идее, должно быть за одним из островов. Так и оказалось: за следующим островом - заводь в кушерях, едва ли не с ряской. Впереди слышен шум воды, судя по лоции - плотина. Пристали, пошли смотреть - обнаружили простой перекат с обливными камнями. Прошли его относительно чисто, потом долго ждали двушку. Оно и не мудрено, первый порог в жизни, как никак (вообще, надо было додуматься посадить в двушку этих двоих). Впрочем, ребята тоже прошли чисто. Дальше плёс с практически нулевым течением, по берегам на сколько хватает глаз - болото, жиденько поросшее маленькими соснами. Пристали перекусить у маленького пригорка. Перед этим нас дразнил выводок утят, учившихся, видимо, летать - не знаю, научились ли они, но вот нас скоростной гребле (догнать и сожрать!) практически обучили. Вышли в озеро Колми - сверившись с картой, быстро нашли устье, и сразу достаточно мощный перекат, судя по лоции - порог с двойным сливом. Быстренько осмотрели, резво и прошли (оба судна чисто), идем дальше. Пристали к нехренственных размеров камню посередине реки, постояли, пофоткались; зарядил дождь. Прошли сходу небольшой перекат и тут же оказались в озере. Пока ждали двушку, пока пересекали озеро, сильно вымокли и слегка замерзли - согрелись потом греблей. Впереди снова перекат, а за ним и мост - значит, это порог Нежданный (в лоции - 4 к.с., настоятельно рекомендуется обнос). Пошли смотреть. После долгих споров мост был признан непроходимым, слишком низок. Надев каски, зачалили кат метров за 5 до моста (всё сработали чётко, хотя некоторый риск был). От идеи спускать каты сразу же за мостом тоже отказались - с одной стороны камни, с другой - косая бочка. Кряхтя, под дождём дотащили каты до относительно спокойного места. Димон пошёл смотреть, что дальше:
Д: Вы точно не хотите обнести вон те камни?
Я: Нет!
Д: Ну вы уёбки! (садимся, отчаливаем..)
Отчалив, достаточно чисто прошли шиверу, за ней по идее хотели зачалиться и подождать ребят - хрен, дальше ещё одна шивера, и почище первой. Прошли и её, зачалились за ней. Вылезли, пошли показывать ребятам путь. Здесь я сделал ужасню глупость: велел им причалить к левому берегу, хотя идти следовало бы правым, ребята замешкались с отдачей чалки - в результате их развернуло боком на камни, и если бы не проявленный Саней героизм (он прыгнул в воду и руками развернул кат носом) - хз, чем бы всё закончилось. Ладно, кое как прошли. Идём дальше, и снова слышим шум воды. Причаливаем, вылезаем - уже не шивера, а прям-таки порог (но всё не так уж сложно, идти по главной струе, все камни - обливные). Отправили Чупу с Димоном фоткать нас (до этого фоткали в основном мы их). Одели каски, упоры, всё по науке - пошли. Разогнались как следует и проскочили нужный момент - нас вынесло не на основной, левый, слив, а на камни справа, в результате развернулись боком. Пришлось вылезать на камни и сталкиваться с них. Потом долго ждали двушку в заводи - ребята не повторили нашей ошибки и прошли чисто. Дальше река стала напоминать Полю: густой лес по берегам, встретилась пара недозавалов. Вышли в Торосозеро, нашли весьма неплохую стоянку на правом высоком берегу. При помощи спирта быстро развели костёр, добили Санин виски - начали ещё на прошлой стоянке, после утомительного перехода, и стали сушиться. Мой анорак высох за какие-то 15 минут, а вот любимая футболка в нескольких местах сгорела напрочь. Отправили несколько смсок в Москву, предкам и Даше, у которой сегодня Д.Р. Спать отрубились достаточно быстро, оценив предварительно красоту заката.

