6. Джон Мотт и Россия

Aug 30, 2013 17:02




«Разве не дело Церкви -беспокоиться о человеческой невоздержанности, похоти, бесчестности, о притеснениях торговцев и промышленников, о несправедливости, о вопросах антисанитарии и перенаселенности, о беззаконных прибылях и незаконных взиманиях, о демонстрациях роскоши и богатств, об угнетении бедных, о классовых предрассудках, о неистовствах толпы, о тяжелых условиях жизни женщин и детей, о горестях борьбы с нищетой?»   Джон Мотт, 1908 г.

Продолжение. Начало здесь

Лауреат Ноблевской премии Мира Джон Мотт родился в глубоко верующей методистской семье. Сначала его послали учиться в методистский колледж в Айове, но вскоре, показав блестящие способности в ораторском искусстве, а также в изучении истории и литературы, он перевелся в Корнелльский Университет. В Университете он вступил в студенческое сообщество и стал членом местной организации Молодых христиан (YMCA).

В 1886 году Мотт уже представлял Корнелльский университет на организованной Молодыми христианами конференции студенческих союзов, где выступал проповедник Дуайт Муди. На конференцию собралось около 250-ти делегатов из 89 учебных заведений Америки, из них сто человек, включая Джона Мотта, поклялись посвятить свою жизнь миссионерству.



Dwight L. Moody
Проповедник Дуайт Муди



Мотт показал себя активным и деятельным студентом, умеющим поставить дело. В течение двух лет учебы в Корнелльском университете, ему удалось собрать деньги на постройку здания, где расположился штаб местной организации Молодых христиан.

В 1888 году Джон Мотт получил диплом бакалавра по истории и философии, после чего он занял пост Национального секретаря YMCA объединенных студенческих организаций Америки и Канады, который и занимал 27 лет.

В том же 1888 году родилось Студенческое добровольное движение (SVM), которое и стало обеспечивать кадрами иностранные миссии. Председателем Студенческого добровольного движения (SVM) стал Джон Мотт.

В 1895 году Мотт организовал Мировое христианское студенческое движение (WCSM), став его генеральным секретарем, после чего он направил свою энергию на создание студенческих движений в других странах, постепенно присоединяя их к Единой сети.



Карл Фрайс - шведский лидер студенческого движения
Вместе Джоном Моттом они в 1895 году организовали
Всемирную Студенческую христианскую федерацию
World's Student Christian Federation (WSCF)



Основатели Всемирной студенческой христианской федерации
WSCF, Vadstena Castle, Sweden

Студенты-добровольцы, в большей своей массе, были молодыми людьми с чистыми помыслами, готовыми терпеть лишения в чужих краях, рискуя здоровьем и жизнью, фанатично убежденными в острой необходимости нести свет в далекие страны.

В то же самое время лидерами Движения делалось все для того, чтобы максимально использовать студенческую инициативу и подчинить студенческий потенциал воле контролирующих элит.



Четыре поколения лидеров Студенческого Христианского Движения
как видно, лидеры молодежи были люди солидного возраста и надо добавить - с капиталами

С 1915 года по 1928 год Мотт - генеральный секретарь Интернационального комитета YMCA, с 1926 по 1937 год - президент Всемирного комитета YMCA.
Я специально перечислила все должности Джона Мотта, чтобы в последующем повествовании было понятно:
где - Джон Мотт , там - Молодые христиане ( YMCA).

Джон Мотт, по воспоминаниям современников, был харизматичным лидером, он выдвинул идею евангелизации всего мира в течении одного поколения и смог увлечь этой идеей более 20 тысяч добровольцев, которые массово записывались волонтерами после каждого его выступления с призывом о добровольном труде на благо мира.



По разработанному им плану, нужно было создать в каждой стране организации, которые будут заниматься продвижением этой идеи.

Организации, развернув работу на местах, должны были создать национальные движения, которые затем вовлекались в единую сеть - всеобщее Братство с единым руководящим Центром. У руля должны были встать мировые лидеры, которые, как объяснялось массам, с помощью эффективного руководства регулировали бы мировые конфликты, вели мир к прогрессу и всеобщему благу. Мир, по замыслу лидеров, в таком едином Братстве должен был стать счастливым.Федерация -это коллективный ум национальных движений мира, - говорил Мотт.



Новое здание YMCA, построенное в Бомбее
Под влиянием Мотта взгляд на Миссию изменился, ее сугубо евангелическая функция была дополнена социальной составляющей. Подготовка молодежи постепенно переключаласть со “спасения души” на укрепление характера и эффективную работы на Миссию, все большее внимание делалось на Мускульное христианство, вера стала подменяться формой, а не смыслом, теология ушла на задний план.

