Продолжение…
Мученицы Зинаида и Филонилла Тарсийские
Мученицы Зинаида и Филонилла, родственницы святого апостола Павла, были родом из Тарса. Святые оставили свой дом и поселились в пещере близ города Димитриады и жили там в непрестанных молитвах и трудах. Они владели врачебным искусством и охотно лечили всех, кто обращался к ним за помощью, исцеляя их души обращением к Истинному Богу. За святую ревность о Господе проповедницы приняли мученический венец: идолопоклонники побили их камнями.
Тропарь мученицы Зинаиды Тарсийской
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Зиноидо, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Зинаиды Тарсийской
глас 2
Храм твой всечестный, яко цельбу душевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти: дево мученице Зинаидо великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Святитель Нектарий (греч. Αρχιεπίσκοπος Νεκτάριος), патриарх Константинопольский
(святитель Нектарий патриарх Константинопольский, Сербия, Косово, монастырь Грачаница. Алтарь)
Был патриархом Константинопольским с 381 по 397 год. Обладал меньшей премудростью, и меньшим красноречием по сравнению со своим предшественником Григорием Богословом, но отличался благочестием и мягкостью нрава.
В 394 году при нём в Константинополе был созван Поместный Собор для решения церковных дел в Аравии, на котором был принят канон вошедший в корпус канонов Православной Церкви.
От патриарха Нектария сохранилось "Слово на день св. Феодора Стратилата". Был причислен к лику святых.
Святитель Арсакий Тарсийский, архиепископ Константинопольский
(Святители Арсакий (слева), Нектарий, Атик и Синисий, Константинопольские)
Был братом Константинопольского архиепископа святителя Нектария, уроженцем Тарса Киликийского. Арсакий был избран архиепископом Константинопольским сразу после второй ссылки святителя Иоанна Златоуста, почему встретил неприятие сторонников неправедно изгнанного Иоанна. Он пробыл на предстоятельской кафедре только малый срок - в 404-405 годах.
Святитель Аттик, архиепископ Константинопольский
(Свт. Аттик. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.)
Память 8 января (Греч.), 11 октября в соборе семи святителей Константинопольских (Греч.) и в Субботу сырную в Соборе всех преподобных отец, в подвиге просиявших
Родился в городе Севастии, что в Армении. С юных лет воспитывался в монастыре; из пресвитеров клира Константинопольского возведён на первосвятительский престол 8 января, по смерти святого Арсакия, управлял Церковью с 406 по 425 год.
Аттик был давним оппонентом святителя Иоанна Златоуста и после своего назначения приступил к радикальной чистке всех сторонников последнего. Все такие епископы и клирики были низложены. Даже все давшие им приют подверглись конфискации имущества и многие отправлены в ссылку.
У архиепископа Аттика храмы не были полны народом, a в неразрешённых молитвенных собраниях вне города (за столбами застав, εξω κιονων) участвовали густые толпы. Сам Аттик по смерти императора Аркадия в 408 году поневоле счёл нужным относиться терпимо к упорствующим и этим вовлёк часть их в официальную церковь. Но другая часть населения и большинство епископов не шло на примирение.
Позднее (не ранее 415 года) Аттик, желая покончить с расколом "иоаннитов", включил в диптихи имя Иоанна Златоуста и увещевал святого Кирилла Александрийского письмами, в которых просил его поступить так же.
Скончался 10 октября 425 года.
Сократ Схоластик:
Он... при великом образовании, был муж благочестивый и мудрый. От того-то и церкви при нём значительно умножились. Своим благоразумием он не только держал в союзе правоверных, но изумлял и еретиков, и никак не решался мучить их; если же иногда и стращал, то после в отношении к ним опять выказывал свою снисходительность. Не пренебрегал он также и наукой, ибо много занимался сочинениями древних и просиживал над ними ночи, от того философы, или софисты не удивляли его. Да и в разговорах бывал он приятен и привлекателен, и обнаруживал сострадание к скорбящим, словом, по Апостолу, был всем вся. Прежде, ещё в пресвитерстве, заучивал на память им же предварительно составленные слова и сказывал их в церкви, а впоследствии с трудолюбием приобретши и смелость, говорил уже без приготовления самые торжественные проповеди. Впрочем, слова его были не таковы, чтобы могли заставлять слушателей заносить их на бумагу.
