Продолжение…
Праведный Петр, бывший мытарь
В Африке жил один жестокосердный и немилостивый мытарь1, по имени Петр; никогда он не пожалел неимущих, не имел в уме своем помышления о смерти, не ходил в Божии церкви, сердце его всегда было глухо к просящим милостыню. Но благой и человеколюбивый Бог не хочет смерти грешников, а заботится о спасении всех и неисповедимым своим Промыслом спасает каждого. Он и сему Петру явил Свою милость и спас его следующим образом.
Однажды нищие и убогие, сидевшие на улице, стали хвалить лиц, относившихся к ним с милосердием, молились за них Богу, а немилостивых укоряли; беседуя так, они заговорили и о Петре, рассказывали о том, как он жестоко поступает с ними, стали спрашивать один другого, получил ли кто когда-нибудь какую-либо милостыню из дома Петра; когда же не нашлось такого человека, один из убогих встал и сказал:
- Что вы дадите мне, если я сейчас пойду и испрошу у него милостыню?
Уговорившись, они собрали залог, а тот нищий, отправившись, стал у ворот Петра. Вскоре Петр вышел из дома. Он вел осла, навьюченного хлебами для княжеского обеда. Нищий поклонился ему и стал громко просить милостыни. Петр схватил хлеб, бросил его в лицо нищему и ушел. Подхватив хлеб, нищий пришел к своим собратьям и сказал:
- Из рук самого Петра я получил сей хлеб.
При сем он стал прославлять Господа, и благодарил Его за то, что Петр так милостив. Спустя два дня, мытарь расхворался так сильно, что даже был близок к смерти, и вот ему представилось в видении, будто он стоит на суде и на весы кладут его дела. На одной стороне у весов стояли смрадные и злые духи, по другую же сторону весов находились светлые и благообразные мужи. Злые духи принесли все злые дела, какие совершил Петр мытарь в течение всей своей жизни с самых юных лет, и положили их на весы; светлые же мужи не находили ни одного доброго дела Петра, которое можно было бы положить на другую сторону весов; посему они были печальны и с недоумением говорили друг другу:
- Нечего нам положить на весы.
Тогда один из них сказал:
- Действительно, нам нечего положить, разве только один хлеб, который он подал ради Христа два дня тому назад и то лишь поневоле.
Они положили тот хлеб на другую сторону весов, и он перетянул весы на свою сторону. Тогда светлые мужи сказали мытарю:
- Ступай, убогий Петр, и прибавь еще к сему хлебу, чтобы не взяли тебя бесы и не повели бы на вечную муку.
Придя в себя, Петр стал размышлять о сем и понял, что виденное им было не привидение, но истина; при сем он вспомнил все свои грехи, даже те, о коих он уже забыл, - ясно представились ему все его согрешения - их-то именно злые демоны, собрав, клали на весы. Тогда Петр, удивляясь, подумал:
- Если один хлеб, брошенный мною в лицо убогого так помог мне, что бесы не могли меня взять, то насколько более щедрая милостыня, творимая с верою и усердием, помогает тем, кто не скупясь раздает свое богатство убогим.
И с тех пор он сделался в высшей степени милостив, так что даже не пощадил и самого себя. Однажды он шел в свою мытницу2. На пути встретился ему один владелец корабля: он был наг, ибо вследствие гибели своего корабля он обеднел совершенно. И вот, человек сей, припав к ногам Петра, просил его дать ему одежду, чтобы он мог прикрыть наготу свою. Петр снял с себя прекрасную и дорогую верхнюю одежду и дал ему; но тот, стыдясь ходить в такой одежде, отдал ее для продажи одному купцу. Петр, возвращаясь из своей мытницы, случайно увидел, что одежда та вывешена на торжище для продажи; сие так сильно опечалило его, что придя домой он не хотел даже вкусить пищи, но затворился, стал плакать и рыдать, говоря:
- Бог не принял моей милостыни; я не достоин того, чтобы убогий имел память обо мне.
