15 (28) июля 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Jul 28, 2024 09:02

Продолжение…

Память святых отцов шести Вселенских Соборов



(Первый Вселенский Собор)


В воскресение в 9 Неделю по Пятидесятнице Русская Православная Церковь празднует память святых отцов шести Вселенских Соборов, которые стали возможны только тогда, когда Римская империя признала христианство законной религией. До этого она не признавала христианство, и по Римскому законодательству оно считалась ересью, и подлежало уничтожению. Как нельзя было чеканить монету никому, кроме Римского императора, также и создавать свою религию, что считалось преступлением против государства.

Но иудеев, которые не почитали императора как бога и идолам жертвы не приносили, никто не преследовал. Как только стали понимать, что христианство - не иудаизм, а совершенно новая религия, стали действовать законы Римской империи, и христиан стали гнать, как секту, как ересь опасную для государства.

Но при Императоре Константине случилось чудо, его мать Елена была христианкой, а самому Императору было явлено знамение на небе Крест, с которым он и победил своего противника, и стал Императором всей Римской империи, Западной и Восточной. С ним и произошел затем чудесный переворот, он признал христианство наравне с другими официальными религиями, и собрал в 325 году в Никее первый Вселенский собор. На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.



(икона Никео-Цареградский Символ веры)

Второй Вселенский собор был созван в 381 г. в Константинополепри императоре Феодосии Великом, против лжеучения Македония, который отвергал Божество Духа Святого. Эта ересь на Соборе была осуждена и отвергнута. Собор также дополнил Никейский Символ веры пятью членами, в которых излагается учение о Святом Духе, о церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ веры, который служит руководством для церкви. На этом соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и другие.



(икона Третий Вселенский Собор)

Третий Вселенский собор был созван в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II Младшем против лжеучения Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Богородица родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме. Собор осудил и отверг эту ересь и постановил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию - Богородицей. На соборе присутствовало 200 епископов.



(икона Четвертый Вселенский Собор Халкидонский)

Четвертый Вселенский собор был созван в 451 г. в Халкидоне при императоре Маркиане, против лжеучения Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Это лжеучение называется монофизитством. Собор осудил и отверг ересь Евтихия. На соборе присутствовало 650 епископов.



(икона Пятый Вселенский собор: Император Иустиниан, Евтихий патр. Константинопольский, Тимофей патр. Антиохийский, Евстохий патр. Иерусалимский, Аполлинарий; Балканы, Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, XIV в.)

Пятый Вселенский собор был созван в 553 г. в Константинополепри императоре Юстиниане I по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия, предметом которых были сочинения трех учителей Сирийской Церкви - Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как нераскаявшегося. На соборе присутствовало 165 епископов.



(икона Шестой Вселенский собор. Император Константин Погонат, Петр патр. Александрийский, Епифаний Ефесский; Балканы, Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, XIV в.)

Шестой Вселенский собор был созван в 630 г. в Константинополе при императоре Константине Погонате против лжеучения еретиков-монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе только одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофелитов. На Соборе присутствовало 170 епископов.

Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более трехсот лет, была временем христологических споров о Святой Троице, поэтому память святых отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что святителями Христианской Церкви были сформулированы и утверждены догматы христианского вероучения, была определена богословская основа вероучения.

Седьмой Вселенский собор был посвящен уже проблеме иконоборчества.

Тропарь святым отцам 6-ти Вселенских Соборов

Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.

Мученики Величские и Горнеполимские



О страдальцах Величских и Горнеполимских, которые прославлены как мученики, чей праздник отмечаем 15/28 июля.

В этот день:

28 июля 1944 года из-за тяжелого поражения в немецкой операции "Драуфгенгер" (операция в районе города Андриевица) члены печально известного нацистского подразделения СС "Принц Евгений", которому помогали мусульманские экстремисты (вулнетари) из подразделения "Скендербег" из северо-восточных районов Черногории и Космета, совершили преступление в селе Велика ; по меньшей мере 428 жителей этого горного села, из которых 118 были детьми в возрасте до 12 лет, были убиты.

