Сегодня Православная Церковь чтит память:
Неделя 28-я по Пятидесятнице перед Рождеством Христовым, святых отец.
Рождественский пост.
Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (III).
Свт. Феоктиста, архиепископа Новгородского (1310); прп. Нифонта, епископа Кипрского (IV); прп. Павла, епископа Неокесарийского (IV); мч. Давида Двинского, Армянского (ок. 703); прп. Эгберта Ратмельсигийского (729; Кельт. и Брит., Нидер.); св. равноап. Наума, просветителя Болгарского (910; Болг.); мч. Схинона (Греч.).
Сщмч. Павла (Кратирова), епископа Старобельского (1932; РПЦЗ); сщмч. Василия Спасского, пресвитера, прмчч. Макария (Миронова) и Иоанна (Смирнова), иеромонахов (1938).
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид, Еварест Критские
Святые десять мучеников Критских пострадали за Христа на острове Крите в III веке во время гонений на христиан, воздвигнутых императором Декием (249-251).
Соименный императору правитель Крита Декий жестоко преследовал Критскую Церковь. В числе других христиан пред ним предстали десять доблестных мужей из разных городов Крита - святые Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид и Еварест. Все они мужественно исповедали веру во Христа, обличили Декия и всех язычников, поклонявшихся бездушным идолам, которые олицетворяли человеческие страсти.
Святые мученики 30 дней подвергались жестоким истязаниям и всяческим поруганиям, но остались непоколебимыми. 23 декабря при большом стечении народа был устроен суд. Декий уговаривал святых принести жертвы идолам, а когда они отказались сделать это, стал грозить им лютой смертью. На это мученики отвечали, что не боятся мук и с радостью, как на великое торжество, пойдут на смерть за Господа Иисуса Христа. «Если и десять тысяч раз надо будет умереть за Христа, умрем охотно»,- говорили они судье. Святые мученики были приговорены к усечению мечом. На месте казни они молились о просвещении светом истинной веры своих гонителей, как и Господь Иисус Христос молился за Своих распинателей (Лк. 23, 34). После молитвы они с радостью приняли смерть и предстали пред Господом в венцах мучеников.
Тела мучеников были погребены христианами недалеко от места казни, в местечке Алоние. После прекращения гонений епископ города Гортины Павлин обрел их мощи нетленными и с честью перенес в свой город.
Тропарь мучеников иже в Крите
глас 3
Многочудный Крит почтим,/ процветший честныя цветы, Христовы бисеры,/ мучеников сорасленых,/ десять бо суть числом, блаженнии,/ иже весь идольский народ посрамиша,// темже и венцы прияша, добледушнии.
Кондак мучеников иже в Крите
глас 4
Денница возсия мучеников честное страдальчество,/ предозаряющее нам в вертепе Раждаемаго,// Егоже Дева безсеменно роди.
Святитель Феоктист Новгородский, архиепископ
Память 23 января, 23 декабря.
До получения кафедры был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. По смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его архиереем, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположил святителя Феоктиста во епископа Новгородского.
Главной заботой владыки Феоктиста было восстановление и постройка храмов. В 1301 году, по его благословению, заложен был каменный храм святого архангела Михаила и через 2 года освящен. Он сам освятил соборы во имя святых Бориса и Глеба и во имя святых отец I Вселенского Собора. При нем была благоустроена обитель на Валааме.
В 1305 году принимал участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским.
В 1307 году по слабости здоровья святитель удалился в Благовещенский монастырь, где жил до самой смерти, предаваясь подвигу безмолвия.
Скончался 23 декабря 1310 году.
Прославление святого Феоктиста, вследствие чудесных исцелений от его мощей, совершилось в 1664 году. В 1786 году мощи святителя перенесены были из упраздненного Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь и положены были в храме, подле стены, у иконостаса. Архимандрит Фотий устроил придел в честь святителя Феоктиста.
