Малком Маггеридж и Солженицын

Dec 13, 2020 16:40

Журнальная статья The Human Life Review

Социализм категорически противоположен христианству
Александр Солженицын отрывке из интервью Малколму Маггериджу (1985 г)



Русский писатель Александр Солженицын раздает автографы в своей книге "Архипелаг ГУЛАГ" после встречи с учениками школы № 1 во Владивостоке 30 мая 1994 года.
МАЛЬКОЛЬМ МАГГЕРИДЖ: Мне очень хотелось бы знать, считаете ли вы возможным или допустимым, что весь аппарат ГУЛАГа может быть упразднен без каких-либо насильственных потрясений в Советском Союзе!

АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН: Не только ГУЛАГ выражает природу насилия, присущего коммунистической системе. Это только его крайняя форма, это только крайнее проявление насилия. Но есть целая градация насилия; так что на самом деле ваш вопрос должен быть изменен таким образом: возможен ли коммунистический тоталитаризм без насилия? Ответ: нет, ни на один день.

МАГГЕРИДЖ: Это абсолютно ясно. Что ж, нынешняя ситуация такова, что и в СССР, и в США у вас есть огромный ядерный потенциал. Можно ли поэтому представить, что мы избежим ядерной войны!

СОЛЖЕНИЦЫН:
Вы знаете, я почему-то хочу сказать, что убежден, что ядерной войны не будет. Возможны разные интерпретации того, почему такого конфликта не будет. Если бы только после 1945 года Запад не разоружился, не позволил всем своим вооруженным силам разойтись, но сохранил обычные армии, то сегодня не было бы опасности ядерной конфронтации. Я не буду перечислять все возможные варианты, но остановлюсь на одной, и это очень пессимистичный вариант. Это возможность, которая фактически является итогом десяти лет уступок и капитуляции. Одна из причин, по которой не будет ядерного конфликта, заключается в том, что Запад фактически уступил ядерному балансу и потерял любую инициативу в балансе обычных сил и очень не готов к подрывной деятельности изнутри. Так что на самом деле, даже не прибегая к ядерной конфронтации, коммунистические лидеры имеют разные возможности.

МАГГЕРИДЖ: Сейчас я очень старый журналист, и довольно часто люди спрашивают меня, что является самым значительным, что произошло за последние 50 лет. Что ж, я всегда говорю одну вещь, которая частично исходит из ваших писаний, и это, по сути, возрождение христианской веры в одном месте в мире, где я ожидал, что у нее не было шанса на возрождение. Другими словами, можно ли сказать, что попытки советских властей воспрепятствовать любой вере в христианство или исповедовать христианскую религию потерпели неудачу?

СОЛЖЕНИЦЫН:
То, что вы сказали, имеет огромное значение. За последние пять или шесть десятилетий мы стали свидетелями победы коммунизма во многих местах в мире. Правда, это победы, которые на самом деле не приносят людям много пользы; это не экономические победы, это нехорошие, положительные победы, это действительно победы власти.

А в моей стране коммунистическая власть фактически предприняла, так сказать, военные шаги против христианской веры. Сигнал к нападению на христианство был дан в самом начале Лениным и Троцким. Были убиты миллионы крестьян, чтобы искоренить веру в самих человеческих корнях. Миллионы часов пропагандистского времени были потрачены на то, чтобы выжечь веру из сердец детей. И все же, несмотря на это, можно сказать, что за все эти годы коммунизм не разрушил христианскую веру. Христианство пережило период упадка, но теперь оно растет и возрождается. И это самая большая надежда, которую можно увидеть где угодно, не только в моей стране, но и в любой точке мира. На данный момент я не вижу конца военным победам коммунизма ...