Снижение акцента на веру и вовлечение в  обычную студенческую жизнь - создание студенческих  общежитий, проведение спортивных состязаний, организация развлечений, позволяло вовлечь гораздо больший круг молодежи, а также войти в доверие и снискать симпатию администрации колледжей и университетов.

Но Мотта, руководившего иностранными миссиями,  интересуют не только студенты, но и другие группы населения. Помимо студентов революционной активностью отличаются рабочие, а значит, в их среду еще более необходимо внедрение.



Пункт YMCA на жлезной дороге в Пенсильвании
Никогда у Церкви не было столько возможностей, какие ей представляются сейчас, - утверждал Мотт. Священное Писание должно проникнуть во все сферы человеческой жизни. Чтобы привлечь рабочих, Церковь должна быть более практичной, эффективной, она должна интересоваться их проблемами, быть на их стороне. Сегодня же, отмечал Мотт, лидеры рабочих пока находятся вне Церкви.



Учебные классы для рабочих-иммигрантов
В одном из своих выступлений Мотт рассказал о беседе с рабочим. На вопрос отношения к Церкви рабочий заметил: «Мы привыкли ее ненавидеть, но сегодня мы ее презираем».

К счастью, отмечал Мотт, такое отношение свойственно Европе, и оно вполне оправданно, европейские Церкви равнодушны к проблемам народа. Поэтому у Миссии стоят огромные задачи - вернуть народ в Церковь.

Задача миссионера стать связующим звеном между имущими классами и народом, примирить их и укрепить их связь. Миссионер должен проникнуться интересами одной и другой стороны и работать в интересах обеих сторон.
Так представлялись социальные цели миссионеров бунтующим массам.



Методистская конференция 1901 года

Вот тезисы выступлений Мотта, которые затем публиковались отдельными брошюрами и распространялись через пункты YMCA, школы  и библиотеки.

“Что делает нацию по-настоящему великой? Ни бескрайние просторы земли, ни многочисленность ее народа, ни количество миллионеров, ни объем богатств, ни сила ее армиии и флота, даже не знания или образование ее народа. Только характер и дух народа делают нацию великой. История убедительно показывает, что характер не может быть уравновешенным и сильным, а дух свободным и крепким без помощи свыше, которую предоставляет человеку христианство.

Сегодняшнее время, говорил Мотт, это время беспрецедентных возможностей, время углубления кризиса в нехристианском мире, когда весь мир открыт христианству, а христианские силы широко распространились и находятся на ключевых постах.

В такой момент, считал Мотт, евангелизацию мира можно совершить при жизни одного поколения. Для этого Миссии нужно все больше хорошо подготовленных кадров.

Это и дает основание, призывал Мотт, направить все свои усилия на расширение границ христианства. И в этом лидирующая роль принадлежит молодым людям. Нация может быть спасена и сохранена только с помощью выработки христианского нрава и объединения христианских сил по всему миру.



А это- зал молитвенных собраний или зал для лекцийв пункте YMCA в Бомбее
Укрепление духа, по мнению Мотта, было связано с укреплением и расширением влияния Евангелической церкви. Расширение этого влияния и было возложено на Миссию.



Пробуждение Японии, называется статья в газете 1902 года,
которое связывало "пробуждение" именно с уверенной поступью по планете
Священного Писания



У Церкви нет таких проблем, которые не могли бы решить высококлассные профессионалы. - говорил Мотт. Для этого, думая о будущем, их нужно готовить сейчас.
Роль миссионера огромна, для этого нужны не просто молодые добровольцы, готовые служить Церкви, нужны лидеры, которые смогут увлечь и повести за собой массы.

Выявление таких лидеров и подготовка таковых должны быть важнейшими задачами, стоящими перед Миссией. Миссионер - это лидер, который несет ответственность за обучение всей паствы. Миссии нужны люди, крепкие духом. Лидерству Мотт придавал особое значение. На выявление в молодежной среде лидеров и их подготовку направлялись основные усилия и огромные средства.

Национальные лидеры по замыслу Мотта должны были работать самостоятельно и вести за собой народные массы, единый центр лишь ставил им цели и контролировал выполнение.



