30 мая (12 июня) 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Jun 12, 2015 07:47

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383); святой Макрины Каппадокийской старшей, бабки святителя Василия Великого (†IV), мчч. Наталия и Салона (†IV).

прп. Варлаама Хутынского (1192) (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста), прп. Иакова Галичского (†XV).

Сщмч. Василия Смоленского, пресвитера (1942).

Икон Божией Матери: «Знамение» Курская-Коренная; Табынская.

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобный Варлаам Хутынский



Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах - сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» (2 Сол. 3:10).

К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель - начало и корень всякого добра».

Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний - сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года
.


(рака с мощами преподобного Варлаама Хутынского и сейчас остается под спудом)

Полностью житие преподобного Варлаама можно прочитать тут: http://azbyka.ru/days/sv-varlaam-hutynskij



(Спасо-Преображенский Хутынский монастырь в Великом Новгороде)

Тропарь преподобного Варлаама Хутынского
глас 3
Иже на земли леганием,/ пощением же и бдением/ тело твое изнуряя, преподобне,/ вся плотская мудрования умертвил еси,/ и исцелений струя независтная явился еси/ верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Варлаама Хутынского
глас 8
Богодуховныя благодати исполнився/ и разжегся любовию Животворящия Троицы,/ млад явися Богу угождаяй,/ ревнуя святым отцем преподобным,/ великия труды возлюбив,/ и понесл еси, и демонския посрамив, множкества низложил еси,/ и преставися в вечный покой,/ и ныне подаеши просящим неоскудное исцеление,/ исцеляя многоразличныя недуги,/ молимтися, святый преподобне отче Варлааме,/ непрестанно молися ко Господу о душах наших.

Кондак преподобного Варлаама Хутынского
глас 8
Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе,/ Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:// радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.

Молитва преподобному Варлааму Хутынскому, Новгородскому чудотворцу

О священная главо, преподобне и преблаженне отче наш Варлааме великий! не забуди нас рабов твоих, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу, яко имея к нему дерзновение и не премолчи молитися о нас верою и любовию чтущих тя. Тебе бо дадеся благодать молитися о нас; не мним бо тя мертва быти, и по смерти убо духом твоим не отступай от нас, но сохраняй нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских. Пастырю наш добрый и светило российское! се образ твой пред очима нашими представит всегда: святая же твоя душа со бесплотными небесными лики у престола Вседержителя предстоит веселящися. Тебе припадаем, отче святый Варлааме, и со слезами молимся: моли Всесильнаго Бога о нас и о пользе душ наших, испроси нам время покаяния и невозбранно пройти от всех воздушных князей и избавитися вечныя муки, и царствия Христова причастниками быти, да спасени тобою, прославим Господа нашего Иисуса Христа со безначальным его Отцем и пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Исаакий Далматский, игумен



Память 4 апреля (22 марта по церковному календарю), 12 июня (31 мая по церковному календарю) и 16 августа (3 августа по церковному календарю).

Преподобный Исаакий Далматский жил в 4 веке. Православную Византию в то время раздирали ереси, которых было множество: одни еретики учили, что Святой Дух не есть Бог, или что Лица Святой Троицы не единосущны; другие - что Сын Божий не рожден от Отца, а сотворен; были еретики, называвшие Духа Святого ангелом, или рассуждавшие по своему разумению, что Отец, Сын и Дух есть одно лицо; была также ересь о том, что конец мира означает и конец бытия; иные учили, что Христос был просто человек, а иные, что Христос воспринял тело и душу, но не дух человеческий, отрицая в Нем человеческую волю и само Богочеловечество. В годы царствования императора Валента, ревностного сторонника ереси Ария, осужденной еще на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году, начались преследования православных, закрывались и разрушались храмы.

В такое трудное для Церкви Христовой время преподобный Исаакий подвизался в пустыне, совершая подвиги поста и молитвы и храня в чистоте учение апостольское. Но, узнав о гонении на Православие со стороны принявшего ересь императора, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать православных и укреплять их в вере.

В это время варвары - готы, жившие на Дунае, пошли войной на Византийскую империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, открой храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество о гибели императора в случае его отказа. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, на дне которого было болото, выйти из него было невозможно. Но Бог спас Исаакия от такой кончины и дал ему сил и дерзновения догнать войско императора, чтобы еще раз попробовать вразумить его чрез явное чудо своего спасения. "Ты хотел погубить меня, - говорил Исаакий императору Валенту, - но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору схватить Исаакия и держать в заключении до своего возвращения.

