Квакеры в Бузулуке

Jan 17, 2013 20:22




Статью 1922 года о работе квакерской миссии в Бузулукском районе я обнаружила на одном из форумов в интернете, ссылка на источник уже не работала. Снабдив статью дополнительным материалом и фотографиями, размещаю ее в своем журнале.

Бузулукский район Самарской губернии когда-то был одним из ведущих зернопроизводителей России - затем пришла война, революция, блокада союзников и, в конце концов, трехлетний голод.



Беженцы, живущие под открытым небом по берегам Волги
Международная Помощь Друзей , была одной из первых организаций, добравшихся до голодающих, и со времени засухи и нового наступления голода. Квакеры пришли к выводу о необходимости продолжения работы в Бузулукском районе.

Продовольствие прибывает несколько раз в неделю по Ташкентской железной дороге из Лондона (два месяца пути) или из Америки (пять месяцев пути). Оно перевозится в запечатанных вагонах, которые инспектируются и разгружаются работниками Миссии по прибытии на станцию Бузулук. Его складируют на станции, а затем распределяют в виде месячных рационов в разные деревни.



Персонал врачебно-питательного поезда
Продовольствие развозят на санях, и дорога занимает до пяти дней. Крестьяне, занятые перевозкой, получают двойные рационы. Месячные рационы выдаются более чем 200 000 человек... Работники Миссии отвешивают и выдают продовольствие Местным Комитетам (Помощи Голодающим). Комитеты распределяют месячные рационы нуждающимся крестьянам. Эти люди предпочитают получать свои пайки дома, так как многие из них не имеют теплой одежды и не могут добраться до кухонь Миссии, которые поэтому закрыты зимой...
Месячных рационов недостаточно, и поэтому людям приходится полагаться и на съедобные травы...
В прошлом августе возвращающиеся из Ташкента беженцы привезли собой малярию, которая поразила каждую деревню, и тысячи людей умерли. Миссия основала клинику для лечения больных малярией и другими инфекционными заболеваниями. В Бузулукской больнице не было ничего для лечения больных, и Квакеры оборудовали ее и снабдили всем для этого необходимым.



Больница в Андреевке. Сани доктора, в которых запряжены лошади, взятые у почтовой службы
( лошадей в районе осталось мало)





Пункт раздачи бесплатных лекарств и молодой помощник



Здание, которое выделили квакерам под склад продовольствия
У детей есть клиника для диагностики и вакцинации, и сотни перживших голод получают диетическое питание на больничной кухне. Многие из них носят одежду, сшитую из мешков - здесь ничего не пропадает. Больница Миссии рассчитана на 100 коек для инфекционных больных. Их привозят сюда на машине, принадлежащей Миссии.







Ребенок, умирающий от цинги



Дом смерти в Бузулуке - дети, умершие за два дня
Одной из главных проблем в сегодняшней России является нехватка скота, являющаяся результатом войны и голода. Квакеры ввезли 1000 лошадей из Туркестана по средней цене 3 фунта стерлингов. В некоторых местах эти лошади используются для работы самой Миссии - транспорта, вспашки земли и т.д. В этой деревне одна лошадь на 18 человек, и Миссия передает лошадей крестьянам по определенной схеме, по которой крестьянин становится хозяином лошади через год, превращается в самодостаточного хозяина, не является больше объектом благотворительности и не чувствует себя нищим, который получает что-то в виде подаяния. Обладание лошадью является достаточным для того, чтобы крестьянская семья была на самобеспечении, и импорт лошадей - вот самое необходимое для восстановления сельскохозяйственной деятельности русских крестьян.

И взрослые, и дети должны работать, чтобы получить свой паек. Дети убирают снег на школьных дворах или учатся ремеслам и профессиям. Безработные взрослые больше не лежат зимой на печках, а впервые в жизни идут в школу. Женщины занимаются вышивкой, штопкой, вяжут носки, ткут и прядут. Когда есть какая-нибудь работа, Миссия требует от крестьян, чтобы они работали за пайки и одежду, но проблема заключается в том, что очень мало из чего можно произвести какой-либо товар, и почти нет никакого рынка, чтобы это продать: слишком мало людей, у которых есть деньги, на которые можно купить самое необходимое, а зимой почти нечего делать. Люди устанавливают вешки на обочинах дорог, иначе их не видно зимой, они катают валенки для детских домов в обмен на пайки - и, таким образом, домашние промыслы возрождаются, и восстановление хозяйства продолжается.

Только в Бузулуке (Бузулукском районе - ВК) 11000 детей в 26 детских домах. Дети получают продукты и одежду от квакеров. Учителя и персонал этих домов также получают пайки от квакеров, так как население слишком бедное, чтобы снабжать их. Даже в школах, где от учеников требуется предоставление учителям продуктов, Квакерам приходится дополнять учительские пайки, чтобы дать им возможность выжить. Очень не хватает книг. В большинстве школ есть только одна книга на пятьдесят детей. Учителя стараются дать детям профессию, но нехватка книг в детских домах делает обучение крайне трудным. Эти дома состоят из сирот войны и голодного времени.

Когда наступает зима, крестьяне, у которых не хватает продуктов для себя и своих семей, уходят в города и бросают детей в надежде, что за ними присмотрят в детских домах. Ребенок, который попадает в детский дом, считается счастливцем. Работники Миссии в Бузулуке приезжают в эти дома и развлекают детей музыкой. «Друзья» присматривают за 130 домами.

