Сегодня Православная Церковь чтит память:
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост
Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы.
Прор. Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р. Х.); мц. Валерии Аквитанской (II/IV; Галл.); сщмч. Реститута, еп. Карфагенского (373; Афр.); свт. Софрония, архиепископа Кипрского (VI); прп. Стефана Новосиятеля (912).
Сщмч. Владимира Виноградова, пресвитера (1919); сщмч. Владимира Джуринского, пресвитера, мц. Евфросинии Джуринской (1920); сщмчч. Василия Ягодина и Александра Буравцева, пресвитеров (1937).
Икона Божией Матери: «Нечаянная Радость».
Святые дня, молите Бога о нас!
Зачатие святой Анны, "егда зачат святую Богородицу"
Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левинна. Она вышла замуж за святого Иоакима (память их 9 сентября), который был родом из Галлии. Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, нареченная Марией. Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия. "Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную."
Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение. Старинная икона большого размера, написанная на холсте, находилась в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии. Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами.
Тропарь Зачатия праведной Анны
глас 4
Днесь безчадия узы разрешаются,/ Иоакима бо и Анну услышав, Бог/ паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу,/ из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв,/ Ангелом повелев вопити Ей:/ радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою.
Кондак Зачатия праведной Анны
глас 4
Празднует днесь вселенная/ Аннино зачатие,/ бывшее от Бога,/ ибо та породи// паче слова Слово Рождшую.
Анна Пророчица, мать пророка Самуила
Последним судьею народа израильского был пророк Самуил, из колена Левия. «Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, - повествует Библия. - У него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей». Будущая мать Самуила Анна, как и святая праведная Анна, была бесплодна и подвергалась поношениям. Вот однажды, придя в Силом для поклонения святой скинии, Анна про себя помолилась ко Господу, дав обет, что если Бог пошлет ей сына, она отдаст его в храм. Бывше же на ступенях храма и священник Илий. Видя, как женщина стоит у дверей и шевелит губами, не произнося ни слова, он сначала подумал, что она пьяна. «Нет, я не пьяна, - сказала Анна, - но изливаю душу свою Господу». «Иди, даст тебе Господь по слову твоему», - сказал Илий. Ее горячая сердечная молитва была услышана Господом. Он дал ей сына, которого Анна назвала Самуилом, что означает "Бог услышал". Когда Самуил подрос, мать привела его в Скинию и отдала первосвященнику Илию на служение Богу. Выкормив его, она пришла вновь в Силомский храм и, обращаясь к священнику Илию, сказала: «О сем дитяте молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое. И я отдаю его Господу на все дни жизни его». Анна же родила мужу еще трех сыновей и двух дочерей.
Впоследствии пророк Самуил помазал на царство Давида, от которого произошли святые праведные Иоаким и Анна, Богородица и Сам Спаситель Христос. Торжествующая благодарственная песнь Господу святой пророчицы Анны (1 Цар. 2, 1-10) предваряет как мессианские пророчества Исаии, так и песнь Богородицы (Лк. 1, 46-55).
Тропарь праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице
глас 1
Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, / во объятия приемый Спаса Господа. / Веселися и ты, честная пророчице Анно, / возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, / сокрушившаго державу вражию // и подающего нам велию милость.
Кондак праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице
глас 8
Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, / на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, / Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, / во объятия своя от всепречистых рук приял еси / и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. / Темже похвальными гласы ублажаем вас: / радуйся, Богоприимче старче Симеоне, / радуйся, пророчице честная Анно, // радуйтеся, Бога во Плоти познавшии.
Священномученик Реститут, епископ Карфагенский
На Карфагенской кафедре находился с 352 года. Был умучен в Африке в 373 году. О нём известно благодаря проповеди, которую произнёс в день его памяти блаж. Августин. Текст проповеди не сохранился.
Святой Реститут упоминается среди африканских святых епископом Нафанаилом (Львовым).
Святитель Софроний Кипрский, архиепископ
Преподобный Софроний был сыном христианских богомудрых родителей, живших на острове Кипре. Он получил хорошее образование, но предпочтительно занимался писаниями святых отцов, день и ночь поучаясь в Законе Божием; вместе с тем и жизнь свою он благоустроял по заповедям Господним. И настолько он преуспевал в благочестии и добрых делах, что удостоился от Господа дара чудотворения и совершил много чудес. По смерти епископа Кипрской церкви, святого Дамиана, священным собором и всем народом Софроний избран был и поставлен на его место.
