Как Банк Англии фашистам помогал

May 02, 2021 12:24

В дополнение истории Банка Англии. Некоторое время назад в одном из обсуждений на мою фразу "Кто только Гитлеру не помогал" меня попросили рассказать подробнее. Но таких фактов очень много, Гитлеру помогала и Европа и Америка, об этом написано много статей. Вот один из эпизодов истории, о том, как Гитлеру помогал Банк Англии, его рассказывает статья Telegraph.

***Документы раскрывают шокирующую историю: всего за шесть месяцев до того, как Великобритания начала войну с нацистской Германией, Банк Англии добровольно передал Гитлеру золота на сумму 5,6 миллиона фунтов стерлингов, это золото принадлежало другой стране.

Официальная история банка, написанная в 1950 году, но впервые опубликованная в Интернете в 2013 году, показывает, как мы предали Чехословакию - не только с помощью печально известного Мюнхенского соглашения в сентябре 1938 года, которое позволило нацистам аннексировать Судеты, но и предательством в Лондоне, когда Монтегю Норман, эксцентричный, но безжалостный управляющий Банка Англии, согласился передать нацистам золото, принадлежащее Национальному банку Чехословакии.



Монтегю Коллет Норман ( 1871 - 1950)
 - британский банкир, управляющий Банком Англии в 1920−1944 годах.
Норман был близким другом президента немецкого Рейхсбанка Ялмара Шахта и стал крестным отцом для одного из его внуков.
Оба они были членами Anglo-German Fellowship, существовавшей в 1935-1939 годах
и обвинявшейся в связях с нацистами.
В 1932 году на кёльнской вилле барона Курта фон Шредера Норман
встречался с Адольфом Гитлером и фон Папеном,
на которой было достигнута договорённость о финансировании НСДАП
и кредитовании немецкого Рейхсбанка со стороны Банка Англии.
.
Чехословацкое золото хранилось в Лондоне на субсчете Банка международных расчетов (Bank for International Settlements -BIS), или - БМР, базирующегося в Базеле, который был главным для центральных банков.

Когда нацисты вошли в Прагу в марте 1939 года, они немедленно отправили вооруженных солдат в офисы Национального банка.Чешским директорам было приказано под страхом смерти направить два запроса о переводе средств.

Первое распоряжение о переводе поручило БМР(BIS) перевести 23,1 метрической тонны золота со счета чехословацкого счета БМР, открытого в Банке Англии, на счет Reichsbank BIS  Банка Англии.

Второе распоряжение предписывало Банку Англии перевести почти 27 метрических тонн золота, принадлежащего Национальному банку Чехословакии и хранившемуся в Банке Англии, на золотой счет БМР Банка Англии.

Для посторонних различие между счетами кажется непонятным. Тем не менее, оно оказалось решающим и позволило Норману обеспечить выполнение первого приказа. Чиновники чехословацкого банка верили, что, поскольку распоряжения явно были выполнены под принуждением, ни одно из них не будет допущено к исполнению.

Но они не рассчитывали на бюрократов, управляющих БМР, и на решимость Монтегю Нормана следить за соблюдением процедур, даже когда его страна готовилась к войне с нацистской Германией. Его решение вызвало бурю негодования как в прессе, так и в парламенте.

Джордж Штраус, депутат от лейбористской партии, высказался от имени многих, когда он громко заявил в парламенте: «Банк международных расчетов - это банк, который санкционировал изнасилование Чехословакии».

Уинстон Черчилль сделал запрос: как могло правительство призывать своих граждан вступать в Армию, в то время, когда оно было «настолько расторопным, что смогло передать нацистскому правительству золото на сумму 6 миллионов фунтов стерлингов». Благодаря Норману и Банку международных расчетов, нацистская Германия только что, без единого выстрела, украла 23,1 тонны золота.

Второе распоряжение о переводе золота не было выполнено. Сэр Джон Саймон, министр финансов, приказал банкам заблокировать все чехословацкие активы.

Документы, опубликованные Банком Англии, подтверждают, что для банкиров авторитет примата процедуры выше морали,  для них самое важное - держать открытыми каналы международных финансов, независимо от того, какой человеческой ценой придется заплатить.

Мир предвоенный  совсем не отличается от сегодняшнего.

Банк международных расчетов (BIS или БМР) был основан в 1930 году Монтегю Норманом и его близким другом Яльмаром Шахтом, бывшим президентом Рейхсбанка, известным как отец нацистского экономического чуда. Шахт даже назвал БМР «своим» банком.



Я́лмар Хо́рас Гри́ли Шахт ( 1877 -  1970)
 - германский государственный и финансовый деятель,
директор Национального Банка Германии (1916-1923),
президент Рейхсбанка (1923-1930, 1933-1939),
рейхсминистр экономики (1936-1937),
рейхсминистр без портфеля (1937-1942).
Один из главных организаторов военной экономики нацистской Германии.
В качестве одного из главных военных преступников был привлечён к суду
Международного военного трибунала в Нюрнберге.
1 октября 1946 года был полностью оправдан.

Банк международных расчетов - это уникальный гибрид: коммерческий банк, защищенный международным договором. Его активы никогда не могут быть конфискованы, даже во время войны.
Он не платит налоги на прибыль.

Чехословаки считали, что юридический иммунитет БМР их защитит. Но они ошибались.

Оправданием таких действий  является утверждение о том, что отказ в переводе был бы нарушением договорных обязательств Великобритании в отношении БМР. На самом деле мощным контраргументом этому утверждению является тот факт, что нацистское вторжение в Чехословакию сделало любые такие обязательства недействительными, поскольку страны больше не существовало.

