19 декабря 2024 года (01 января 2025 года). Святые дня, молите Бога о нас!

Dec 31, 2024 22:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 28-я по Пятидесятнице.

Рождественский пост

Мч. Вонифатия Тарсийского (290) и прав. Аглаиды Римской (ок. 308).
Прп. Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188); мчч. Илии, Прова, Ариса, египтян (308); мчч. Полиевкта и Тимофея, диакона (IV); свт. Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского (VI); свт. Григория, епископа Омиритского (ок. 552); прпп. Георгия и брата его Саввы Хахульских (XI; Груз.); мчч. Евтиха и Фессалоники, и иже с ними 200 мужей и 70 жен (Греч.); свт. Кирилла III, митрополита Киевского и всея Руси (1281; Румын.).

Святые дня, молите Бога о нас!

Мученик Вонифатий Тарсийский и праведная Аглаида Римская



(Мч. Вонифатий Тарсийский и прав. Аглаида Римская)

Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и за кончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и все время пути был сосредоточенным.

Приехав в Киликию, в город Таре, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», - а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.

Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из ран истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.



(Вонифатий Тарсийский, мч. Балканы. Сербия. Дечаны)

Между тем, спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпровождению. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.
Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.



(Церковь во имя святых Вонифатия мученика и преподобного Алексия в Риме)

Тропарь мученика Вонифатия
глас 4
К сословию послан мучеников,/ мученик был еси истинен,/ пострадав за Христа крепчайше, всехвальне,/ мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне,/ моли Христа Бога// прияти нам грехов прощение.

Кондак мученика Вонифатия
глас 4
Священие непорочное/ самовольне тебе привел еси,/ Иже от Девы тебе ради родитися хотящему,/ святе венченосче,// премудре Вонифатие.

Преподобный Илия Муромец



(Прп. Илья Муромец в пещерной келье в Киеве)

Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца, Печерского, сохранилось до нашего времени крайне мало.
Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом - могучим витязем княжеского рода Ильей Русским - и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях.

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев - калик перехожих (нищих странников), - которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, -

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град -
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться* за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую», -

Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха - был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.
Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164-1182).
Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

«…Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!»



(преподобный Илия Муромец, частица мощей в Муромском Спасо-Преображенском монастыре)

В документальном источнике имя богатыря впервые упоминается в 1574 году.
В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом - яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты исследований подтверждают факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего - 40-55 лет; рост - 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти - обширная рана в области сердца.
К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

***

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его предполагаемой родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей. В 1994 году на городском кладбище была заложена часовня во имя святого, которую освятили через четыре года. Преподобный Илия Муромец причислен к собору Муромских святых.

Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения считают святого богатыря своим небесным покровителем.
В 1998 году на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье был построен и освящен храм во имя преподобного Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры.



(Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь)

В Косово (Сербия) после Балканской войны почти четыре года - с июля 1999-го по июнь 2003-го - был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного.
Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила орден преподобного Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству, в том числе и в «горячих точках».

Тропарь

Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.

Кондак

Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.

Молитва святому преподобному Илии Муромцу

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Мученики Полиевкт и Тимофей, диакон



(мученик Полиевкт)

Святой мученик Полиевкт был родом из Кесарии1, где - он с большим успехом проповедовал о Христе, обращая многих неверующих от идолослужения в святую веру христианскую. За свою проповедь он был схвачен и ввергнут в темницу. После непрестанных увещаний отречься от Христа, он был раздираем по всему телу железными когтями, затем разбили ему челюсть и бросили в раскаленную печь.



(мученик Тимофей, диакон)

В то же время в Мавритании2 с успехом проповедовал веру Христову диакон Тимофей. За сие он предан был многим и тяжким страданиям. Он был ввержен в темницу, томим голодом и жаждою и, выведенный из заключения, после тщетных увещаний принести жертву идолам, взошел с молитвою на приготовленный для него пылавший костер и предал дух свой Богу. Мощи его положены были верующими с честью в области Мавританской3.

_____________________________
Примечания
1 Здесь разумеется Кесария Каппадокийская, в восточной части Малой Азии.

2 Мавритания - римская побережная провинция на севере Африки.

3 Святые мученики Полиевкт и Тимофей диакон пострадали в начале IV в.

