Духовная брань...

Dec 23, 2013 03:33


Вот в ЖЖ нашла рассказы про о. Павла Груздева :
"Начало 90х, в заснеженное Никульское приезжают двое новоиспечённых мужей, как-то не вовремя , в лихолетье заведших семьи. О. П. встретил их весело, благословил и напутствовал их духовным наставлением, смысл которого можно передать так : побольше занимайтесь сексом со своими жёнами, производите на свет Божий детей, и всё будет клёво. Дословно передать слова о. П. я не могу , не потому , что это был сплошной мат, а потому, что дословно не помню, а нецензурной лексикой не владею и в малой толике, как ей владел старец, и любые попытки передать близко к авторским выражениям обречены на неудачу. Из Никульского молодые люди упархивали как на крыльях. О. П. умел и обматерить людей так, что они , вопреки всем канонам и правилам, и через это ощущали почти физически, любовь Божию к людям. А мы ведь, честно говоря , редко бывают достойны чего -то лучшего , чем мат."
или:
"Вот, матушка, например, одна, привыкшая на всех трапезах торжественно восседать по правую руку от батюшек, расстраивалась до слез. В те времена на московских приходах, после службы всегда кормили батюшек, матушек, старост, а простых мирян никто сажать за стол и не думал. А о.Павел наоборот, после службы сначала всех своих бабок усаживал за стол, ну и попов, кто приехал в гости, а матушке места не хватило. Она даже в домик не поместилась - стояла на улице и, уязвленная, пускала слезу. Матушка же была довольно полная. Вдруг, слышим, о.Павел кричит: "Пропустите же за стол толстожопую, толстожопую за стол пустите! Забыли толстожопую во главу стола посадить!"
http://triponaciy.livejournal.com/23616.html?thread=258880#t258880

И вот что я после этих рассказов вспомнила.

Был на Валдае в Иверском монастыре игумен - ныне покойный отец Стефан. Батюшка замечательный, настоящий монах, духовно опытный. Я бы даже сказала, что порой - и прозорливый...
И вот бывало такое, что всему монастырю (тогда немногочисленному и только-только начинающему возрождаться) он устраивал разносы - начинал каждого за свое ругать, громко и при всех. Конечно не за сокровенные какие-то тайны исповеди - а по жизни так. Но довольно точно и много. Конечно, не матерился, одно только слово сомнительное употребляя (будучи сам родом из деревни) - "мудохаться".
Но вот эффект от всего этого ора был неожиданный - вроде тебя на глазах у всех отругали и наорали, а ощущение - как после исповеди! Все потом радостные такие ходят, легко на душе становится, и особо не помнишь за что ругали ближнего.. Какая-то вот ясность и трезвость вдруг откуда-то в голове появляется, и никакого ощущения обиды или унижения. Потом после монастыря мне этого не хватало.
И вот думаю я, что батюшка не нас ругал, но наши грехи. Гневался не на нас, а на грехи, потому и не чувствовалось в его громкой ругани ни капли раздражения или уязвления себя лично.
И это что-то необъяснимое такое, чего словами не передать, а только ощутить можно. Лично, и не по интернету....

лирическое отступление

Previous post Next post
Up