Чуковский, ARA и другие лица

Nov 22, 2013 10:11




Чуковский 1920
Читая Чуковского: 
1.Чуковский, ARA и другие лица
2. Гениальный Кини
3. Милый доктор Гант

10 октября, 1917
Целые дни трачу на организацию американского и английского подарка русскому народу:
2 000 000 экземпляров учебников - бесплатных,
- изнемог - не сплю от переутомления все ночи - старею - голова седеет.
Скоро издохну. А зима только еще начинается, а отдыха впереди никакого.
Так и пропадет Корней ни за что.

(из Дневника К. И. Чуковского)


Прочитав однажды, что о деятельности одного из сотрудников YMCA высоко отзывался сам Чуковский, я обратилась к его дневнику. В этом посте я собрала выдержки, содержащие упоминания о встречах с американцами, рассказывающие о  взаимоотношениях  известного литературоведа с иностранцами.

Удивительно, но в голодном Петрограде было полно иностранцев, среди них организовалась целая колония американцев. Многие из приехавших были работниками Американской администрации, занимавшимися организацией помощи голодающим. Власти дали американцам  полную свободу, помощь оказывалась тем, кого признавали нуждающимся сами благотворители. Хуже  всего, наверное,  приходилось  ученой интеллигенции. В голодном Петрограде она была полностью заброшена, профессора и ученые умирали от голода, будучи не в  состоянии позаботиться о себе  в изменившихся условиях, еще задолго до приезда первых эмиссаров ARA.

Если судить по  записям дневника, то работа ARA была каким-то междусобойчиком,  хотя в то время в поддержке нуждались все, и помощь любому была не лишней. Впрочем, предоставим слово самому Корнею Ивановичу.

15 декабря, 1922
Вчера забрел к Анне Ахматовой. <…>. Она ездила к некоей Каминской, артистке Камерного Театра, та простужена, без денег, на 9-м месяце беременности. Я обещал сказать американцам, чтобы они оказали ей мед. помощь.



Анна Ахматова. Наталия Данько.
Статуэтка, фарфор.
(Раскраска Елены Данько). 1923 г.

20 декабря 1922 года.

Добежал до мистера Ганта, американского доктора, и подал ему прошение о той несчастной Каминской, о которой говорила Ахматова. Каминская беременна, от кого неизвестно, и кроме того простужена. Он согласился помочь ей, но спросил, кто отец ребенка. Я сказал: отца нет. Он нахмурился. Очевидно, ему трудно помочь необвенчанной роженице. Это было вчера. А сегодня мы должны с ним в 5 часов поехать к Каминской, а пальто у меня все нету, а холод отчаянный, а я простудился и всю ночь страдал желудком.

22 декабря.
... у Чехонина. Чехонин сделал для американца - поздравительную карточку: Best Wishes - Happy New Year - Merry Christmas. Тот очень рад. На карточке есть тройка, сани, в санях сидит он сам, Dr. A. R. A. Gantt (Baltimore).
Посередине Петропавловская крепость, слева Исаакиевский собор, словом, квинтэссенция январского снежного Петербурга.



Чехонин Сергей Васильевич -
русский график и портретный миниатюрист


Тарелка с надписью "Помогите голодным 1921 года".
Автор рисунка - С. Чехонин. 1921 г.
Государственный фарфоровый завод в Петрограде.



17 января, 1923
Был дня два назад у м-ра Кееnу и его жены - рыжей уроженки Георгии - южного штата Америки.
Единственный американец, к-рый интересуется искусством, литературой. Они дали мне книгу нашумевшего Mencken'a «Prejudices»

20 января
Был у американцев. Обедал. Американцы как из романа: Brown из Бруклина, Renshaw - в черных очках и д-р Гэнтт, нескладный и милый. Мы сидели в parlour и разговаривали о литературе.

13 февраля
Суета перед отъездом в Москву. Мура больна серьезно. У нее жар седьмые сутки.
Очень милые многие люди в ARA, лучше всех Кини (Кееnу).
Я такого человека еще не видал. Он так легко и весело хватает жизнь, схватывает все знания, что кажется иногда гениальным, а между тем он обыкновенный янки.