Святитель Григорий Омиритский, епископ



Сын Агапия и Феодотии, от юности был исполнен благодати Божией и имел дар исцелений и чудотворений. Промысл Божий вел его к святительскому служению. Еще в сане диакона в Медиолане он услышал предсказание о своем жребии от старца-отшельника, а затем получил подтверждение его слов от другого духоносного старца-схимника, подвизавшегося в горах.

Когда Григорий пришел к схимнику за наставлением, произошло чудо: старец явился в огненном столпе, а ночью он видел его молящимся над землей. Старец открыл святому Григорию, что ему надлежит, помолившись в Риме святым Вонифатию и Аглаиде, направиться в Александрию, принять там сан епископа и укреплять веру Христову в городе Негране (Наджран), в Эфиопии. Чтобы у Григория не оставалось сомнений в истинности его слов, старец показал, что ему известна сокровенная тайна: в видении святому Григорию являлись святые первоверховные апостолы Петр и Павел и возложили на него архиерейский омофор.

Выполняя Божие повеление, святой Григорий, после недолгого пребывания в Карфагене, где был диаконом, прибыл в Рим. Там он еще раз удостоился явления святого апостола Петра у гроба святых Вонифатия и Аглаиды, который дал ему послушание помочь христианам, страдающим за Имя Господне в Негране. А ночью он видел во сне апостола Павла, и тот поднес ему чашу с елеем в предзнаменование получения благодати святительства.
В это время войсками царя Эфиопии Елезвоя был освобожден от царя Дунаана, происходившего из еврейского рода, Омиритский город Негран, в котором восстановилось христианство. Но вся церковная иерархия была беспощадно истреблена еврейскими завоевателями, поэтому Елезвой отправил послов к патриарху Александрийскому просить для Неграна епископа и клир для храмов. После молитв патриарху явился святой апостол Марк, повелевая найти диакона Григория и, посвятив его в сан пресвитера и затем епископа, отправить к Елезвою. Патриарх так и поступил. Во время хиротонии была явлена над святым Григорием особая благодать Божия: лицо его просияло неземным светом, а от одежд исходил благовонный фимиам.

Прибыв в землю Омирит (Химьяр), святой Григорий стал восстанавливать христианские святыни и проповедовать истину язычникам и иудеям. Святитель Григорий помазал на царство нового царя Авраамия, который велел креститься всем своим подданным. Тогда знатные евреи обратились к царю с просьбой, чтобы он назначил состязание в вере между ними и христианами, обещая, если в этом споре победят христиане, то иудеи примут крещение. Через сорок дней состоялся диспут, продолжавшийся несколько дней. Святитель Григорий опроверг все доводы еврейского старейшины, раввина Ервана, пользуясь только текстами Ветхого Завета. В видении Ерван увидел святого пророка Моисея, который поклонялся Господу Иисусу Христу. Пророк сказал Ервану, что тот противится истине и потому будет побежден. Благодатью Божией христианская правда одолевала, но Ерван никак не хотел признать себя побежденным и сделал последнюю отчаянную попытку. Он дерзко сказал: "Если хочешь, чтобы я душой уверовал в твоего Христа и признал, что твой Бог - Бог Истинный, - то покажи мне Его, епископ!" Святитель ответил: "Великого ты просишь. Не с человеком споришь, а с Богом. Но, чтобы утвердить в людях Своих веру, Господь может сотворить знамение". В страхе и с дерзновением ожидали христиане, что произойдет дальше. Святой Григорий, имея непоколебимую веру в Бога и крепко уповая на Него, стал молиться вслух. Он вспоминал тайну воплощения Бога Слова, чудеса земной Его жизни, Тридневное Воскресение и Вознесение на Небеса, призывал силу Животворящего Креста: "Яви Себя, Господи, - молил святитель Христов, - ради славы Святого Имени Твоего!"

Когда он кончил молитву, земля сотряслась, на востоке отверзлось небо, и в светлом облаке, в пламени и огненных лучах сходил на землю Господь Иисус Христос, и был слышан глас Господень: "Ради молитвы епископа Григория исцелит вас Распятый отцами вашими".

