27 декабря 2024 года (09 января 2025 года). Святки. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Jan 09, 2025 06:02

Продолжение…

Преподобный Вонифатий Киевский (Виноградский), игумен



Отец Вонифатий (в миру Виноградский Дамиан Федорович) родился в 1785 году в Херсонской губернии Александрийского уезда, в селе Михайловке, от православных и благочестивых родителей Феодора и Евдокии Виноградских.

Дамиан под руководством своих благочестивых родителей получил христианское воспитание и с самых ранних лет стал проявлять желание к учению и любовь к посещению Божьего храма.
На седьмом году жизни его отдали в сельское училище. Особенным удовольствием для него было ходить в церковь - там читать и петь, за что, по его словам, он был очень любим священником, и после каждой Литургии получал от него просфору. Дома Дамиан усердно помогал своим родителям по хозяйству, всегда был кротким, послушным и избегал игр со своими сверстниками.
На двадцатом году своей жизни он дал обет Богу посвятить себя монастырской жизни, но мать предложила ему жениться, и он, повинуясь ей, женился. Но только совершен был брак, как он уговорил свою жену соблюдать целомудрие.

Военная служба - 1811 год

Через некоторое время после брака, в 1811 году, на него пал жребий поступить на военную службу во время войны России с Францией. Военную службу исполнял усердно, совестно и аккуратно. Он не сообразовался с обычаями своих товарищей и не изменял своему благочестивому намерению. Не проводил суетные беседы, удалялся от шумных собраний, не посещал соблазнительных зрелищ, одним словом, избегал всего, что портит добрый нрав и растлевает добродетельное сердце. По наущению диавола его товарищи нередко с шумом врывались в его квартиру, издевались над ним, а иногда, разгоряченные вином, изгоняли вон с побоями. Смиренный Дамиан с ангельским незлобием переносил такие оскорбления и усердно молил Бога вразумить этих безумцев.
Позже, уже в монастыре, он говорил: «В самых кровопролитных сражениях я находился почти первым; смерть летала надо мной; пули жужжали над моей головой; лошадь подо мной падала мёртвой; товарищи падали мертвыми, а я не только оставался живым, но и не раненым. Был я окружаем стадом волков, не раз тонул в воде, Господь Бог спасал меня».

По возвращении на Родину, Дамиан с целомудренной своей женой благочестиво прожив некоторое время, вздумал исполнить давний свой обет - посвятить себя монастырской жизни. Поэтому, отдав половину имения свей жене, а вторую часть имения раздав церкви и бедным, он отправился, с Библией под рукой, в один из киевских монастырей.

Вначале прожил Дамиан некоторое время в Жаботинском монастыре, потом отправился в другой заштатный Виноградский монастырь той же Киевской епархии. Как в первом, так и в этом монастыре Дамиан по козням диавольским не мог долго жить, а отправился далее, в Киев. Здесь первоначально жил он в гостинице Флоровского женского монастыря. После чего он определился продавцом церковных свечей при Троицкой церкви на старом городе.
Одна благочестивая старица, видя его строгую подвижническую жизнь, предложила ему…деньги, чтобы он на них кормил и покоил странников.

Вначале он смутился и не знал, как ему поступить. Но однажды, в то время живший в Китаевской пустыни иеросхимонах Феофил, Христа ради юродивый подвижник, не видевший никогда Дамиана, подзывает его к себе и, надевши на него рясу и подвязавши веревкой, говорит: «Предложение старицы исполни и упокоевай меньшую Христову братию, а Бог устроит так, что ты в свое время будешь иеромонахом». Вследствие Дамиан, приняв от упомянутой старицы деньги, нанял комнаты на двух этажах под Андреевской церковью, где организовал питание и приют для странников.
Спустя некоторое время Дамиан поступил в заштатный Ржищевский монастырь, а затем был зачислен в число послушников в киевский Златоверхий Свято-Михайловский монастырь и получил послушание гостинника. В этом монастыре он был пострижен в монашество с получением имени Вонифатия.

