06 (19) января 2025 года. Святое Богоявление. Святые дня, молите Бога о нас!

Jan 19, 2025 06:02

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Неделя 30-я по Пятидесятнице.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).
Мчч. Телесфора, Флора, Иокунда, Петра, Марка, Акутия и Ианнуарии Африканских (ок. 193-211/306; Афр.); прп. Евагрия Нитрийского (ок. 415; Греч.); прп. Хивина Абердаронского, Гвинеддского (516; Кельт. и Брит.); прп. Ско́ттина, отшельника Ирландского (ок. 550; Кельт. и Брит.); св. Эйграда Англсийского (VI; Кельт. и Брит.); прп. Мерина, отшельника Бангорского (VI; Кельт. и Брит.); прп. Петра, игумена Кентерберийского, миссионера (ок. 607; Кельт. и Брит.); прмч. Георгия Персидского (615; Греч.); свт. Димана Черного, еп. Коннорского (658; Кельт. и Брит.); мч. Ассада Ткача (1218; Александр., Греч.); прмч. Романа Лакедемонца (1695; Греч.).

Сщмч. Михаила, протоиерея, и мц. Ирины Чехрановых (1918; Укр.).

Святые дня, молите Бога о нас!

Святитель Феофан Затворник Вышенский, епископ



Об этом угоднике Божьем можно подробно почитать тут (через четыре дня мы вновь будем праздновать его память):
http://filin-dimitry.livejournal.com/781291.html

Мученики Телесфор, Флор, Иокунд (Иукунд), Петр, Марк, Акутий (Акут) и Ианнуария Африканские (лат. Telesphorus, Florus, Iocundus, Petrus, Marcus, Acutius, Ianuaria)

Группа мучеников, пострадавших за веру во Христа, упомянутая в Докладе епископа Нафанаила (Львова) "О почитании африканских святых":

"6 января - свв. мучч. Телесфора, Иокувда, Петра, Марка, Акута, Яннуария, пострадавших при императоре Септимии Севере. Их отмечает в своей "Апологетике" Тертуллиан и Иеронимов мартиролог".

Сравнение с западными источниками вносит следующие коррективы:
1. имя "Иокувд" в латинских источниках читается как "Иокунд" или "Иукунд";
2. у еп. Нафанаила пропущен мч. Флор;
3. имя "Ианнуарий" в латинских месяцесловах дано в женском роде - "Ианнуария";
4. время подвига мучеников отнесено к правлению императора Валерия Севера и датировано 306 годом со знаком вопроса.

Необходимо отметить также, что под 5 января в тех же западных источниках отмечена память группы африканских мучеников: Феликса, Секунда, Гонория, Лукиана, Кандида, Ианнуарии, Келифлории, Иукунда, Акута, Петра, Марка, Севера, Анастасии и Телесфора (лат. Felix, Secundus, Honorius, Lucianus, Candidus, Ianuaria, Cœlifloria, Iucundus, Acutus, Petrus, Marcus, Seuerus, Anastasia, Telesphorus). При сравнении этого списка с предыдущим видно, что в число 14 имён 5.01 входят практически все 7 из группы 6.01 - кроме Флора, вместо которого во второй группе имеется созвучное женское имя Келифлория. Норвежский римо-католический сайт Den katolske kirke отмечает, что сравнение "даёт основания предполагать, что эти две группы являются одинаковыми". Однако доказанным подобное предположение считать нельзя.

Преподобный Евагрий Нитрийский, диакон

Родом из Иверии, сын священника. Пришёл в Кесарию Каппадокийскую, где был посвящён во чтеца святителем Василием Великим, а затем рукоположен во диакона его братом святителем Григорием Нисским.

Бог наделил Евагрия настолько ярким талантом проповедника, что он, возомнив о себе, впал в гордыню, и тут же был уловлен бесом, да так, что почти лишился рассудка. Воспылав страстью к богатой женщине, он хотел уже оставить церковное служение и жениться на ней. Однако вскоре он осознал свой грех и раскаялся. Тогда он решил предпринять паломничество в Иерусалим, где враг снова едва не уловил его на приманку горделивых помыслов. Однако и на сей раз Евагрий победил соблазн с помощь духовных советов, полученных им от преподобной Мелании Римляныни, ведшей жизнь затворницы в одинокой келье на горе Елеонской.

Святой удалился в Нитрийскую пустыню, где принял монашество и подвизался в молитве, посте и воздержании. Бог не оставлял его, укрепляя его силы на духовную брань со страстями.
Скончался мирно около 415 года.

Преподобный Хивин (Ивин, Овен, Эвен) Абердаронский (Hywyn, Owen, Even)

Вероятно, был в 516 году спутником преподобного Кадфана Валлийского на обратном пути из Бретани в Корнуолл и Уэльс. По преданию, был основателем монастыря Абердарон в графстве Карнарвоншир (Гвиннедд, Уэльс).