Он окончил Оксфордский Университет, пишет диссертацию о группе писателей Retrospective Review (начало XIX в.). Узнав о голоде рус. студентов, он собрал в Америке среди Young Men Christian Association изрядное количество долларов, потом достал у евреев (Hebrew Students) небольшой капитал и двинулся в Россию,
где сам, не торопясь, великолепно организовал помощь русским профессорам, студентам и т. д.

Здесь он всего восемь месяцев, но русскую жизнь знает отлично - живопись, историю, литературу. Маленький человечек, лет 28, со спокойными веселыми глазами, сам похож на студента, подобрал себе отличных сотрудников, держит их в дисциплинированном виде, они его любят, слушаются, но не боятся его.

Предложил мне посодействовать ему в раздаче пайков. Я наметил: Гарину-Михайловскую, Замирайло, жену Ходасевича, Брусянину, Милашевского и др.
А между тем больше всех нуждается жена моя Марья Борисовна. У нее уже 6 зим подряд не было теплого пальто. Но мне неловко сказать об этом, и я не знаю, что делать.

На днях я взял Кини с собою во «Всемирную».
Уходя с заседания, Кини спросил: «What about copyright?»
Я, что называется, blushed, потому что мы считаем copyright пережитком.



К.И. Чуковский среди членов коллегии издательства ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Стоят (слева направо): А.А. Смирнов, В.М. Алексеев, Н.О. Лернер, Б.Я. Владимирцев. Сидят (слева направо): М.Л. Лозинский, А.Н. Тихонов (Серебров), А.Л. Волынский, И.Ю. Крачковский, С.Ф. Ольденбург, К.И. Чуковский. Рядом с Чуковским - секретарь коллегии В.А. Сутугина-Кюнер. Фото предоставлено М. Золотаревым

24 апреля
Опять негр Мак Кэй. Потолстел, но говорит, что это от морозу: отмороженные щеки. Очень много смеется, но внутренне серьезен и когда говорит о положении негров в Америке - всегда волнуется. Я сдуру повел его к Клячко; с изумлением увидел, что Клячко не знает, что негры в Америке притесняемы белыми.
«Как же так? - спрашивал он.- Ведь там свобода! Ай да американцы!» и т. д.

Мак Кэй ждет к себе в гостиницу Wine-merchant'a, про к-рого он говорит, что доктор двоюродный брат Александра Блока. Wine-merchant снабжает его бесплатно вином.



7 мая
Был вчера у Ахматовой Анны. Кутается в мех на кушетке. С нею Оленька Судейкина. Без денег, без мужей - их очень жалко. Ольга Афанасьевна стала рассказывать, что она все продала, ангажемента нету, что у Ахматовой жар, температура по утрам повышенная, я очень расчувствовался и взял их в театр на «Чудо святого Антония». Нужно будет о Судейкиной похлопотать перед американцами.



Анна Ахматова. 1920-е годы.



Был у меня ночью Мак Кэй. Он написал стихи о первом Мае и хочет, чтобы я переводил.
Очень ругательно отзывался об АРЕ, я защищал, мы поругались.
Я уже чувствую, что он в свои будущие очерки о России внесет много клевет, сообщенных ему всякой сволочью. Много сообщает ему Mrs. Stark, жена Горлина,- и врет как на мертвых.

О чем писал Клод Мак-Кей, можно почитать здесь.  Не знаю, какова судьба "клевещущей" на  ARA миссис Старк, жены Горлина, но Александр Николаевич Горлин, заведующий иностранным отделом Ленгиза , в 1918-1921 гг. - редактор в журнале Коминтерна «Коммунистический интернационал», погиб в заключении в 1938, в то время как   космополит Корней Иванович репрессий избежал.

22 ноября
Был вчера у Кини. Он был с женою в Италии, и теперь приехал - именно вчера. <...>
Жена его и после Венеции, после Рима, после Капри осталась все такая же insignificant [незначительная]. Ординарные слова, готовые фразы, по поводу всего - банальные клише. Тосковала в Италии по самовару, «по своему русскому самовару», а Неаполь - грязный, ужасно грязный, и все - такие лентяи. «Русская грязь имеет оправдание: революция, но грязь итальянцев непростительна». Оказывается, что она посылала мне открытки, но я этих открыток не получил.

