Еще о польско-японских связях

Nov 26, 2023 16:22

Продолжение постов о польско-японских связях

О  японском консуле


Тиунэ Сугихара (1900-1986) был вице-консулом
Японской империи в Каунасе, Литва.
В 1919 году Сугихара сдал экзамен и получил стипендию Министерства иностранных дел, а в 1922 году он уже закончил учебу, сдав квалификационные экзамены Министерства иностранных дел по знанию иностранных языков, причем, по русскому языку - с отличием. После этого Сугихара был завербован МИДом Японии и направлен в Харбин, где он также изучал русский и немецкий языки, а позже стал экспертом по русским делам.

Когда Сугихара служил в Министерстве иностранных дел Маньчжоу-Го (Маньчжурии), он принимал участие в переговорах с Советским Союзом по поводу Северо-Маньчжурской железной дороги.

Во время своего пребывания в Харбине Сугихара женился на Клавдии Семеновне Аполлоновой (ее отец и братья служили у атамана Семёнова) и принял православие, взяв при крещении имя Сергей Павлович.

В 1934 году Сугихара покинул свой пост заместителя министра иностранных дел Маньчжоу-Го, по официальной версии, в знак протеста против жестокого обращения японцев с местными китайцами. Но прежде, чем вернуться в Японию, развелся с русской супругой

В 1939 году Сугихара стал вице-консулом японского консульства в Каунасе, временной столице Литвы. В его обязанности входило сообщать о передвижениях советских и немецких войск, а также "выяснить, планировала ли Германия нападение на Советский Союз, и, если да, сообщить подробности этого нападения своему начальству в консульство в Берлине и в Токио".

Сугихара сотрудничал с польской разведкой в ​​рамках более масштабного плана японо-польского сотрудничества.
Японские агенты в Европе во время Второй мировой войны продолжали поддерживать борьбу Польши за свободу против сил Советского Союза и Третьего рейха, насколько это касалось японских интересов.

На рубеже 1939 и 1940 годов японцы помогли тайно эвакуировать часть польского золотого запаса, часть, находившуюся в аннексированном Литвой Вильно, в нейтральную Швецию.

Тиунэ Сугихара, вице-консул Японии в Каунасе, сыграл ключевую роль в операции, а также тесно сотрудничал с польской разведкой.

Источник

Можно в контрасте сравнить с романтической историей, рассказанной здесь, в которой нет ни слова об агентурной работе, но упоминается, что с 1963 по 1971 гг Сугихара пребывал в России под прикрытием небольшой торговой японской фирмы «Тайгай Боэки» в качестве главы московского представительства. "Ему пришлось поменять имя на “Сугивара Сэнпо”, чтобы советские власти не распознали в нем того активного молодого сотрудника японского посольства в Маньчжурии" [на самом деле - шпиона] (уже из другой статьи)

Подробнее о сотрудничестве в криптографии



Masataka Yamawaki (1886-1974)

Масатака Ямаваки в 1905 году окончил Офицерскую школу Сухопутных войск (Рикугун-сикан-гакко), а в 1914 году - Школу сухопутных войск (Рикугун-дайгакко). Затем в 1916 году его направили в Генеральную инспекцию военного образования (Кёику-соканбу).

В 1917 году его делегировали в Россию. В Петрограде ему предстояло выучить русский язык и заняться военным делом. После большевистского переворота (Октябрьской революции) он был вынужден вернуться в страну, где снова был направлен в Инспекцию народного образования.

В 1919 году в чине капитана он был командирован в Европу с задачей наблюдать за положением в России из одной из европейских стран. Польшу он выбрал потому, что во время пребывания в Париже познакомился с Игнацием Падеревским и Романом Дмовским, от которых и получил приглашение. 14 мая 1919 года польское правительство дало согласие на прибытие японской военной миссии, а в следующем месяце Ямаваки прибыл в Польшу в качестве представителя японского генерального штаба (Рикугун-санбо-хонбу).

Японская военная миссия поделилась с польским генеральным штабом информацией о событиях в Сибири и на Дальнем Востоке.

В этот период Ямаваки путешествовал по Польше, проводил встречи с польскими офицерами и знакомился с ресурсами и потенциалом польской армии и экономики, а также с текущей ситуацией на фронте, в том числе с состоянием отбитых у большевиков территорий.  В своих докладах он также описывал текущую политическую ситуацию в Польше.

Министерство иностранных дел Польши, зная характер его деятельности, выдало ему пропуска и облегчило его передвижение по стране. Он лично участвовал в создании польской миссии в Японии. 9 мая 1920 года Ямаваки стал свидетелем парада польских войск в Киеве.

В 1920-1930-е годы он оказал большое влияние на формирование японской политики в отношении Польши.

16 мая 1921 года приехал в Польшу в качестве военного атташе.. На этой должности ему удалось наладить более широкое сотрудничество, в частности: в области криптологии. Он хотел подготовить в этой области японских специалистов, которые - особенно в сухопутных войсках - сильно отставали по сравнению с другими державами, а также с Польшей.
Он стал изучать возможности сотрудничества в обучении японцев взлому советских кодов.Получив направленную Ямаваки информацию о возможностях польских криптологов, японский генеральный штаб крайне неохотно пошел на сотрудничество. Генерал Итами Мацуо, начальник 2-го отдела японского Генерального штаба на запрос Масатаки сначала ответил отказом  с замечанием:

«Почему армия первоклассной страны должна брать уроки у армии третьеклассной страны?».

В конце концов японский генеральный штаб согласился на сотрудничество, однако у него были большие сомнения в правильности своего решения.
.



Сотрудники Бюро шифров. Слева направо: Якуб Плезиа, Ежи Сурин, Масатака Ямаваки, Павел Мисюревич,
Францишек Покорный, Максимилиан Глоски. Начало 1920-х годов

Полякам не пришлось долго ждать, чтобы доказать свои способности в криптологии. Японцы в 1921/1922 году участвовали в переговорах с Советской Россией в Дайрене. В этот район была отправлена группа японских криптологов, целью которой была расшифровка сообщений, присланных из Москвы. Японские криптологи не смогли справиться с этой задачей, и ни одно из этих сообщений не было расшифровано.

Японский генеральный штаб решил обратиться за помощью к капитану Масатаке,  а тот - к группе польских криптологов , которым удалось за неделю расшифровать все перехваченные сообщения и доказать, что японцы приняли правильное решение, обратившись за помощью к полякам.



Подполковник Ян Ковалевский (23 октября 1892 - 31 октября 1965)
- польский криптолог, офицер разведки, создатель и первый руководитель Польского бюро шифров.
Он нанял большой штат криптологов, которые взломали советские военные коды и шифры
во время польско-советской войны, что позволило Польше выдержать войну
и добиться победы в Варшавской битве 1920 года.- рассказывает польская Википедия

В конце концов капитан Ян Ковалевский был отправлен в Токио, и его целью было провести трехмесячный курс для 2-го отдела японского генерального штаба. Он учил японцев методам расшифровки российских сообщений, обсуждая все известные методы шифрования и дешифровки дипломатических сообщений, а также их структуры. После визита капитана Ковалевского уровень японской криптографии значительно вырос, и японцы начали внедрять и свои собственные методы.

Было принято решение, что небольшие группы японских криптологов будут ежегодно отправляться в Польшу, где они будут проходить курсы криптологии в течение 12 месяцев.

Источник:
https://forum.axishistory.com/viewtopic.php?t=182845

Шпионские страсти, Польско-японские связи, Япония, Польша

Previous post Next post
Up