08 (21) января 2025 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Jan 21, 2025 09:02

Продолжение…

Преподобный Макарий Макрис, Ватопедский, Константинопольский, иеромонах, великий протосинкелл, писатель (агиограф и антилатинский полемист), видный церковный деятель последних лет Византийской империи



Память 8 января (Греч.), 6 января (ПЦА)

Родился около 1383 года в Салониках в знатной и благочестивой семье. Получил прекрасное образование и полюбил науку, особенно увлекался философией, поэзией, логикой, риторикой и богословием. С юных лет его отличали образованность, ум и добродетельность.
Около 1401 года, в возрасте 18 лет, после смерти матери, Макарий удалился на Святую Гору и поселился в Ватопедском монастыре, став послушником старца Арменопула, с рассуждением наставлявшего его и в 1409 году постригшего в монахи. Макарий находился рядом со старцем на протяжении 10 лет, до самой его смерти. За эти годы он был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера, и с помощью послушания не только обрёл монашеские добродетели, но и овладел многочисленными знаниями, в частности в области геометрии, математики и астрономии.

После смерти Арменопула Макарий стал послушником его соотечественника, подвижника Давида, благочестивого и образованного, связанного с императором Мануилом II Палеологом, к которому Давид питал глубокое уважение, вёл с ним переписку и посылал свои трактаты о монашеской жизни. Он познакомил с Мануилом и Макария, и между ними также сложились дружеские отношения. Макарий состоял с императором в переписке и время от времени отправлял ему свои сочинения, одобренные его наставником.
Лишь однажды Макарий посетил свою родину - Салоники, дабы уладить проблемы, связанные с наследством. Возвратившись на Афон, святой продолжил аскетические подвиги, имея примером для подражания суровую подвижническую жизнь преподобного Максима Кавсокаливита, чьё житие он впоследствии напишет, а также проигумена Ватопедского монастыря преподобного Феофана.

Преподобный Макарий был горячим последователем исихазма. В своих боговдохновенных сочинениях он подробно рассказывает о пользе святой исихии и об учении исихастов. Усердно молясь и живя в смирении и непрестанных подвигах, он удостоился созерцать нетварный Божественный свет, подобно трём апостолам на горе Фавор, и лицо самого святого сияло этой Божественной благодатью.
Около 1419 года Макарий вместе со старцем Давидом отправляется в Константинополь по приглашению императора Мануила II. Здесь они провели два года, беседуя с императором на различные богословские темы, после чего возвратились на Афон.

В 1429 году, после смерти своего второго старца Давида, Макарий был вновь приглашён своим другом-императором в Константинополь. В столице Макарий сперва поселился в монастыре Харсианит, где подвизался вместе со своим единомышленником, учёным исихастом Иосифом Вриеннием, с которым был связан крепкой дружбой, питая к нему глубокое уважение, восхищение и почтение за его истинную православную веру и следованию исихастской аскезе. Император предложил Макарию взять на себя обязанности игумена знаменитого Студийского монастыря. Однако преподобный не принял предложение и удалился в афонскую пустыню.
Император Мануил II Палеолог, ценя незаурядные способности Макария, в своих письмах вновь призывает его вернуться в Константинополь. После непродолжительного пребывания в монастыре Харсианит, получив предложение от византийского историка Георгия Сфрандзи, Макарий был избран игуменом монастыря Пантократор, переживавшего на тот момент не самые лучшие времена. Обитель находилась в тяжёлом финансовом положении, и в ней было только шесть монахов. Макарий обратил все силы на возвращение монастырю его былой славы, и благодаря пожертвованиям игемонов и архонтов монастырь не только обрел материальное благополучие, но и вступил в период духовного расцвета - с приходом новых монахов, духовным трудом, священным служением, молитвенной и аскетической жизнью. Макарий стал духовником императора Иоанна VIII, даровавшего ему титул великого протосинкелла.



Пребывание в Константинополе заставило Макария проявить интерес к важнейшим церковным вопросам своего времени, создававшим серьёзные затруднения для Православной Церкви. Его вмешательство внесло существенный вклад в их решение. Он сыграл главенствующую роль на Поместном Соборе 1426-1429 годов, где отличился своими богословскими знаниями и красноречием.

В 1430 году Макарий был отправлен в Рим, возглавляя трехчленное посольство к папе Мартину V. Здесь преподобный мужественно защищал догматы и отстаивал богословскую позицию Православной Церкви по всем вопросам, создавшим раскол между Востоком и Западом. Святой Макарий имел горячее стремление возвратиться к неразделённой Церкви первых веков. Он ратовал за созыв Вселенского Собора, призванного преодолеть раскол. Однако планам преподобного не суждено было осуществиться. Он тяжело заболел лихорадкой и не смог возглавить очередное посольство на Запад.
Георгий Схоларий в своём письме восхваляет Макария и призывает его вернуться с Принцевых островов в Константинополь. Макарий возвратился из Халки в Константинополь, едва оправившись после инфекционной болезни.