Труды
От него сохранились четыре письма (Минь, «Patrologia», series graeca, т. 65, 637 и след.).
Святитель Сисиний, архиепископ Константинопольский
Служил пресвитером в константинопольском предместье Элее. Славился набожностью и помощью бедным, на что отдавал более чем позволяли ему его средства, что привлекало к нему народную любовь.
При выборах на Константинопольский первосвятительский престол после кончины Аттика, народная воля предпочла его другим претендентам на архиепископскую кафедру: пресвитерам Филиппу и Проклу. Желание народа одержало верх, и он был рукоположен 28 февраля 426 года.
В период своего святительства поставил Прокла во епископа Кизического.
Скончался 24 декабря 427 года.
Святитель Филофей Коккин , патриарх Константинопольский
Память 11 октября и в пятую неделю Великого поста
В миру Фока, родился около 1300 года в Фессалониках от матери, по происхождению еврейки. Получил прекрасное образование благодаря Фоме Магистру, которому он прислуживал. Фока очень рано принял монашество и переехал на святую гору Синай. Оттуда он пришел на «священный Афон, суще позлащенный и любезнейший, и был с радостью приемлем добре жившими во всех его жилищах и вселился там», согласно словам его биографа.
Вначале подвизался в монастыре Ватопед, где познакомился и встретился со св. Саввой Христа ради юродивым, которому впоследствии написал житие. Затем жил в монастыре Великая Лавра. Как монах лавры он встретился со свт. Григорием Паламой, которому также впоследствии составил прекрасное биографическое описание, и подписал Святогорский Томос 1339 года. В 1342 году он воспринял игуменство после игумена Макария, который был избран митрополитом Фессалоникским.
В отношении вопроса об исихазме он разделял сторону свт. Григория Паламы и резко выступал против учения Варлаама Калабрийского. В 1346 году он написал два слова о Фаворском Свете и против Акиндина.
С окончанием гражданской войны 1341 - 1347 годов был избран митрополитом Ираклийским с титулом «Председатель осыпаемых почестями», данным патриархом Исидором. В 1349 году он рукоположил св. Каллиста I Агиорита в патриархи. Он принял участие на Соборе 1351 года, посвященному воспросам исихазма, указывая на важную роль свт. Григория Паламы, и он же составил Томос Собора.
После ухода из Константинополя патр. Каллиста в сентябре 1353 года был возведен на его место. Пребывал на патриаршем Вселенском престоле дважды: 1353-1354 и 1364-76 годах.
Первый срок патриаршества прервался в ноябре 1354 года, в связи с отречением от власти Иоанна VI Кантакузина и вступлением на императорский престол Иоанна Палеолога, бояться которого у Филофея Коккина были политические причины. Филофею пришлось оставить патриарший престол и удалиться на Афон. Однако тот же Иоанн Палеолог через некоторое время, после смерти Каллиста, вновь призвал Филофея Коккина на патриарший престол.
В 1368 году соборно была признана святость свт. Григория Паламы и было определено совершать его память на второй Неделе Великого поста, ему была составлена служба, был окончательно решен вопрос об исихазме и были осуждены антипаламиты. Патриаршество свт. Филофея было ознаменовано важными пастырскими деяниями. Были написаны знаменитые творения и велась обширная каноническая деятельность. Велась смелая деятельность для предотвращения нашествия турок и латинской пропаганды, при этом подчеркивалось и единство православных. Римский папа Урбан V отверг предложение святителя Филофея созвать Вселенский собор для восстановления единства церквей. Патриарх Филофей энергично защищал Православие, развивал отношения с другими патриархатами, оказывал помощь славянским Церквам, сумел ослабить и нейтрализовать прозелитические устремления латинян и почитается как национальный и церковный герой.
В 1376 году патриарх Филофей ушел на покой по причине глубокой старости. Скончался в 1379 году. По другим данным, согласно материалам "Богословско-церковного словаря", Филофей Коккин вместе с имп. Иоанном V Палеологом в 1376 году был свергнут в результате прогенуэзского переворота Андроника IV и год спустя умер в заточении.