13.07
пройдено 5.9 км
Подъём устроили свободный, в результате проснулись только в 11. При рассмотрении карты выяснилось, что с нашими темпами до Поросозера ну никак не дойти, и выброска в Аконъярви нас не спасёт, это лишь на 5 км ближе. В результате распланировали переходы до Гимол. Вышли что-то около трёх, на западе стали собираться тучи. Пересекли озеро при боковом ветре, немного ошиблись с курсом, устье Торосозерки оказалось восточнее. Вошли в реку, сложилось впечатление, что она течет в обратную сторону, если течет вообще. Начался мелкий дождь (правда, весьма быстро закончившийся). Река представляет собой широкий плёс, по берегам - жидкий лес, местами переходящий в болото. Дошли до моста (как же здесь любят их строить прямо на перекатах!). Мост оказался повыше предыдущего, проходимый, да и сам перекат куда менее сложен. Осмотрели струю через дырку в настиле - чисто. Надели каски, заренее отработали, кто куда пригибается, пошли - вошли точно, почти не оставалось. Двушка также прошла точно. Впереди - ещё один перекат, несложный, все прошли быстро и чисто, а за ним уже и озеро. Прошли парочку островов по левому борту, ко второму причалили - редкой красоты каменная горка, поросшая соснами, вот только палатки поставить решительно негде. Дообогнув остров, увидели на левом берегу роскошный причал на два судна в виде огромной монолитной плиты. Подошли поближе, обнаружили весьма неплохую стоянку, баню с куском полиэтилена - место хорошее, встаём. Нашли даже дрова, укрытые опять же полиэтиленом. Купались. Посетило навязчивое ощущение Крыма - волны, камни, чайки, солнце.. Сготовили ужин, начали топить баню. Позвонили Моте, поздравили его с др и вчерашней свадьбой брата. На двушке втроем (я, Саня и Мур) отправились на рыбалку. На пятом броске я умудрился сломать скобу катушки - рыбалка явно не задалась, приступили к пьянству. Ополовинили мою фляжку, дальше пробовали кидать и сматывать леску вручную, впрочем, больше, чем на 10 раз, нас не хватило. По возвращении сделали ещё закладку в баню, и через полчаса сочли её готовой. За это время Мур склепал из консервной банки сломанную деталь катушки. Девчонки от бани отказались, так что парились мы вчетвером; накрыли остов полиэтиленом, залезли внутрь и стали лить воду на камни - весьма эффективно, пара много. Кунались в озеро два раза, кайф нереальный; Мур умудрился упасть грудью на камень, отделался царапиной. После бани решили принять настойки, купленной в Петрозаводске. Настойка пошла на ура, потом Мур, комиссар хренов, достал пол-литра коньяка, а потом и водки. Под музыку из мобильника, за неимением собственной, пили за Лёню, за Мотю, за команду.. Как полз до палатки, помню крайне смутно. Потом, как выяснилось позже, Саня побежал купаться, еле поймали. Мур с Чупой, как самые стойкие, куролесили до четырёх.

14.07
пройдено 12.8 км
Утро для многих выдалось тяжёлым - штормило Мура, Димона, Саню (меня, на удивление, нет). Решено всё-таки идти дальше, с целью найти подходящее место для днёвки, предположительно на островах к югу от о. Денга. Крайне неспешно позавтракали и собрались, грузились вообще чёрти сколько - зато можно было наблюдать эпическую картину маслом "Пьяные матросы на причале". Вышли где-то около четырёх; после часа ну крайне ленивой гребли причалили к северной оконечности острова Денга, перекусили. Дальше вошли в пролив между Денгой и левым берегом, и минут через 40 показались Гимолы-учебные (Мур всю дорогу бредил вылазкой туда, так как, судя по Димоновой карте, деревня была заброшенной - однако, при внимательном рассмотрении оказалось, что это не так). Оставив их по левому борту, причалили к достаточно большому песчаному пляжу - весьма неплохое место, купались и загорали. Отчалив минут через 40, ещё через час достигли южной оконечности о. Денга, берега дрянные и болотистые. Более того, при внимательном вооруженном взгляде стало понятно, что на островах та же фигня. Слева по носу, на берегу, видна большая песчаная бухта, увы, уже занятая машинистами. Причалили к небольшому острову. Чтобы как-то ликвидировать патологическое отставание двушки, решили сделать замену гребцов. Однако, в виду резкого противостояния этой идее Чупы, придумали следующее: связать нашу заднюю чалку и их переднюю. Тактика оправдала себя на 100%: тянуть ребят на эдаком десятиметровом поводке нам ничего не стоило, да и они особенного дискомфорта не испытывали. Увидев на левом берегу примерно такую же, как на прошлой стоянке, плиту-причал, не долго думая, решили встать там. С трудом нашли место для двух палаток, поставились. Место оказалось препоганейшим - такого количества комаров я не видел даже на Полярном Урале. После ужина Мур отправился прогуляться до устья р. Вотто, остальные же пошли спать.