Похоже, тень коммунизма покрывает землю все глубже и глубже. Я бы сравнил это с солнечным затмением. Но при солнечном затмении малая часть земли затемняется, тогда как при коммунизме это половина земли, которая находится во тьме, возможно, даже три четверти. Но поскольку коммунизм уже показал свою слабость, свою неспособность уничтожить христианство, по этой причине мы можем надеяться, что тень постепенно пройдет и очистит землю; и, возможно, очистит именно те страны, которые до сих пор находились в самой глубокой тени. …

***
Солженицын был довольно противоречив по отношению к голодомору:
Когда началась советско-германская война - через 10 лет после душегубской коллективизации, через 8 лет после великого украинского мора (шесть миллионов мёртвых и даже не замечены соседнею Европой)...(Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг. 1918-1956. Опыт художественного исследования. V-VI-VII. Париж, 1975. С.31)

Но в 2008 он уже осудил стремление нынешних украинских политиков представить эти события как геноцид исключительно украинского народа в статье "Поссорить родные народы?", опубликованной в газете "Известия".

Великий Голод 1921 года, от Урала, через Волгу и в глубь Европейской России, потрясший тогда нашу страну! Он скосил миллионы людей, только слово «голодомор» ещё не употреблялось. Коммунистической верхушке казалось достаточно списать тот Голод на природную засуху, а жестокое ограбление крестьянского народа хлебозаготовками и вовсе не вспоминать.

И в 1932-33 годах, при подобном же Великом Голоде на Украине и Кубани, компартийная верхушка (где заседало немало и украинцев) обошлась таким же молчанием и сокрытием.

И никто же не догадался надоумить яростных активистов ВКП(б) и Комсомола, что это идёт плановое уничтожение именно украинцев. Такой провокаторский вскрик о «геноциде» стал зарождаться десятилетиями спустя - сперва потаённо, в затхлых шовинистических умах, злобно настроенных против «москалей», - а вот теперь взнёсся и в государственные круги нынешней Украины, стало быть, перехлестнувшие и лихие заверты большевицкого Агитпропа?? «К парламентам всего мира!» - Да для западных ушей такая лютая подтравка пройдёт легче всего, они в нашу историю никогда и не вникали, им - подай готовую басню, хоть и обезумелую. (Солженицын А. Поссорить родные народы? // Известия. 2 апреля 2008. №58(27583). С.1)

***


Томас Малькольм Маггеридж (англ. Thomas Malcolm Muggeridge 1903 - 1990)
- английский журналист, писатель и сатирик, бывший сотрудник британской разведки
.Совсем не случайно, что человеком, бравшим интервью, был Малколм Маггеридж, который считается одним из виднейших антисоветски настроенных журналистов. Маггериджа считают чуть ли не свидетелем голодомора, потому что он побывал в СССР и писал о голоде, якобы он все увидел все своими глазами и имел все основания для борьбы с социалистической системой.

Маггеридж, вместе с другим журналистом, Гаретом Джонсом, был награжден Украиной Орденом свободы, как сообщает Википедия

Маггеридж не обделен вниманием прессы, в сети о нем пишут много, как и в случае с Уильямом Чемберлином, его намеренно представляют, как разочаровавшегося социалиста, что на самом деле неверно.

Г-н Маггеридж приехал в Россию убежденным и полным энтузиазма коммунистом.
Он уехал, полностью разочаровавшись в советской власти.
Он нарисовал верную и ужасную картину человеческих страданий в существующих условиях и описал свое разочарование в трогательных и запоминающихся словах.

***
Он видел, как самые богатые пшеницей земли Европы превратились в пустыню. Он видел голод «спланированным и преднамеренным»; не из-за какого-либо стихийного бедствия, такого как дождь, циклон или наводнение. Это был административно созданный голод, вызванный принудительной коллективизацией сельского хозяйства. . .

И он увидел зачаточные очертания того, что мы теперь знаем (благодаря мужественному свидетелю Александра Солженицына) как Архипелаг ГУЛАГ.