Подобно Савлу, который на пути в Дамаск ослеп от Небесного света, ослепли евреи и просили святого епископа исцелить их. Приняв святое крещение, все они исцелились. Раввин Ерван получил христианское имя Лев. После этого величайшего чуда святитель Григорий еще более тридцати лет управлял омиритской паствой. Почил он в 552 году и был погребен в усыпальнице Великой церкви.

Святитель Вонифатий Милостивый, епископ Ферентийский



С детства отличался нестяжательностью и нищелюбием. Когда он видел на улице бедного человека, то снимал свою одежду и отдавал неимущему к огорчению своей матери-вдовы. Однажды он роздал все запасы хлеба на год, но Господь сотворил чудо по его молитве, и житница вновь наполнилась зерном.
Святой Вонифатий стал епископом города города Ферента, близ Витербо. И при высоком положении он был всё так же нестяжателен и милостив к людям, мудро управлял своей паствой, научая ее отдавать последнее ближним. По его молитвам прекращалось нашествие саранчи, пустые амбары наполнялись пшеницей, а розданные беднякам деньги возмещались с избытком.

Мощи святого были перенесены в Витербий (Витербо), где были явлены многие чудеса, описанные диаконом Гауденцием.
Сведения о нем содержатся в «Диалогах» свт. Григория Двоеслова, папы Римского. В X в. Флодоардом Реймсским был составлен гимн в честь этого святого.

Подробное Житие святого вы можете почитать тут:
http://azbyka.ru/days/sv-vonifatij-milostivyj

Преподобные Георгий и Савва Хахульские



Преподобные Георгий и Савва Хахульские были братьями Якова - отца святого Георгия Святогорца (пом. 27 июня). Георгий и Савва были монахами в Хахульском монастыре (Южная Грузия).

Святые отцы были преисполнены благодати Божией. Старший - Георгий был духовным советником при дворе Баграта Курапалата и вместе с тем занимался активной литературной деятельностью, а младшего брата - Савву, известный церковный деятель Георгий Малый поминает, как мужа праведного и непорочного. По его словам, братья гармонично сочетали в себе обе стороны жизни, ибо при богатстве духовном, щедро были одарены и земным богатством.
Когда преподобные отцы узнали о добром нраве и богобоязливости своего племянника - юного Георгия (Святогорца, пом. 27 (10.07) июня), предложили Якову привести его к ним, в Хахули. Яков с радостью привел своего сына к богоносным братьям.
В эти годы владельцем Тварцатапи был вельможа Перис Джорджикисдзе, женатый на дочери царя Баграта III Курапалата. Он решил пригласить в свой дворец учителем и руководителем духовной жизни умного и опытного монаха и выбор пал на преподобного Георгия. С трудом уговорив преподобного, поручили ему все духовные и земные дела.

Георгий Хахульский взял с собой во дворец Периса Джорджикисдзе и юного Георгия. Через год император Византии Василий, предъявив ложные обвинения, казнил Периса, а его жену с придворными, в числе которых были преподобный Георгий и юный Георгий Святогорец, взял заложниками в Константинополь. Пробыв в Византии двенадцать лет, заложники вернулись на Родину. Георгий Хахульский отправил племянника Георгия Святогорца в Хахульский монастырь, к святому Савве.

Преподобные почили с миром в сердине XI века.

Мученики Илия, Пров (Пром) и Арис Аскалонские, Египетские, мученики



Илия, Пров и Арис, в числе других христиан из Египта, отправились для оказания помощи единоверцам, сосланным в Киликию при императоре Максимине Дайе. Они прибыли к городским воротам Аскалона (ныне Ашкелон, Израиль) в 14-й день месяца Апеллая (декабря) 308 или 309 года. Христиане открыто исповедали свою веру, и многим из них, по обычаю установленному правителем Фирмилианом, перерезали сухожилия на левой ноге, вырвали правый глаз, а затем отправили на рудники. Однако, трое христиан "показали дивную непоколебимость мужества" за что были приговорены к смертной казни и сподобились мученичества за Христа: Арис был сожжён, Илии и Прову отрубили головы.

Почитание

Повествование о мучениках Илии, Проме и Арисе и иных египетских страдальцах известно по книге их современника Евсевия Кесарийского "О палестинских мучениках". Святитель Иоанн Златоуст составил похвальное слово Египетским мученикам в котором он прославляет христиан, сосланных на работы в рудники, но не упоминает Илию, Прома и Ариса поимённо. Служба Илии, Прому и Арису совершалась в Константинопольской церкви мученика Филимона в Стратигии.

