YMCA - персонажи. Джон Уэллс Рейхил

Oct 11, 2013 16:19




Джон Уэллс Рейхил (John Wells Rahill), один из добровольцев, секретарей YMCA, направленных в воюющую Россию 1917 года. До этого момента он был скромным пастором Конгрегационой церкви. Ему было 28 лет, он получил степень бакалавра теологии в  Иельском университете за работу “Вклад христианства  в социализм”, у него только что родилась дочь, но он, как и многие другие, мечтал о служении человечеству.
Возможно, эта поездка в Россию было самым главным и самым ярким событием в его жизни.


Запись в отчете Конгрегационной конференции (Congregational Conference of Ohio) 1913 года сообщает о том, что преподобный Джон Рейхил , пастор в Восточном Кливленде уступил свое место преподобному Грину в связи с отбытием на военную работу в YMCA:
“EAST CLEVELAND, Calvary, Rev. John Rahill was pastor at the beginning of the year but resigned to enter army Y. M. C. A. work in Russia. Rev. J. Ross Greene succeeded him.”

Однако, в начале войны пастор Рейхил не на фронте, вместо этого с 1914 по 1915 год преподобный Рейхил ,был студентом миссионерской школы “Pacific School of Religion” , и лишь в 1917 году он отправлся в Россию.
Его направили в Валгу, маленький городок на юге Эстонии. Тогда, в 1917 году Валгу называли по-немецки - Валк - и она был частью Российской империи. Там в Валке, по договоренности с Временным правительством секретари YMCA развернули работу в Русской армии, помогая полковым священникам поддерживать боевой дух армии.

Секретари YMCA и их добровольные помощники действовали уже по отработанной схеме - они организовывали пункты YMCA ( Huts - хижины). Пункты-хижины иногда были просто построенными бараками, если в  распоряжение YMCA  не могли предоставить дом, или другое помещение, а иногда это были передвигающиеся по железной дороге вагоны.

Хижины были клубом, куда солдаты могли прийти в свободное время. Там организовывались чайные, где можно было за небольшие деньги выпить чай с американскими бисквитами, почитать газеты или книги. Там же демонстрировались американские фильмы, читались лекции, проводились молебны. Работавшие в таких хижинах женщины-помощницы создавали уют и домашнюю атмосферу.

Джону удалось приспособить для пункта YMCA  местную школу, там он организовал комнату отдыха и помещение для церкви.

Джон, увлекавшийся фотографированием, не расставался с фотоаппаратом (Eastman Kodak).
Он фотографировал казаков, солдат, русские деревни и русских крестьян, сцены на улицах и вокзалах и просто красивые русские пейзажи.

Наверное, он чувствовал, что стал свидетелем великих событий, потому к снимкам тыла прибавились снимки, сделанные на передовой - солдаты в траншеях, землянки, бункеры и даже взрывы снарядов



Одна из  хижин YMCA - солдатский клуб









Рейхил -справа,  на его руке висит кожаный чехол от камеры



Добровольные помощники YMCA







Солдатский клуб в Валке











Потом было путешествие на восток - Псков, Москва, Транс-Сибирская магистраль до Владивостока. Путешествие по железной дороге, которое в нормальное время занимало 8 дней, заняло у Джона и товарищей, возвращавшихся домой, 23 дня.  Все это время Джон делал снимки и записи к ним.



Рейхил и крестьянские дети



Псков












Железнодорожный вокзал в Омске





На рынке





Дети, продающие сигареты

Потом были Монголия, Китай, Япония и возвращение домой. После России Джон был направлен служить пастором в Конгрегационную церковь в Грили (Колорадо) [Greely Colorado]

Из части негативов были сделаны слайды, потом их раскрасили вручную, материал для лекций был готов.
Джон Уэллс Рейхил, как и многие другие миссионеры, стал давать лекции о России

Когда интерес к России пропал, слайды, негативы были упакованы в коробки и убраны на долгие времена вместе с проектором. Пишут, что наступили годы реакции и рассказывать о России ( тем более, с сочувствием) стало небезопасно. Потому о фотографиях и о русском периоде жизни Рейхила забыли надолго.

Рейхил продолжал служить, верный христианским идеалам, потому, наверное, в отличие от лидеров Миссии, он не смог оставить потомкам большого состояния.

Как пишут газеты, в наследство внучке Джона Рейхила , Барбаре Хофман, после смерти деда перешли йельская диссертация, сонет, который он написал на ее рождение, медный самовар, который он привез из России, и коллекция фотографий - 9 коробок, в которых было 500 слайдов и 400 карточек с напечатанными  пояснениями.

Никто из членов семьи не рассказывал Барбаре подробностей  жизни деда и его пребывания в России. Чтобы узнать ценность коллекции, Барбара пригласила Дмитрия Орлова, занимающегося фотографией русского иммигранта, покинувшего Россию вместе с матерью сразу после окончания школы, в 1994 году.

Благодаря Дмитрию Орлову, которому Барбара Хофман продала коллекцию, слайды получили вторую жизнь, а мир узнал о скромном пасторе Джоне Уэлсе Рейхиле, сохранившем мгновения русской истории.



Дмитрий Орлов с цветным слайдом. PHOTOGRAPH BY: Gary Friedman / Los Angeles Times



Дмитрий Орлов в гостях у Барбары Хофман. PHOTOGRAPH BY: Gary Friedman / Los Angeles Times



PHOTOGRAPH BY: Gary Friedman / Los Angeles Times



Вот такой камерой снимал пастор Рейхил. PHOTOGRAPH BY: Gary Friedman / Los Angeles Times



Местные жители и друзья Барбары Хофман( крайняя справа) на демонстрации слайдов, которую устроил Дмитрий Орлов..
PHOTOGRAPH BY: Gary Friedman / Los Angeles Times

еще фотографии здесь

YMCA - ИМКА - ХСМЛ, YMCA - персонажи

Previous post Next post
Up