Привезла Лидочке - коралллы из Капри (увы, увы, я потерял эти кораллы в трамвае). Я сел на диванчик и стал читать новые номера «Observer'a». <...> Перелистал я новые номера «London Mercury» - каждая статья интересна. Скоро пришел Кини. Насвистывая, читал и, читая, разговаривал. Сказал, что ему из Америки прислали 200 долларов для семьи Мамина-Сибиряка, а он не может эту семью разыскать. <...>

Я заговорил о том, что очень нуждается Анна Ахматова и Сологуб. Он сказал, что у него есть средства - специально для такой цели, и обещал им помочь. Потом мы пообедали, и я мирно уехал домой.



Дмитрий Мамин-Сибиряк
умер в 1912 году

3 декабря 1923.
Был я вчера у Кини: хлопотал о четырех нуждающихся: Орбели, Муйжеле, Сологубе, Ахматовой.



Виктор Васильевич Муйжель
писатель и художник
В годы Первой мировой войны работал военным корреспондентом
«Биржевых Ведомостей»,печатался в журналах «Нива», «Новое слово».
Умер в 1924 году



Иосиф Абгарович Орбели-армянский и советский востоковед
и общественный деятель, академик Академии наук СССР,
с 1920 года - хранитель Государственного Эрмитажа
и заведующий Отделением Кавказа, Ирана и Средней Азии,
в 1920-1924 годах - заведующий издательством РАИМКа

Встретил у него - перед камином - длинноусого бездарного Владимирова, которому они привезли из Варшавы кистей и красок - в подарок.
Он рассказал им анекдот из современной жизни. Теперь каждый коллекционер картин прячет свои картины подальше, снимает их со стен, свертывает в трубочку, так как боится фининспектора, требующего, чтобы буржуи платили налоги.
И вот один господин, у которого есть подлинная картина Айвазовского, очень больших размеров, позвал к себе Владимирова и попросил его покрыть подпись «Айвазовский» гуммиарабиком, а сверху красками написать: «Копия с Айвазовского», дабы обмануть фининспектора. До сих пор происходило обратное: на копиях писали: Айвазовский.

Вот так изображал Владимиров голод 1919 года







А здесь - ограбление вагона с  гуманитарной помощью  в 1922 году



Выдача гуманитарной помощи ARA



«Голодающие Берлина» 1945 год. -
ничего не меняется - те же папироски в зубах и грубые неотесанные лица,
принадлежащие уже немецкому народу.

"Бездарный" Владимиров - ремесленник, продукция которого универсальна.
Будучи вынутая из "старого сундука", сегодня она продолжает служить теперь уже другим целям.

4 декабря.
Ездил вчера с Кини по делам благотворительности. Первым долгом к Ахматовой. Встретили великосветски. Угостили чаем и печеньем. Очень было чинно и серьезно. Ольга Афанасьевна показывала свои милые куклы.
Кини о куклах «Это декаданс; чувствуется скрещение многих культур; много исторических реминисценций»... Чувствуется, что О. А. очень в свои куклы и в свою скульптуру верит, ухватилась за них, и строит большие планы на будущее... Ахматова была смущена, но охотно приняла 3 червонца. Хлопотала, чтобы и Шилейке дали пособие. Кини обещал.



О. А. Глебова-Судейкина с куклой собственной работы.

Оттуда к Сологубу. У Сологуба плохой вид. Пройдя одну лестницу, он сильно запыхался и, чтобы придти в себя, стал поправлять занавески (он пришел через несколько минут после нас).
Когда я сказал ему, что мы надеемся, он не испытает неловкости, если американец даст ему денег, он ответил длинно, тягуче и твердо, как будто издавна готовился к этой речи:
- Нельзя испытать неловкости, принимая деньги от Америки, потому что эта великая страна всегда живет в соответствии с великими идеалами христианства. Все, что исходит от Америки, исполнено высокой морали.Это было очень  наивно, но по-провинциальному мило.