15.07
пройдено 5.1 км
Утром выяснилось, что этот герой изловил ночью светлячка, назвал Модестом и заточил в сигаретную пачку, где тот, естественно, склеил ласты. Несмотря на видимое отсутствие тормозящих причин, вышли только часа в два. Под боковым ветром дошли до острова как раз напротив машинистов, причалили, и решили подождать, пока пройдёт туча и относительно ослабнет ветер (как раз с момента сборов начал накрапывать мелкий дождь). Туча-то прошла, а вот ветер лишь усиливался, поэтому дальнейшее ожидание сделалось явно бесперспективным. Под 135° к направлению ветра и достаточно сильным волнением доплыли до маленького островка, куча камней и парочка берёз, перекусили. Впереди перспектив практически никаких, поэтому решили идти до южного мыса Ушкальского полуострова. Однако, на острове, на первый взгляд, болотистом и отвратительном, в бинокль был увиден песчаный пляжик. Держим курс туда (ветер теперь по 45°, волны такие же, до полуметра). Был близок к тому, чтобы отоварить веслом Мура за отвратительную греблю, и просто в дисциплинарных целях. Подошли к острову, причалили. Место для стоянки оказалось роскошным, если не считать большогно количества муравьёв. Решено завтра сделать днёвку и выйти в 10 вечера, в расчете на то, что ветер успокоится. При обследовании острова (как выяснилось позже, Ушкальского), названного нами Пиратским, за обилие песка и схожесть с пейзажами из "Пиратов Карибского Моря", обнаружилась уйма пиленых здоровенных брёвен (видимо, принесённых сплавом) и прорубленная вдоль всего острова еле заметная нитка (зачем??). Сане и Муру место показалось жутковатым, после ужина долго рассуждали об аномалиях и прочих тёмных вещах, Саня пробовал даже конструировать шары энергии (я лично ничего не почувствовал), спать улеглись поздно.

16.07, днёвка и ночной переход
пройдено 6.6 км
Подъём, понятное дело, свободный, так что встали только часов в 12. Позавтракали (Аля подсадила нас на какао), сели с Чупой и Саней играть в преф. Надрал их по-крупному, жаль играли бесплатно:( Потом играли в кости, в рас.., а Мур устроил гладиаторские бои муравьёв (особо отличились бойцы Кузьма и Эклезиаст). После лёгкого обеда (надо же съесть положенный перекус) пошли на пляжик играть мячом в картошку, а потом народ потянуло на акробатику, кувырок Мура через себя с опорой на руки был неотразим. После очередной подачи мяч улетел в воду - быстро спустили на воду двушку, догнали. Тем временем на горизонте нарисовались две байды, явно держащие курс на нас. Мы стали махать им сначала спасом на весле, потом Чупиной чёрной футболкой, а потом, видя в бинокль их ошалевшие рожи, стали кричать, что всё нормально. Байды подплыли ближе, оказалось, что ребята из Киева, третий день идут от Брусничной, путь держат до Гирваса, и что если бы их адмирал не учесал на каяке чёрт знает куда, они бы с удовольствием поболтали бы с нами ещё.. Кончились сигареты, так что приходилось вертеть самокрутки из трубочного табака и неиспользованных карт района Поросозера. Начали ещё одну пулю, на четверых (теперь с Димоном). В 8 поужинали, в 9 начали собираться, в 11 вышли. Волны и ветер не сильно-то и утихли, зато курс наш лежал теперь точно по ветру. Мур увидел на карте очередную заброшенную деревню - Ушкалы, и, естественно, начал канючить, чтобы я отпустил его туда сбегать. Пристали к достаточно длинной каменистой косе, поросшей соснами, дали Муру и Сане 40 минут КВ, чтобы те дошли до мыса, за которым гипотетически должна находиться деревня. Вернулись они достаточно быстро - уперлись в болото, так что идем дальше, вдоль южной стороны Ушкальского полуострова. Миновали две бухты, густо поросшие лесом, в третьей в бинокль увидели край крыши. Пристали к болотистому берегу, Мур с Саней отправились на новые поиски. Пока их ждали, слегка подмёрзли, коротали контрольное время песнями и просмотром Алиных фоток. Спустя ровно 45 минут ребята возвратились с сияющими лицами, нагруженные различным хабаром - деревня действительно оказалась нежилой. Дальше шли вдоль основного берега, едва не запутались в большом количестве островов и в однообразии береговой линии (три одинаковых полуострова, метко обозванные куями). В результате в бухте за очередным куём мы увидели какие-то постройки - надо полагать, это и есть Гимолы-настоящие, наша конечная цель. Пристали к берегу, пошли искать подходящее место для антистапеля - не нашли ничего лучшего, как перечалиться к развалинам пристани, рядом с которой обнаружилась более-менее сносная поляна. Отвязали от катов рамы, вытащили всё на берег, вынули пробки у баллонов, поставили палатки и залегли спать. Было около 4 часов утра.

17.07, антистапель

Проснулись под шум дождя - чёрт, всё же намокнет! ..Повалялись ещё часок - вроде ничего, дождь перестал. Развели костёр при помощи бересты и спирта, приготовили завтрак. Раздраконили раму, снарядили экспедицию в деревню в числе меня, Мура и Димона, и это отдельная история..