Патриарх Филофей был похоронен с царскими почестями в монастыре Христа Непостижимого (τοῦ ᾿Ακαταλήπτου). Его могила прославилась чудесами. Рано он стал почитаться как святой и была написана его икона в храме монастыря Расава в Сербии жителями из его Отечества, из Фессалоник. В главном храме святой Горы Афон написано его изображение в ряду между гимнографами. В конце XVIII века анонимный монах из монастыря Филофей написал его прекрасное житие и песненное последование для богослужения. На Афоне имеются три кодекса с житием и богослужебным последованием свт. Филофею. Самое новое было составлено монахом Герасимом Микраяннанитом.
Сочинения
Свт. Филофей, благодаря своей большой образованности, написал многочисленные труды. Многие из его трудов можно разделись на догматические и опровержительные-полемические, против Никифора Григоры, Акиндина, Варлаама и Михаила Петриоти. Написал описания жизни святых, главным образом - святогорских, таких как свт. Григорий Палама, Герман Марули, Исидор Вухерас и Савва Ватопедский, а также и Никодим Новый, он также написал о св. Анисии, св. вмч. Димитрие Мироточивом, святых Апостолах, Трех Святителях, прп. Онуфрии, св. Февронии, св. Фоке, свт. Ианна Златоусте, вмч. Феодоре Тироне, св. апостоле Фоме и др. В конечном итоге его труды представляют собой - беседы (гомилии), толкования, литургические тексты, труды по праву, истории, поэзия, молитвы и другие.
Он был глубоким богословом, удивительным писателем синаксариев, в особенности на жития современных отцов-святогорцев, жизнь которых представлена в качестве примера для монашествовавших вместе с ним в то время. Как песнотворец-гимнограф он писал песнопения глубокого содержания и в изысканном, утонченном стиле, представляя высочайшие догматические понятия, соревнуясь с подобными ему древними гимнографами.
Тропарь
глас 4
Вели́кий защи́титель ве́рных показа́лся еси́./ Твою́ боже́ственную па́мять почти́м,/ патриа́рхов изря́дная похвало́,/ священноявле́нне треблаже́нне Филофе́е,/ Варлаа́мову пре́лесь вои́стину посече́,/ и Акинди́на хитросплете́ния ниспрове́рже,/ те́мже всему́дре,/ моли́ Христа́ Бо́га,// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Кондак
Све́ту трисо́лнечному осия́вшу тя́ богому́дре,/ богосло́в бы́сть пребоже́ственныя Тро́ицы,/ сло́вом вы́шния прему́дрости обогати́вшеся,/ излива́л еси́ отону́ду богому́дрия струи́,/ от ни́хже пию́щия зове́мъ ти́,// ра́дуйся треблаже́нне Филофе́е всему́дре.
Преподобный Кеннет Агабойский (Килькенийский), игумен Агабойский
Родом из Гленгивена (Glengiven, Ирландия). Он получил монашеский постриг у св. Кадока, игумена Лланкарванского и там же был рукоположен во священника.
После поездки в Рим он учился у св. Финниана в Клонарде и сопровождал свв. Киерана, Колумбу и Комгалла к св. Мобхи в Гласневин (Glasnevin).
Некоторое время он проповедывал в Ирландии, затем отправился в Шотландию. Близкий друг св. Колумбы, св. Кеннет ходил вместе с ним к Брюду (Brude), королю пиктов, где их миссия была наиболее успешной. Св. Кеннет построил монастырь в Агабое (Aghaboe, Ирландия), а также, вероятно, в Килькенни (Kilkenny).
Преподобная Этельбурга Баркингская, игумения
Сестра св. Эрконвальда, епископа Лондонского, ставшая настоятельницей монастыря Баркинг, что в Эссексе, который основал брат. Из Франции специально попросили приехать св. Хильделиту, чтобы та помогла новой общине освоиться с особенностями монашеской жизни, и об Этельбурге говорили, что она соревновалась с наставницей в суровости воздержания.