Фёдор Сологуб и Анастасия Чеботаревская у себя дома. 1910 г.



Юбилей Ф. Сологуба 11 февраля 1924 года. Сцена Александринского театра. Среди присутствующих: П. Н. Медведев, А. Л. Волынский, Ф. Сологуб, А. А. Ахматова, Е. И. Замятин, В. А. Рождественский и др.

От Сологуба мы по той же лестнице спустились к Ал. Толстому. Толстой был важен, жаловался, что фирма Liveright не уплатила ему следуемых долларов, и показал детские стишки, которые он написал, «так как ему страшно нужны деньги». Стишки плохие. Но обстановка у Толстого прелестная - с большим вкусом, роскошная - великолепный старинный диван, картины, гравюры на светлых обоях и пр.

30 декабря 1923.
Мне удалось выхлопотать у Кини денежную выдачу для Ходасевич (Анны Ив.), для сестры Некрасова, для Анны Ахматовой.



Анна Ивановна Гренцион - вторая жена Ходасевича

14 января 1924 г.
Десять дней назад Ахматова, встретив меня во «Всемирной», сказала, что хочет со мной «посекретничать». Мы уселись на особом диванчике, и она, конфузясь, сообщила мне, что проф. Шилейке нужны брюки: «его брюки порвались, он простудился, лежит». Я побежал к Кини, порылся в том хламе, который прислан амер. студентами для русских студентов, и выбрал порядочную пару брюк, пальто - с мех. воротником, шарф и пиджак - и отнес все это к Анне Ахматовой. Она была искренне рада.



Владимир Казимирович Шилейко

18 янв. 1924 г.
Замечательно эгоцентрична Ахматова. Кини попросил меня составить совместно с нею и Замятиным список нуждающихся русских писателей. Я был у нее третьего дня: она в постели. Думала, думала и не могла назвать ни одного человека! Замятин тоже - обещал подумать. Это качество я замечал также в другом талантливом человеке - Добужинском. Он добр, готов хлопотать о других, но в 1921 г., сталкиваясь ежедневно с сотнями голодных людей, когда доходило дело до того, чтобы составить их список, всячески напрягал ум и ничего не мог сделать.



Добужинский Мстислав Валерианович в кругу семьи
С 1923 года живет заграницей.



1928 год, Замятин

Вот список для Кини, который составил я: Виктор Муйжель, Ольга Форш, Федор Сологуб, Ю. Верховский, В. Зоргенфрей, Ник. С. Тихонов, М. В. Ватсон, Иванов-Разумник, Лидия Чарская, Горнфельд, Римма Николаевна Андреева (сестра Леонида Андреева) и Ахматова.



Ольга Форш (1873-1961)

3 сентября 1924
Был вчера у Ахматовой. Не знаю почему, она встретила меня с таким грустным лицом, что я спросил: «Неужели вам так неприятно, что я пришел к вам?» У нее служанка. «Оленька хочет уехать за границу. Хлопочет. У нее был apendix и воспаление брюшины. Она лежала 58 (кажется) дней в постели... Я ухаживала за ней и потому не написала ни строчки. Если напишу, сейчас же дам вам, в «Современник», потому что больше печататься негде... Я получила деньги из Америки, от Кини,- 15 долларов. Спасибо им».

13 ноября.1927
Эти два дня у меня американские: вчера обедал у Гента, сегодня завтракал с Голдером и Хаппером. Голдер не интересен: делец. А Хаппер милый долговязый шотландец, начитанный, простодушный, с отличным смехом. Я водил его к Евг. Викторовичу Тарле - тот очень хвалит моего Некрасова, хвалит мои примечания и т. д. Но дни пустые, а ночи без сна.



Евгений Викторович Тарле - историк

Очаровательнный Кинни, "нескладный и милый" доктор Гант,  "делец" Голдер и Ренншо - о каждом из этих людей есть. что рассказать. О них и будет мой дальнейший  рассказ.

Продолжение следует


ARA-персонажи, 1920-е, Иностранная помощь ( ARA и др.), YMCA - персонажи, Чуковский

Previous post Next post
Up