(Юрьев мужской монастырь - Великий Новгород (Юрьев))
Есть основание предполагать, что мощи были уничтожены во время фашистской оккупации Новгорода.
Преподобный Нифонт Кипрский, епископ
Преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV), родился в Пафлагонии, образование получил в Константинополе. В детстве он был кротким и добрым, часто посещал церковную службу. Но в юности он стал вести разгульную и греховную жизнь. Временами, приходя в себя, он ужасался глубине своего падения, но, полагая, что ему уже не получить прощения, продолжал нечестивую жизнь. Однажды он встретил своего друга, который долго с удивлением смотрел на его лицо. На вопрос Нифонта, чему он удивляется, друг отвечал: «Я никогда не видел ранее у тебя такого лица, оно черное, как у эфиопа». Эти слова показали Нифонту глубину его падения, и он стал взывать к Божией Матери, прося Ее заступничества.
После долгой молитвы он увидел, что Лик Божией Матери на святой иконе просветлел и Она улыбнулась.
С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной. Если он впадал в грех, Лик Богоматери от него отворачивался, а после покаянных слез и молитвы опять милостиво взирал на него. Наконец, Нифонт полностью изменил свою жизнь, стал проводить время в молитве и покаянии. После болезни, от которой получил исцеление помощью Божией Матери, он приобщился Святых Тайн, затем принял иноческий постриг и усилил свои подвиги, изнуряя тело в борьбе со страстями.
Эта борьба была долголетней, на святого Нифонта много раз нападали бесы, но с помощью Божией он преодолевал их. От Господа он получил дар различать происки лукавых духов и побеждать их, а также видеть исход душ после смерти. Уже в старости, придя в Александрию, он был в видении указан Патриарху как достойный принять епископский сан. Его поставили во епископа города Констанции на Кипре. Однако епископом он пробыл недолго. О времени своей смерти святитель Нифонт узнал за три дня. Перед кончиной его посетил святитель Афанасий Великий. На смертном одре святой сподобился увидеть Ангелов и Пречистую Божию Матерь.
Преподобный Павел Неокесарийский, епископ
Преподобный Павел, епископ Неокесарийский, пострадал при императоре Ликинии (307 - 324). Твердо исповедав на суде свою веру во Христа, святой Павел подвергся побоям. Его мучили голодом, но он оставался непреклонен. Тогда ему сожгли руки раскаленным железом и заключили в тюрьму, стоявшую на берегу Евфрата.
После казни Ликиния в 324 году, когда император Константин I стал единодержавным правителем Римской империи и находившиеся в тюрьмах христиане получили свободу, святой епископ Павел вернулся к своей пастве. Он был участником I Вселенского Собора в Никее, состоявшегося в 325 году, на котором были обличены ариане и принят Символ веры. По окончании Собора император Константин с почестями принял участников Собора и приложился к сожженным рукам епископа Павла. После долгих лет управления паствой святитель Павел мирно преставился к Богу.
Преподобный Эгберт Ратмельсигийский, Линдисфарнский (Egbert, Ecgberht), епископ
Память 24 апреля, 23 декабря (Кельт. и Брит., Нидер.)
Англ родом из Британии. Был монахом Линдисфарна в Англии. Затем переселился в Ирландию и жил в Ратмельсиги в Коннахте со своим другом святым Эдильгуном. Однажды монастырь поразила чума, братия поумирали или рассеялись по разным местам; потом и Эгберт с Эдильгуном заболели этой болезнью. Тогда Эгберт стал молить Бога чтобы ему позволено было не умереть, пока он не искупит бездумных грехов детства и юности и не сотворит во множестве добрые дела. Он также поклялся, что будет жить в странствиях и никогда не вернется на родной остров; что в добавление к ежедневно читаемым псалмам он будет каждый день читать во славу Божью весь Псалтирь, если не помешает болезнь; что каждую неделю он будет голодать один день и одну ночь. Бог услышал молитву святого. В ту же ночь Эдильгун умер, а Эгберт излечился и жил еще долгое время, добившись достойными деяниями сана епископа.