Политика директоров Банка Англии в отношении БМР, объяснется просто : они стремились любыми средствами сохранить возможность  участия в решении послевоенных проблем.

Во время войны Банк международных расчетов провозгласил нейтралитет, и эту точку зрения поддержал Банк Англии. Фактически, БМР был настолько тесно связан с нацистской экономикой, что помогал Третьему Рейху оставаться в бизнесе. Он проводил валютные операции для Рейхсбанка; он принимал награбленное нацистское золото; он признавал марионеточные режимы, установившиеся в оккупированных странах, которые вместе с Третьим рейхом вскоре контролировали большую часть акций банка.

Действительно, Банк международных расчетов был настолько полезен нацистам, что Эмиль Пуль, вице-президент Рейхсбанка и директор БМР, назвал БМР - единственным «иностранным отделением» Рейхсбанка.

Досягаемость и связи БМР были жизненно важны для Германии. Настолько, что на протяжении всей войны Рейхсбанк продолжал выплачивать проценты на средства, предоставленные БМР. Эти проценты использовались БМР для выплаты дивидендов акционерам, в том числе Банку Англии.

После войны пять директоров БМР были осуждены за военные преступления, включая Шахта. «Банкиров не вешают», - якобы сказал Шахт, и он оказался прав - его оправдали.

Среди машинописных страниц истории Банка Англии затаилось имя, о котором мало кто когда-либо слышал, человека, для которого, как и Монтегю Норман, верховенство международных финансов преобладало над чисто национальными соображениями.



Томас Харрингтон МакКиттрик (1889-1970)
- американский банкир и президент Банка международных расчетов
Томас МакКиттрик, американский банкир, был президентом БМР. Когда Соединенные Штаты вступили в войну в декабре 1941 года, позиция МакКитрика, как отмечает история, «стала сложной». Но МакКиттрику удалось сохранить банк в бизнесе, отчасти благодаря своему другу Аллену Даллесу, американскому шпиону, базирующемуся в Берне.



Аллен Уэлш Даллес (1893 - 1969)
- американский дипломат и разведчик,
руководитель резидентуры Управления стратегических служб
в Берне (Швейцария) во время Второй мировой войны,
директор Центральной разведки (1953-1961).
.МакКиттрик был активом Даллеса, известным под кодовым именем 644, и часто передавал ему информацию, которую он получил от Эмиля Пуля, последний был частым гостем в Базеле и часто встречался с МакКиттриком.

Рассекреченные документы в архивах американской разведки раскрывают еще более тревожную историю. В рамках разведывательной операции, известной как «Гарвардский план», МакКиттрик контактировал с нацистскими промышленниками, работая над тем, что в американских документах от февраля 1945 года описывается как «тесное сотрудничество между деловым миром союзников и Германии».

Таким образом, пока солдаты союзников сражались в Европе, Маккиттрик заключал сделки, направленные на укрепление экономики Германии. Это происходило при «полной помощи» Государственного департамента, как утверждают американские документы .



Генри Моргентау (1934-1945)
 - американский государственный деятель,
52-й министр финансов США..
В истории Банка Англии также есть пренебрежительные (!) ссылки на Гарри Декстера Уайта, чиновника министерства финансов, который был близким союзником Генри Моргентау, министра финансов. Моргентау и Уайт были самыми могущественными врагами БМР и активно лоббировали его закрытие .



Гарри Декстер Уайт ( 1892 - 1948)
 - американский экономист, представитель министерства финансов США
на Бреттон-Вудской конференции.
Был автором проекта создания Международного Валютного Фонда,
участвовал в создании Всемирного Банка.
Несколько источников информации, в частности архивные документы ФБР и СССР,
указывают на то, что он передавал секретные данные Советскому Союзу
Уайт, как довольно насмешливо отмечает история Банка, сказал о БМР: «Наш американский президент,  ведет дела с немцами, в то время как наши мальчики сражаются с немцами».

С помощью своих влиятельных друзей, таких как Монтегю Норман, Аллен Даллес и большая часть Уолл-стрит, БМР пережил попытки закрытия, предпринимаемые Моргентау и Уайтом. Союзники банка  аргументировали тем, что БМР был необходим для планирования послевоенной европейской экономики.

С 1950-х по 1990-е годы БМР проводил большую часть планирования и технической подготовки к введению евро. Без БМР евро, вероятно, не существовало бы. В 1994 году Александр Ламфалусси, бывший менеджер БМР, основал Европейский валютный институт, ныне известный как Европейский центральный банк.

Банк международных расчетов остается очень прибыльным. У него всего около 140 клиентов (точную цифру он отказывается назвать), но в прошлом году (2013 году) он получил не облагаемую налогом прибыль в размере около 900 миллионов фунтов стерлингов. Раз в два месяца в нем проводятся встречи по вопросам глобальной экономики, на которые собираются 60 самых влиятельных руководителей центральных банков, в том числе Марк Карни, управляющий Банка Англии.

Никаких подробностей встреч не разглашается, хотя участники являются государственными служащими, отвечающими за управление национальной экономикой.

В БМР также находится Базельский комитет по банковскому надзору, который регулирует деятельность коммерческих банков, и новый Совет по финансовой стабильности, который координирует национальные регулирующие органы.

Банк международных расчетов стал центральной опорой мировой финансовой системы, чем Монтагу Норман и Яльмар Шахт действительно могут гордиться.

Adam LeBor is the author of ’Tower of Basel: The Shadowy History of the Secret Bank That Runs the World’, published by PublicAffairs.

The Telegraph, London
Источник

Коллаборационизм, Банкиры и банки, Великобритания

Previous post Next post
Up