Плача и скорбя таким образом, он немного уснул, и вот ему представился некий благообразный муж, сиявший светлее солнца; на голове у него был крест, одет он был в ту самую одежду, которую Петр отдал разорившемуся владельцу корабля; сей муж сказал Петру:
- О чем ты, брат Петр, скорбишь и плачешь?
Мытарь же отвечал:
- Как мне не плакать, господин мой, если я даю убогим из того, что ты дал мне, а они данное им снова продают на торжищах.
Тогда явившийся сказал ему:
- Узнаешь ли сию одежду, которую я ношу?
Петр же отвечал:
- Да, владыко, узнаю; она - моя; ею я одел нагого.
Явившийся сказал:
- Перестань же скорбеть, ибо одежду, данную тобою нищему, принял Я и ношу ее, как ты видишь; хвалю тебя за доброе твое дело, ибо ты одел Меня, погибающего от холода.
Проснувшись, мытарь удивился и возревновал о жизни неимущих, говоря:
- Если убогие то же, что Христос, то, клянусь Господом, я не умру, пока не сделаюсь одним из них.
Тотчас он раздал нищим всё свое имение и освободил рабов, оставив лишь одного из них; сему же рабу он сказал:
- Я хочу сообщить тебе тайну; храни ее и повинуйся мне; если же не сохранишь тайны и не будешь мне повиноваться, то знай, что я продам тебя язычникам.
На сие раб отвечал ему:
- Всё, что повелишь ты мне, господин, я должен сделать.
Тогда Петр сказал ему:
- Пойдем во святой град, поклонимся животворящему гробу Господню, и там ты продай меня кому-либо из христиан, а вырученные от продажи деньги дай убогим; тогда и сам будешь свободным человеком.
Удивился раб такому странному намерению своего господина; он не хотел повиноваться ему и сказал:
- Идти с тобою в святой град я должен, так как я твой раб; но продать тебя, господина моего, я не могу, и сего никогда не сделаю.
Тогда Петр сказал ему:
- Если ты не продашь меня, то я продам тебя язычникам, как уже говорил тебе.
И они отправились в Иерусалим. Поклонившись святым местам, Петр снова сказал рабу:
- Продай меня, если же ты не продашь меня, то я продам тебя варварам в тяжкое рабство.
Видя такое непреклонное намерение своего господина, раб должен был повиноваться ему даже против своей воли. Встретив одного известного ему богобоязненного мужа, серебряника ремеслом, по имени Зоила, раб сказал ему:
- Послушай меня, Зоил, - купи у меня хорошего раба.
Серебряник же отвечал:
- Брат, поверь мне: я обнищал, так что нечем заплатить за него.
Тогда раб предложил ему:
- Займи у кого-нибудь и купи его, ибо он очень хорош, да и Бог благословит тебя за него.
Поверив его словам, Зоил взял у одного своего друга тридцать золотых и на сии деньги купил Петра у его раба, не зная, что Петр - сам господин раба того. Последний, взяв деньги за своего господина, удалился в Константинополь, и никому не сказав, что он сделал, деньги те раздал убогим. С сего времени Петр стал служить у Зоила; ему пришлось делать то, к чему он ранее не привык: то он работал на поварне, то возил навоз из дома Зоила, то копал землю в винограднике; сими и другими тяжелыми работами он в своем безмерном смирении изнурял свою плоть. Зоил же видел, что Петр низводит благословение на его дом, как некогда дом Пентефрия получил благословение из-за Иосифа; видел он, что богатство его умножилось; посему и возлюбил Петра, и в то же время, видя его необыкновенное смирение, чувствовал уважение к нему. Однажды он сказал ему:
- Петр, я хочу освободить тебя, будь моим братом.
Петр же не хотел свободы, но предпочитал служить в образе раба; часто можно было видеть, как другие рабы ругали его, иногда даже били и всячески оскорбляли его, он же терпеливо переносил всё сие, не произнося ни слова. Однажды Петр увидел во сне лучезарного мужа, некогда явившегося ему в Африке в его одежде; сей, имея теперь в руке тридцать золотых, сказал ему:
- Не скорби, брат Петр, ибо Я Сам получил деньги за тебя; потрепи до времени, пока тебя не узнают.
