09 (22) июня 2024 года. Троицкая родительская суббота. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Jun 22, 2024 06:02

Продолжение…

Преподобный Колумба Ионский, апостол Шотландии



Преподобный Колумба Ионский (в английском произношении - Айонский; ирландское имя - Коллум Килле - «Голубь келлий» или «Голубь Церкви»), ирландский принц из рода Уи Нейлов, родился в 521 году.
Он происходил из рода королей Ирландии и был наследником их трона, но отказался от короны, став монахом. Основал ряд крупных монастырей и стал одним их признанных лидеров ирландского монашества.

В середине VI века преподобный Колумба оказался втянутым в междоусобную войну двух ветвей рода Уи Нейлов и после битвы, в которой погибло три тысячи ирландцев, уплыл в языческую Шотландию, дав клятву не возвращаться на родину до тех пор, пока им не будет крещено такое же количество людей.
В 563 году он во главе общины, состоящей из тринадцати монахов, основал знаменитый монастырь на острове Иона на западном побережье Шотландии, который впоследствии стал центром не только британской, но и всей западноевропейской миссии. Святой крестил народы пиктов и скоттов, покровительствовал поэтам и ученым, сам сочинял стихи и занимался научными изысканиями и богословскими трудами, поэтому преподобный Колумба считается апостолом Шотландии и покровителем и родоначальником ирландской поэзии.

Почитается как покровитель Северо-Шотландской возвышенности - «Хайленда» - и шотландских островов.

Учениками святого Колумбы были такие миссионеры-проповедники, как святой Айдан, просветитель нортумбрийцев, святой Килиан, проповедовавший среди франков, святой Галл - просветитель Швейцарии, а также святой Колумбан, трудившийся на территории современных Италии и Бельгии.
Несмотря на то, что имени святого Колумбы нет в современном богослужебном календаре Русской православной церкви, он относится к числу раннехристианских святых, принадлежавших к неразделенной Церкви, и потому почитается многими православными верующими.

Преподобный Байтин Тирийский (Baithin, Baithen, Baithene),, игумен Ионский

Байтин был двоюродным братом святого Колумбы, описателем его жизни. Он был игуменом монастыря в Тири (Tiree), Ирландия, а с 597 года, по преставлении Колумбы, - игуменом монастыря Иона. Скончался в годовщину кончины святого Колумбы.

Преподобный Александр Куштский, игумен



Память 9 июня и в Соборе Вологодских святых.

В миру носил имя Алексей, родился около 1371 года в Вологде. Он был пострижен в Спасо-Каменном монастыре игуменом Дионисием Святогорцем, который ввел в обители Афонский устав. Здесь преподобный Александр прошел все виды послушания и строгого поста и был удостоен сана иеромонаха.
Постоянно пребывал он в труде и молитве. Братия смотрела на него как на Ангела Божия, и это тяготило преподобного Александра. Тайно ночью он оставил монастырь и пришел на реку Сянжему, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил себе келлию и проводил жизнь в молитве и крайнем воздержании. Но мало-помалу к нему стали приходить люди. Преподобный Александр ушел из этого места на берег Кубенского озера, на устье речки Кушты. Здесь в это время жил преподобный Евфимий Сянжемский (+ ок. 1465). Святой Александр предложил ему обменяться келлиями. Святой Евфимий согласился и при прощании оставил на благословение преподобному Александру свой крест. Тихая пустынь очень полюбилась преподобному Александру. Подойдя к озеру, он погрузил крест в воду и молил Господа, чтобы он собрал здесь ревнителей крестного пути.

Спустя некоторое время к преподобному Александру пришел один старец, с которым он прожил 5 лет. Когда пришел третий брат, преподобный Александр решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой отправился в Ростов к архиепископу Дионисию (1418-1425) своему бывшему игумену, который благословил устроение храма. Однажды, когда в отсутствие Заозерского князя Димитрия Васильевича на его отчину напали татары, пятеро из них прискакали в Куштский монастырь. Преподобный Александр спокойно встретил их и осенил крестом. Татары пали, как мертвые, и пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный Александр не пробудил их от оцепенения Именем Живоначальной Троицы.