Скоро сбылось пророчество святого Исаакия. Готы победили и начали преследовать византийское войско. Император вместе со своим военачальником во время бегства укрылся в сарае с соломой, наступавшие язычники подожгли его, и Валент, как и предсказывал преподобный Исаакий, погиб в огне. После того, как известие о гибели императора дошло до Константинополя, преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий, он, по совету тех самых Сатурнина и Виктора, которые были свидетелями пророчества преподобного Исаакия, призвал к себе старца, встретил его с великой честью и просил его святых молитв. Император Феодосий изгнал из Константинополя ариан, возвратил храмы православным и созвал Второй Вселенский Собор.

Преподобный Исаакий хотел вновь удалиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его своими молитвами от внутренних и внешних опасностей. В предместье Константинополя они построили для старца жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого впоследствии стал называться и монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, и, возможно, при жизни успел побывать на Втором Вселенском Соборе, бывшем в 381 году в Константинополе, где стал свидетелем общецерковного осуждения арианства и других ересей и провозглашения православного Символа веры. На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Мелетий Антиохийский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и множество других Отцов и Учителей Церкви. Тогда и было довершено создание Символа веры, начатое на Первом Вселенском Соборе. В Царьграде в Символ веры были включены еще пять членов: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никео-Цареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена. Несомненно, что в таком важном для Церкви событии должны были участвовать по возможности все самые авторитетные Отцы, одним из которых был исповедник игумен Исаакий. Память Исаакия Далматского празднуется в Православной Церкви трижды в году: 4 апреля, 12 июня и 16 августа по новому стилю.

В честь святого преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге построен и освящен величественный Исаакиевский собор.



(Исаакиевский собор в Санкт- Петербурге)

Исаакиевский собор был кафедральным собором Русской Православной Церкви до 1922 года - когда начались репрессии, направленные против Церкви, аресты духовенства, изъятие церковных ценностей и провокационная деятельность обновленцев, сотрудничавших с богоборческой властью. Из Исаакиевского собора изъяли около трех пудов золота, ста сорока пудов серебра и около восьмисот драгоценных камней. Всю церковную утварь новые власти оценили на вес, и подобно тому, как сегодня воры сдают украденное в пункт приема цветных металлов, распорядились украденным из кафедрального собора и его осквернители. Духовенство Исаакиевского собора было арестовано и уничтожено. Храм был передан обновленцам, а в 1928 году и вовсе закрыт.

В 1931 году в оскверненном соборе устроили антирелигиозный музей, а впоследствии храм существовал в качестве пустующей архитектурной декорации - слишком величественной, чтобы ее взрывать.

Долгое время (в конце XXвека) богослужение в Исаакиевском соборе разрешалось проводить только несколько раз в году. Сегодня службы проходят по субботам и Воскресным дням, а также по Праздникам.



(прпп. Далмат, Исаакий и Фавст)

Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобных Исаакия Далмата и Фавста
глас 2
Пощением возсиявшия, яко светила,/ и ереси развратившия верою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ яко Христовы угодники,// Того молящия о всех нас.

Святая Макрина Каппадокийская старшая, бабка святителя Василия Великого

Во время гонений императора Диоклетиана Макрина-старшая с мужем (они оба принадлежали к общине епископа Григория Неокесарийского) семь лет скрывались в Понтийских лесах: голодали, жили в шалашах, скитались, но не отреклись от Христа.

«О вере моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкою, блаженною женою, которая по происхождению ваша? Говорю о пламенной Макрине, от которой изучил я слова блаженнейшего Григория, которые и сама она сохранила, как дар предания, и на нас, еще малютках, напечатлевала, образуя нас догматами благочестия», - напишет о своей бабушке святой Василий Великий.

Святая Макрина родила Эмилию, мать Василия Великого (произошло это приблизительно в 305 году в Малой Азии в городе Неокесария (сейчас это турецкий Никсар)).
Свою первую дочь Эмилия тоже назвала Макриной. В 330 году Эмилия родила сына, названного в честь деда и отца Василием (будущего святителяВасилия Великого). Затем родились Навкратий и дочь Феозва. Третьего сына назвали Григорием - в семье свято чтили память Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.
Всего Эмилия, дочь Макрины старшей родила десятерых детей и пятеро из них, как и она сама были прославлены в лике святых!

Имена трех сыновей хорошо известны всем православным христианам: святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, святитель Григорий, епископ Нисский, и святитель Петр, епископ Севастийский. Гораздо меньше знают о ее святых дочерях - преподобной Макрине и праведной диаконисе Феозве, совсем немного - о ней самой.