Из-за этой ужасной резни село Велика получило печально известный титул одного из самых разрушенных сёл в Европе во время Второй мировой войны.

В отчёте 21-й дивизии СС о ходе проведения операции "Драуфгенгер" от 1 августа 1944 года в отношении села Велика сообщалось следующее:

"Было очевидно, что село Велика, населённое черногорцами, оказывало помощь врагу. Один пленный из села говорил, что там велась активная пропаганда бандитов (партизан) и были завербованы 20 молодых черногорцев. Население никогда не сообщало о пропагандистских отрядах красных, а также о переходе молодёжи на сторону бандитов в Черногорию"

В ходе операции "Драуфгенгер" эсэсовцами и полицаями были убиты несколько сотен человек и сожжены не менее 16 деревень.

***
Солдаты нацистской Германии понесли большие потери в операции "Драуфгенгер", близ Андриевицы (во второй половине июля 1944 года), поэтому, по мнению местного населения, эта бойня была совершена из мести. Немецкие войска были окружены партизанами в течение нескольких дней, и существовала реальная опасность того, что они будут разбиты, но в последний момент подразделения НОАЮ были перенаправлены в Сербию в район Топлицы и Ябланицы.

Пользуясь этой ситуацией, немецкие подразделения СС под командованием Августина Шмитхубера, вместе с мусульманскими балистами (balije - истертый, поношеный. Применительно к бошнякам,означает потуреченный) из подразделения 21-й горной дивизии "Скендербег" из района Рашка, удалось выбраться с окружения и ворваться в село Велика. Там был разбит лагерь, а за день до этого посланник мусульман Сахит Ходжа, офицер разведки, сын Мустафы Шахмановича, пришел в село и сказал, что фашисты не будут трогать тех, кто приносит им еду. Никто из местных жителей не усомнился в лжи и обмане. Как ни хотели величане отправляться в изгнание, но мужчины и парни старше 15 лет скрылись в лесу.

Фашисты окружили село и совершили ужасные преступления против ни в чем не повинных мирных лиц. Всего за два часа бойни погибло 500 человек.

Они убивали детей на руках матерей, один из таких примеров мальчик Милорад (2), вырезали штыками нерожденных детей из чрева их матерей, как это было сделано с Милицей Симонович. Мальчику Мату (4 года) отрезали обе ноги и повесили на сливе. Перед каждым домом было по несколько эсэсовцев. Они поджигали дома, амбары, сараи, сено. Убивали всё, что ещё двигалось.

Самая страшная жертва была в доме Миличко Кнежевича: шестеро детей и его беременная жена Ракита, семья Пуниши Вучетича потеряла 20 членов, Томицы Гойковича - 15, Мирко Пауновича - 16, Радована Живальевича - 16, Алексы Гойковича - 8…

Каждый величский очаг - это своя история. 28 июля 1944 года, Велика и Чакор огласились стонами беспомощных людей, среди которых злодеи сеяли смерть и жгли все, что могло гореть. Село было покрыто черным дымом, таким же черным, как разум СС и балия. Самым жестоким образом была прервана жизнь 118 детей, 14 из которых не достигли своего первого дня рождения, девять были новорожденными, а четверых извлекли штыками из чрева матери...

Проявили жестокость они и по отношению к прекрасным величанкам, но те выпрыгивали из окна или бросались в огонь, чтобы сохранить девичью честь. Как рассказывал очевидец Любо Живальевич, молодая Полька Живальевич отбилась от троих, выпрыгнула из окна и была там зарублена. Поскольку ни Даницу, ни Милеву Томович не удалось изнасиловать, их порезали ножами и бросили ещё живыми в огонь.