Преподобный скончался 7 января 1431 года в монастыре Пантократор. Макарий был всеми любим. Как сообщает автор панегирика святому Макарию, плач клира и народа, собравшегося в храме и вокруг него, заглушал песнопение заупокойной службы.
Святой Макарий считается одним из самых значительных писателей XV столетия, он оставил богатое творческое наследие, агиографического, этического и, в большей степени, догматического характера. Он был не латинофилом, как многие ошибочно полагали, а защитником Православния. Догматические сочинения Макария имеют антилатинскую направленность и трактуют об исхождении Святого Духа, главенстве папы и гостии. Агиографические труды, в основном, связаны с теми местами, где святой жил - Фессалониками, Святой Горой и Константинополем. Им были созданы в общей сложности 19 житий, в частности Давида, Гавриила и Димитрия Солунских, Максима Кавсокаливита, Божией Матери, святых 318 богоносных отцов I Вселенского собора, святых Евфимии, Андрея Критского и других. Большинство из них преподобный написал, находясь в Ватопедском монастыре.

Образованность и добродетельность сделали Макария мудрым писателем, составителем важных речей, за что он был признан и уважаем своими современниками, в частности его старцем Давидом и императором Мануилом II Палеологом. Во время осады Константинополя сам император просил Макария укрепить и утешить своими несравненными речами павших духом христиан. Кроме того, на соборе в Константинополе святой своими словами заставил замолчать латинян и был близок к тому, чтобы вернуть их к православной догматике.
В своих агиографических сочинениях он делает акцент на длительной борьбе преподобных за обретение святости и совершенства обожения. Всех верующих Макарий призывает принять истинный аскетико-свидетельский дух нашей матери - Православной Церкви. Рассуждая в своих произведениях об аскетических подвигах восхваляемых им святых, об их стремлении к жизни, сосредоточенной всецело на Христе, он выказывает и свою личную склонность к жизни по благодати и причастности ко Христу, своё томление по этой жизни. На протяжении всей жизни он сохранил простоту святогорского монаха, нестяжательность, доброту по отношению к каждому, служение, смирение и подвижничество.

Преподобный Эрхард, епископ Регенсбургский



(Прп. Эрхард служит Литургию. Миниатюра из Кодекса Юты (латинского Евангелиария начала XI в.). Баварская государственная библиотека, Мюнхен)

Родился в Ирландии (по другим сведениям, происходил из земель Нарбоннских, Франция). О его хиротонии ничего не известно, не сохранилось и упоминаний о том, когда именно он присоединился к числу ирландских "странствующих епископов", которые покидали родину, чтобы проповедовать христианство на просторах материковой Европы.
Прибыв на континент в 660-670-е годы, св. Эрхард объединил свои усилия со святителем Хидульфом, архиепископом Трирским. По преданию, они были родными братьями и основали по семь монастырей каждый. После смерти Хидульфа Эрхард покинул Трир, опасаясь, что его изберут преемником брата. Он ещё не чувствовал себя готовым управлять епархией. Последовали годы странничества и проповеди в разных частях Германии.

Много времени спустя святой Эрхард согласился принять только что осиротевшую (после мученической гибели святого Эммерама) епископскую кафедру в городе Регенсбурге (тогда он назывался Ратисбона). Здесь, у подножия горы Одилиенберг в Эльзасе, он основал монастырь Нидермюнстер. Там и поныне покоятся мощи святого. На этом месте произошло множество чудес, зафиксированных в церковных документах.
С регенсбургским периодом жизни святого Эрхарда связано предание, согласно которому однажды ему было во сне видение: он получил указание немедленно отправиться на Рейн. Преподобный не замедлил пуститься в путь, и Святой Дух привёл его в монастырь, где воспитывалась слепая от рождения девушка по имени Одилия, дочь эльзасского герцога Аттиха. Мать воспитывала Одилию вдали от двора, в некоем неназванном монастыре, втайне от отца, который отказался от дочери и велел её умертвить. Несмотря на монастырское воспитание, Одилия еще не была крещена. Святой преподал ей христианское учение и крестил её. По молитвам святого Эрхарда девушка чудесно прозрела, как только её глаз коснулась святая вода из крещенской купели (именно поэтому Эрхарда изображают обычно с книгой, из которой смотрят два глаза). Отцу обо всём рассказали, и наступило всеобщее примирение. Однако Одилия не захотела жить при дворе, приняла постриг и после смерти тоже была причислена к лику святых. По некоторым другим версиям, все это произошло гораздо раньше, еще при жизни святого Хидульфа, который и крестил Одилию, хотя и при непосредственном участии святого Эрхарда.



