Скорость и покой

Oct 05, 2009 04:09



Киноварь, окись хрома превращаются в красных и зелёных, усатых и глазастых кошек. Я рассматриваю работы трёхлетнего Игоря Иванченко. Кошки бегут, мелькают их лапы, несутся мимо меня, словно скачут с одного разноцветного листа на другой.

«А сколько же у них лап? У одной восемь, у другой и того больше… Маленький ещё Игорь, считать не умеет, - думаю я. - А у этой кошки меньше лап, сколько нужно. Интересно, почему?»

Я вглядываюсь в картинку повнимательнее. Стоит перед миской кошка, лакает молоко. Молоко белой, тягучей струйкой поднимается из миски и течёт прямо в кискин рот. Кошка очень довольна. Что ж, очень точно подмечено! У меня дома живут коты и всегда удивляют своей способностью превращать молоко в послушный ручеёк, текущий, вопреки закона тяготения, вертикально вверх.

Интересно, разглядел это Игорь сам, или из-за случайного мазка я приписываю ему наблюдательность и зоркость глаза?

- Вы молоко разглядываете? - спрашивает у меня мама Игоря, Людмила Эдуардовна. - Игорь дома нам всем показал как молоко вверх утекает. Мы нашей кошке три раза молока подливали и удивлялись!

- Молодец, Игорек, очень ты наблюдательный! - хвалю я.

- Наблюдательный, а по восемь лап кошкам приделал, - ворчит Женя, сестрёнка Игоря.

- Они БЕГУТ, - втолковывает нам Игорь, - БЕГУТ, а не СТОЯТ! А эта кошка СТОИТ! - И показывает на четырёхлапую кошку, лакающую молоко.

Каждый ребёнок в своём творчестве пытается зафиксировать и осмыслить свои впечатления и чувства, заново пережить то, что поразило его внимание и воображение. Все чувства и мысли Игоря сейчас занимает то, что обычно ускользает, проносится мимо - скорость и движение. Неподвижный предмет сразу начинает изменяться как только приходит в движение. Чем выше скорость, тем сильнее изменения.

И сегодня под кистью Игоря что-то проносится мимо нас, мелькает, светится, оставляет размытый след. Так на фотографиях вместо стремительного бегуна или летящей птицы остаются цветные полосы, яркие, но не ясные.

Поток горизонтальных мазков на рисунке Игоря воплощают собой движение и скорость.

Вы когда-нибудь трогали пальцем несущийся ветер, струю воды, хотя бы текущую из под водопроводного крана? Помните, какие они на ощупь упругие, ускользающие, живые? Я тянусь пальцем к яростному потоку на мольберте Игоря, хочу потрогать и натыкаюсь на его маленькую ладошку.

- Осторожно, - говорит малыш, это ЕДУТ поезда, ПРОНОСЯТСЯ!

Рука маленького художника стремительно летает по листу, а потом вдруг становится спокойной и твёрдой. Он пишет статичными и твёрдыми мазками низ картины.

- Это земля и ограда. Они СТОЯТ.

Я, кажется, понимаю Игоря. Беру конфету в ярком фантике, привязываю к ней верёвочку и раскручиваю в воздухе. Дети собрались вокруг меня и смотрят. Пока движение медленное, конфета видна, но она уже вроде как не одна, их стало несколько. Увеличилась скорость. И конфета превратилась в двигающуюся по кругу цветную полосу. Кручу ещё быстрее, и перед нашими глазами прозрачное разноцветное колесо, а конфета исчезла, стала невидимой.

- А я знаю как стать невидимкой! - радуюсь я.

- И я догадался!

- И я! - шумят дети.

- Нужно носиться, бегать и крутиться так быстро, чтобы тебя не смогли увидеть! - кричит Таня.

- Смотрите, а у меня руки исчезли! - крутит руками как мельничными крыльями Саша Филатов.

Мы с уважением и благодарностью смотрим на Игоря и на его картины. Это он помог сделать всем нам такое замечательное открытие! Все увлеклись, всем захотелось нарисовать скорость и движение.

- А мы машину красную купили, - говорит Паша Александров, - очень быстро ездит.

- Нарисуешь её? - спрашиваю я, - Пусть все увидят, какая она быстрая!

Паша отчётливо выписывает машину со всеми её красивыми деталями и пассажирами.

«В чём дело?» - думаю я, - «Ведь мы только что говорили о том, что движущийся предмет не так отчётливо видим как стоящий неподвижно».

Но Паша сам должен увидеть, удалось ему передать движение и скорость или нет, поэтому я молчу.

Характер мазков резко изменился, когда Паша взялся писать дорогу и поля вокруг. Стремительные скользящие мазки помогают увидеть, как движется и убегает пейзаж, так быстро, что не разглядеть отчётливо мимо чего проехали.

- Всегда кажется, когда в машине едешь, - говорит Паша, - что она стоит на месте, а дорога и земля двигаются и убегают.

Людмила Антипина
Красноярск

раннее творческое развитие ребёнка, символы детских рисунков, рассказы Людмилы Антипиной, Студия Людмилы Антипиной, детское изобразительное творчество, Рассказы Людмилы Антипиной, творческое развитие ребёнка

Next post
Up