По смерти князя Димитрия его вдова, княгиня Мария, которая очень почитала преподобного Александра, пожертвовала на поминовение мужа село в пользу обители. Однажды она пришла в обитель и вошла в храм, где преподобный Александр, с обнаженной грудью, которую терзали насекомые, читал Псалтирь. Преподобный огорчился таким ее посещением и сказал: "Не следует тебе, княгиня, надзирать за нашим убожеством". Княгиня смиренно просила прощения. Преподобный благословил ее, но сказал: "Корми свою нищету в доме". Возвратясь, княгиня занемогла и приехала просить молитв о выздоровлении. Но преподобный Александр прозрел ее кончину и сказал: "Пусть готовится к той жизни". Спустя 20 дней княгиня Мария скончалась.

На монастырском гумне была собрана пшеница. Один крестьянин решил своровать мешок, но никак не мог поднять его. Преподобный застал его и сказал: "Напрасно ты, сын мой, поднимаешь не по силам". Обличенный вор бросился к ногам святого, прося прощения, но преподобный Александр велел ему еще прибавить пшеницы и, сделав наставление впредь не брать чужого, благословил взять мешок и идти с Богом. Прощенный крестьянин легко понес благословенную ношу, благодаря великодушного старца.
Предчувствуя близость кончины, преподобный Александр сказал пребывавшим с ним: "Слабею я, а вы терпите на этом месте, храните смирение и взаимную любовь". В воскресный день он совершил Божественную литургию, причастился Святых Таин. Потом со слезами на коленях помолился за себя и за свою обитель и на 68 году мирно предал свой дух Господу 9 июня 1439 года.



(Кадниковский уезд. Александро-Куштский монастырь (основан в XVв.). Фото начала ХХ в. И.О.Дудина)

По завещанию преподобного Александра его тело было положено у полуденной стороны алтаря. Год спустя над его гробом выросло рябиновое деревце. Однажды в праздник Успения Пресвятой Богородицы крестьянский мальчик отломил ветку от этого дерева и внезапно рука его разболелась. Родители с молитвой привели сына на гроб преподобного, и он исцелился. С тех пор народ стал брать с дерева ягоды на исцеление. Ученики построили над гробом преподобного Александра теплую церковь в честь святителя Николая и осветили ее в день памяти преподобного Александра. Многие больные, которых приводили в храм, видели преподобного Александра вместе со святителем Николаем, молящихся вместе или кадящих храм. Больные получали исцеления при гробе преподобного Александра Куштского.



(Александро-Куштский монастырь - Александровское - Усть-Кубинский район, в годы лихолетия разорен, не действует)

Тропарь преподобному Александру, игумену Куштскому
глас 4
Иже плотским дебельством Богови работати изволи,/ в пустыню вселився,/ в нейже многими поты и труды/ безтелеснаго равноангельнаго пребывания возможе достигнута,/ таже от Бога узрен быв,/ сподобися великих чудес в жизни и по преставлении,/ на нечистыя духи силу восприим,/ изгониши от приходящих к тебе с верою,/ темже, отче Александре,/ за вся ны моли,/ спастися душам нашим.

Кондак преподобному Александру, игумену Куштскому
глас 8
Иже земная оставль,/ в пустыню вселився,/ Христовым стопам последовал еси, тепле,/ и Того, славне, на раму своею честньш крест взем,/ умертвил еси плоти взыграния/ труды постническими и желанием духовным, всеблаженне,/ темже зовем ти:/ радуйся, Александре, пустынный жителю.

Преподобный Иоанн Шавтели, епископ Гаенатский, выдающийся грузинский гимнограф, философ и ритор



(Преподобный Иоанн Шавтели и Евлогий юродивый)

Память 1 апреля, 9 июня

Преподобный считается выходцем из Шавшети - Шавтели на одном из диалектов грузинского языка означает "из Шавшети".