(Нидермюнстерская церковь кафедрального собора в Регенсбурге. За фото Спаси, Господи http://olgina67.livejournal.com/; тут много фотографий и рассказ об этом месте: http://olgina67.livejournal.com/202937.html)

Год смерти преподобного неизвестен, но вероятно кончина последовала около 700 года. Он был почитаем с давних пор, о чём свидетельствует внесение его имени в поминание св. Петра в Зальцбурге. Его мощи были обретены папой Львом IХ 8 октября 1052 года.

Святитель Наталан Аберденширский, Туллихтский (Nathalanus, Nethalenus, Netheles, Nethelm), епископ

Память 8 января (Кельт. и Брит.), 19 января (Кельт. и Брит., РПЦЗ)

Родился в начале VII столетия в состоятельной семье на востоке Шотландии. Уже зрелым человеком, решив посвятить жизнь служению Богу, он раздал своё богатство нищим, а сам стал зарабатывать на жизнь, паша землю. Он говорил, что эта работа была для него в некотором роде епитимиёй. Обрабатывая землю и выращивая овощи, он кормил людей во время страшного голода.
Сам Наталан проводил жизнь в посте и нищете, и даже во время работы постоянно молился. При этом он славился прекрасным знанием как светских, так и богословских наук. Святой успешно проповедовал Евангелие язычникам.

Со временем он был поставлен епископом. Согласно преданию, однажды сильный ветер погубил урожай отшельника, и он возроптал на Бога за постигшее его несчастье. Тут же осознав свой грех, Наталан со слезами от всего сердца покаялся пред Господом. Он надел на одну свою руку и на ногу кандалы, а ключ от них бросил в реку Ди. После этого святой решил во искупление своей вины совершить паломничество в Рим. Как только он достиг ворот города, некий юноша, торговавший морской снедью, предложил ему купить рыбу, в желудке которой оказался ключ от кандалов. Узнав о чуде, папа Римский решил посвятить Наталана во епископа.

Вернувшись в Шотландию, Наталан поселился в Туллихте (недалеко от современного г. Абердин) и, несмотря на епископское достоинство, продолжал питаться трудом собственных рук, живя в скудости и отдавая всё заработанное бедным. При этом он построил много церквей в Туллихте, Ботелиме, Колле и других местах.
Епископ Наталан активно боролся с пелагианством, и во многом именно благодаря ему эта ересь не затронула Шотландию.
После кончины святителя его мощи были помещены в церкви Туллихта, где от них происходили многочисленные чудеса.
Святитель Наталан почитается покровителем Аберденшира.

Святитель Альберт Кашелский, епископ

Память 8 января (Кельт. и Брит.), 19 января (Кельт. и Брит.)

По имеющимся сведениям, Альберт был англичанином и служил архиепископом в городе Кашел (Ирландия), но Кашелская епархия существовала только с 1110 года, таким образом это неясный пункт в его биографии. Предположительно, Альберт был странствующим епископом. Вместе со святителем Эрхардом Регенсбургским проповедовал в Баварии.

Предприняв уже в преклонном возрасте паломничество в Иерусалим вместе со святителем Эрхардом Регенсбургским, он скончался на обратном пути и был погребён в Регенсбурге.
Житие XII века описывает святого Альберта игрой слов: "По роду англ, по речи ангел" ("natione Anglus, conversatione angelus").
Почитается святым покровителем города Кашел в Ирландии.

При исследовании его могилы в 1972 году было установлено, что он был в летах преклонных, высокого роста (около 1 м 70 см), страдал артритом позвоночника и таза.

Святитель Кир Константинопольский, патриарх

Из пресвитеров и затворников амастридских был возведен на Константинопольский патриарший престол после возвращения к власти императора Юстиниана II Ринотмета и управлял Церковью с 705 года. Активно боролся с монофелитской ересью, защищал решения V и VI Вселенских соборов, при нем были изданы акты этих соборов.

Вскоре после падения Юстиниана в декабре 711 года, патриарх Кир за несогласие с политикой, ведущей к уступкам еретическим течениям на территории империи, был смещен новым императором Филиппиком Варданом и удален в константинопольский монастырь Хора, где скончался мирно в 714 году.