Заняв святительскую кафедру и приняв управление своею родною церковью, преподобный явил себя истинным отцом своей паствы: печаловался о вдовицах и убогих, помогал сиротам и беспомощным, защищал притесняемых и обижаемых. И так пожив и благоугодив Богу, с миром скончался.
Преподобный Стефан Новосиятель 1
Преподобный Стефан родился и воспитание получил в Константинополе. Родители его, Захария и Феофания, отличались благочестием и добродетелями христианскими; жили они недалеко от святого храма первомученика архидиакона Стефана, Феофания, мать преподобного, еще во время беременности им, соблюдала строгое воздержание относительно пищи: до самого рождения его она вкушала только хлеб с овощами и воду, в своей матерней утробе уже приуготовляя подвижника. И как только родился младенец, у него на груди обнаружилось прекрасное изображение креста, которое было видимым знамением того «распятия плоти со страстями и похотями» (Гал.5:24), какое проявил он в последующей своей жизни. Воздержание он начал соблюдать еще в младенческих пеленах, когда питался грудью своей матери: он не принимал молока матери, если она предлагала ему кормление по принятии обильной пищи. И это случалось многократно и продолжалось тогда по два и по три дня, так что родственники святого младенца, наблюдая то, недоумевали и сокрушались. Но это нисколько не вредило здоровью дитяти. Младенец был крещен, возрастал и был отнят от груди матерней.
Достигнув отроческого возраста, он охотно и с прилежанием занялся книжным учением, соблюдая повиновение своим родителям. Когда же архиерейскую кафедру занял святой Мефодий2, то, по устроению Божию, благочестивый Захария, отец Стефана, удостоен был сана пресвитерского с причислением к клиру великой Константинопольской церкви; в то же время и богомудрый Стефан принял пострижение и поступил в число клириков той же церкви и, между прочим, предсказал скорую кончину своему родителю. На восемнадцатом году, по смерти своего отца, преподобный Стефан подъял на себя подвиг затворничества; уединясь в церкви святого и верховного Апостола Петра, он пребывал там в непрестанной молитве и питался только овощами.
Здесь он вскоре получил в своем подвиге ободрение свыше: однажды ночью явился к нему Апостол Христов и сказал:
- Мир тебе, чадо. Да будет тебе во благо сие начало добродетельного жития твоего, и да укрепит тебя в том Господь.
Прожив так три года, Стефан сподобился еще видения священномученника Антипы3, который, явившись ему, сказал:
- Мир тебе, чадо; будь внимателён к себе; не оставлю тебя.
Это внушение расположило преподобного еще более усилить свой подвижнический труд в молитве и посте; с этого времени он только однажды или дважды в неделю вкушал овощи и притом без соли. Проводя так жизнь, Стефан достиг высокой степени нравственной чистоты, удостоился сана святительского и совершил многие чудеса.
В двенадцатом году царствование благочестивого царя Василия4 и сороковом - жизни Стефана произошло великое землетрясение, от которого церковь святого Антипы, при которой в тоже время обитал преподобный, разрушилась совершенно. И удалился преподобный с того места и поселился в одной гробовой пещере и провел в ней двенадцать лет. В это время все волосы на голове его и на бороде, а равно и зубы выпали и всё тело его пришло в расслабление, так как в пещере той была большая сырость; и преподобный дошел до крайней степени умерщвления плоти своей. Изнурив таким образом плоть свою, он потом вышел из пещеры, но и после того постелью ему служила простая доска, покрытая жестким рубищем. Потом он принял Ангельский схимнический образ и только в Господские праздники, по совершении Божественной службы, вкушал по одной овощинке и немного воды. Так питаясь, сей блаженный гражданин отечества небесного, в продолжение пятидесяти лет проходил свой тесный, строго подвижнический путь жизни и на семьдесят третьем году всего жития5 своего, а лучше сказать умерщвления плоти своей, предал дух свой Богу.
_________________
Примечания
1 Новосиятелем преп. Стефан назван потому, что сиял, подобно древним подвижникам, святою жизнью.
2 Св. Мефодий - патриарх Константинопольский с 842 - 846 гг.