Спустя несколько времени из Африки пришли поклониться святым местам некоторые сребропродавцы; Зоил, господин Петра, пригласил их к себе в дом на обед. Во время обеда гости стали узнавать Петра и говорили один другому:
- Как сей человек похож на Петра мытаря.
Услышав их разговор, Петр стал скрывать от них свое лицо, чтобы они окончательно не признали его. Однако они узнали его и начали говорить хозяину того дома:
- Мы хотим сказать тебе, Зоил, нечто важное: знаешь ли ты, что в дому у тебя служит великий муж - Петр? В Африке он был весьма видным человеком, освободил всех своих рабов; князь сильно опечален и жалеет, что Петр оставил нас; посему мы возьмем его с собою.
Находясь за дверями, Петр слышал все слова; поставив на землю блюдо, которое он нес, он поспешил к воротам, чтобы убежать; привратник был нем и глух с самого рождения своего, так что лишь по известным знакам отворял и запирал ворота.
Святой Петр, торопясь выйти, сказал немому:
- Тебе говорю именем Господа нашего Иисуса Христа: открой мне немедленно двери.
Тогда отверзлись уста немому, и он сказал:
- Хорошо, господин, сейчас открою.
С сими словами он сейчас же отворил ворота, и Петр поспешно ушел. Тогда бывший немой пришел к своему господину и в присутствии всех стал говорить; все бывшие в доме удивились, когда услышали, что он говорит; тотчас все стали искать Петра, но не нашли его. Немой же сказал:
- Смотрите, не убежал ли он, знайте, что это - великий служитель Божий; когда он подошел к воротам, то сказал мне: "Во имя Господа Иисуса Христа, тебе говорю, открой ворота". И я тотчас же заметил исходящий из уст его пламень, который коснулся меня, и я стал говорить.
Все немедленно отправились по следам Петра, но не настигли его; всюду старательно искали его, но не нашли. Тогда все в доме Зоила возрыдали и говорили: "Как это мы не знали, что он такой великий служитель Божий?" И прославляли Бога, имеющего многих сокровенных рабов Своих. Петр же, убегая от человеческой славы, скрывался по тайным местам до самого своего преставления3.
Слава Господу во веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1 Мытарь - сборщик податей.
2 Мытница - место, где собирались пошлины или подать.
3 Святой скончался в VI веке в Царьграде.
Преподобная Васса Иерусалимская, Палестинская
Известно, что она была игуменьей монастыря св. Мины в Иерусалиме.
Преподобный Моллагга Фермойскоий
Святой Молагга (Molagga), иначе Лайкин (Laicin) или Молакка (Molacca). Родился в Ирландии.
Затем жил в Уэльсе под окормлением св.Давида (память 1 марта).
Он основал монастырь в местечке Фулахмхин (Fulachmhin), иначе Фермой (Fermoy) и весьма почитаем в северном Корке.
Его имя также связывают с Бальбригганом (Balbriggan) в Дублине.
Святитель Евфимий Тырновский
Среди святых предстоятелей Болгарской православной церкви - архиепископов и патриархов - самой светлой личностью несомненно является Патриарх Евфимий Тырновский, чью память мы сегодня чтим.
Какая высокая честь быть пастырем, быть архипастырем целого народа, поверившего в Бога! Быть пастырем и то добрым пастырем, готовым пожертвовать собой за своих пасомых! Святой Евфимий был святителем в самое тяжелое время для болгарского народа, когда турки шаг за шагом завоевыли Балканский полуосторов и земли болгарской державы. Он родился примерно в 1327 г. в г. Тырново в семье благородных и благочестивых родителей, которые были из близкого окружения дворца. Высокое общественное положение на радовало Евфимия, потому что он с молодых лет стремился к монашеству. После пострига его наставником стал преподобный отец Феодосий, основавший Килифаревский монастырь близ старой болгарской столицы. Когда старец убедился в старании Евфимия усвоить монашеский подвиг, он сделал свое духовное чадо помощником в руководстве монастырским братством, а сам удалился в лесную пустошь для полного безмолвия.