(святое семейство великих каппадокийцев)

Святитель Григорий Назианский с восторгом написал о святой Эмилии: «Она подарила миру столько и таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита как никто. Три славных священника, одна участница в тайнах священства и прочие - лик небожителей. Изумляюсь, какая это богатая семья Эмилии! Благочестивая кровь Эмилии - собственность Христа; таков корень! Превосходнейшая! Вот награда твоему благочестию: слава сыновей твоих, с которыми у тебя одни желания».

Мученики Наталий и Салон

Святые мученики Наталий и Салон были усечены мечом за исповедание Христовой веры не позже IV века.

Преподобный Иаков Галичский



(Преподобные Паисий и Иаков Галичские, XVII век, северные врата Успенского собора Паисиево-Галичского монастыря)

Память 23 января в Соборе Костромских святых, 4 апреля, 30 мая.

Подвизался в XV-XVI веках в Галичском Староторжском монастыре. Преподобный Иаков скончался схимником и был погребен под алтарем монастырского храма в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
Сведений о святом подвижнике крайне мало, и разные источники указывают на дни его памяти без указания на связь с событием в жизни святого или Церкви.
Прославился посмертными чудотворениями.
Образ его пишется подобно образу преподобного Зосимы Соловецкого.

Священномученик Василий Смоленский, пресвитер



(Протоиерей Василий Смоленский. Москва, Бутырская тюрьма. 1929 год)

Память 30 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в 1869 году в селе Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Михайловича и его супруги Евдокии Александровны Смоленских.
В 1891 году окончил Московскую духовную семинарию.
В том же году был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Ламишино Пятницкой волости Звенигородского уезда Московской губернии (ныне Истринский район Московской области).

В 1918 году был по ложному доносу арестован и заключен в звенигородскую тюрьму, откуда он был освобожден через семь дней, после того как дело было разобрано, и он, по признании его невиновным, вернулся служить в Казанский храм.
В сентябре 1929 года местные комсомольцы, вызванные к следователю ОГПУ, дали показания против священника. Некая комсомолка показала, что однажды священник, встретившись с ней, поздоровался и спросил, правда ли, что комсомольцы собираются устраивать спектакль в Страстную пятницу. И узнав, что это правда, заметил, как бы им от этого не было плохо, и посоветовал этот вопрос продумать. Она показала также, что в их районе живет очень много верующих людей, среди которых священник пользуется большим авторитетом, что мешает проводимым комсомолом мероприятиям, однако никаких антисоветских выступлений со стороны священника не замечалось. Комсомолец со своей стороны показал, что ему действительно повстречался на дороге священник и, узнав, что комсомольцы собираются организовать пионерский отряд, просил не показывать детям ничего худого.

19 октября 1929 года отец Василий был арестован по обвинению в "антисоветской агитации и религиозной пропаганде" и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе он отверг обвинения:

- Антисоветской деятельности я нигде, никогда не вел. Читаемые мною проповеди носят чисто религиозный характер, и ничего в них антисоветского нет.
- Угрожали ли вы комсомольцам расправой за то, что они ведут работу по безбожию? - спросил его следователь.
- Никому никогда я не угрожал.
- Ничего подобного я ему не говорил. Считаю, что возведенное на меня обвинение является ложью.

18 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в город Онегу.
14 августа 1933 года вернулся из ссылки домой, но местные власти приказали ему, как отбывавшему наказание, выехать из села за 101 километр от Москвы, и он поселился в селе Холмец Шаховского района Московской области и с 24 октября того же года стал служить в Никольской церкви в этом селе. Протоиерей.
В августе 1936 года в храме в селе Черленково состоялась беседа, на которой присутствовали служивший здесь священник, диаконы и монахини, она коснулась проводимых советской властью политических судебных процессов; на сообщение об этом одного из диаконов, диакон Иоанн Фелицын заметил, что их все равно всех перебьют. Участники разговора стали ему говорить, чтобы он вел себя осторожнее. Все это дошло до НКВД, и 19 сентября 1936 года диакон Иоанн Фелицын был арестован, а участники беседы вызваны в качестве свидетелей, где подтвердили ими слышанное. Вместе с ними был допрошен 23 сентября и протоиерей Василий, так как было известно, что он знаком с арестованным диаконом. По малодушию он вместе со всеми подтвердил все предложенное следователем.

