ЭТИ ЛЮДИ ГОТОВЫ ДИКТОВАТЬ НАМ ПУТИ РАЗВИТИЯ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ. ГОТОВЫ ЛИ МЫ К ЭТОМУ?
В последние дни меня занимает один единственный вопрос: готовы ли наши сограждане принять активное участие в обсуждении основных документов, определяющих дальнейшие перспективы культурной политики нашей страны? В настоящее время на этапе общественного обсуждения находится не только Стратегия КП Ульяновской области, но, как мы уже говорили, и Основы государственной культурной политики РФ, а также Закон о культуре в РФ.
Хотим ли мы, чтобы продолжался процесс декультурации, который сопровождает нас в последние десятилетия, а с недавних пор неизменно увеличивает свою скорость? С чем связано зарождение этого процесса, и как его можно остановить? Как снова запустить обратный ему процесс, процесс развития культуры? Всё это, по-моему, должно найти своё отражение в обсуждаемых документах.
И на все эти вопросы мы должны будем честно ответить сами себе, ибо никто из нас не желает дальнейшего разложения, деградации, которые происходят в настоящее время в нашем обществе, и в первую очередь в культурной сфере.
Ведь мы видим, как снижается не только уровень культурного образования, но и уровень самой культуры. Как подрастающее поколение относится к нормам и традициям, веками существовавшим в нашем обществе и определявшим нашу жизнь. Как рушатся эти нормы и традиции, выступавшие регуляторами нашего поведения. Мы с горечью наблюдаем оторванность молодёжи от классики, которая питала нас, наш дух, прививала глубокие чувства и звала к высоким целям.
Человечеству вообще свойственно это стремление к росту. Сам вектор развития имеет направление вперёд и вверх. И человек, вырываясь из так называемого «царства зверя», к которому он изначально принадлежал, в котором зародилась его физическая жизнь, всегда устремлялся именно на Верх. Человек потому и стал человеком, что он создал культуру. Именно она отличает нас от животных.
На этом пути люди очень многого достигли, о чем свидетельствуют все шедевры и памятники литературы, живописи, архитектуры и т.д., которые мы имеем на сегодняшний день. Вся история человечества отображает путь его восхождения. И ради этого восхождения человек от многого отказывался, создавал себе запреты, табу, что, кстати, тоже было частью его восхождения, - осознание необходимости таких ограничений. Ведь все эти табу усмиряли его звериную сущность, всё больше проявляя его человеческий облик.
В настоящее время мы наблюдаем обратный процесс. Значительная часть человечества начинает скатываться назад, в ту Бездну, из которой веками выдирался человек, теряет человеческое лицо, и не только лицо, а всё именно человеческое. Процессы, происходящие в различных уголках нашей планеты, в том числе и события на Украине, показывают, что в людях умирает гуманизм. И если даже судить только по тому факту, что это не первое пришествие фашизма, то мы можем с уверенностью сказать, что процесс начался не вчера. Уровень культуры показывает степень человечности, которая и определяется наличием или отсутствием гуманизма. Ведь культура - это внешнее проявление внутреннего содержания. В своей пьесе «Шлагетер» немецкий поэт, национал-социалист Ганс Йост написал: «Когда я слышу слово «культура», я снимаю с предохранителя свой револьвер». Эту фразу теперь приписывают то Герингу, то Геббельсу, но суть в том, что так сказал фашист.
Гуманизм пришёл в нашу жизнь вместе с культурой и раскрылся, так скажем, в эпоху Модерна. Теперь мы вошли в переходный период, когда, можно сказать, решается судьба человечества. Модерн отходит, но что придёт за ним? Кто-то говорит о Постмодерне. В каком-то смысле это логично, что после (т.е. «пост») Модерна на смену ему придёт следующий этап, и почему бы не назвать его Постмодерном? Но мы говорим не о наименовании, а о содержании следующей эпохи.
Какова в ней судьба гуманизма? В зависимости от того, как решится она, решится и судьба всего человечества: либо ему быть, либо победят те силы, которые объявили ему войну.
Кто же объявил эту войну? Те, кому мешает человеческое восхождение. Гуманизм - это самое главное слагаемое развития человеческого общества, и если это слагаемое изъять, то искомого результата не получится. Не будет развития. Именно поэтому кое-кто заговорил о Постмодерне и изобрел постмодернизм. И мы должны знать и иметь в виду, что постмодернизм был искусственно создан для разрушения порядка и норм, продиктованных гуманизмом и укрепляющих его. Будут разрушены нормы - будет разрушен и гуманизм. Будет разрушен гуманизм - не будет восхождения. Не будет восхождения - человечество выродится, наступит настоящий конец света, о котором так много говорится в последнее время.
Но кому и для чего это нужно? В первую очередь, тем, кто испугался дальнейшего развития человечества и тех перемен, которые оно может повлечь за собой. И не последнее место в этом списке перемен занимает вероятная конкуренция. Это нужно тем, кто не желает сдавать свои позиции. Ради того, чтобы остановить развитие, изобретаются лженауки, создаются ложные концепции и теории, которые внедряются в общественное сознание.
Постмодернисты говорят, что якобы Модерн исчерпал себя, и человечество себя исчерпало и не может явить ничего нового, поэтому наступает эпоха Постмодерна, где все будут топтаться в одной плоскости, без восхождения, и довольствоваться тем, что уже имеется на сегодняшний день. Братья Стругацкие, например, внушали такую мысль: «Дух бесплодия витает над осиротевшей землёй… Всё предельно. Открылись последние тайны». Таким образом, людям внушают ложную картину происходящего и провоцируют их на борьбу друг с другом за раздел того,«что имеется», пробуждают дух соперничества и другие «шкурные» интересы, низменные инстинкты. И в этом гибнут Свобода, Равенство и Братство - принципы, рождённые гуманизмом в эпоху Модерна.