Приносил благо не только своему народу, но и шотландцам и пиктам, среди которых жил. В монастыре Ратмельсиги он подготовил нескольких монахов для проповеди Евангелия в Германии. Побывал в Ионском монастыре в Шотландии где убедил братию принять православную дату празднования Пасхи.
В жизни проявил великие смирение, доброту, воздержание, простоту и справедливость. Он служил людям примером своей жизни, чистотой своего учения, властностью, с какой осуждал пороки, и щедростью, с какой раздавал полученное им от богачей. В добавок к обетам, данным во время болезни чумой, во время Великого поста он никогда не ел более раза в день, вкушая в небольшом количестве только хлеб и разбавленное молоко: обычно он наливал свежее молоко в сосуд, на другое утро снимал сливки и пил то, что оставалось, заедая маленьким куском хлеба. Такую же умеренность он проявлял в течение сорока дней перед Рождеством и сорока дней после Пятидесятницы.
Преставился в 729 году, в возрасте 90 лет.
Мученик Давид Двинский, Армянский
Сурхан, в крещении Давид, происходил из персидского княжеского рода Хорасана и появился в Армении в годы правления «великого Амазаспа», который был назначен правителем страны после смерти своего тестя Феодора Рштуни (658 г.) и оставался в этой должности три года (658-661 гг.). Сурхан участвовал в походе арабов на Армению в VII в. при патрикии Армении Григоре Мамиконяне (661-685 гг.) и католикосе-халкидоните Анастасии (661-667 гг.), приемнике и бывшим постельничим св. Нерсеса Строителя.
Согласно Мученичеству, в Армении Сурхан пришел к великому князю Григору просил его дать ему Христово крещение. Великий князь, став восприемником его от воды святой купели, назвал его именем своего отца Давида и пожаловал ему во владение селение Дзаг Котайкской области.
Св. Давид мученически пострадал от востикана Абдаллы «после того, как сарацины овладели страной Армянской», т. е. примерно в 703 г., когда армянских наместников или правителей впервые сменили арабские востиканы. Абдалла истязал св. Давида страшными побоями, оковами и тюрьмой за веру в Христа. Но непокорившийся и мужественно устоявший святой старец был распят на кресте и, пронзенный стрелой, скончался.
Мученическая смерть Давида Двинеци датируется 22 января 703 г. Дата уточнена И. Абуладзе на основе содержащегося в грузинской рукописи X в. перевода Жития Давида, который был сделан с древнеармянской рукописи VIII в.
В западных православных календарях св. Давид упоминается как Давид Эчмиадзинский.
(Вагаршапат, Армения. Здесь находится Эчмиадзинский монастырь)
Мученичество Давида Двинского является одним из популярных мартириев армянской агиографии раннего средневековья. Исторические и побочные источники позволяют установить лишь приблизительное время возникновения Мученичества. Самое раннее упоминание о нем встречается у Ованеса Драсханакертци. Оно также было хорошо известно многим историографам X-XIII вв. - Степаносу Таронеци, Самвелу Анеци, Мхитару Айриванеци, Вардану Аревелци, Киракосу Гандзакеци. Свидетельством существования «Мученичества Давида Двинского» ранее X века является также грузинский перевод.
Преподобный Наум Охридский, равноапостольный
Память 20 июня, 23 декабря на преставление, в числе Седмочисленников и в Соборе Болгарских святых
Ученик святых Кирилла и Мефодия и сотрудник святителя Климента Охридского. Вместе со святителем Климентом они были прозваны "новыми Моисеем и Аароном". В Германии их схватили и заключили в тюрьму, но по Божиему мановению темница потряслась, цепи спали с узников и они свободно покинули место своего заключения.
Впоследствии, когда Климент нёс святительские труды в Охриде, святой Наум выстроил Архангельский монастырь на южном берегу Охридского озера, который на века стал источником крепости и прибежищем для бедных и увечных. Вокруг него собралось множество иноков, потому что он был мудрым наставником, строгим подвижником, чудотворцем и молитвенником. Он неустанно трудился над переводом Священного Писания на славянский язык.
