Уничтожение расово неполноценных соседей

Apr 03, 2024 18:04

Цикл "Меннониты"

Продолжаю рассказывать историю российских меннонитов в интерпретации зарубежных историков. Как это принято в зарубежной исторической науке, преступления, совершенные во время Второй мировой войны, концентрируются на Холокосте, с добавлением к этим жертвам цыган. На уничтожении славянского населения акцентов не делается, антисоветчики считают, что советские фанатики сами виноваты, раз не поняли, что их пришли освобождать от бесчеловечного режима. И так как этот режим сегодня считается преступным, то его сторонники не могут быть жертвами.
Ну, и если среди этих сторонников были меннотиты, то это- отступники, не члены общины, уже не меннониты, их имена никто и не помнит. Зато каждый случай сочувствия евреям или их спасения внимательно учитывается и ретранслируется. Но может ли один случай искупить все остальное?

Рассказывает Бен Гуссен

Нацистские оккупанты получили поддержку геноцида посредством антисемитской пропаганды.
Местные жители почувствовали предвкушение немецкого вторжения,
когда немецкие самолеты сбросили листовки над Украиной.
«Бей еврея-комиссара, - гласила одна из листовок, -  рожа просит кирпича!»


Запорожье, 1941 г

В ноябре 1941 года Генрих Гамм, меннонит из Днепропетровска, рассказал историю своей жизни специальному команду R. Его история началась с приходом большевиков. В 1917 году у Хамма было шесть братьев и сестер, каждого из которых за прошедшие годы постигла ужасная судьба. Его старший брат Абрам был изрублен на куски во время Гражданской войны. Питер, его младший брат, воевал на стороне белых и был застрелен красными. Других избивали, пытали, морили голодом, заключали в тюрьмы и высылали. Третий брат Хамма, Вильгельм, сумел стать фабрикантом, но на него наклеили ярлык «кулака» и отправили на Урал, где он погиб на угольной шахте. Последний из братьев и сестер Хамма сбежал в сельскую местность. Там они жили в крайней нищете, скрываясь среди украиноязычных людей и надеясь избежать депортации. Но все было напрасно; Всего за несколько дней до прибытия нацистов советские агенты задержали их и отправили на восток. С тех пор их никто не видел. Почему меннониты испытали столько страданий?

«Не русские люди презирали немцев», - сказал Хамм в интервью. Скорее, он обвинил «еврейскую ненависть ко всем, кто говорил по-немецки». Хамм объяснил: евреи сами спланировали свое истребление. По всему Советскому Союзу еврейские коммунисты, по его мнению, спровоцировали голод, отбирали собственности и убивали. «Вот так еврейско-большевистские звери ликвидировали немецкие семьи», - заключил он. «Термин «зверь» в данном случае даже не уместен, поскольку животные убивают ради еды, а эти орды евреев и негодяев и ублюдков убивают и уничтожают просто ради удовольствия».

По словам Хамма, меннониты были антиевреями. Понимаемые как трудолюбивые, благородные и праведные, они были типичными жертвами «иудео-большевизма».

История Хамма, написанная в разгар убийств, совершаемых айнзацгруппами, соответствовала положению местных меннонитов. Это соответствовало модели, которую ожидали и поощряли нацистские оккупанты. Для меннонитов, как и для других жителей Украины, выражение антисемитизма было методом демонстрации лояльности Гитлеру. Прибывшие немецкие войска большая часть населения считала освободителями.[Однако, как замечают авторы книг о меннонитах, выделение евреев в рассказах, фокусирование на национальности, было свойственно меннонитам и ранее, задолго до появления большевизма.]

«Это была радость для всех нас, - писал один меннонит, - поскольку мы впервые приветствовали немецких солдат и смогли рассказать о наших страданиях и выразить им радость на немецком языке».



Тиге. Октябрь 1941 г. Описание фотографии:
Интерьер церкви Меннонитскогох Братства, которую переоборудовали в магазин.
На фотографии - Ойген Дюрксен, российский меннонит,
ставший переводчиком генерала Власова.


Внешний вид церкви( молельного дома) в Тиге, превращенной в магазин. 1941 г.

Поскольку казалось, что весь СССР вот-вот рухнет, свою поддержку нацистам предложили не только «этнические немцы», но также украино- и русскоязычные люди. В этом контексте антисемитизм был корыстным. Унижая евреев, меннониты и их соседи могли сосредоточить антибольшевистские меры оккупантов против ограниченного населения, одновременно это укрепляло веру в свое собственное превосходство.

По мере того, как представители СМИ научились излагать свою историю в расово приемлемом формате, они наполняли свой коллективный имидж антисемитскими коннотациями. Представления о сельскохозяйственной хватке меннонитов, таким образом, систематически позволяли или впоследствии оправдывали убийства соседних евреев.



Согласованные с режимом негативные отзывы о евреях поощрялись и цтировались в газете Ukraine Post:
«Евреи пытали нас больше всего», - рассказала солдатам одна женщина из «Фольксдойче».
В Хойбодене именно «еврейский надзиратель» понукал женщин и пожилых мужчин рыть траншеи,
чтобы помешать немецкому наступлению.
(отсюда)

Отдельные меннониты иногда присоединялись к нацистским отрядам убийц, лично казня еврейских мужчин, женщин и детей. Чаще всего геноциду способствовала более широкая идея меннонитизма - объединенной расовой и пространственной конструкции. Меннониты и евреи имели долгую историю сосуществования на Украине. Евреи «всегда жили среди меннонитов», - писал позже один из жителей Хортицы, вспоминая, что они «никогда не относились к нам недружелюбно в советские времена».