В молодости св. Иоанн получил превосходное образование в Гелатской академии в Западной Грузии, где изучал творения святых отцов, античную и арабскую историю, философию и литературу. Впоследствии он принял монашество и долгие годы подвизался в знаменитом пещерном монастыре Вардзия на юге Грузии, в уединенной келии. Здесь, прилагая труды к трудам, преподобный Иоанн вел жизнь сурового подвижника, постоянно предаваясь молитвенным размышлениям о Творце, мироздании, назначении человека и глубоко проникая в смысл Священного Писания.

В постоянном подвиге он достиг высокого духовного совершенства и получил замечательный дар слова, раскрывшийся в его поэтическом творчестве, из которого особенно выдающимся произведением является ода "Абдул-Мессия" ("Раб Христов"). В оде преподобный именует себя самого "странником" и "рабом Христовым".
В начале XIII века, когда грузинское войско под предводительством царя Давид Сослана направилось на Басианскую битву, святая царица Тамара с многочисленной свитой, состоящей из высших иерархов Грузинской Церкви, отправилась молиться в Одзрхийскую обитель. Среди сопровождавщих Царицу был и преподобный Иоанн Шавтели. Во время литургии в Одзрхе произошло чудо: наделённый Господом даром предвидения, юродивый Евлогий пал ниц и прославил Бога, а преподобный Иоанн истолковал это как указание на счастливый исход битвы. Так и случилось - победа грузин, выступивших из Вардзийского монастыря против четырехсот-тысячной армии мусульман, позволила Грузии сохранить независимость и остаться оплотом Православия на Среднем Востоке, что содействовало и укреплению единоверной Византии. Преподобный Иоанн Шавтели в честь победы Грузии в Басианской битве написал "Песнь Вардзийской Богородице".

Скончался в глубокой старости. Память его издревле чтится Грузинской Православной Церковью.

Сочинения

Преподобный Иоанн написал свою знаменитую оду "Абдул-Мессия" ("Раб Христов") в 1210-1214 годах, в Вардзийском монастыре. В ней он воспел образ христианина, верного канонам Святой Православной Церкви. Много молитвенных строф посвящено в ней святым благоверным грузинским правителям - царю Давиду Возобновителю и царице Тамаре Великой, которой и посвящена ода. Богословская значительность оды особенно очевидна в тех строфах, где поэт возносит молитвы во Имя Пресвятой Троицы, благодарит Творца-Вседержителя и Благого Промыслителя, даровавшего людям спасение во Христе. Говоря об установленном Богом мироздании, преподобный Иоанн пишет, сообразуясь с трудами святого Дионисия Ареопагита, о Небесной и церковной иерархии. Шота Руставели, литературным предшественником которого был преподобный Иоанн Шавтели, восклицал: "Про Абдул-Мессию пели строфы звучные Шавтели, - он в искусстве преуспел!"

Праведный Кирилл Вельский, Важеский



Память 9 июня и в Соборе Вологодских святых

Праведный Кирилл жил в XV веке и служил тиуном (управляющим) новгородских наместников. Однажды боярин за что-то разгневался на Кирилла да так сильно, что хотел его убить. Некуда было скрыться слуге от гнева господина, и он бросился в реку Вагу. Вода вокруг него вдруг расступилась во все стороны на три сажени. Тогда боярин, раскаявшись в своем поступке, стал просить прощения у своего тиуна. Простил его Кирилл, но сам пал ниц и утонул. Боярин, горько раскаиваясь в том, что без вины погубил верного слугу, приказал найти его тело и с честью похоронил его "при церкви на Подъиванском".

Обретение мощей праведного Кирилла Вельского произошло в XVI веке. Благочестивой женщине по имени Евлампия, жившей в Вельском погосте (так назывался в старину город Вельск) явился неизвестный юноша и сказал: «Меня вымыло водою из могилы, и теперь тело мое на берегу Ваги. Вели, чтобы его перенесли к храму Божию и поставили над ним часовню». Имени своего юноша не назвал.