Из газет :
ПРАГА, 3(16),VII. 1908 г.
Сегодня съезд единогласно принял постановление о необходимости создать славянский банк с временным центральным правлением в Праге, а затем, когда финансово-правовое положение России позволит,
перевести его в Петербург с филиальными отделениями в главных славянских центрах

ПРАГА, 19 декабря 1908 г.
Весь вторник в Праге происходили столкновения чехов с немцами, полицией и войсками
Утром демонстрировала полуторатысячная толпа чешских студентов,
прежде воздерживавшихся от манифестаций.
Студенты сорвали австрийские флаги с университета и растоптали их.
Они неоднократно вступали в схватки с жандармерией.
Вечерам главная улица Прикопы и площадь Венцеслава были очищены
от толпы демонстрантов атакой драгунов, пронесшихся галопом.
Много пострадавших.
Толпа несколько раз собиралась вновь, вступая в рукопашную с драгунами,
осыпая их камнями, сооружая баррикады на соседних улицах и заграждая проволокой.
Вызванная пехота штыками вновь очистила площадь,
на которой остались обломки палок, зонтиков, шляпы, части одежды.
Вечером борьба еще более обострилась.
В «Королевских виноградниках»,
где обе стороны обменялись полусотней выстрелов,
и на Карловой площади, где толпа начала воздвигать баррикады и действовали войска,
много раненых. Во многих домах и учреждениях выбиты стекла.

http://www.starosti.ru



Демонстрация студентов в Португалии в поддержку монархии. 1908 г.
По мнению Мотта, нужно было готовить не только студентов-теологов, но также юристов, медиков, философов. Мотт подчеркивал важность для миссии работы медиков, которые имеют возможность общаться с представителями разных классов населения.
Медики, завоевывая доверие населения, могут нести больным не только выздоровление, но и евангельскую истину.

Решение кадровой задачи Мотт видел в развертывании пропаганды.

Пропаганда среди студентов показала отличные результаты, Христианское студенческое движение, заявлял Мотт, оказалось весьма эффективным в воздействии на юношеские умы при выборе миссионерства, как профессии, а ежегодные конференции, дают возможность для тренингов, помогают выявить лучших .
При любой пропагандистской кампании велика роль прессы, напоминал Мотт, потому и развитие религиозных издательств должно иметь огромное значение.



Призыв к молодежи - для тяжелой работы требуются сильные молодые люди
Вдали - подрастающее поколение, впереди - необузданный Мир

Время от времени епископы и другие церковные лидеры должны выступать с обращениями к народу с целью вербовки, эти обращения должны быть направлены к разным социальным группам, например, сначала призыв к учителям и профессорам, потом - к студентам. Иногда полезно организовать встречи, с этой целью нужно посылать в студенческие колледжи специально сформированные и подготовленные для этих целей делегации.

Работе пастора Мотт уделял особое внимание. Пастор - это основная образовательная сила мировой евангелизации. Пастор - это основная финансовая, и одновременно - рекрутинговая, сила евангелизации.
Эффективность миссионерской работы можно повысить, заявлял Мотт, если добиваться от каждого прихода ежегодного отчетности о своей работе, о количестве посещающих приход и вновь вступивших, а также о финансовом вкладе в общее миссионерское дело.

Отчетность и ее показатели - , считал Мотт, - громадный стимул в работе.



Пасторы евнгелической ассоциации 1899 г.
Еще одной целью миссионерской работы является объединений христианских церквей для социальных действий. Причиной существующего разделения христианских церквей, по мнению Мотта, являются невежества, предрассудки и “невероятный консерватизм”, которыми обладают некоторые представители христианских церквей. Объединение церквей имеет преимущество в объединении ресурсов - убеждал Мотт.
Потому объединение Православной паствы под знаменами Евангелия было для Мотта естественной целью.

Мотт внимательно следил за тем, что происходит в России, хотя бы потому, что поток эмигрантов из России в Америку усиливался, усиливалось в американском обществе и влияние левых идей. В целях предотвращения распространения радикализма, Мотт считал важным работу по примирению мира при помощи Священного Писания, оно же подходило и для умиротворения  народных масс.

Нужно помнить, говорил Мотт миссионерам, что «величайшая проблема зарубежных миссий находится не за рубежом, а в нашей стране.»
Миссионеры должны трудиться ради безопасности людей своей страны и их денег.

Первый раз Мотт посетил Россию в 1899 году. Как пишут, он столкнулся с «царящими в студенческой среде нигилизмом, агностицизмом, социализмом, пессимизмом, теориями сексуальной свободы наряду с преобладанием неправильного представления о христианстве.»

По наблюдениям Мотта студенты отождествляли христианство с национальной церковью, а потому - с государственным угнетением.

Приехав в 1909 году, Мотт совершил целое турне, посетив Дорпат (Тарту), Петербург и Москву.
В каждом из городов он проводил несколько дней, проводя по 4-5 собраний, на которые собирались по 800 человек, половину из которых составляли женщины. По воспоминаниям современников в начале лекции слышался небольшой ропот, который постепенно стихал, оперные бинокли опускались, наступала серьезность и тишина, зал слушал, затаив дыхание.