Святой Наум преставился 23 декабря 910 года и был погребён в устроенном им монастыре. От мощей святого Наума доныне совершаются чудеса.
Тропарь Кириллу, Мефодию, Клименту, еп. Охридскому, Науму, Савве, Горазду и Ангеляру (Болг.)
Венцы хваления увенчаим седмочисленники славныя, / Кирилла со Мефодием, Климента, Наума со Саввою / и Горазда со Ангеларием, / яко светила возсиявшия / и Триединаго Бога нам благовестившия, / столпы незыблемыя Церкве Болгарския / и богодухновенныя поборники слова нашего, / бесовское идолом поклонение упразднившия / и Христу Богу молящияся, / Церковь нашу утвердити / и душам нашим даровати / мир и велию милость.
Священномученик Василий Спасский, пресвитер
Память 23 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1878 году в д. Козьма Демьяна (Козьмодемьянский погост ?) Тверского уезда и губернии в семье священника.
По окончании духовной семинарии был рукоположен во священника, служил в храмах Тверской епархии.
В 1929 г. был арестован, приговорен к 6 месяцам заключения и штрафу.
В 1931 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», приговорен к 3 годам ссылки.
Вернувшись в 1934 году, служил в храме села Холохольни близ города Старицы.
2 января 1938 года арестован, заключен в тюрьму города Зубцова. Виновным в предъявленных обвинениях себя не признал. На вопрос следователя о предыдущих судимостях подтвердил, что был судим дважды, но заявил, что причина второй судимости ему неизвестна.
31 декабря 1937 года тройкой УНКВД по Калининской области приговорен к расстрелу.
5 января 1938 года расстрелян в Калининской области.
16 марта 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Преподобномученик Макарий (Миронов), иеромонах
Память 23 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1878 году в селе Филино (Дорогобужский район Западной обл.).
Принял монашество. Рукоположен в сан иеромонаха.
21 декабря 1937 года был арестован в селе Завидовская Горка Кесовогорского района Калининской области по обвинению в "антисоветской деятельности". 30 декабря тройкой при УНКВД по Калининской обл. был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 5 января 1938 года.
16 марта 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Преподобномученик Иоанн (Смирнов), иеромонах
Преподобномученик Иоанн родился в 1870 году в деревне Леоново Талдомского района Московской области в семье Афанасия Смирнова. На момент ареста иеромонах Иоанн проживал в деревне Большое Михайловское Нерльского района Калининской области.
Отец Иоанн был арестован 24 декабря 1937 года. Уже 30 декабря он был осужден тройкой при УНКВД по Калининской области за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к высшей мере наказания. Иеромонаха Иоанна (Смирнова) расстреляли 5 января 1938 года.
16 марта 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Священномученик Павел (Кратиров), "иосифлянский" епископ Старобельский
(Слева направо: епископы Стефан (Андриашенко), Константин (Дьяков), Павел (Кратиров), Борис (Шипулин), Онуфрий (Гагалюк), Дамаскин (Цедрик), Антоний (Панкеев). Харьков 1924г.)
Память 23 декабря (РПЦЗ), в Соборе Старобельских святых (УПЦ) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских (РПЦЗ)
В миру Кратиров Павел Федорович, родился 6 мая 1871 года в селе Покровском Тотемского уезда Вологодской губернии в семье священника, благочинного 2-го округа Тотемского уезда. Родственник еп. Иоанна (Кратирова).
В 1885 году окончил Вологодское духовное училище, в 1891 году - Вологодскую духовную семинарию. 22 ноября 1891 года определён на должность учителя образцовой школы грамоты в город Новочеркасск.
В 1896 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и правом получения степени магистра без нового устного испытания .
Вступил в брак. В семье родились три дочери: Валентина, Инна, Зоя.