Жители города отправились на старое городское кладбище, находившееся на речном мысу. В старину там стоял храм в честь святителя Иоанна Милостивого, поэтому в народе это место называлось Подъиванским. Придя туда, они действительно нашли на берегу старинный, потемневший от времени гроб, который был вымыт из земли речной водой. Когда гроб перенесли к церкви, решили посмотреть, что же находится в нем. Люди думали обнаружить в нем разве что кости; однако, к их удивлению, оказалось, что в гробу лежит нетленное тело юноши. Оно выглядело так, как будто усопший был погребен только вчера. Даже одежда на нем была как новая.
Местные священники пытались выяснить у старожилов Вельского погоста, кем был тот юноша, нетленные мощи которого они обрели, однако никто не мог ничего вспомнить и рассказать о нем - слишком уж много лет минуло с тех пор, когда он жил на свете...

Жившая при храме и кормившаяся подаянием слепая старушка инокиня Акилина по прозванию Накапа вспомнила, как в молодости слышала от пожилых людей историю о праведном Кирилле. Она попросила подвести себя к его гробу. При этом с ее верхнего века исчезла большая, величиной с яблоко, опухоль, после чего «она стала видеть так же ясно, как бы не была слепою».
С тех самых пор и началось почитание праведного Кирилла Вельского (или Важеского, так как в ту пору река Вага протекала рядом с Вельском. Над гробом его жители Вельского погоста построили часовню. Многие по вере своей получали исцеления от различных недугов, что еще более возбуждало веру и усердие к угоднику Божию.

В 1587 году мощи праведного Кирилла Вельского были вновь освидетельствованы. Священнослужители Никольской церкви, отпев молебен святому, открыли его гробницу. Оказалось, что тело праведного Кирилла по-прежнему пребывает нетленным. Отсутствовала только верхняя губа. С колокольным звоном при стечении народа мощи праведного Кирилла были перенесены в Никольскую церковь и поставлены открыто по правую сторону от алтаря. При этом произошло чудо: мальчик Симеон, страдавший неизлечимой «болезнью чрева», к радости родителей, совершенно выздоровел.
Впоследствии Никольская церковь сгорела, погибли в огне и мощи Кирилла Вельского. Несколько уцелевших костей хранились в алтаре Троицкого храма, а затем были закопаны на том самом месте, где стояла когда-то Никольская церковь.



(Вельск. Часовня Кирилла Вельского)

После утраты мощей при молитвенном обращении к праведному Кириллу продолжали совершаться чудеса. В Успенском храме города Вельска находится его чудотворная икона.
На иконах праведный Кирилл изображается в виде юноши в белой одежде, стоящего на берегу реки Ваги.

Тропарь
глас 1
Глас апостола Твоего Павла услышав, глаголющ: /мы юроди Христа ради,/ раб твой Христе Боже Кирилле,/юрод бысть на земли Тебе ради:/ темже память его почитающе,/ Тебе молим, Господи, спаси души наша.

Мученицы Фекла, Марфа и Мария Персидские



Эти святые девы жили в персидском селении Кашаз во времена преследований Шапура II (ок. 347). Они посвятили себя Богу под духовным руководством священника по имени Павел. Все имущество девы передали своему духовнику, поэтому он стал обладателем больших богатств и обширных земель. Обвиненный в исповедании христианства перед верховным жрецом Нарсе-Тамшапуром, Павел был арестован. Солдаты конфисковали все найденное у него имущество. Были также схвачены и пять его учениц.
В кандалах их привели в селение Хазза, рядом с Арбелой. Первым перед Тамшапуром предстал Павел. Жрец пообещал вернуть все его имущество, если он поклонится солнцу и выпьет идоложертвенной крови. Сын погибели, любивший золото больше, чем Христа, священник сделал все, что ему приказали. Тогда Тамшапур, желавший во что бы то ни стало присвоить себе его богатство, придумал нечто другое. Он сказал, что исполнит обещание, только если Павел уговорит пятерых дев поклониться солнцу и вступить в брак.