(Церковь св. Марии и св. Этельбурги в Лиминдже на месте основанного св. Этельбургой монастыря, Кент, Великобритания)
Уже после кончины Этельбурги другая умирающая монахиня, Теоригита, в агонии долго говорила с кем-то невидимым о том, сколько ей осталось жить. Когда окружающие спросили, с кем она разговаривает, она ответила: “С моей дорогой матерью Этельбургой”.
Преподобный Гоммер Льеррский, отшельник
Родился в Эмблехеме (Emblehem), что около Льерра (Lierre), в епархии Мехелен (Mechelen), или Малинэ (Malines) в начале VIII века, во времена Папы Римского Адриана I и короля франков Карла Великого. Родители воспитывали его сообразно евангельским заповедям.
Пипин, став из мажордома королём франков, пригласил его ко двору. Верный заповедям, Гоммер не обрёл ничего из недостатков, обычных среди придворных. Пост и молитва укрепляли его от общего разложения; он был щедр и даже расточителен, когда речь шла о помощи нуждающимся. Пепин доверял ему исполнение наиболее важные поручений. Он предложил Гоммеру в спутницы жизни некую Гвинмари (Gwinmarie): брак вскоре был заключен.
Гвинмари была сварливая женщина. Её поведение стало для мужа постоянным источником тягостных испытаний. Гоммер терпел не жалуясь, ожидая свое утешение только от Бога. Будучи обязан следовать за королём Пипином в различных войнах, которые он проводил в Ломбардии, в Саксонии и в Аквитании, он был по необходимости удален от жены на протяжении восьми лет. По возвращении он нашел дела своего дома в самом печальном состоянии. Слуги, фермеры и вассалы жаловались на нападки, которые они должны были терпеть. Он удовлетворил все их просьбы.
Отправившись в паломничество в Рим, святой однажды вечером решил свалить дерево на краю леса, чтобы соорудить себе ночлег. Его застал владелец леса и стал ему угрожать из-за причинённого ущерба. Гоммер извинился и обещал его возместить. Он провел ночь в молитвах и на следующее утро соединил две части дерева, которое стала внезапно таким же крепким, как и было раньше. Владелец, возвратившись и увидев своё дерево стоящим и зелёным, восхитился чудом, и не сочтя себя достойным обладать землей, на которой остановился передохнуть столь святой человек, отдал её землю вместе с деревом. Св. Гоммер получил откровение не продолжать паломничество, а отойти в пределы свои, в Нивесдонк (Nivesdonck). Святой повиновался воле Божией и воздвиг церковь в честь святого Петра, построил себе хижину и поселился в ней.
Он не оставил при этом заботу о своей семье: время от времени он отправлялся к себе в Эмблехем, являя там бедным и несчастным людям образец христианского милосердия. Он одевал одних, кормил и поил тех, кто голодал и жаждал. Он проявлял особую заботу о больных и делал так, чтобы они ни в чём не испытывали нужды. Он встречал паломников и их обеспечивал их всем необходимым; он помогал вдовам и был их защитником.
Между тем, Гвинмари продолжала дурно обращаться со своими слугами. Однажды, когда жнецы мучились жаждой, она не позволила им сделать перерыв на отдых. Но святой Гоммер пронзил землю своим посохом, и извёл из земли воду, чтобы утолить их жажду. Этот источник по сей день имеется в деревне Эмблехем. Его жена была поражена столь жестоким жаром, что стала готовиться к концу. Она попросила известить об этом Гоммера, который ему возвратил ей прежнее здоровье крестным знамением и стаканом воды поднесённой ей воды. Своей добротой и своими просьбами, он полностью преобразил её. Гвинмари провела остаток жизни в покаянии.
Святой Ромбо (Rombaut), который оставил епископство Дублина, отправился в Бельгию и просветить её земли своим учением и своими делами. У него завязалась со св. Гоммером столь тесная дружба, что они определили место, называемое Стадек (Stadek), между своими жилищами, куда оба сходиись в установленный день для богословских дискуссий. Каждый раз, когда они собирались случалось большое стечение народа. Наконец, там было решено построить молельню, где в день встречи они служили Божественную литургию.
