Выступление для синагоги по началу книги Исход ( Шмот/Шмот)

Dec 25, 2021 22:37

Поздравляю всех с началом новой книги и, заодно, с завершением предыдущей. Я попытаюсь говорить о связке этих книг, а также постараться бросить общий взгляд на них.
Книга начинается с изменения политики властей и, по-видимому, населения.
Причина такого быстрого изменения политики? И как фараон не знал Иосифа? И ка подвести с небольшим опозданием итоги книги Бытия?
Для фараона - достижения Иосифа уже в прошлом, для народа - последствия ужасны.
Теперь посмотрим немного назад, недавно Меир рассказывал, как Всевышний использует характер Иосифа и братьев в проведении Высшего Плана. Тоже самое мы видим и здесь!
Иосиф - очень хороший администратор, можно сказать, прообраз всех придворных евреев и экономистов до наших дней. Основатели экономики были Адам Смит и Давид Рикардо - еврей, вот видео, как Пол Мильгром узнает о получении Нобеля.
Все это замечательно, но посмотрите, что сделали реформы Иосифа - обнищание, порабощение, отрыв от корней! Действия Иосифа ровно такие, какими мы возмущаемся, когда читаем про Ассирию. (Рикардо, кстати, был за запрещение рабства, его запретили через 10 лет после его смерти)
Это частично базируется на книге Хаим Потока в книге Chosen, там он идет еще дальше и дает такое же объяснение погромам Богдана Хмельницкого, евреи часто были управляющими у польских панов.
Спрашивается, каково вообще впечатление от Иосифа? Которого потом называют праведником.
Да, он не стал спать с женой Потифара. Этому придаётся какое-то значение великого подвига. Не спал с женой хозяина! Мы даже не знаем, была ли она привлекательной, не говоря уже о риске. Примерно такая же история содержится в Египетском фольклоре, но там это брат, а муж пытается убить брата, но потом убивает жену.
Обращение Иосифа с братьями жестокое, пусть и из лучших побуждений. То же и с отцом, они боятся покупать еду. Встречаться со страшным вельможей. Да, он подвигает их к раскаянию, но разве вместо Бога он? Как он сам спрашивает. И братья боятся его до самого конца книги Берешит и пытаются лукавить.

Далее, поднимемся назад: Яаков обманывает отца и брата. Рав Закс находит хорошие слова про Эсава, жертвы мошенничества, от себя добавлю, что он не только все простил и предлагает брату дружбу и помощь, но и поступает как ученик Авраама - покидает свою местность, так как им вдвоем не хватает, и уходит в Сеир (Ваишлах, Быт 36:6-8).
Существует целая дисциплина апологетики, как оправдывать праотцов. И целая спортивная дисциплина в Ешивах, как доказывать, что праотцы соблюдали все заповеди Торы. И почему же, интересно. Яаков ставить камень-мацева, когда Тора это запрещает?!Почему не объявляют мамзерами Переца и Зераха? И многое другое. Все это попытки - суета и томление духа.
Как же оценить в итоге, моральный облик праотцов? Основная традиция пытается во что бы то ни стало показать их полными праведниками, хотя комментаторы вроде Рамбана иногда позволяют себе высказать критику.
Каков возможен иной, более естественный и гибкий подход, который бы пролил свет на основные идеи книги Берешит?
Я предлагаю достаточно избитую идею. Основной смысл книги Берешит не в заповедях, и не в демонстрации того, как праотцы их соблюдали , и даже не в том, какой моральный пример они показывают. Заметное количество поступков праотцов не может служить нам моральным ориентиром, ни наложницы, ни объявление жены сестрой.
Главная идея книги Берешит лежит на виду: объяснить, как появилась общность людей, несущая и сохраняющая некую идею. И это плавно переходит в повествование Исхода и далее по еврейской истории.
И почему были именно они? Ответ заключается не в служебном соответствии - найти таких надежных людей, которые действительно понесут идею.
В таком смысле можно понять, что хотя готовность Авраама принести в жертвы сына воспринимается, как аморальная, со служебной точки зрения - верен и готов на все за идею. И , наоборот, именно когда он проявил слабость по служебной линии, спросив: "По чему я узнаю, что Твое предсказание действительно сбудется?" - он тут же наказывается пророчеством о притеснениях в чужой стране, а из последних разделов мы уже знаем, где. Когда же Авраам и Ицхак называют жен сестрами, это вообще к главной работе отношения не имеет. И так далее, вплоть до Иосифа - неважно, что доносит на братьев, а важно, что он везде ссылается на Единого Бога.
Вергилий писал про Рим, что другие народы все могут сделать лучше, Рим зато лучше всех управляет Миром. А мы сделаем вывод - как ни ругай отдельных представителей нашего народа, что в Танахе, что в последующей истории, а все-таки идею мы несем.
И немного актуалии: сегодня запускают телескоп Джеймс Уэбб


запуск
Который будет изучать планеты у других звезд. И что будет, если сделают открытие типа жизни или разума? Ответ на это уже готов книгой Берешит и David ben Meir Cohen Friesenhausen. (1756-1828), ученика Хатам Софера. Он считал, что для проведения монотеизма Бог создаст маленький народ-сподвижник. Именно это и есть переход от Берешит к Шмот.
И последняя оговорка - в книге Берешит идей еще много, данная идея важна и в дополнение избавляет от необходимости оправдывать каждый конкретный поступок персонажей Торы.
То же в виде видео со спором в конце
Previous post Next post
Up