Выступления Мотта были невероятно популярны в России, молодые люди благодарили его за то, что он помог им решить вопросы, ответы на которые они не могли найти самостоятельно, матери благодарили за то, что он помог обратить их детей к Богу и спасти от неверия. Некоторые рассказывали о том, что они беспокоились из-за того, что их дети оказались вовлечены в секту, а оказалось, что Мотт «всего-навсего призывает изучать Библию».
В результате после каждой такой встречи с Моттом девушки и юноши с готовностью записывались в кружки по изучению Евангелия.

Неудивительно, что после успешной поездки Мотта в 1909 году царское правительство издало распоряжение о запрещении таких выступлений в будущем.

Один из студентов написал Мотту письмо о том, как он мечтал попасть на его лекции, но у него не было денег, чтобы купить билет на лекцию. И Господь его не оставил,  студент нашел деньги на улице,  купил билет и смог прослушать лекцию Мотта, утвердившись в величии Божьего промысла.

Автор книги о Мотте по этому поводу специально отметил, что цены были минимальны, и Мотт сам  не получал вознаграждения от таких лекций, а деньги нужны были на организацию мероприятия и оплату аренды зала.

Однако, нужно иметь в виду, что Мотт получал зарплату руководителя глобальной сети YMCA, бюджет сети формировался из частных поступлений и ежегодных отчислений местных организаций. Бюджеты местных организаций формировались, в том числе, и за счет средств, собранных от продажи билетов за вычетом расходов. Ну, а вознаграждения, за которое работали ответственные секретари, определялось совсем не демократично, стоявшими во главе лидерами . Впрочем, и сам Мотт был миллионером.

Пишут, Рокфеллер предложил Джону Мотту место в Standard Oil, однако, почувствовавший масштаб политики, лидер, управляющим целым миром, Джон Мотт, отказался от предложения.







Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге, 1910



Пленарная сессия Всемирного миссионерского комитете в Женеве 1910 года



Секретари YMCA в Константинополе



Архиепископ Сергий(Тихомиров) и Джон Мотт в Токио
В 1917 году, в России, уже при Временном правительстве, на обеде, который дал Эммануэль Нобель, Мотт выступил с приветственной речью, воспользовавшись “домашней заготовкой”, внеся лишь незначительные коррективы, которые должны были воздействовать на умы местной элиты:

“Что делает нацию по-настоящему великой? Ни бескрайние просторы земли, ни многочисленность ее народа, ни количество миллионеров, ни объем накопленных богатств, ни мощность и производительность ее промышленных предприятий - ничто из этого не придаст нации настоящей силы. Более того, образование само по себе, не может придать настоящей силы нации.

Все мы знаем, что одна из наиболее образованных , если не самая образованная в мире , нация, возможно, является самой опасной. Образование просто затачивает оружие и делает некоторых более искусными в обращении с ним. Вопрос, для чего используется это оружие, и против кого? Можно напомнить про Лоренцо Медичи, который был культурно развит, но был развращен. Он был умным, но жестоким, мог провести утро, сочиняя сонет, восхваляющий добродетель, а ночь проводил в грехе.

Мне не важно, насколько может быть человек образован, если у него нет идеалов, его сердце развращено, у него нет силы воли, он представляет опасность для общества, и он ослабляет нацию.
Что же делает нацию действительно сильной? Идеалы, характер и дух ее народа. А история показывает, что идеалы не могут формироваться и поддерживаться на высоком уровне, характер не может быть уравновешенными сильным, а дух не может быть свободным и победоносным без помощи настоящей религии.

Вот почему работа общества Маяк, связанного с Американской Ассоциацией молодых людей (YMCA), отвечает современным потребностям нации. Что может быть важнее, чем основание таких обществ, умелое управление ими и щедрая поддержка их деятельности в ключевых городах России.”

Мотт говорил :“ Я не понимаю Россию, но я верю в Россию”, и призывал поверить в перспективность русского проекта других.

Он курировал «Маяк» в течение всего его существования, ему поступали отчеты Франклина Гейлорда и других секретарей.

Правильно сориентированная русская молодежь, по его плану, должна была стать частью Всемирного христианского студенческого движения, а значит - она должна была стать послушной силой в чужих руках.

Для того, чтобы осуществить такую задачу, Мотту нужны были проводники в страну, а также управляемые национальные лидеры.

Таким проводником, приоткрывшим двери в российские университеты, а отчасти - и лидером, стал барон Николаи.

Продолжение следует

YMCA - ИМКА - ХСМЛ, Джон Мотт, Миссионерство, Великий евангелический поход

Previous post Next post
Up