3 Священномуч. Антипа, епископ Пергама Асийского, скончался в 95 г., память его (11 апр.) была особо чтима в Царьграде, куда при Феодосии Великом (379-395 гг.) был перевезен из Пергама бык, в коем сожжен был св. Антипа
4 Василий Македонянин, т е. в 879 г.
5 В 912 году.
Священномученик Владимир Виноградов, пресвитер
Священномученик Владимир Флегонтович Виноградов родился 24 октября 1874 года в семье псаломщика. По окончании в 1900 году Ярославской Духовной семинарии был определен псаломщиком к церкви в селе Староандреевском Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. В 1903 году рукоположен во священника к храму в селе Киово Любимского уезда и назначен законоучителем в церковноприходскую школу. В 1910 году переведен в церковь в село Коза того же уезда, через год назначен законоучителем при Козском начальном училище.
В 1918 году в Ярославской губернии вспыхнуло восстание против большевиков. После его подавления были арестованы священники храмов, которые находились на территориях, охваченных восстанием, в том числе отец Владимир. Священномученик был расстрелян по приговору Ярославской ЧК от 22 декабря 1919 года. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
Священномученик Владимир, пресвитер, мученица Евфросиния Джуринские
Память 9 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1885 году.
Служил при Туркестанском архиерейском доме. В 1914 г. назначен псаломщиком Казанской церкви в с. Вознесенском Копальского уезда Семиреченской области.
В 1915 г. взят на военную службу.
По возвращении с фронта рукоположен во иерея, служил в церкви в Вознесенском.
1 августа 1916 г. назначен настоятелем храма в с. Сергеевка Верненского уезда.
Расстрелян большевиками 22 декабря 1920 году в городе Верном вместе с супругой мц. Евфросинией, погребен в безвестной могиле.
Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Священномученики Василий Ягодин и Александр Буравцев, пресвитеры
(священномученик Александр Буравцев)
11 декабря 1937 года был арестован весь причт московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев.
Священномученик Василий родился 11 апреля 1870 года в селе Ключи Керенского уезда Пензенской губернии в семье священника Александра Ягодина. В 1890 году окончил Пензенскую Духовную семинарию. Женился, семья его состояла из супруги Юлии Яковлевны и трех дочерей. В 1890 году Василий Александрович был назначен псаломщиком и учителем церковно-приходской школы. В 1891 году он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Ильмино Пензенской губернии. В 1895 году отец Василий был назначен военным священником в укрепление Чикишляр Закавказской области, в 1904 году - священником 221-го пехотного Троице-Сергиевского полка в Москве и благочинным 56 пехотной дивизии.
В 1911 году отца Василия назначили настоятелем собора в крепости Свеаборг в Финляндии и в том же году он был возведен в сан протоиерея. В 1918 году община храма преподобного Харитона Исповедника в Москве обратилась к священноначалию с просьбой назначить в этот храм протоиерея Василия, и просьба была удовлетворена. В 1921 году протоиерей Василий был награжден палицей, а в 1923 году - митрой.
Весной 1937 года, в связи с арестом настоятеля Богоявленского дорогомиловского собора в Москве протоиерея Александра Лебедева, протоиерей Василий был назначен настоятелем собора и прослужил здесь до ареста. На допросах протоиерей Василий виновным себя не признал.
- Вы обвиняетесь в том, что были участником контрреволюционной группы церковников, - заявил следователь.
- В контрреволюционной группе я никогда не состоял, - ответил священник.
- Вы обвиняетесь в том, что распространяли контрреволюционные слухи о якобы имеющемся гонении на религию и духовенство в Советском Союзе. Подтверждаете вы это?
- Контрреволюционных слухов я никогда не распространял.
- Вы обвиняетесь в том, что восхваляли старый монархический строй и распространяли ложные слухи о плохой жизни в Советском Союзе. Признаете вы себя в этом виновным?
- Повторяю, что я никогда не занимался агитацией и распространением слухов.
- Вы обвиняетесь в том, что среди верующих говорили, что если советская власть закроет все церкви, то мы откроем свои нелегальные церкви. Подтверждаете вы это?
- Разговор о тайных церквях я отрицаю.
- Вы обвиняетесь в том, что во время выборной кампании вели агитацию, направленную на срыв этой кампании. Дайте показания по этому вопросу.
- Агитации, направленной против выборной кампании, я никогда не вел. Больше к своим показаниям добавить ничего не могу.