В ряде византийских синаксарей XII-XIII веков Пром назван Провом, а память мучеников отмечена 18 декабря. Впоследствии именно эта форма имени обрела большую распространённость и до сих пор указывается в современном официальном календаре Русской Православной Церкви и греческом "Большом синксаре". Архиепископ Сергий (Спасский) отождествляет Прома и Илию с мучениками Промом и Иларием (Иларионом), память которых под 16 декабря содержится в Типиконе Великой церкви IX-X веков и в некоторых греческих стишных синаксарях. Есть также сведения что их память совершалась 14 декабря, а в селении Метопа (ныне Умм-Туба) - 11 июня.

В современных календарях их память значится под 19 декабря.

Мученики Евтих и Фессалоника, и иже с ними 200 мужей и 70 жен

Время и место мученической кончины неизвестны. По сообщению Синаксаря Константинопольской ц. (кон. Х в.), вместе с Е. и Ф. пострадали 200 мужчин и 70 женщин (SynCP. Col. 328). Те же сведения содержатся в различных списках Типикона Великой ц. (IX-X вв.) и в Петровом Синаксаре РНБ. Греч. 240, 1249 г. (архетип XI в.). В византийских стишных синаксарях говорится, что они были усечены мечом (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.). В списке Типикона Великой ц. из монастыря Св. Креста в Иерусалиме Cod. 40 (архетип X в.) Е. и Ф. названы великомучениками (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 140). В некоторых календарях память этих святых упоминается под 18 дек. (напр., в синаксаре Mess. gr. 103, XII в.).

Святитель Кирилл III (II), митрополит Киевский и всея Руси

Память 25 мая, 19 декабря (Румын.)

Кирилл III, митрополит киевский и вся Руси († 1280) был преемником несчастного Иосифа, убитого татарами при взятии Киева в 1240 г.
Князь галицкий Даниил, самый сильный из князей южнорусских, позаботился об избрании нового законного митрополита, устранив епископа угровского Иоасафа, пытавшегося было самовольно занять митрополию. Каким образом был избран Кирилл, одним ли Даниилом или с другими князьями и с согласия ли русских епископов, равно и то, кто был Кирилл III до посвящения, в каком году было самое избрание, - сведений обо всем этом не сохранилось. Летопись в 1243 г. называет Кирилла уже митрополитом. В 1246 г. кн. Даниил, утвержденный ханом в своем княжеском достоинстве, отправил Кирилла III в Грецию, чтобы получить утверждение в сане от патриарха. Путешествие пришлось Кириллу III прервать. Король венгерский Бела, чрез владения которого ехал митрополит, убедил последнего вернутся обратно, чтобы помочь заключению мира между ним и Даниилом. После этого Кирилл III отправился вторично в Никею, где в это время находился патриарх Мануил II. Когда и как вернулся Кирилл III на Русь, - тоже нет сведений; лишь под 1250 г. летопись сообщает о поездке Кирилла в Чернигов, Рязань, Суздальскую землю для устройства дел церкви.

Южная Русь была так опустошена и разорена татарами, что митрополит Кирилл III не нашел удобным поселиться ни в одном из городов ее; не поселился он и в Галицкой земле, так как это слишком удалило бы его от Северной Руси. Потому он избрал Владимир Суздальский, где и жил, сохраняя титул митрополита киевского. Кирилл III прожил так около 27 лет, почти все время совершая поездки по разным областям русской земли. Он ревностно старался устроить свою паству после всех ужасов татарского погрома: митрополит Кирилл III проходил «грады и веси по обычаю своему учаше, наказуяше, исправляше», как выражается летописец.

Кирилл III был деятельным сотрудником великого князя Александра Ярославича Невского, иногда сопровождал его в походах, напр., до Копорья в походе Александра с новгородцами на Финляндию. Кириллу III удалось заслужить доверие у татар. Когда была произведена первая перепись народа татарами, церковь русская со всеми своими имениями была освобождена от дани. Был дан ханом Менгу Темиром в 1267 г. ярлык, утверждавший привилегии духовенства. В 1261 г. Кирилл III успел испросить у хана позволение учредить православную епархию в Сарае, где постоянно жило множество русских. Епископом был поставлен Митрофан.