Сходство идиша и немецкого языка облегчало повседневное общение. Деловые отношения были обычным явлением, и во время погромов некоторые меннониты открывали свои дома для просителей убежища. Имели место ограниченные смешанные браки. Евреи, проживающие в меннонитских колониях, обычно концентрировались в городках, таких как Хортица. В 1941 году в Эйнлаге проживало почти вдвое меньше евреев, чем меннонитов - 633 против 1390. В отдаленных деревнях их было меньше...

Несмотря на сохранение отдельных религиозных и образовательных систем, меннониты и евреи поддерживали хорошие отношения, чтобы не стать «насмешкой для евреев». Тем не менее антисемитизм был обычным явлением.

Предрассудки о евреях как об отсталых и ленивых датируются, по крайней мере, девятнадцатым веком.

К началу 1920-х годов некоторые меннониты смешивали большевизм с иудаизмом. Как внутри СССР, так и за его пределами лидеры использовали антисемитизм как средство поощрения эмиграции. Нацистские оккупанты стремились усугубить эти предрассудки. Первым шагом была «германизация» местных меннонитов, которые не всегда оправдывали ожидания. Некоторые из них, предположительно советские агенты, были расстреляны.

Остальные были проверены, классифицированы и перевоспитаны. Среди первых, кто прибыл в немецкоязычные деревни по пятам Вермахта, были нацистские антропологи. Особенно в оккупированном Румынией Приднестровье и зонах военного управления Украины Специальная команда «R» каталогизировала «этнических немцев», просеивая их через так называемый немецкий расовый список. Их общий лозунг: «Ни одна капля немецкой крови не может быть потеряна».

Людям присваивался один из трех уровней немецкости. Те, кто, как считалось, обладал незапятнанным наследием, были отнесены к первой категории. Любой, кто, как предполагалось, имел частичное украинское или русское происхождение, биологически «чистые» люди, вступившие в брак вне расы, а также люди с подозрительным политическим прошлым, оказывались в одном из двух нижних слоев. Только в случаях смешанных немецко-еврейских семей можно было отвергнуть немецкую кровь, поскольку она была «под угрозой из-за инородного содержания».



Этническое удостоверение личности Эрны Мац (замужем Мартенс),
родившейся 22 октября 1933 года в г. Фрайенвальд Пузинского района,
выданное для проживания в Хортице
Нацистские вербовщики использовали такую логику для увеличения своих отрядов убийц. По крайней мере один меннонит уже служил в айнзацгруппах. Генрих Винс, уроженец Молочной, иммигрировавший в Данциг в 1930 году, теперь вернулся на Украину в качестве заместителя командира айнзацгруппы D. Действуя на оккупированной немцами территории, он и его солдаты заставляли евреев раздеваться донага, прежде чем садиться в газовые фургоны, где они задыхались и умирали. Прежде чем загрузить следующую партию для убийства, Винс заставлял этих евреев вытаскивать тела из машин.



Генрих Винс
В подразделениях, подобных подразделению Винса, в качестве вспомогательных полицейских использовались местные русско- и украиноязычные люди, а также «этнические немцы». Сообщается, что начиная с октября 1941 года от одной до двух дюжин меннонитов из Хортицы вместе с еще пятьюдесятью добровольцами присоединились к айнзацгруппе C, помогая уничтожать оставшихся в этом районе 30 000 евреев, а также тысячи коммунистов, партизан, цыган и людей с умственными и физическими недостатками.

Убийцы перевезли свои  жертвы в овраг к югу от Запорожья и уничтожили их. Один меннонит позже вспоминал, как в начале 1942 года эти преступники - люди, которых он знал с детства, - «праздновали завершение истребления евреев  Запорожья».



Мужчины-меннониты в отряде «самообороны» в колонии Молочная в 1942 году.
Меньше убийств произошло в непосредственной близости от Молочной, которую айнзацгруппа D описывала как «почти свободную от евреев». Частично из-за чистоты колонии Гиммлер счел целесообразным создать частную меннонитскую армию.



Бойцы меннонитского  эскадрона Ваффен-СС в колонии Молочная, 1943 год.
В дополнение к более крупному региональному ополчению самообороны, состоящему в основном из русско- и украиноязычных людей, он приказал сформировать несколько полностью немецких кавалерийских эскадронов. Вместо службы на фронте эти показательные войска защищали свое поселение. «Я запрещаю, - писал Гиммлер, - эти три кавалерийских эскадрона этнических немцев выводить из района Гальбштадта».[Гальбштадт, так теперь называлась Молочная и ее  центр - бывший Молочанск]

Пацифистское прошлое также могло оказаться ценным. Когда Виктор Фаст из Крыма пошел в армию, власти прокомментировали это так: «Его добровольная регистрация в немецком Вермахте интерпретируется как полная отдача себя немецкому народу, поскольку старые русские меннониты в прошлом требовали освобождения от военной службы». Непротивление Фаста в детстве сделало его более желанным для национал-социализма, а не менее.

Источник: Benjamin W. Goossen "Chosen Nation.Mennonites and Germany in a Global Era"



фото в полном масштабе можно посмотреть при открытии в отдельном окне или вкладке


Расизм, Фашизм, Меннониты, История СССР, Зарубежные историки о России и СССР

Previous post Next post
Up