Дерево судьбы

Nov 18, 2009 05:19



Собрались птицы в большую стаю и закружились над пустынной землёй. Держали они в клювах разноцветные семечки. Бросили птицы семена, упали они в землю и стали расти магические деревья, выполняющие заветные желания…
Когда искреннее и талантливое существо рисует дерево, выполняющее самые заветные желания, то по его рисунку, как по линии судьбы на его ладони, можно прочитать всю его жизнь: корни его прошлого, ствол его рода как основы для настоящего, ветви и побеги будущего, цветы и плоды, которыми он одарит мир в грядущем. Кисть ребёнка становится пророческой.

На мольберте Егора Кудрявцева, спокойного и рассудительного девятилетнего мудреца, растёт могучее дерево, вершина которого теряется в небесах. Ветви дерева мощно осваивают пространство, плотный как кисель воздух раздвигается под их натиском. На ветвях дерева Егора вырастают дома, улицы, винтообразно по стволу движутся поезда, между ветвями снуют дирижабли и воздушные шары с пассажирами.
Часто на занятиях Егор внезапно бледнел, из носа начиналось кровотечение. Я паниковала, а Егор спокойно и привычно пережидал, когда кровотечение кончится. И снова начинал работать. Сейчас мальчик не выглядит особенно здоровым, но судя по могучим ветвям дерева, нарисованного им, ждёт его долгая, плодотворная, полная творческих открытий жизнь.

Четырёхлетняя Кристина Лузган рисует дерево с плотной цельной кроной. В листве прячутся бутоны, а в сердцевинах распустившихся цветов видны человеческие лица.

- Они говорящие, - показывает на цветочки малышка. - Это семья.

Ко мне подошла Лера Громова и стала тихим-тихим голосом рассказывать то, что меня взволновало и заставило вспоминать:

- Я иногда встречаю деревья, на стволах которых есть глаза. Они смотрят на всех, а их почему-то не замечают.

Мне вспомнилось, как однажды я попала в осиновую рощу. Старые осины не останавливаясь шептались, а когда слабый ветерок окреп и превратился в ветер, заговорили, почти явственно выговаривая слова и фразы. Со всех стволов, куда ни глянь, на меня смотрели широко открытые глаза, я их чувствовала даже затылком. Складки древесных век, пристальные радужки сучков очень напомнили мне глаза египетских статуй, терпеливо ждущих в вечности, когда душа вернётся из Царства мёртвых и оживит искусно обработанный камень и металл.

- Я знаю, что это сучки, - продолжает Лера, - но ведь смотрят как живые глаза.

Лера рисует глазастое дерево, на стволе со всех сторон множество голубых глаз.

- Оно такое любопытное, любит всех разглядывать, - говорит тихонько Лера и дарит своему дереву щедрое зрелище. Вокруг ствола начинают порхать и кружить крылатые эльфы, кошки и собаки со стрекозиными крылышками.

В мастерскую вбегают запыхавшиеся мать и дочь, семилетняя Рита и Марина, бутафор из театра. Они всегда опаздывают. У мамы много работы и она с трудом выделяет время, чтобы привезти дочку на занятие.

- Разрешите, разрешите ей это сделать! Она такое придумала! - волнуется Марина. Она не может присутствовать на занятиях и поэтому не знает, что в студии рисуют только то, что хотят.

У Риты горят глаза, свет в них какой-то демиурговский:

- Это будет самое первое дерево, первое дерево на свете! - взволнованно говорит она.

На её мольберте возникает просторный мир, залитый золотым и розовым светом. В центре этого мира растёт огромное дерево, на могучих ветвях которого, набухают причудливые почки. Из почек проклёвываются животные: зайцы, львы, рыбы, бабочки. Вот-вот созреет и спрыгнет алый конь. Уже созрела и упорхнула птица. Как тяжёлые, спелые плоды стоят на земле под деревом олень, слон и жираф. Рита пишет свою работу быстро, но очень тщательно. Не вертится как обычно, вид у неё необычайно торжественный и вдохновенный.