Желая дать руководство при решении церковных дел, митрополит Кирилл III выписал из Болгарии чрез деспота Иакова Святислава славянский список Номоканона с толкованиями Зонары. Но так как некоторые из греческих законов, заключавшихся в переведенной Кормчей, не соответствовали условиям тогдашней жизни, то для решения этого вопроса, а равно и других вопросов церковно - общественной жизни русского государства митрополит Кирилл III решил собрать около 1274 г. владимирский собор епископов. Первенствовал на соборе сам Кирилл III, открывший соборные заседания речью, в которой говорил о необходимости для святителей блюсти каноны, выражал беспредельную любовь к своей пастве, нарисовал картину печального состояния Руси под тяжким иноверным игом монголов. За речью следовали соборные рассуждения, самый ход которых для нас остался неизвестным.

Результатом соборных совещаний было 12 правил. Собор запрещал «святокупство» и разные дары, «уроки» при посвящении в церковные степени, требовал посвящать по достаточном испытании поведения кандидатов; собор обратил внимание на беспорядки, вкравшиеся в совершение литургии и таинств крещения, миропомазания, постановил «бесчинно живущих священников» извергать, воспретил бесчинные народные игры в праздники, бои, убиваемых на них подверг проклятию; в заключение собор иереев призывается ревностно проходить свое служение. «Правило» с соборными определениями митрополит Кирилл III разослал по всем епархиям. Правило было составлено Кириллом III, только последняя часть, существующая отдельно и под другим заглавием («поучение к попом»), вероятно не принадлежит ему. Скорее автором «поучения» был Кирилл II, епископ ростовский, современник Кирилла киевского. Можно думать, что последний, изыскивая меры к поднятию нравственного уровня духовенства и рассылая «правило» с соборными определениями по епархиям, разрешил присоединить и означенное «поучение к попом», чтобы оно служило руководством для духовенства. Правило, как и поучение, имели практическое значение, были внесены в Кормчие.

Впервые «правило» было открыто Н. М. Карамзиным и издано «Московским Обществом Истории и Древностей Российских» в «Русских Достопамятностях» 1815 г. ч. 1, 106-115.

В 1274 г. был поставлен Кириллом III на владимирскую кафедру епископ Серапион, киевский постриженник, знаменитый своими проповедями; сам же Кирилл III переехал в Киев. Здесь он продолжал устраивать дела церковные, рукоположил новгородского епископа Климента (1276 г.); особенное внимание обратил на защиту церкви от латинян, от притязаний папы Николая III, давшего своему легату Филиппу, епископу фирманскому, право распоряжаться в Галиции, Волыни и соседних странах… Вероятно, с целью защиты от папских притязаний Кирилл III сносился с константинопольским патриархом Иоанном Векком чрез Феогноста сарайского, но, узнав от последнего об уклонении патриарха в унию с Римом, прервал с ним сношения.

Пред концом своей жизни престарелый святитель еще раз отправился для обозрения северных епархий. Известен один случай из его архипастырской поездки. Кирилл III узнал, что ростовский епископ Игнатий по каким-то наветам приказал удалить из соборного городского храма тело недавно им самим здесь погребенного князя ростовского Глеба Васильковича. Митрополит Кирилл III кротко, но вместе и властно поставил на вид неблаговременность его пастырской ревности «Кайся до смерти» - говорил он. - Когда жив был князь, ты делил с ним трапезу и принимал дары, а теперь осуждаешь мертвеца, прежде суда Божия.» Митрополит отрешил было Игнатия от священнослужения за злоупотребление церковной властью, но по ходатайству племянника покойного разрешил запрещенного епископа.

Во время своего путешествия Кирилл III скончался в городе Переяславле в 1280 г. Тело его было перевезено в Киево-Софийский собор.

Митрополит Кирилл III своей неутомимой деятельностью по благоустройству русского общества в одну из самых тяжких эпох русской истории заслужил глубокое уважение. Карамзин говорит, что едва ли какой другой митрополит превосходил Кирилла пастырскими добродетелями.

Жития святых

Previous post Next post
Up