Читаю главу об объятиях до расслабления. Мне очень понравился эпиграф к ней, и хочется им поделиться, хотя, возможно, он и мало относится к тому, о чём хочется поговорить дальше.
Обниматься я почему-то всегда любила. Хотя, всегда - это с какого времени? Насколько я помню, в детстве в нашей семье не было принято «телячьих нежносей», я всегда, сколько себя помню, страдала от «телесного голода». Будучи кинестетиком по природе своей, я очень нуждалась в прикосновениях, но они были не приняты у нас дома.
Когда я в первый раз попала на психологический тренинг (это был тренинг «Пойми себя и других», который получил в народе название «курсы фиолетовых»), там было очень много кинестетики. Ассистенты между делом могли погладить по голове и сделать массаж плечам. Потом была прямо отдельная тема об объятиях и от том, как люди обычно обнимаются. Тренера показали различные виды объятий, и подвели к выводу, что люди обнимаются по настоящему, если прижимаются всем телом, как неприлично выразился тренер (это было в стиле тренинга - несколько шокировать участников) - «Сиська к сиське, писька к письке». Наверное, именно тогда я научилась расслабленно обниматься, без напряжения прижиматься к другому человеку, и мне это очень понравилось. Позже, когда у нас появился клуб молодёжного общения «Солнышко», была возможность практиковать обнимашки частенько.
А вот с родителями и другими родственниками обниматься я так и не научилась. Если мы и обнимаемся, например, перед моим отъездом куда-то далеко и надолго, то объятия у нас получаются короткими и неуклюжими. И обнимаемся мы, стоя буквой «А». Наверное, поэтому меня так тронуло вот это повествование (позволю себе привести всю страничку целиком):
И опять же зона роста для меня - научиться обнимать своих родителей, научиться выражать свою любовь к ним, пока они, слава Богу, живы.
И вот уже два дня пробую практиковать. С мамой более менее получается пообниматься, правда, недолго, правильно у Шнарха говорится, что обычно объятия не длятся больше 4 секунд (а часто и до одной недотягивают). Но, по крайней мере начало положено, мама с удовольствием обнимается. А вот папа - то сидел за столом, то лежал… в общем, я так и не заикнулась о том, что теперь мы будем при встрече и прощании обниматься. Но я надеюсь все же ввести эту традицию по отношению и к маме, и к папе, и посмотрю как это будет влиять на наши с ними отношения и на мои отношения с людьми и миром вообще. Есть у меня такое предчувствие, что простой обряд обнимашек с собственными родителями что-то поменяет в моей картинке мира вообще, тотально.
Выдержки текста взяты из книги
Дэвида Шнарха «Страсть и супружество» в переводе Олега Матвеева
olegmatv.