6. Об эффективности

Oct 22, 2021 17:39

Продолжение Британское правосудие из цикла "Восхождение Герберта Гувера"
Продолжаю цитировать книгу Уолтера Лиггитта "Возвышение Герберта Гувера"

Оставаясь директором в Chinese Engineering and Mining Company (CEMC) Гувер начал разрабатывать для Моринга австралийское направление. Он вернулся в Западную Австралию весной 1902 года,  к тому времени там было 25 довольно крупных работающих золотых приисков, и большинство из них находились под управлением Bewick, Moreing & Company. Гувер продолжил скупать шахты и увеличил эту цифру до 32, установив монополию, к 1904 году компания Бьюик и Моринг контролировала 50% выработки всего австралийского золота.

Помимо фиксированного гонорара за управление рудником, фирма получала определенный процент от прибыли, поэтому Гувер вечно требовал увеличения добычи.



Гувер на верблюде в Австралии,1897.
Будучи промоутером, Гувер понимал, что привлечь акционеров к новому проекту можно высокой прибылью, либо информацией о низких затратах. Он смекнул, что, хотя акционеры обычно не знали о технике добычи, средний вкладчик, скорее всего, сканирует операционные расходы по отношению к добыче тоннажа. У него была почти навязчивая идея поднять престиж Bewick, Moreing & Company, сделав эту фирму известной как «Менеджеры с низкими затратами в Австралии».

Вероятно, это натолкнуло Гувера на гениальную идею изменить систему  учета на всех рудниках под его руководством.

Британцы и австралийцы обычно используют в учете длинную тонну в 2240 фунтов, но Гувер поручил своим бухгалтерам заменить американскую короткую тонну в 2000 фунтов в качестве единицы измерения. Автоматически, конечно, снизилась стоимость производства, отражаемая в отчетах, поскольку это изменение привело к десятипроцентному увеличению «тоннажа», операционные расходы снизились в той же пропорции, хотя фактическая прибыль на золото не изменялась. Акционеры, которые не были проинформированы о том, что рудники Bewick, Moreing сменили единицу измерения с длинной на короткую тонну, были в восторге от хороших результатов.



Гувер(второй слева) в Западной Австралии, справа - Джон Агнью
В 1898 году Герберт Гувер был назначен Агнью, которому тогда было 26 лет,
управляющим на один из рудников компании Bewick, Moreing and Company
В 1899 году он сопровождал Гувера в Китай, чтобы оценить возможности добычи полезных ископаемых,
где он проживал в поселении для иностранцев недалеко от Тяньцзиня.
У них с Гувером сложились тесные профессиональные и личные отношения.
Решив сократить расходы до минимально возможного минимума, неудивительно, что Гувер также пытался снизить заработную плату своих сотрудников до уровня максимально ниже среднего.

... Он смотрел на рабочую силу как на товар и всегда старался купить ее как можно дешевле. Его послужной список в Австралии доказывает, что он не только стремился ввозить низкооплачиваемых иностранцев, но и регулярно нарушал положения акта о проверке шахт и пытался экономить на деревянной крепеже.

Юнионизм всегда был силен в Австралии, и Гувер впервые вступил в конфликт с организованной рабочей силой в 1897-98 годах, когда он исполнял обязанности временного генерального директора Bewick, Moreing & Company, тогда он уволил многих протестующих рабочих.

Вернувшись  в Австралию, он немедленно договорился об импорте не связанных с профсоюзами итальянских безработных. Избыток рабочей силы помог снизить заработную плату и сделал местных рабочих более покорными.

Он так старался, что в 1904 правительство стало беспокоиться притоком нищих мигрантов, и вынуждено было создать Иммиграционную Комиссию, которая  выяснила, что прибывающих мигрантов встречали в порту  Западной Австралии и обеспечивали бесплатным билетом для поездки на главные шахты, которые были в ведении Bewick, Moreing&Company. Комиссия отметила, что указанная компания оказывала предпочтение итальянским мигрантам и не выполняла требования инспекторов по безопасности.