Преподобная Пега (Пи, Пегги, Маргарита) дева Мерсийская, Кроулендская (Pega, Pee, Peggy, Margareta), отшельница

Родилась в Мерсии в дворянской семье, была сестрой преподобного Гутлага Кроулендского. Вела жизнь отшельницы в Фенсе (ныне Пикерк - Peakirk, что означает "церковь Пеги") в Норхемптоншире - примерно в 10 километрах от места, где подвизался брат. Однако они никогда не встречались. Только предвидя свою скорую кончину, Гутлаг попросил сообщить о его смерти сестре и попросить её прибыть на его погребение. Отправившись к нему, Пега по пути, в Уисбече исцелила молитвой слепого. Похоронив брата (714), святая через год повелела открыть его гроб. Так были обретены нетленные мощи преподобного Гутлага. Собственноручно обернув их в драгоценную муслиновую ткань и положив в новый гроб, святая предсказала, что ей также вскоре предстоит отойти ко Господу, и что произойдёт это во время паломничества в Рим. Так и случилось: отправившись в Рим, она скончалась там около 719 года.

Святитель Григорий Мудрый, епископ Охридский, Мизийский

Благочестивый наставник и пастырь овец Христовых, он преставился в 1012 году. Надпись в Софийском храме Охрида именует его: "Григорий Мудрый".

Святитель Вулсин (Вулфсин, Вулфсиг) (Wulsin, Wulfsin, Wulfsige), епископ Шерборнский

Один из святых епископов, принявших активное участие в возрождении английского монашества в X столетии.

Вулсин начинал свой монашеский путь в обители Гластонбери в валлийском графстве Сомерсет, возрождённом святителем Дунстаном Кентерберийским около 940 года. Святой Дунстан высоко ценил инока и любил его как родного сына. Когда он занял епископскую лондонскую епископскую кафедру, то перевёл Вулсина в новоучреждённый Вестминстерский монастырь. Позднее, в 980 году святой Вулсин стал игуменом обители, а в 992 году, продолжая управлять ею, он получил сан епископа Шерборнского (графство Дорсет на западе Англии).

Святитель Вулсин перестроил церковь в Шерборне и около 998 года положил начало Шерборнского монастыря. Монахи почитали и любили его за строгую и святую жизнь. С большим уважением относился к нему и святой благоверный король Эдгар Мирный.
Святой Вулстин был известным учёным, автором многих письменных трудов. До нашего времени частично дошла его переписка с учёными и епископами того времени, включая письмо от будущего духовного писателя и игумена Эльфрика Эйншемского.

Скончался в 1002 году. Центрами его почитания стали Вестминстер, Шерборн, Вустер и некоторые другие центры монашества.

Мученик Иван Павлович Любимов, псаломщик



Память 8 января и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 19 января 1876 года в селе Свитино Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика. У Ивана был брат Петр и сестры: Анна (26.01.1873 - 28.04.1930), Олимпиада и Наталия.
Окончил четыре класса духовного училища и был направлен псаломщиком в Успенскую церковь Свитина.
С 1907 по 1910 год служил в армии - рядовым в Варшаве, по окончании военной службы вернулся домой и вновь стал псаломщиком в храме.

В 1930 году арестован за невыполнение повышенных государственных обязательств, наложенных на него как на церковнослужителя, и приговорён к пяти годам ссылки. За время его ссылки Успенский храм в селе был закрыт под предлогом отсутствия священника.
Вернувшись в 1935 году домой, Иван Любимов вместе с другими прихожанами составил коллективное прошение в Патриархию о направлении в их храм священника, а затем собрал средства на переезд священника в село. В храме возобновились богослужения, и Иван снова стал псаломщиком.

11 октября 1937 года был арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. Его обвинили в том, будто в 1919 году во время проезда через село Свитино вооруженного отряда белогвардейцев он организовал молебен, а впоследствии агитировал против колхозов. Все обвинения Иван Павлович отверг, а относительно организации молебна пояснил, что проведенное в 1919 году богослужение было связано с отпеванием одного из умерших прихожан. Его обвинили также в том, что он "в 1937 г. вел агитацию за открытие церкви и собирал подписи и деньги, чтобы пригласить попа...".

11 ноября 1937 года "Особой тройкой" при УНКВД по Московской области приговорён к 8 годам заключения.
Скончался 19 января 1942 года в Онежском ИТЛ, погребён в безвестной могиле.

Имя мученика Иоанна включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода от 26 декабря 2006 года.

С 2013 года память мч. Иоанна Любимова по неизвестной причине была исключена из календаря Русской Православной Церкви, выпускаемого Издательством Московской Патриархии. Игумен Дамаскин (Орловский) в ходе конференции «Прославление и почитание святых», прошедшей в рамках Рождественских чтений 2013 года, заявил, что исправления в календарь внесены по инициативе Синодальной комиссии по канонизации святых и с благословения патриарха Кирилла.

Жития святых

Previous post Next post
Up