***

«Ранним серым утром крестьян со связанными за спиной руками под дулами автоматов
загоняли в товарные вагоны (тогда я чуть было сам не оказался в их шкуре - конвойный, подозрительно на меня посмотрев, велел мне убираться подобру-поздорову, что я поспешно и сделал; к счастью, он не понял, что я иностранный журналист); все это происходило в полной тишине и напоминало какой-то жуткий инфернальный балет. ». - вспоминал Маггеридж

Малкольм Маггеридж, любимая консервативная аномалия консервативной партии Англии, предсказуемо появляется в «Жатве в отчаяния».[в кинофильме о голодоморе] - пишет Дуглас Тоттл ( Fraud, Famine and Fascism. The Ukrainian Genocide Myth from Hitler To Harvard" by Douglas Totle)

Бывший агент британской разведки Маггеридж использовал свое имя для различных правых движений, написав, например, предисловие к книге [Стефана] Олескива о голоде «Агония нации».
Как отмечалось ранее, нацистские пропагандисты публиковали антисоветский материал Маггериджа в 1930-е годы. Как и Томас Уокер, Маггеридж утверждает, что совершил  частный тур по Украине во время голода, и его рассказы цитируются в правых кругах как авторитетные.

Однако, в статье в Гардиан  он рассказывал:

В Ростове у меня было рекомендательное письмо, которое я представил, и я оказался в большой машине с гидом. «Там мы строим новые правительственные учреждения высотой в восемь этажей; там новый театр и оперный театр на 3000 мест, позади жилые помещения для актеров; вот новый завод, которого три года назад не было, жилые дома, рабочие, новейшая техника и канализация ».
The Manchester Guardian.  Monday 27 March 1933.  (Pages 9 & 10).

Мое путешествие в Ростов походило на кошмарный сон. <…> Того, что мне пришлось увидеть, я не забуду никогда. Это был не просто голод! Увы, в наше время вряд ли найдется человек моей профессии, который не сталкивался бы с голодом... но голод, который увидел я, был особенный, специальный, запланированный, он не был следствием какой-то природной катастрофы вроде засухи, тайфуна или наводнения. Это был голод, спущенный сверху, порожденный насильственной коллективизацией, это была смертоносная атака партийных аппаратчиков - тех самых, с которыми я так мило общался в поезде, - на деревню, и успех его обеспечивали военные части и милиция.- вспоминал позднее Малколм Маггеридж в "Хрониках загубленного времени".

Чем больше времени проходило с тех времен, тем больше трагизма в его глазах приобретали события.

Сейчас, перечитывая [свои] статьи, я вижу, что они и близко не передают
тех ужасов и страданий, свидетелем которых я стал,
страданий, далеко превосходящих то, о чем мы можем помыслить.
- пишет он в воспоминаниях в книге "Хроники загубленного времени"
.Показательно, что в фильме, в «Жатве в отчаяния», воспроизведены фрагменты британской газеты, в которых были опубликованы его утверждения о голоде. - продолжает рассказывать Тоттл. Можно заметить, что Маггеридж описывался в нем как въехавший в Россию «пылким коммунистом». Открытие, которое должно было стать неожиданностью для Коммунистической партии Великобритании. - обращает внимание Тоттл на часто используемый журналистский трюк
.
Можно вспомнить, замечает Тоттл, что раскаявшиеся прокапиталисты в рамках статьи о голоде так же использовались прессой Херста. Ведь людей, имеющих антикоммунистические взгляды, можно заподозрить в пропаганде и лжи , а вот симпатизирующих коммунизму, но вдруг пересмотревших свои взгляды после знакомства с советской системой - нельзя, им нужно сочувствовать.

***
Солженицына и Маггериджа объединяет не только антисоветизм.

Как и Солженицын, Маггеридж в конце жизни стал  консерватором и воинствующим христианином, который довольно самоуверенно примерил к себе образ проповедника.
Однако, Маггеридж намного превосходит  в интеллектуальном плане, в независимом и философском отношении к миру.
Личность Малколма Маггериджа интересна, и потому заслуживает отдельной серии постов.

На следующей неделе:  Циничный проповедник, Малколм Маггеридж

Голод, Маггеридж Малколм, Пропаганда

Previous post Next post
Up