Игнорирование требований к безопасности шахту впоследствии оказалось одной из причин отстранения компании от управления рудником Золотая подкова ( Golden Horse Shoe)

Из воспоминаний Герберта Гувера об Австралии:
March 3, 1951 Collier's Weekly

В мое время у нас никогда не было забастовок на шахтах.
Я часто слышал о сочувствии к людям, работающим под землей в шахтах.
Они не хотят жалости.
Масонство, увлеченность и независимость в работе настолько велики, что люди не хотят отказываться от нее.
Спускаясь вниз после многих лет работы с людьми на поверхности, я всегда снова испытывал те же острые ощущения, то же чувство отделенности и безопасности от подлости и недостатков тех, кто наверху.

Вот такой капиталист-романтик!

Уолтер Лиггит, когда писал свою книгу, был не в курсе, что главной проблемой ввозимых Гувером гастербайтеров оказались не итальянцы, а китайцы, и эта проблема оказалась значительнее настолько, что в 1920-1930-х  ради своей политической карьеры Гувер предпринял все возможные попытки, и довольно успешно, чтобы убрать эту историю из своей биографии.

Использование дешевой рабочей силы было важнейшим вопросом для достижения максимальной прибыльности в горнодобывающей промышленности, где использование механизмов было ограничено. Эффективность рабочей силы Гувер изучал весьма тщательно, писал статьи в срециализированных журналах, читал доклады внимающим ему специалистам горного дела, и  в  1909 году даже написал книгу Принципы горного дела .

В  этой книге он заявил: «Весь вопрос о работе с рабочей силой можно свести к одному термину « эффективность ».

Он был одержим этим понятием, и не только он, можно вспомнить Генри Форда, для повышения производительности труда, изменившего технологические процессы введением в них  механизмов и заставившего своих управляющих разработать самые жесткие правила для рабочей силы при работе с этоими механизмами.

Эффективность в Америке стала инструментом успеха, и Гувер не хотел отставать.

В 1898 году в Австралии Гувер восхвалял прогрессивную демократию, которой достигли британцы; но все же он выступал против их трудовой политики. Гувер хотел снять запрет на ввоз азиатской рабочей силы, которая была на тот момент самой дешевой: китайцы получали в среднем 45 центов в день,  африканцы, получали в среднем 60 центов в день, а постоянно бастующие в Пенсильвании американские рудокопы -1,70 доллара.

Со снабжением китайцами Гувер мог помочь, будучи директором китайского предприятия, и наладив дело так, чтобы это был способ еще и самому хорошо заработать.

В Австралии, как и в США, главенствовал расовый вопрос, там были сильные белые профсоюзы, которые выступали за расовое превосходство белого человека. Австралийцы придерживались того же мнения  что и американцы, которые приняли в 1882 году Закон об исключении китайцев из миграционного потока.

Зато такого закона не было в Африке, где остро чувствовался недостаток рабочей силы и вопрос о ввозе мигрантов обсуждался очень напряженно, и там  нашлись люди, способные продавить и реализовать "китайский проект".

А как Гувер вышел на Африку? Корпоративный мир того времени был очень тесен. Благодаря участию в китайской компании бельгийского капитала, в совет директоров был введен горный магнат Эмиль Франки, которого называли королем Конго, и котором мы еще будем говорить на других этапах биографии Гувера.

Об использовании рабского африканского труда, пытках и казнях на рудниках короля Леопольда написано много статей. Франки был тем, кто обогащался за счет рабов, и Франки был директором в китайской компании на протяжении десяти лет, так что Гувер и Франки уже были в одном деле, и оно могло еще больше расшириться за счет продажи дешевой китайской рабочей силы на другие континенты. Фактически, это было продажей рабов, но ведь рабство было отменено, поэтому все это было обернуто в современную упаковку обоюдных соглашений и подписаний контрактов на работу.

Далее: О китайцах в Африке

Гувер(Герберт)

Previous post Next post
Up