Святой Гоммер скончался 11 октября 774 или 775 года.
В западной иконописной традиции его изображают в разговоре о вере со св. Ромбо, держащим посох на котором, как и на посохе его собеседника, распускаются листья.
Тело святого сначала было погребено в церкви Эмблехема, где он скончался. Но Бог открыл св. монахине по имени Врахильда (Vrachilde), что он должен был быть похороненным в церкви святого Петра, что была рядом с его отшельнической хижиной. Тело положили в корабль, чтобы перевезти его туда. И тогда корабль понёс себя, без парусов, без весел и без рулевого против течения, покуда не прибыл на место, указанное Божественным Провидением. Это место, называвшееся Нивесдонк, было вскоре названо Ледо (Ledo) или Леди (Ledi). Именно это имя было дано этому месту при разделе королевства, которое имело место в 870 при Лотаре, короле Австразии (Austrasie). Наконец, наплыв паломников породил город Льерр.
Мощи святого хранились много веков в часовне, построенной им самим. Затем они были перененсены в красивую коллегиальную церковь св. Иоанна, которая стала называться церковью св. Гоммера. Сейчас это приходская церковь. Эти мощи, достоверность которых была констатирована в 1804 архиепископом Малинэ Жан-Арманом Рокелором (Jean-Armand de Roquelaure), хранятся в великолепной серебряной раке, сделанной в 1682 году.
Воспоминание чуда, бывшего от иконы Господа Иисуса Христа в Берите (Верите, Бейруте)
В городе Берите1 близ еврейской синагоги жил один христианин, имевший икону Господа нашего Иисуса Христа. По прошествии некоторого времени этот христианин купил себе другой дом, куда и переселился, перенеся из первого дома все, кроме иконы Господа, которая была оставлена им по особому смотрению Божию. После христианина занял тот дом, где была икона Господа, еврей и сталь жить в нем, не замечая святой иконы.
Однажды он позвал на обед к себе своего друга, также еврея. Во время обеда гость, взглянув на стену дома, заметил висевшую там икону и сказал хозяину:
- Как ты, будучи евреем, держишь в своем доме сию икону?
Хозяин сталь клясться, говоря, что до сего времени не замечал ее. Гость же, ушедши, оклеветал в синагоге своего друга.
- Сей человек, - говорил он, - несмотря на то, что он еврей, имеет у себя в доме икону Иисуса Назарянина.
Тогда все бывшие в синагоге, страшно возмутились этим обстоятельством, но ничего не могли предпринять в тот день, так как уже наступил вечер. На утро же народ еврейский, священники и старцы, собравшись, отправились в тот дом, где находилась святая икона. С шумом вошедши в дом, они схватили икону и вынесли ее вон из дому. Здесь они стали вокруг иконы и решили надругаться над ней так, как отцы их надругались над Изображенным на ней. Они начали плевать на икону и ударять по изображению Лица Иисуса Христа и затем сказали:
- Мы слышали, что наши отцы пригвоздили Его на дереве: сделаем то же и мы над сей иконой.
Взявши гвозди, они прибили икону к дереву в тех местах, где были изображены руки и ноги. Затем, надевши на трость губку со оцтом2, они приложили к устам Господа и, наконец, принесли копье и велели одному из них ударить в ребро Господа. И как только тот пронзил икону копием, тотчас же потекла из нее кровь и вода3. При виде столь великого чуда всех присутствовавших объял великий страх. Собравши кровь и воду в сосуды, они решили привести слепых, хромых, бесноватых и помазать их сею кровью.
- Если приведенные получат исцеления, - говорили они, - мы все уверуем в Распятого.
Тогда был принесен один хромой от рождения, - и, после того, как был помазан кровью, истекшею от святой иконы, тотчас выздоровел. Затем были приведены слепые и множество беснующихся, которые освободились от своего недуга после того, как были помазаны сею кровью.