Как бесконечно я люблю своих детей в такие минуты!

В творчестве талантливых людей и детей часто проявляется то, что психологи называют коллективным бессознательным, архетипами. Это древние знания, растворенные в нашей крови, знания всплывающие в наших сновидениях, образы-мифы, образы-символы, забытые, таинственные и волнующие. Наше сознание, которое мы и считаем сутью нашей личности, лишь тонкая корочка на бездонном океане бессознательного. Подсознание, а значит и очень важная и огромная часть нас самих, живёт не в трёхмерном мире, где время движется только в одну сторону, а в четырёхмерном, в котором прошлое, настоящее и будущее объединены в единое целое. Любая временная точка доступна нашему подсознанию, оно знает всё не только о нашем прошлом и настоящем, но и о нашем будущем. В минуты, предшествующие важным событиям нашей жизни, подсознание пытается достучаться до нас, предупредить через сны, через спонтанно возникающие в нашем воображении образы. Язык, на котором пытается докричаться до нас подсознание, это язык символов и знаков. Большинство взрослых людей разучились понимать язык, который был им понятным и родным в детстве, а значит многим из нас не доступен и смысл эмоциональных символов и знаков, на котором пытаются поведать об очень важных вещах рисунки наших детей.

Рядышком стоят мольберты Алисы и Никиты, сестры и брата. Оба тоненькие, тоненькие, как натянутые серебряные струны, ясноглазые и грациозные как эльфы. Семилетняя Алиса почти всегда сдержанно печальна, много работает и часто удивляет умением нарисовать очень подробно то, что можно увидеть только духовным зрением. Шестилетний Никита тих и приветлив. Он очень часто рассказывает свои удивительные сны. Никита ясно и отчётливо видит сквозь время, предсказывает события.

Однажды, когда вся семья обедала, Никита вдруг сказал:

- Всё, она уже умерла, сейчас позвонят.

- Лиля, мама Никиты и Алисы забеспокоилась:

- О ком ты, Никита?

Когда Никита объяснил, что говорит о тёте, Лиля на всякий случай стала звонить в Новосибирск, туда, где тётя жила, но телефон всё время был занят. А вечером им позвонили и сказали о том, что тётя внезапно умерла.

- Тётя мне снится и к себе зовёт, говорит, чтобы я не боялся, - рассказывает Никита.

Дерево, которое рисует Алиса, одинокая плакучая ива-девушка. Её длинные волосы и руки-ветки опущены к реке. Волны реки это волосы речной нимфы, уплывающей прочь.

Никита, который всегда использует яркий и светлый колорит, смешал на этот раз тусклые и печальные тона. Ствол и корни дерева внешне крепки, но цвета и оттенки, окрашивающие его, какие-то полинялые, безжизненные. А веточки, их и веточками то не назовёшь, вместо них - тоненькие, слабенькие, очень коротенькие отросточки. Почему? Ведь когда Никита раньше рисовал деревья, они были ветвистыми и яркими! Мне особенно запомнилось раскидистое и сияющее дерево, которое Никита назвал «Дерево, которое всегда улыбается».

- Никита, посмотри, какие мощные ветви на рисунках других ребят! Может быть и ты удлинишь и сделаешь потолще свои прутики?

Никита молча улыбается мне. На его щеках появляются милые ямочки. Я даю ему самую крупную кисть, чтобы ветки получились помощнее. Никита набирает краску и тонким кончиком толстой кисти чуть-чуть удлиняет веточки. На большее его уговорить не удаётся.

Через несколько месяцев, сразу после летних каникул, я узнаю горькую новость. В автомобильной катастрофе погибли Никита и его отец. А через два года от рака умерла Лиля. Алиса, предсказавшая свою судьбу, осталась одна на всём белом свете…

Людмила Антипина
Красноярск

раннее творческое развитие ребёнка, символы детских рисунков, рассказы Людмилы Антипиной, архетипы, Рассказы Людмилы Антипиной, Студия Людмилы Антипиной, детское творчество, психологические основы детского творчест, творческое развитие ребёнка

Previous post Next post
Up