10 июля 1896 года назначен на должность преподавателя греческого языка Тульской духовной семинарии. 26 сентября 1902 года перемещён на должность преподавателя словесности в Курскую духовную семинарию. 12 марта 1903 года переведен на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия Харьковской духовной семинарии.
В июне 1914 года овдовел.
24 сентября 1918 года рукоположен в сан диакона, а 26 сентября 1921 года - во священника к храму Озерянской Божией Матери г. Харькова.
Епископ Старобельский
25 января 1922 года на заседании Священного Синода был назначен на кафедру епископа Старобельского, викария Харьковской епархии. 28 января был пострижен в монашество в Трёхсвятительской церкви Покровского монастыря наместником иеромонахом Палладием, а 15 февраля - возведен в сан архимандрита в кафедральном соборе Харькова.
18 февраля 1922 года был наречен, а 19 февраля - хиротонисан во епископа Старобельского, викария Харьковской епархии. Хиротонию совершили митр. Курский и Обоянский Назарий (Кириллов), архиеп. Харьковский и Ахтырский Нафанаил (Троицкий), еп. Сумской Корнилий (Попов) и еп. Белгородский Никон (Пурлевский). Имел права настоятеля Старо-Харьковского Куряжского Преображенского монастыря.
28 августа 1922 года местным уполномоченным обновленческого ВЦУ был уволен за штат с высылкой за пределы епархии. Газета «Коммунист» от 16/29 августа 1922 сообщила:
"Вчера в час дня, Харьковский архиеп. Нафанаил, еп. Старобельский Павел (викарный), члены епархиального совещания протоиереи Буткевич и Попов и протоиерей Воскресенской церкви Иван Гаранин были вызваны в Наркомюст (Народный Коммисариат Юстиции) где, в присутствии представителя НКЮ тов.Сухоплюева, уполномоченный ВЦУ на Харьковщине, гражданин Захаржевский объявил им за подписью постановления ВЦУ об увольнении их за штат с высылкой их из пределов Харьковской епархии. Уволенный архиерей и его приспешники попробовали было возражать против постановления ВЦУ, но затем дали обязательство подчиниться этому решению. Затем в присутствии НКЮ, милиции, уполномоченного ВЦУ, помещение епархиального совещания было опечатано".
В Харьков епископ Павел вернулся осенью 1922 года, но нигде не служил. 17 сентября 1922 года Харьковский архиепископ Нафанаил (Троицкий) был привлечён к суду и выслан из Харькова. В город он больше не вернулся, и поэтому на общем собрании духовенства и мирян, которое состоялось осенью этого года в Старо-Троицкой церкви было принято решение: "Для возглавления Харьковской епархии должен быть приглашён епископ Старобельский Павел". С конца 1922 года еп. Павел и возглавляемое им духовенство начали борьбу с обновленческим расколом.
Арест и высылка
17 марта 1923 года арестован и проходил по групповому делу "Дело епископа Павла (Кратирова) и др. Харьков, 1923г." вместе с 13-ю священниками и двумя мирянами. Для защиты арестованного епископа в суде верующие собрали два миллиарда рублей, чтобы нанять адвоката, но он не потребовался: суда не было.
15 мая 1923 года Особой комиссией НКВД УССР по административным высылкам приговорён к трем годам высылки за пределы Украины вместе с прот. Благовещенского собора Николаем Федоровичем Колчицким, прот. Загоровским Николаем Михайловичем, свящ. Радченко Павлом Митрофановичем, мирянами - Габиевым Сергеем Александровичем и Стешенко Петром Петровичем. 21 мая того же года был освобождён под расписку и выехал в Крым.
В 1923 году был назначен епископом Ялтинским, викарием Таврической епархии, в том же году был уволен на покой.
В августе-сентябре 1923 года был одним из кандидатов на Вологодскую кафедру. 16 августа 1923 года отслужил первую литургию в Вологде, 4 сентября был назначен управляющим Вологодской епархией. 27 сентября уехал из Вологды.