Преподобный Ско́ттин (Ско́тин, Ска́ртин) Килкеннийский, Ирландский (Schottin, Schotin, Scarthin), отшельник

В молодом возрасте святой Скотин покинул родную Ирландию и стал учеником святого Давида в Уэльсе. По возвращении в Ирландию он долгие годы жил отшельником в полном уединении на горе Маирг на месте современного графства Лейкс. Основал школу для мальчиков в ирландском городе Килкенни.
Борясь с искушениями плоти, он подолгу молился в холодной воде. Святой Скотин дружил со святым Бренданом Мореплавателем.

Святой Эйград (Евград) Англсийский (Eigrad, Eugrad

Брат святителя Самсона, епископа Дольского, был учеником преподобного Иллтида Валлийского. Основал церковь в Англси (Уэльс).

Преподобный Мерин Бангорский, Валлийский (лат. Merinus), отшельник

Был учеником преподобного Дунавда Бангорского. Ему посвящено несколько храмов в Уэльсе и других местах Британии.

Преподобный Петр Кентерберийский, игумен, миссионер

Подвизался в монастыре Святого Андрея в Риме.
Вместе с будущим святителем Августином Кентерберийским был послан в Англию святителем Григорием Двоесловом в числе первых миссионеров. Основал в Кентербери обитель Святых апостолов Петра и Павла (позже получившую имя Святого Августина) и стал её первым игуменом.
Во время путешествия во Францию он утонул возле Амблетеза, недалеко от Булони, и был похоронен там. Над могилой святого по ночам стали видеть чудесный небесный свет.



(Церковь святого Николая, Булонь-сюр-Мер, Нор-па-де-Кале, Франция)

После этого честные мощи преподобного Петра были перенесены в Булонь (ныне Булонь-сюр-Мер) и положены в церкви, где почивают до сих пор.

Преподобномученик Георгий Персидский, монах

Был монахом и пострадал за веру во Христа в 615 году.

Святитель Диман (Димас, Дима) Чёрный (Diman Dubh, Dimas, Dima, DImaus), епископ Коннорский

Подвизался в монашестве вместе со святым Колумбой. Позже стал игуменом, а затем и епископом Коннорским в Ирландии.

Мученик Ассад аль-Хайек (Ткач)

Православный христианин по имени Ассад, что значит "лев", по профессии ткач, поссорился с женой, и та пожелала разрешить спор в суде. Во время предварительного допроса Ассад произнёс какие-то слова, которые были сочтены за оскорбление ислама, и исповедал свою веру во Христа Спасителя. За это его бросили в тюрьму, где он провёл целый год.

В день Богоявления 1218 года египетский султан аль-Адиль приказал вывести узников. Когда дошла очередь до Ассада, султан пообещал ему деньги и высокую должность, если он примет мусульманство. Но тот отказался и сказал: "Я христианин и христианином умру!" Тогда султан закричал: "Как ты смеешь говорить это в моём присутствии?!" - и приказал обезглавить святого. Его отвезли в Каир и здесь у ворот Зувайди вновь, перед свидетелями, снова предложили перейти в ислам. Ассад отверг это предложение, и тогда некий мусульманин вонзил ему в живот меч на глубину четырёх пальцев. Мученик стал просить его не останавливаться на этом и сам склонил голову под меч.

В течение трёх дней обезглавленное тело святого висело на воротах. Затем его пытались сжечь, но оно оставалось невредимым. Тогда христиане пошли к правителю города и стали просить отдать им тело мученика. Тот согласился, и они, благодаря Бога, положили святые мощи в православном храме.
Мч. Ассад упоминается в "Истории александрийских патриархов" (рукопись Par. arab. 302).

Преподобномученик Роман Лакедемонец, иеромонах

Происходил из Лакедемонской области и подвизался в одном из константинопольских монастырей. За смелое обличение мусульманского зловерия и отказ отречься от веры во Христа был усечён турками мечом в 1695 году.

В агиографических источниках отсутствуют какие-либо биографические детали о жизни преподобномученика. В связи с этим остается отрытым вопрос о месте его происхождения.
Согласно К. Сафасу ("Средневековая библиотека", т. 3. с. 608), в перечне свидетельств о мучениках от падения Константинополя до 1811 года, к 6 января 1695 года относится мученичество в Константинополе иеромонаха Романа из Лакедемона.
В некоторых мартирологах сказано, что святой пришел из Доминицы (Диминицы) из Лакедемона.

Евгений (Вульгарис) в своем послании Пьеру Леклерку "О святых и чудесах Православной Церкви после раскола", пишет, что Роман Лакедемонец пришел с территории Стимницы.
Перечисленные топонимы (Доминицы, Диминицы и Стимница) в указанный период для провинции Лаконии не известны. Упоминание о поселке Диминица находится только за пределами Пелопоннеса в области Гревене, между горами Хасии и рекой Альякмон. Однако, учитывая четкие агиографические упоминания о Лакедемоне, мысль о связи этого места со святым считается несостоятельной.