Священномученик Александр родился 30 мая 1886 года в селе Спасском Павшинского уезда Московской губернии в семье священника Сергия Буравцева. Окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. До 1929 года служил в храмах Московской области. В 1929 году отец Александр был арестован за то, что не смог выполнить назначенный ему сельсоветом налог - сдать пятнадцать пудов овса. За это он был приговорен к одному году заключения. Отец Александр подал жалобу на несправедливый приговор, был оправдан и освобожден. После этого он уехал в Москву и служил в разных храмах города, с 1934 года - в Богоявленском дорогомиловском соборе. Будучи арестован, виновным себя не признал.
- Следствие располагает материалами, что вы являетесь участником контрреволюционной монархической организации церковников. Подтверждаете вы это?
- Свое участие в контрреволюционной группе церковников я отрицаю.
- Вы среди окружающих восхваляли старый монархический строй и говорили, что в Советском Союзе народ голодает и мучается от непосильного труда. Подтверждаете вы это?
- Старый монархический строй я никогда не восхвалял. К советской власти я настроен не враждебно.
- Вы говорите ложь. Показания других участников группы обличают вас как врага советской власти. Следствие требует правдивых показаний.
- Участником контрреволюционной группы я никогда не был. Говорю только правду.
(Московский собор в честь Богоявления Господня в Дорогомилове (разрушен в 1938))
20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священников Василия и Александра к расстрелу. 22 декабря 1937 года протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Оба причислены к лику святых в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Мученица Валерия Лиможская, Аквитанская
Обратилась ко Христу через проповедь святого Марциала Лиможского и, хотя была обещана высокому римскому сановнику, отказалась выходить замуж за язычника, почему и была обезглавлена в Августорите (ныне Лимож в области Лимузэн).
Почитание
В римо-католицизме около XI века оформилась, а в XX веке была отвергнута, пространная традиция, возводящая святого Марциала к апостольским временам. Написанное в этом ключе житие святого Марциала, Vita prolixior, дает следующие подробности о святой Валерии:
Она происходила из семьи Августоритского градоправителя, супруга которого принимала святого Марциала Лиможского в их доме. Обратившись благодаря его проповеди, обещанная высокому римскому сановнику девушка отказалась идти замуж за язычника, за что тот приказал палачу отсёчь ей голову. Но случилось чудо - тотчас после казни палач был поражён молнией насмерть, а святая Валерия взяла в руки свою главу и отправилась в храм святого Стефана, где святой Марциал совершал Богослужение. После этих событий жених принял святое крещение с именем Стефан.
В X веке монахи монастыря святого Марциала перенесли мощи святой Валерии на берега рекуи Вуэз, где основали монастырь Шамбон-сюр-Вуэз (Chambon-sur-Voueize).
Впоследствии во имя святой Валерии была устроена часовня в северном трансепте вновь отстроенного Лиможского Стефановского собора - по преданию на том месте, где святую встретил епископ Марциал.
(Мученичество Святой Валерии. Реликварий из Лиможа, эмаль)
В 2002 году в Лиможе при храме святого Михаила (Saint-Michel-des-Lions) было основано римо-католическое сестричество святой Валерии. Здесь ныне пребывает нижняя челюсть святой, в то время как её череп остаётся в Шамбоне.
Икона Богородицы «Нечаянная Радость»
Икона Божией Матери, именуемая «Нечаянная Радость», пишется так: в комнате, вверху икона Божией Матери, а внизу около нее коленопреклоненно молящийся юноша. Предание об исцелении некоего юноши от плотской страсти через эту святую икону описано в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное».
Юноша молился по привычке перед образом Пречистой и вдруг увидел, что изображение ожило, язвы Господа Иисуса раскрылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: «О Госпожа, кто это сделал?» На что Богородица отвечала: «Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Тогда только раскрылась перед ним бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Наконец, была дана ему нечаянная им уже радость прощения и оставления грехов.
Икона "Нечаянная Радость" очень чтима в России и в честь ее воздвигнуто множество храмов.
(Храм иконы Божией Матери Нечаянная радость в Марьиной роще в Москве)
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная Радость
глас 4
Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа
Бога нашего, спасти души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная Радость
глас 6
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная радость
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, - вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих - совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим - милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами - нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум - ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь - память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.
О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым - заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.