Спустя некоторое время Феодосий Тырновский вместе со своим любимым учеником отправился в Константинополь, где заболел и умер, а Евфимий поселился в Студийском монастыре. Затем он отправился на Святую Гору и уединился в скиту лавры святого Афанасия, известном под именем Селина.
Об этом периоде жизни святого автор его жития Григорий Цамблак говорит: “ И ничего не делал напоказ, а напротив - таился и походил на человека, который пытается закрыть под стеклом горящую лампаду и скрыть ее лучи” Но враг человеческого спасения не мог вынести яркую добродетельность скромного монаха и решил подвергнуть его испытанию. Византийскому императору Иоанну V Палеологу донесли, что святой Евфимий прячет в скиту большое царское богатство. Император, который был известен своим сребролюбием, решил расследовать это и, так как не нашел никакого богатства, приказал сослать божиего человека на остров Лимнос.
После заточения святой Евфимий, огорченный злыми сплетнями и охваченный патриотическими чувствами, вернулся в родной город Тырново, где поселился в одной пещере и построил храм Пресвятой Троицы. Вскоре возле него собралась группа молодых людей, которые жаждали духовной жизни. Так были заложены основы церковного и просветительского центра, где святой Евфимий совершил свою знаменитую литературную реформу. Он перевел Преждеосвященную литургию, литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста, создал богослужебное творение в честь святого Феофана, написал жития святого Иоанна Рыльского, святого Илариона Мыгленского, святой Петки Епиватской, святой Филофеи Тырновской, похвальные слова святой великомученице Неделе, святым Константину и Елене, Иоанну Поливотскому и Михаилу воину. Несомненно он написал больше сочинений, но, по всей вероятности, некоторые уничтожены, а другие еще не найдены.
После смерти патриарха Иоанникия ІІ в 1375 г. весь народ единодушно начал просить св. Евфимия занять патриаршеский престол. Вопреки своему огромному смирению и чувсву недостоинства он подчинился народной воле. Принимая на себя тяжелый крест и большую ответственность за руководство Церковью, святой отдал все свои физические и духовные силы служению. И поскольку во всем он уподоблялся апостолам Христовыму должен был понести и апостольские гонения, и скорби. Но самым потрясающим и незабываемым остался тот поступок святого, когда он не покинул город, видя врага и не оставил свое стадо вражескому произволу. Царь покинул столицу, а патриарх Евфимий - нет! Об этом прекрасно сказал народный поэт Иван Вазов : “ Евфимий, в эти дни ужасные защитник Тырново и царь!”
Турецкий султан Баязет І, соблазненный богатствами столичного города, окружил Тырново большим войском и, вопреки героическому сопротивлению, которым в отсутствии царя Ивана Шишмана руководил патриарх Евфимий, 17 июля 1393 г. взял его. Погром не сломил волю патриарха, и он не отказался от ответственности за свое стадо. Он пришел к завоевателю, чтобы заступиться за жителей города как их духовный отец. Султан пообещал, что издевательств не будет и, дав соответствующие распоряжения, уехал из Тырново, оставив в качестве правителя своего младшего сына Мусу, молодого человека, известного своей жестокостью. Почувствов себя полновластным хозяином, Муса, чтобы испугать народ, решил одним махом уничтожить цвет Тырновского общества.. Для этой цели он приказал видным горожанам (110 душам) собраться в церкви св. Сорока Мучеников под предлогом, что хочет посоветоваться с ними насчет городских проблем. Все они были убиты. По этому поводу Григорий Цамблак пишет: “Когда увидел он их в своих руках, заколол их всех посреди церкви, не стыдясь ни седых волос стариков, ни щадя молодых”.
Узнав о случившемся, св. Евфимий явился к мучителю и смело разоблачил его, сказав: “Почему так неосновательно унизил ты мое достоинство, о неверник? Сперва должен был быть пожертвован священник, а затем и другие! Пастырь должен быть впереди стада и отец - впереди своих чад!”
Разъяренный дерзостью патриарха Евфимия, правитель для назидания приказал обезглавить его на одной из городских стен на глазах у всего народа . И тут случилось чудо! Когда святого привели на лобное место и палач поднял ятаган, чтобы отрубить ему голову, все увидели, что преступная рука окаменела и не смогла нанести смертельный удар Поработители остолбенели, а народ начал прославлять Бога.