Среди лиц, совершивших геноцид в Велике, были и гуманные люди. Например, солдат из Плава или Гусиня в черной форме сказал Ефте Пауновичу:

"Много хлеба и соли я здесь поел. Выталкивай семью в окно и убегай".

И стрелял над их головами.

СВИДЕТЕЛЬСТВА

Душанка Райкович, дочь учителя Милована Вучетича, одиннадцатилетней девочкой видевшая, как фашисты убивают ее мать, двух братьев, тетю с дочерью и сыном, свидетельствовала в 2002 году следующее:

"Не зная о большой беде, мы играли перед домом в Вукадиновском потоке. Внезапно ворвались неизвестные войска. Взревело, сквозь звяканье оружия и ругань на сербском языке. Тетю убили злодеи на пороге, выбили дверь и её дочь Наталью искромсали ножами. В великих муках, проткнутый ножом и с оторванной ногой, умер её брат Жарко, маленький мальчик. Моя мама Лепосава пыталась защитить своих сыновей, но фашисты убили её прикладами винтовок. Затем был смертельно ранен младший Властимир, а девятилетнему Томиславу искромсали живому лицо. Двое держали его, а третий по его лицу писал бесчеловечность. От этой жестокости, я потеряла сознание у фонтана…"

Профессор Доктор Гойко Гойкович рассказывал следующее о преступлении в Велике:

"Перед нашим домом были жестоко казнены 15 детей, две девочки, пять женщин и старик. Я остался без матери Долки, братьев Гаврила и Райко и сестер Драгиньи и Крстины, а моя мать защитила своим телом четырехлетнюю Милеву ... Подобные трагедии были и в других семьях. Я утверждаю, что более 60% жертв были моложе 20 лет".

Профессор Доктор Мирко Бркович переживший Величскую трагедию одиннадцатилетним беженцем из Метохии и показал:

"В тот день около 70 женщин, детей и стариков прибежали в наш дом, описывая ужасные картины смерти в селе. Будучи гимназистом в Урошeвце, я описал все это в литературной композиции, учитель не мог поверить, что могло такое произойти. То, что написал, было зачитано перед советом учителей и во всех классах ".

Радмила Радевич, жительница из Велики, рассказывает следующее о бойне:

"25 июля 1944 года. после полудня, я видела собственными глазами, как трое партизан напали на немецкий грузовик, полный солдат, возле моста в месте Гойкович под названием "Лаза", который шел от Чакора к Плаву. Мы услышали треск пулеметов, два громких взрыва бомбы, и вскоре повалил густой черный дым и завоняло жареной человеческой плотью. Чуть позже, по дороге над нашим домом, побежал к Чакору единственный выживший немец в коротких брюках и сабо.

В тот же вечер старейшина села Радисав Живалевич разослал по всему селу мальчиков, сообщить всем семьям, что они должны быть завтра утром у школы в центре села, а он и несколько видных людей из села отправятся в Плав к префекту Шемсу Феровичу попросить защиты для семей. Народ быстро собрался в школе, и когда пришли люди из Плава, сказали что проведем ночь в школе, а завтра все будут дома, мужчины укроются в лесу, а женщин и детей никто трогать не будет.

Так они и сделали, это было 27 июля 1944 года, на следующий день, около 10 часов, начался кровавый пир членов печально известной дивизии "Скендербег", при поддержке большого количества балия и добровольцев из Плава и Гусиня. Колонна злодеев на грузовиках вышла со стороны Чакора. Сначала были убиты семьи Йокича, которые были ближе к Чакору, а затем посёлок Гойкович, где в домах дяди моего отца были убиты все женщины и дети, которых они нашли, некоторый расстреляли из автоматов, а некоторых сожгли в домах."



Это самое отвратительное преступление в истории. Не было зарегистрировано, чтобы так много ни в чем не повинных людей, в основном женщин и детей, было убито без причины в одной маленькой области за очень короткое время (10.00 - 12.15).
(по материалам из сербских источников)

Православие, Жития святых

Previous post Next post
Up