Узнавши об этом, жители города поспешили посмотреть на такое предивное чудо. Они захватили с собою всех больных, расслабленных, прокаженных, которые и получили исцеление. Тогда весь народ еврейский, проживающий в том городе, уверовал в Господа нашего Иисуса Христа. Евреи, падши пред образом Господа, с сокрушением говорили:
- Слава Тебе, Христе, Сыне Божий, творящему таковые чудеса! Слава Тебе, Христе, Коего отцы наши распяли, но в Которого мы ныне веруем; приими нас, припадающих к Тебе, Владыко!
После сего все евреи того города, мужи, жены и дети, пришедши к епископу, умоляли его, чтобы он просветил их святым крещением. Они показали ему ту икону, из которой истекла кровь и вода, и рассказали о всех тех поруганиях, которые они доставили святой иконе. Епископ, увидав искреннее покаяние, принял их с радостью и, научив их святой вере, крестил их с женами и детьми, а синагогу их обратил в церковь Господа нашего Иисуса Христа. И великая радость была у всех жителей города не только от того, что получили исцеление множество больных, но и потому, что неверные евреи крестились и признали святую веру, вследствие происшедшего от иконы Господа чуда.
Посему каждый должен с верою и любовью совершать поклонение пред святыми иконами, и в особенности пред иконою - в честь и славу ипостаси Божественной, соделавшейся Богочеловеком, Господом нашим Иисусом Христом, Емуже с Богом Отцом и Святым Духом должно воздавать поклонение во веки веков. Аминь.
_________________________
Примечания:
1 Берит, - ныне Бейрут, - очень древний приморский город на Финикийском берегу при истоке реки Магары. В настоящее время главный город азиатско-турецкой области Сирии и важнейший торговый пункт сирийского побережья.
2 Уксус, смешанный с желчью. Этот одуряющий напиток, притупляющий чувство, давали осужденным на казнь пить, чтобы уменьшить несколько мучительность страданий.
3 Чудо сие совершилось около 765 года.
Преподобный Герман Марулис (греч. Γερμανὸς ὁ Μαρούλης)
Память 11 октября (Греч.), в Соборе Ватопедских святых (Греч.)
В миру Георгий, принадлежал к знатному фессалоникскому роду Марулисов. С детства отличался набожностью и милостивым отношением к слугам своего отца. В Фессалонике он познакомился с афонским старцем Иоанном и стал его учеником.
В возрасте 18 лет принял монашеский постриг и удалился со старцем на Афон. Пять лет он провел в аскитирии, относившемся к монастырю Дохиар. В число его послушаний входила переписка рукописей и обязанности чтеца. Старец Иоанн был противником политики имп. Михаила VIII Палеолога, направленной на унию с Западной церковью.
Около 1275 года, после мученической смерти Иоанна, Герман подвизался под руководством старца Иова в пещере Богородицы недалеко от Великой Лавры (видимо, в Житии имеется в виду пещера прп. Афанасия Афонского). Впоследствии Иов был избран игуменом Великой Лавры, но около 1283 года был вынужден оставить эту должность и покинуть Св. Гору.
Герман переселился в небольшой монастырь сщмч. Елевферия. По мнению мон. Феоктиста Дохиарита, обитель св. Елевферия нельзя отождествлять с освященным во имя этого же святого монастырем Вулевтирии. Ок. 1300 года Герман взял себе послушника по имени Иоанникий.
Около 1326 года из-за набегов турок Герман Марулис переселился в Великую Лавру.
Скончался около 1336 года.
За богоугодную жизнь он был удостоен дара чудотворения: он спас от падения в пропасть Иоанникия и исцелил от тяжелой болезни своего племянника, который пришел посетить его на Афон. Преподобный Савва Ватопедский сравнивает Германа Марулиса с преподобным Антонием Великим. Житие святого Германа, написанное между 1341 и 1344 годами Филофеем Коккином, будущим патриархом, не только создает яркий образ монаха-исихаста, но и является важным источником по истории афонского монашества этого времени.
Икона Богородицы «Вододательница»
Одна из 120 икон на образе Богородицы «Нечаянная Радость» со 120 чудотворными иконами Богородицы. Москва. Середина XIX в. Дерево, левкас, темпера. Размер: 121 х 94 см. Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве. Других сведений об этой иконе не сохранилось.