Хождение за три куя, или дурные тестикулы ногам покоя не дают
Сравнительно быстро вышли на дорогу, которая минут через 10 привела нас к станции. Дошли до свежепостроенного домика (нет, всё-таки дома) смотрителя станции. Заперто. Идём дальше, по направлению к деревне. Миновали табличку с пафосной надписью "Гимолы" и нагнали троих девушек с коляской. Узнали у них, где магазин, пошли дальше. Встретили весьма милого пса, который уверенно за нами увязался; девушки шли сзади и подсказывали нам дорогу. Нашли-таки магазин, выяснилось, что он открывается только через 50 минут. Делать нечего, сидим, ждём. Где-то через полчаса приезжает машина, из неё выходит продавщица и отпирает магазин. Купили хлеба, пива, сникерсов, сигарет и дошираков в поезд. Пива решили выпить здесь же, пока холодное. Тем временем, к магазину стали подтягиваться синеватые мужики, с одним из них разговорились, про то как у них здесь живётся, про чурок, про рыбалку, про Ушкалы, про Африку и про поэзию ( - Маяковский, бл*ть, мудаак!! А вот Есенин - это наше всё). По дороге обратно залезли по пожарной лестнице на станционный дом, а уже за станцией опять встретили тех же самых девушек (теперь их было двое), в купальниках и с полотенцами - они шли купаться, и по их словам, дальше по дороге есть отличный пляж. Сбегали до лагеря, оставили там Димона и закупленное, взяли полотенца и пошли вдоль берега до пресловутого пляжа. Минут через 5 вышли на дорогу, идём по ней. Нашли поворот налево, к озеру, свернули туда. Как-то так вышло, что тропа незаметно растворилась и завела нас в бескрайнее болото. Fail. Перекурили, вышли обратно на дорогу, рядом с мостом через речку (видимо, Ушкалку). Идём дальше по дороге, видим поворот налево - на этот раз уже вполне конкретный. Сравнительно быстро он приводит нас к озеру, вот только берег там дрянной и болотистый. Идём вдоль него, заходим за один мыс, за другой, за третий - та же фигня. Плюнули, решили искупаться здесь. На 100 метров от берега глубина едва ли до пояса, зато вода тёплая. Мокнулись, поплескались и вышли на берег, оделись. Идём дальше вдоль берега, он заворачивает направо вроде, значит, выйдем так на дорогу. Видели достаточно здоровую гадюку. Минут через 10 звездюхания через лес вышли к красивому пляжу, практически примыкающему к дороге. На песке явственно читались свежие следы. Сказать, что мы были раздосадованы - ничего не сказать. Идём обратно по дороге, быстрым шагом, и уже у поворота к лагерю видим на горизонте две фигурки.. Послали их лесом, вернулись в лагерь.
Тем временем, наши девчонки уже приготовили обед, поели, свернули четвёру. Пёс, прибившийся к нам и получивший кличку Молекулярный Дядько, вёл себя смирно, доблестно подъедал остатки, вот только спёр треть буханки хлеба. Прилегли поспать на два часа, накрапывал дождик. Проснувшись, сварили крайне солёный грибной супчик, на дессерт замутив из остатков спирта и сгущёнки "походный Baileys" - вышла отвратительная спермоподобная сивушная масса; так мы совершили открытие интереснейшего явления - спермования сгущёнки. Начали собираться; в 11 вечера зарюкзачились и и отправились на станцию, дошли минут за 20. На станции сильно жрали комары и мошка, а сидеть нам предстояло ещё 2 часа. Развели прямо на платформе, под лестницей, ведущей в никуда, костёр и стали кидать туда хвощ, мох и прочие дары леса. Мур отправился исследовать стоящий на запасном пути товарный состав, мы же сидели у костра и пели песни. Наконец, в 1:15 показался поезд. Погрузились без проблем, вот только оказалось, что в вагоне едут 30 человек детей лет 14-15 из какого-то лагеря на Ледмозере, в подавляющем большинстве бухих в какашку; в тамбуре сильно пахло гашишом. Познакомились с двумя девчонками, от нечего делать тусившими у нас; выяснилось, что они знают Ленку. В Суоярви помогли им купить воды, так как проводница, вне себя от ярости, никого из них выпускать не хотела (и нас сначала тоже, приняв за их собратьев). До Петрозаводска так и ехали, не ложась спать.

18.07

В Петрозаводске опять забили закуток в зале ожидания, спали прямо на полу на ковриках. Ходили в Чайную Ложку, зашли в книжный. Закупили еды в поезд, и местной настойки в качестве сувенира. В поезде на станции Свирь решили пройтись до 14 вагона, где по идее должны были ехать эти 30 детей, но вагон оказался СВшным. Fail. Зато, рядом обнаружился практически полностью пустой плацкартный вагон.. Забили на них, пошли пить пиво. До поздней ночи тусили вшестером на двух верхних полках, так как места наши были раскиданы по всему вагону.

19.07

В Москве нас встретили Аня, и Алины родители, и все мирно разъехались по домам.

писано в поезде Москва - Иркутск, август 2008г.