Султан после своего возвращения почувствовал нарастающее недовольство людей и приказал расселить компактные массы людей по Анатолии и продать как рабов.
Решена была и судьба патриарха Евфимия. Баязет распорядился заточить его где-то к югу от Балкан в Родопских горах. Поразительно расставание пастыря со своим паством. Каждый пытался приблизиться к великому ссыльнику: одни целовали ему руки, другие - ноги, третьи - полы его одежды. И вдруг кто-то с плачем воскликнул: “ На кого ты оставляешь нас, добрый пастырь?” На это святой ответил: “Пресвятой Троице оставляю - и сейчас, и навеки!”
Исторические сведения о последующей судьбе святого патриарха Евфимия противоречивы и недостоверны. Многие считают, что последние годы своей жизни он провел в Бачковском монастыре. Может быть где-то там и его могила.
Имя патриарха Евфимия Тырновского, величайшего архипастыря нашей святой Церкви и варода, продолжает сиять в веках нашей родной истории и пробуждать благоговение, глубокое преклонение и благодарное признание.
Поэтому мы, его потомки, не должны забывать о том, кому он нас оставил. Давайте не унывать при трудностях и невзгодах, не забывать, что его благословение призывает на нас благодать Пресвятой Троицы по пути нашего спасения во веки. Аминь!
Преподобный Евфимий Архангелогородский, игумен Михайло-Архангельского монастыря
О преподобном Евфимии Архангелогородском ничего не было известно до обретения его мощей 7 июля 1643 года.
Житель города Холмогоры кузнец Остафей Трофимов, роя яму для установления кузнечного горна во дворе своего боярина князя Юрия Петровича Буйносова-Ростовского, обнаружил гроб, который принял за клад. Пытаясь выкопать его, Остафей позволил себе «выговорить невежливо», за что был поражен болезнью (расслаблением). Остафей рассказал о происшедшем, молился у гроба и получил исцеление. Боярин Ю. П. Буйносов и другие лица, бывшие свидетелями происшедшего, поняли, что они обрели мощи неизвестного им чудотворца. Впоследствии у гроба святого стали совершаться чудесные исцеления. Мощи его были перенесены в Архангельскую церковь в честь Происхождения Честного Креста Господня. Боярин Ю. П. Буйносов построил над ними гробницу, к которой собирался народ для поклонения и моления об исцелениях. У гроба совершались молебны со звоном и панихиды; местное духовенство с усердием исполняло беспрерывное торжественное почитание новоявленного чудотворца.
В 1644 году старец Архангельского монастыря Иосиф составил и подал боярину Буйносову «опись» о чудесах преподобного, а боярин устроил «роспрос», свидетелями которого явились некоторые духовные лица Архангельска. В результате были собраны устные и письменные свидетельства о чудесах преподобного. Из этих рассказов удается по крупицам собрать сведения о личности преподобного. Некоторым лицам он являлся во сне, но не называл имени, хотя обычно указывал местонахождение своих мощей, так что было ясно, что это именно и есть новоявленный чудотворец. Имя преподобного Евфимия услышали только Косма Игнатьев, служитель Архангельского монастыря, и некая Ксения из Емецкого погоста. Остальные или не расслышали, или забыли, или им вовсе не было сказано. Внешность и одежду преподобного все они описывают согласно: это был человек высокого роста, с длинной с проседью бородой и с темными волосами. Он являлся в иноческой одежде или в светлых сверкающих ризах (только один человек видел его в «срачице и портцах»). Еремею Нестерову он сообщил, что «преставился тому 120 лет». Вот и все скудные данные о личности преподобного Евфимия. Однако почитание чудотворца продолжалось.
В 1829 году на основании «дела об обретении мощей» (записей рассказов о чудесах) была написана служба.
Преподобноисповедник Евфимий (Кереселидзе), игумен
Память 19 января (РПЦ), 20 января (Груз.)
Об этом угоднике Божьем я писал вчера тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/1083176.html