В мае 1941 года протоиерею Василию было приказано в административном порядке покинуть пределы Московской области, и он выехал в село Ново-Никольское Ярославской области, и в храме в селе Холмец за отсутствием священника богослужения прекратились. В Ново-Никольском отец Василий четыре месяца добивался от местных властей, чтобы ему разрешили служить, но разрешения ему не дали, и он уехал в деревню Кончеево Смоленской области; здесь его застала война; когда фронт приблизился вплотную к деревне и стала слышна близкая канонада артиллерийских орудий, он, уходя от немцев, вернулся в село Холмец, куда, впрочем, вскоре вошли передовые части немецкой армии, и отец Василий с разрешения оккупационных властей принял решение возобновить богослужение.
26 октября 1941 года в храме состоялась первая служба, а затем богослужения стали совершаться регулярно.
При открытии храма немцы сфотографировали священника и сфотографировались вместе с ним, а переводчик пожертвовал священнику десять немецких марок. В доме о.Василия помещался немецкий штаб.

В январе 1942 года немцы покинули Холмец и в него вошли части Красной армии. Протоиерей Василий продолжал служить в храме.
2 марта 1942 года он был арестован по обвинению в том, что возобновил при немцах богослужение. При обыске были найдены фашистские газеты, журналы и 36 немецких марок. Священник был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

- Ответьте, что вас заставило стать на путь предательства и пособничества немецким оккупантам? - спросил его следователь.
- На путь предательства и пособничества немцам я не вставал, - ответил священник.
- Вы утверждаете, что в село Холмец, откуда вы были выселены, приехали до занятия его немцами. На каком же основании вы снова вернулись в село?
- В село Холмец я из деревни Кончеево бежал от немцев.
- Бежали от немцев и прибежали к немцам?! Ответьте, как вас понимать?
- Когда я приехал в село Холмец, их там не было.
- О прибытии немцев в село Холмец вам было известно?
- Да, было известно.
- Почему же из села Холмец вы от немцев не побежали?
- В селе Холмец я остался со всеми верующими.
- То есть остались дожидаться немцев?
- Нет, немцев я не ждал, а остался служить.
- Где и кому служить?
- Являясь священнослужителем, в селе Холмец я остался служить в церкви верующим.
- Вы утверждаете, что в селе Холмец остались якобы с целью службы верующим, почему тогда сразу после своего приезда не открыли церковь?
- Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий.
- На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?
- В разговорах немецкие офицеры заявляли, что Москву скоро возьмут и к весне войну с Советским Союзом победоносно закончат.
- Что вы им в свою очередь говорили?
- На их заявления я только говорил: «что Бог вам даст».
- Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?
- Таких молебнов я не служил.
- А проповеди произносили?
- И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немцев, я не произносил.
- Вы говорите неправду.
- Я показываю так, как было.
- Покажите о своей предательской деятельности.
- Предательской деятельностью я не занимался.

10 апреля следствие было закончено, и 15 апреля утверждено обвинительное заключение: протоиерей Василий обвинялся в том, «что, находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником...»

Скончался 12 июня 1942 года в больнице Таганской тюрьмы. В деле значится диагноз: миокардит, аритмия, старческая дряхлость. Был погребен в безвестной могиле.
Дело его, однако, продолжало рассматриваться и 10 июля того же года было отправлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД. 15 июля 1942 года Особое Совещание приговорило протоиерея Василия к расстрелу за "переход на сторону врага и подрывную деятельность". Однако приговор над ним уже совершиться не мог.

30 июля 2003 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода для общецерковного почитания.

Икона Богородицы Знамение Курская-Коренная



Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска. Однажды, 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ». В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону Богоматери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. Икону Богородицы от места явления при корне дерева стали называть Коренною.

Но икона Божией матери пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона Божией матери каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.

В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую - в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.

На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона Богородицы оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения. Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь - Коренная пустынь. Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.

В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить русскую святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько силён, что разрушился храм, но икона Божией Матери осталась невредимой. Ко всеобщему изумлению, осталось целым даже стекло на киоте. В память о чудесном сохранении иконы при взрыве был установлен ещё один день празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» - 8 марта (21 марта по новому стилю).

После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.

В XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу России, стала спутницей русских людей за границей. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы курского края. Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда - Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества. В настоящее время икона находится в США. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди. Она поистине считается Одигитрией Русской Православной Церкви Заграницей.



(Нью-Йоркский Знаменский Синодальный домовой собор и первоиераршая резиденция, место пребывания иконы Божьей Матери "Знамение" Курская-Коренная)

Память 8 марта празднуется в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году, 11 июня и 8 сентября - в день обретения, 27 ноября - в день празднования иконы "Знамение", в 9-ю пятницу по Пасхе.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамение
глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамение
глас 4
Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Знамение» Курская-Коренная

О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.

Икона Богородицы Табынская



Об этой икона Божьей Матери можно подробно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/167312.html

Жития святых

Previous post Next post
Up