27 ноября 1923 года назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. С 1923 по начало 1925 года - служил во Владимире, Великом Устюге, Москве, неоднократно подвергался арестам.
Возвращение в Харьков
В 1925 году обратился в ГПУ с просьбой разрешить ему вернуться в Харьков до окончания срока высылки. Разрешение было дано.
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), в документе он именуется епископом Старобельским.
С весны 1925 года снова проживал на улице Мариинская 16, в Харькове на положении ссыльного, без права выезда.
Уход в церковную оппозицию
Весной 1926 года он поддержал местоблюстителя патриаршего престола митр. Агафангела (Преображенского) в восприятии им местоблюстительства. Владыка отделился от митр. Сергия (Страгородского) еще до издания им «Декларации» 1927 года, поскольку считал его захватчиком высшей церковной власти. За это он был запрещен в священнослужении экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым).
Но еп. Павел отправил в конце 1927 года письмо митр. Агафангелу и получил от него поддержку, так как тот назвал митр. Сергия "узурпировавшим церковную власть". Получив поддержку еп. Павел в апреле 1928 года отослал митр. Сергию официальное заявление об отходе от него. За что и был запрещён в священнослужении постановлением сергиевского Синода.
В феврале и мае того же 1928 года написал два подпольных письма-послания "Наши критические замечания по поводу второго послания митрополита Сергия" и "О модернизованной Церкви или о Сергиевском православии".
Летом 1928 года владыка через протоиерея Николая Загоровского отбывавшего высылку в Ленинграде, узнаёт о епископе Димитрии (Любимове), которому и отправляет письмо с сообщением, что он ещё в 1926 году вышел из подчинения митр.Сергия и сейчас просит принять его в молитвенное общение. Еп. Димитрий запросил документы и объяснения по этому вопросу, и после их получения принял еп. Павла в общение, а также предложил ему окормлять ближайшие истинно-православные общины. С этого момента между ними устанавливается переписка.
С лета 1928 года еп. Павел начал вполне легальную деятельность в качестве правящего архиерея. Его вызвали в ОГПУ, спросили об отношении к "Декларации" и разрешили делать выезды для служения в храмах, которые к нему присоединялись. За лето 1928 года к нему перешло около 20 общин. От всех общин он требовал законно принятого постановления о присоединении к нему. Вскоре, после жалобы на его деятельность епископа Харьковского Константина (Дьякова), его снова вызвали в ОГПУ и потребовали прекратить возносить имя патриаршего местоблюстителя митр. Петра. После отказа со стороны владыки выполнить это требование, последовал запрет на дальние поездки и дальнейшее присоединение приходов.
В конце сентября 1928 года владыку вновь вызвали в ОГПУ и разрешили дальние поездки, каждый раз с особого разрешения, но в марте 1929 года последовал окончательный запрет. Выезжать на службы в другие города он перестал, хотя продолжал принимать общины. Ко времени своего последнего ареста он возглавлял около 40 иосифлянских приходов. Кроме окормления приходов, еп. Павел занимался распространением посланий о вреде для Церкви и ложности курса, выбранного митр. Сергием. Всего он написал четыре послания-рассуждения на тему, кто должен управлять Русской Церковью, два обращения к советской власти, и письмо старобельским благочинным в ответ на их коллективное обращение с упрёком о непризнании им митр. Сергия.
Арест и кончина
17 января 1931 года был арестован по делу "раскрытой на Украине контрреволюционной организации церковников, именовавшей себя "Истинно-Православной Церковью". Содержался в тюрьме города Харькова на Холодной горе. Проходил по групповому делу "Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г.". Главными обвиняемыми проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов), священник Григорий Селецкий и другие священнослужители и монашество. Всего по делу проходило 136 человек.