Миссия также предоставляет крестьянам лошадей для строительства домов и для перевозки топлива. В прошлом году соломенные крыши многих домов были пущены на топливо. В этом году вышел закон, запрещающий подобное разрушение домов, поскольку оно вызвало скопление людей, стремящихся согреться, в переполненных домах. Лошадей для перевозки древесины из леса, часто издалека, не хватает. Подсчитано, что к следующему июлю здесь будет 250 000 нуждающихся крестьян, но если урожай будет хорошим, это будет последний год оказания благотворительной помощи, так как цель почти достигнута, и стабильные результаты будут получены к новому урожаю. В этом году урожай был только на 25% выше, чем в голодном прошлом году, будем надеяться, что в будущем году русский крестьянин встанет на путь сельскохозяйственного процветания.
Правительство России из-за недостатка ресурсов не в состоянии самостоятельно справиться с проблемой. Голодающие крестьяне были вынуждены забивать или продавать своих лошадей и верблюдов, и, по меньшей мере, 20 000 лошадей нужны сейчас для того, чтобы вернуть возможность распахивать землю, а хорошее семенное зерно нужно для того, чтобы обеспечить сев. Нужно больше тракторов для вспашки земли, и крестьяне ускоренно учатся работать на них. Они хотят и могут позаботиться сами о себе, если их вдохновить и помочь в этом, так как без Квакеров голод вернется в Бузулукский район через три недели. Мы не можем бросить 200 000 людей голодать, и если мы продолжим работу еще на несколько месяцев, их будущее будет обеспечено

И квакеры продолжали работать в России.

Как пишет о квакерах Д. МакФадден, у них была цель, которую они сами излагали так:

"Необходимо принять меры, чтобы обеспечить крестьян средствами, с помощью которых они бы смогли сами зарабатывать себе на жизнь.
Скот, семена и орудия производства должны быть доступны для использования жителями деревни...
Русские люди должны почувствовать, что они принадлежат к всечеловеческому братству и что народы других стран прямо заинтересованы в их благополучии... Этим русским людям одинаково необходимы пища и доброе отношение"

В феврале 1923 г. было подписано соглашение между квакерами и представителями администрации города Оренбурга о покупке лошадей. Квакерам удалось закупить более 1000 лошадей, проверить и освидетельствовать их в Оренбурге и затем перегнать в Бузулук. Все лошади, согласно соглашению, должны были быть освобождены от всех местных и центральных налогов и пошлин, чтобы обеспечить их доставку и возможность приобретения крестьянскими семьями по номинальным ценам

Затем квакеры предложили Совету Бузулукского района расширить эту программу и попытаться восстановить более чем 70% поголовья павших от голода лошадей. Для этого нужно было создать некоммерческий, периодически пополняемый фонд для закупки лошадей. Все доходы должны были поступать обратно в фонд, чтобы поддерживать самые низкие цены и сделать покупку лошадей доступной для крестьян.
Квакеры предложили внести начальный вклад в размере 10000$, с последующими дополнительными взносами по мере поступления денег. От власти требовалось облегчение перевозки, оценки лошадей и их налогообложения, обеспечение квакерского контроля над лошадьми; лошади должны были быть освобождены от военной службы и правительственной мобилизации.

Власть не только приняла предложение квакеров, но и попросила расширить поле действия программы, не ограничиваясь Бузулукским районом. Квакеры получили право покупать больше лошадей и специальное разрешение для их железнодорожной перевозки, а также освобождение от всех налогов и пошлин. При том, что власти не дали обещаний по сохранению лошадей от мобилизации, ни одна крестьянская лошадь не была мобилизована.

Тракторный проект начал осуществляться в марте 1922 года, вместе с поставкой из Варшавы первой партии из трех новых тракторов фирмы "Форд". Это помогло засеять как можно больше земли для скорейшего получения бОльшего урожай в 1922 г.
По соглашению с местным советом и сельскохозяйственным отделом в Бузулуке квакеры обязались вспахать и засеять земли, непосредственно прилегающие к детским домам и больницам, а администрация брала на себя снабжение семенами и уборку урожая, который полностью должен был пойти на содержание детских домов.
Программы закупки новых тракторов и увеличения площади пашни продолжались в Сорочинском и Бузулукском районах до 1925 г.



Красноармейцы помогают пахать
Важным направлением квакерской работы были медицинские и детские программы.
Общедоступное здравоохранение и программа по улучшению санитарных условий оставались в центре квакерской деятельности все годы. Планировались также ремонт и оборудование существующих больниц и санаториев, создание и снабжение венерических, малярийных и туберкулезных клиник, обеспечение медицинской помощи в детских домах, организацию консультаций для матерей в дневных яслях, велась просветительская работа и мероприятия, направленные на улучшение санитарных условий в клиниках.

Однако, к 1927 году активность квакеров в России стала затихать, и не потому что власти чему-то противодействовали, а потому, что, в связи с окончанием голода, стало сложно пополнять фонды помощи.

Дети, Голод, Квакеры, Миссионерство, 1920-е, Иностранная помощь ( ARA и др.)

Previous post Next post
Up