В 1860 году рукоположен во иеромонаха. И так сбылось над ним предсказание преподобного Феофила, Христа ради юродивого, Киевского подвижника.
В 1861 году отец Вонифатий был определен основателем и строителем скита в хутор Феофанию (в нынешнее время Свято-Пантелеимоновский женский монастырь). Через семь лет удостоен сана игуменского.



(Свято-Пантелеимоновский женский монастырь (пустынь «Феофания»))

Отец Вонифатий, где ни служил, оставлял о себе добрую память.
Особенно ярко проявлялись в нем следующие черты:
• строгая, воздержанная жизнь;
• борьба со злыми духами;
• примерная заботливость о благолепии храмов Божьих, усердное благоустройство обители;
• благотворительность и странноприимство;
• безропотное перенесение разных оскорблений;
• кроткая истинно монашеская и келейная жизнь;
• дар прозорливости.
За год до своей смерти отец Вонифатий почувствовал крайнее изнеможение телесных сил, но духом был бодр и весел. Старец стал реже выходить в церковь, а за месяц до кончины своей возлег на свой убогий одр и уже не вставал с него. В последние дни своей жизни он часто приобщался святых Тайн Христовых. В это время он говорил братии, что ему открыто, что в Феофании будет великий монастырь, где просияет множество Христовых подвижников.

За три дня до своей смерти отец Вонифатий позвал к себе монаха, несколько лет всегда ему прислуживавшего, сказал ему:

«Поспеши сшить мне подрясник, видишь какой на мне грязный подрясник! (он не имел никогда даже порядочной одежды) Поспеши, поспеши скорее, ибо я в 10 часов утра 27 декабря умру». Монах исполнил его благословение и подрясник вскоре был готов. Как сказал отец Вонифатий о своей смерти, так и совершилось: в 10 часов утра 27 декабря 1871 года он, приобщившись Христовых Тайн, с миром предал душу свою Богу на 88-м году своей богоугодной жизни.

Тело его стояло двое суток в церкви Архистратига Михаила, после чего было перенесено в каменную церковь во имя Всех Святых, где тоже стояло открытым двое суток. Феофановский скит со дня смерти старца Вонифатия постоянно наполнен был великим множеством жителей г. Киева, ближайших пустынь Голосеевской, Китаевской и соседних селений. В продолжение этого времени тление не касалось его тела. Безутешные слезы, вопли и рыдания сопровождали тело старца до могилы, которая, по распоряжению епископа Порфирия (Успенского), настоятеля Михайловского Златоверхого монастыря и скита Феофании, устроена была за алтарной апсидой храма во имя Всех Святых.

Между плачем, воплями и рыданиями слышны были следующие слова: «Куда же ты, батюшка наш, идешь? Куда ты от нас скрываешься? Ах ты, кормилец наш, ах ты, батюшка наш! Ах ты, милостивец наш! Кто же нас после тебя кормить будет; кто отрет слезу нашу горькую; кто поможет нам в несчастьях наших, как все это ты так нам делал? Ах, батюшка наш, на кого ты нас оставляешь? Ты идешь к праведному Судии - Богу за получением венца милостивым. Молись же ко Господу Богу и о нас грешных, мы же тебя не забудем, пока живы будем, мы и дети наши в род и род возвестим имя твое».
Благодарение Господу Богу, что не оскудевают в нашей земле святые мужи именитые силою, в которых много славного Господь являл чрез них... через разумные их советы, возвещая в пророчествах.

Тела их погребены в мире, и имена их живут в роды; народы будут рассказывать об их мудрости, а Церковь будет возвещать их Хвалу. (Сир. 44. 1-3, 13-14).
Аминь

Наставление преподобного Вонифатия Киевского

Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, мирно и полезно и приводит человека к самоосуждению и смирению.

Вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26), а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Лишь такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может оставаться без дел; кто истинно верует, тот непременно творит и добрыя дела.

Надежда есть смелость истинная к Богу, данная в сердце человека от Божия вдохновения и просвещения.

Кто себя любит, тот любить Бога не может.

Бойся Бога, говорит премудрый, и заповеди Его храни (Екл. 12, 13).

Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа, и не делай; и если хочешь делать добро, то бойся Господа, и делай.

Для сохранения мира душевнаго также всячески должно избегать осуждения других. Снисхождением к брату и молчанием сохраняется мир душевный. Когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

Чтобы не впадать в осуждения ближних, должно внимать себе; ни от кого не принимать худых вестей и быть ко всему мертвым. Когда кто на тебя лжет и клевещет, терпи с радостию. А когда кто особенно тебя обидит, не возмущайся и не противоречь, прощения проси.

Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе (Притч. 4, 27), духу давать духовное, а телу телесное, потребное для поддержания временной жизни. Не должно также и общественной жизни отказывать в том, что она законно требует от нас по словам Писания: воздадите Кесарева Кесареви и Божия Богови (Мат. 22, 21).

Всякий успех в чем-либо должно относить ко Господу и говорить с пророком: не нам. Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу.

Как во всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.

Истинный пост состоит не в едином изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам бы хотел съесть, отдать алчущему. Блажени алчущие, яко тии насытятся (Мат. 5, 6).

Отними грех, и болезней не будет; ибо они бывают от греха, как сие утверждает св. Василий Великий: “Откуда недуги? откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам” (О том-что Бог не есть причина зла, ст. 213).

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвигов или даже более.

Ничто так душу смирить не может, как убогое состояние. Молчи, терпи, молись, будь кроток, смирен, со всеми мирен, и спасешься.

Смиренномудрие состоит: жить по заповедям Божиим, делать добрыя дела и почитать себя всех хуже и грешнее.

Любовь состоит в отвержении своей воли и в совершенном послушании слову Божию.

За обиду, какова бы она ни была, не должно отмщать, но, напротив, прощать обидчикам от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: аще не отпущаете человеком согрешения их, ни отец ваш небесный отпустит вам согрешений ваших (Мат. 6, 15). Молитеся за творящих вам напасти (Мат. 5, 44).

Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему - враждующему, но должно любить его и, сколько можно, творить ему добро, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: любите враги ваши, добро творите ненавидящим вас (Мат. 5, 44).

В воскресенье, 20 февраля, в Свято-Пантелеимоновском монастыре (Феофания) состоялись торжества по случаю причисления к лику местночтимых святых Киевской епархии игумена Вонифатия (Виноградского).

Решение об этом было принято на заседании Священного Синода УПЦ от 23 декабря 2010 (Журнал № 39).

В соборном храме монастыря Предстоятель УПЦ свершил Божественную литургию, которому сослужили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископы Белогородский Николай, Вышгородский Павел, Черниговский и Новгород-Сиверский Амвросий, Запорожский и Мелитопольский Лука, Переяслав-Хмельницкий Александр, епископы: Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Горловский и Славянский Митрофан, Нежинский и Прилукский Ириней, Макаровский Иларий, Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон, Яготинский Серафим, Александрийский и Светловодский Антоний, Васильковский Пантелеимон, Броварской Феодосий, секретарь Киевской Митрополии протоиерей Виталий Косовский, духовенство Киевской епархии.

За богослужением состоялось торжественное прославление в лике святых основателя Свято-Пантелеимоновской обители игумена Вонифатия (Виноградского).

Память преподобного Вонифатия будет совершаться 9 (н.с.) января.

Преподобный Ферапонт Белозерский, Можайский,Лужецкий, архимандрит, обретение мощей в 1514 году



Память 27 мая в день кончины, 27 декабря в день обретения мощей в 1514 г., в Соборах Вологодских, Московских и Радонежских святых

Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/1163288.html

Жития святых

Previous post Next post
Up