Когда Павел рассказал о своем вероотступничестве ученицам и предложил последовать его примеру, они выказали ему величайшее презрение, назвав новым Иудой. Девы были переданы мучителям, и каждая из них получила сто ударов кнутом. Несмотря на это они с еще большей ревностью исповедали веру во Христа. Тамшапур осудил их на смерть и, повторяя Павлу свои обещания, повелел ему убить учениц собственными руками, надеясь, что тот откажется и это будет поводом забрать себе богатства.

Однако сребролюбие уже сделало сердце священника тверже и бесчувственнее камня. Он взял меч и убил Феклу, Мариамну, Марфу, Марию и Еннафу, успевших сказать ему такие слова: «Несчастный пастырь, ставший губительным волком из-за любви к деньгам! Это ли мирная жертва, которую мы получили из твоих рук? Это ли Животворящая Кровь, которую ты нам давал? Но твой меч приносит нам вечную жизнь и славу. Мы идем ко Христу, нашему богатству и сокровищу, а ты не получишь имущества, которого ищешь, и скоро тебя, как безумного богача из Евангелия, постигнет суд Божий» (ср.: Лк. 12: 20). Действительно, в тот же вечер Тамшапур приказал задушить Павла в тюрьме и завладел его богатствами.

Священномученик Александр, епископ Прусский

Был усечен мечом.

Упомянут в Константинопольском синаксаре. Память святому переведена на славянский язык в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й половине XIV века память вновь переведена в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI веке она была внесена под 9 июня в Великие Минеи Четьи.

Блаженная Агафия (Маранчук) Кушеловская



Родилась Агафья 1819 году в крестьянской семье Морачук в селе Пасацэл Одесской области.
Ее набожные родители ежегодно посещали Почаевскую лавру, а маленькую девочку оставляли у родственников.

Во время одного такого паломничества родителей, когда Агафье было 5 лет, как гласит предание, она решила сама отправиться в Киево-Печерскую лавру, пешком. Но по дороге она упала в глубокий давно заброшенный колодец. В этом колодце Агафья прожила 3 года, пока ее не обнаружили там пастухи. Как же она выжила? Она рассказывала, что слышала ангельское песнопение, и к ней прилетали 2 голубя, кормили ее. Но на этом чудеса не кончаются - у спасенной девочки появился дар исцелять больных.

С возрастом она ушла в самую бедную обитель в округе - Кошиловскую. Умерла она в 1873 году. Местные верующие приходили к ее могиле, молились и, как рассказывают, получали помощь и исцеления от разных недугов.

Прошло более ста лет с ее смерти, и в 1996 году, во время реконструкции старого кладбища, могила Агафьи была нечаянно повреждена. Так обнаружилось, что в захоронении лежит не истлевшее, распространяющее благовонный запах тело Агафьи.

Мощи поместили в церкви, а верующие приходят им поклониться, дабы исцелиться от раковых болезней и головных болей.

По данным Митрополии Молдавской, с тех пор нетленные мощи исцелили десятки людей, а от головной боли можно вылечиться мгновенно, стоит больному приложиться к мощам лбом.

27.09.2016 24 сентября 2016 года митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Кантарян) совершил Божественную литургию в Кушеловском Успенском женском монастыре.



За богослужением, согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля с.г. (журнал № 68), состоялось прославление в лике местночтимых святых блаженной Агафии Кушеловской (Маранчук; +1843). Память блаженной Агафии Синод постановил совершать 9 (22) июня в день ее преставления ко Господу.

Икона Божией Матери «КОЛОМЕНСКАЯ»



Как свидетельствует предание, местночтимое празднование этой иконе 22 июня (9 июня по старому стилю) отмечается с 1413 года.

Жития святых, Пресвятая Богородица

Previous post Next post
Up