Некоторые исследователи считают что родиной Романа Лакедемонца могла быть Стемница, принадлежащая епархии Димитсана в Аркадии. В пользу такого предположения говорит тот факт, что в указанный период юрисдикция Лакедомонийской митрополии распространялась на Димитсанскою епархию.

Священномученик Михаил Яковлевич Чехранов и мученица Ирина Чехранова



(Собор Новомучеников Запорожского края)

Память 6 января (Укр.) и в Соборе новомучеников и исповедников Запорожских (Укр.)

Родился в 1856 году в Таврической губернии в семье диакона.
В 1872 году окончил Симферопольское духовное училище по III разряду [1], в 1880 году - Таврическую духовную семинарию по I разряду.
С 1880 года прислуживал псаломщиком в Троицком соборе города Керчи Таврической губернии.
Вступил в брак с Ириной Георгиевной. В семье Чехрановых были дети: Даниил (1897 г.р.), Виктор (1898 г.р.), Нила и Надежда (1901 г.р.).

16 сентября 1881 года был рукоположен во священника к Покровской церкви села Водяного Мелитопольского уезда (ныне Каменско-Днепровский район Запорожской области). Проходил должность помощника настоятеля, законоучителя земского училища и церковно-приходской школы, одновременно исполняя обязанности её заведующего.
В 1901 году назначен настоятелем прихода и помощником благочинного Мало-Знаменского округа. Впоследствии возведён в сан протоиерея.
После революции 1917 года отцу Михаилу пытались запретить служить. В адрес семьи священника стали поступать угрозы, но он не ушёл с места служения.

6 января 1918 года в день Богоявления за отцом Михаилом на лошадиной линейке (раздвижной воз) приехали трое жителей села Водяного. Матушка Ирина, не получив ясного ответа на вопрос, куда везут батюшку, отправилась вместе с мужем. Им обоим связали руки и посадили на воз. А церковного старосту по фамилии Бабич и участника российско-японской войны Марка Щербину, которые старались защитить пожилого священника и его супругу, избили до смерти.

Тем временем на реке Конке уже была вырублена большая полынья. Перед расправой кто-то из убийц пошутил: "Раньше ты, батюшка, погружал в эту воду крест, а теперь давай, погружайся сам".

Отец Михаил попросил немного времени перед смертью, чтобы помолиться. Вдвоём с матушкой они преклонили колени на ледяной кромке, сотворили молитву, замерли в ожидании. Отец Михаил произнёс: "Бог вам судья", после чего атеисты-большевики утопили мучеников в проруби.
Весной того же года тела мучеников нашли на берегу. Но людям было запрещено приближаться к усопшим - не то что предать их земле. Шло время, обнаженные тела их начали тлеть, а кощунственный запрет не снимался. Тогда жители села Водяного тайком предали мучеников земле.

В 2001 году святые были канонизированы под именами Михаил и София Шафановы. После уточнения сведений о мучениках, 26 июня 2016 года, в Неделю Всех Святых, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Запорожских, они были прославлены в Запорожской епархии как священномученик Михаил Чехранов и мученица Ирина Чехранова.

Безбожники в 1937г. разбили и разобрали каменную церковь жители села Водяного. В бывшей церкви славился большой колокол весом в 5,5 тонн, своим громовым звоном, говорят старожилы села, его было слышно за 35км., но он не дожил до наших дней.



(Храм в Водяном, разрушенный большевиками)

Новый храм в селе Водяном начали строить с 20 мая 1991г. житель села Илия Максимович Чёрный и староста церкви Василий Андреевич Капленко. Был выполнен фундамент под церковь только в земле, и после его болезненной кончины, стройка была приостановлена на целый год, так как человека знающего строительства церкви в селе не нашлось. По благословению правящего Епископа Запорожского и Мелитопольского Василия, протоиерей Николай Ступак был вызван с Крымской Епархии, где он служил, в Запоржскую Епархию, для продолжения строительства церкви в селе Водяном. Прибывший батюшка Николай сумел договориться с директором ЗАЭС Брониковым В.К. оказать частичную финансовую помощь для продолжения строительства церкви в селе Водяном. По благословению настоятеля прихода, прихожане с настоятелем собирали с жителей села пожертвование по три раза в год на строительство церкви.



(с. Водяное, новый храм)

Закончили строительство церкви "Покровы Пресвятой Богородицы" и освятили 22 февраля 1998г. Освящение Храма совершал правящий Архиерей Епископ Запорожский и Мелитопольский Василий. Храм строился 6,5 лет. Описание истории церквей села Водяного сотворил настоятель прихода, на честь которому выпала строить Церковь и потрудиться во славу Божью.

Жития святых

Previous post Next post
Up