Из обвинительного заключения по делу:
"В июле 1927 года митрополит Сергий (Страгородский) декларировал лояльное отношение к советской власти. Крайне правые круги церковников усмотрели в этой декларации "измену православию и предательство интересов церкви" и повели с ней решительную борьбу, оформившись в конце 1927-начале 1928 года в новую группировку. Эта группировка, присвоившая себе название "Истинно-православная церковь", впитала в себя наиболее непримиримые в отношении соввласти к/р круги церковников и социально-враждебные соввласти элементы из так называемых мирян. Прикрываясь религиозными формами, борьбой против "легализации" церкви за "чистоту православия", члены группировки вели монархическую пропаганду, и к 1929 году группировка оформилась в подпольную к/р организацию повстанческого характера. Основные кадры вербовались из кулачества и фанатичного антисоветского элемента в селах, "бывших людей" и буржуазных элементов в городах. Привлечено в качестве обвиняемых 136 человек. Организация охватывала весь СССР - центры находились в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Николаеве, Херсоне и др. городах и селах Украины. Между группами была налажена связь... Для охвата наиболее широких масс и вовлечения их в к/р работу организация практиковала метод сколачивания по селам групп, объединявших наиболее отсталый фанатичный элемент села, который легко можно было использовать в к/р направлении".
Обвиняемый Толмачев Николай, "член Сталинской к/р группы", показал на следствии:
"В 1927 году я получил от епископа Павла (Кратирова) в Харькове предложение организовать подпольные группы по возможности в каждом селе, в каждой фабрично-заводской местности. Эти группы должны были быть базой контрреволюции, активом самой жесточайшей борьбы против соввласти..."
Из материалов дела:
"Павел Кратиров руководил а/с деятельностью к/р групп, хранил и распространял к/р литературу... В обнаруженной при обыске у руководителя Харьковской к/р группы обвиняемого Кратирова копии письма епископу Дмитрию Любимову, Кратиров давал следующую установку: "...Не поставлены ли мы долгом своего служения в необходимость препятствовать существующей власти в ее работе на каждом шагу? Разве можем мы одобрять воспитание в современных школах? Разве не обязаны мы во всех таких и подобных им случаях говорить своей пастве, что нужно слушаться более Бога, чем людей? А если мы заградим уста свои, то вправе ли будем считать себя честными служителями Церкви? Не уподобимся ли псам нелающим?" "Сообразуясь с моей точкой зрения - на обязанности честного служителя Церкви в условиях соввласти, служитель Церкви и вообще всякий честный верующий человек действительно поставлен был в необходимость препятствовать соввласти в ее работе на каждом шагу..."
Виновным себя признал частично.
2 января 1932 года коллегией ОГПУ осуждён по обвинению в "организации и руководстве украинским филиалом к/р организации ИПЦ, проводившей а/с деятельность на территории Украины" и приговорен к 10 годам концлагерей.
Скончался 5 января 1932 года в тюремной больнице Харькова от саркомы лимфатических желез. Похоронен на кладбище, которое находилось недалеко от Озерянской церкви, что на Холодной горе. В 1960-х кладбище сносили, и тогда две монахини их Харьковской катакомбной общины перенесли его останки на другое кладбище. К сожалению, они скончались, не успев показать точное место новой могилы, и теперь невозможно узнать, на каком кладбище г. Харькова покоятся мощи святителя Павла.
Канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году.
23 декабря 2014 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в святцы Собора Старобельских святых .
Мученик Схинон (греч. Σχίνων)
Время и место кончины неизвестны. По сведениям греческих синаксарей, усечён мечом. В некоторых рукописях упоминается вместе с мучеником Ахаиком. Память Схинона приведена в "Полном месяцеслове Востока" архиепископа Сергия (Спасского) со ссылкой на "Неап." (Календарь неаполитанской церкви IX в.), "Син. 1" (месяцеслов при греческом евангелии синайском IX века), "1295" (Греческий синаксарь за сентябрьское полугодие, в Синодальной московской библиотеке, № 390, ХІІ в.) и "Сирм. 24" (Греческий синаксарь из пролога и греческих миней иезуита Сирмунда) и в месяцеслове "Настольной книги священнослужителя".