Мы согласны с тем, что она заканчивается, но мы не согласны с тем, что человечество себя исчерпало! Оно способно к дальнейшему развитию и открытиям, к бесконечному восхождению во все последующие эпохи. Нужно только одно - сохранить и укрепить гуманизм. А для этого необходимо изжить все, что его убивает. И главным врагом гуманизма является постмодернизм. Это он призван убить культуру, а значит и всё человеческое в человеке. Через него в нашу жизнь приходит Безнормие. Беспорядок, хаос. Постмодернизм противопоставляет себя всему классическому, старается разрушить «стереотипы» (читай «традиции») и нормы. Он посягает на христианство, как на одну из самых древних и могущественных традиций, и мы видим, что происходит в католической церкви. Один за другим Папы отрекаются от престола, ощущая своё бессилие против того давления, которое оказывается на них реформистами церкви.
«Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях», - говорят сторонники. Мы говорим, что он отрицает идеалы и ценности и намеренно разрушает их. Для этого у него есть все необходимые инструменты, над созданием которых долгое время работали многие современные учёные и философы Запада. Они выработали концепцию, создали целую философию постмодернизма и их имена широко известны. Однако, имя разработчика технологии, реально примененной для разрушения, называется не так часто, как другие. Не так часто, как имена Дериды, Лиотара или Поппера и других постмодернистов, мы слышим имя Михаила Бахтина, когда речь заходит о Постмодерне. Меж тем, его роль в нынешних процессах колоссальна. Названные учёные лишь изобрели объяснения причин, по которым якобы должна наступить эпоха Постмодерна, и сам постмодернизм как инструмент. Эти объяснения и обоснования кто-то может и не принять, а инструмент не использовать, то есть, не станет действовать в задаваемом ими направлении. А Бахтин через исследование творчества Франсуа Рабле рассказал всему миру, как именно нужно запустить процессы разрушения, воздействуя на общественное сознание, чтобы при этом общество не заметило, что им манипулируют. Как разрушать идеальное и крушить все идеалы. Как обеспечить победу Низа. Того Низа, из которого вырвался человек в процессе своего восхождения. И эта технология применяется в реальности, начиная с 60-х годов прошлого столетия. Именно с тех самых пор, когда, как мы знаем, появился постмодернизм.
Подводя итог всему сказанному, мы должны признать, что дальнейшая Стратегия культурной политики нашей страны и каждого её региона должна быть направлена на искоренение разрушающих её элементов, восстановление традиций и тех норм, которые бы поддерживали основы нашей классической культуры и помогли бы возрождению принципов гуманизма. Это значит, что Основы ГКП и Стратегия должны описывать, каким образом не допустить дальнейшее проникновение в нашу культуру элементов постмодернизма. Для этого нужно иметь в виду, что главным источником всех этих постмодернистских «прелестей» является современная западная культура, если её можно так назвать. А каналом проникновения разлагающих влияний служит тесный контакт с ней, возникающий в процессе так называемого «диалога культур».
Мы ничего плохого не видим в развитии сельских и городских Центров культуры, например, которые предполагается создать в скором будущем в малых городах некоторых регионов. Здесь важную роль играет, кто и как будет осуществлять эти проекты, будет ли при этом пользоваться инструментами современного западного «искусства». Но то, что привлечение инвестиций в сферу культуры, сращивание культуры и бизнеса, а также развитие творческих индустрий, которое является следствием такого сращивания, явно заимствовано у западных партнёров и не может нас устраивать в свете того, что было уже сказано.
Нам не нужно постмодернистское «искусство», ибо оно разрушительно. Мы должны избегать негативных влияний на нашу культурную сферу, чтобы сохранить, то, что еще не успели разрушить, и воссоздать утраченное. И если это потребуется, то мы должны отказаться от такого «диалога культур», закрыть международные программы и проекты, отменить выставки и другие мероприятия, проходящие под флагом Постмодерна.
Вместо этого, я считаю, мы должны заняться внимательным изучением того культурного наследия и тех традиций, которыми богаты культуры народов, населяющих нашу страну, и тех народов, что были частью одной большой семьи под названием Советский Союз. К тому же, это во многом помогло бы в исследованиях советской истории, так необходимых для создания научно-исторической концепции проекта Музей СССР. Хотя я считаю, что нам нужен не музей СССР, а НИИ советской истории и культуры, который бы занимался глубоким и подробнейшим изучением этого периода нашей истории, поскольку эта тема до сих пор вызывает множество споров и разногласий.
И последнее, но самое главное. Поскольку культура является одной из основ нашей идентичности, а вследствие этого и одной из основ нашей национальной и, если хотите, государственной, безопасности, то заботу о её финансировании должно взять на себя именно государство и не допускать вмешательства бизнеса. Ибо «кто платит, тот и заказывает музыку». Эта пошлая формула точно описывает ситуацию, сложившуюся в мире, и этот закон, к сожалению, действует в любой сфере, на любых уровнях. До тех пор, пока в наших культурных проектах будут принимать финансовое участие представители бизнеса,- отечественного или (тем более!) иностранного,- они и будут диктовать, какие проекты нам развивать и какие направления в культуре нам выбирать. Вспомним г-жу Прохорову, например, о которой мы тоже уже говорили(
http://ljudok74.livejournal.com/25756.html).
Итак, государство и граждане нашей страны хотят отстаивать свои традиции и ценности, поэтому Основы ГКП и различные Стратегии развития культурной сферы должны отражать, в первую очередь, планы по защите этих ценностей от противника, который хочет их разрушить, и от бизнеса в том числе.