02 (15) июня 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Jun 15, 2024 06:02

Продолжение…

Мученик Димитрий Филадельфийский



О времени жизни этого святого[1] достоверно не известно. Согласно одним источникам, он жил на рубеже XV-XVI веков, согласно другим - в XVII веке. Святой Димитрий был сыном филадельфийского священника. Когда мальчику было 13 лет, турки вынудили его отречься от Христа, после чего отдали в услужение к высшему чиновнику города. Упорство и высокая нравственность юноши не остались незамеченными - его произвели в офицеры, он стал очень состоятельным и был помолвлен с одной из самых завидных невест в городе.
Димитрию исполнилось 25 лет, когда его осенила Божественная благодать и он вспомнил о ранних годах, проведенных в истинной вере. Юноша понял, что понапрасну позволил прельстить себя. Оплакивая свое положение, он решил прилюдно исповедать Христа. Димитрий отправился к правителю и чиновникам Филадельфии и заявил, что после двенадцати лет ослепления был просвещен Духом Святым и понял, что мусульманская религия не может дать спасения. Святой попросил казнить его как можно скорее, чтобы он мог искупить грех.

Турки в ярости набросились на Димитрия и, растянув на земле, нанесли ему 315 ударов. Подобно кимвалу звенящему, святой под ударами воздавал хвалу Богу и призывал на помощь святых мучеников. Заключенный после этого в темницу, он противостоял давлению учителей ислама и арабского колдуна. Их попытки переубедить Димитрия остались тщетными: воин Христов был непоколебим. Не сумев сломить волю христианина, турки наутро его отпустили.

Тогда, боясь потерять возможность спасения, Димитрий вошел в кофейню, где находилось множество турок. Он во весь голос начал ругать их веру, топча свой белый тюрбан и зеленую одежду. Мусульмане в ярости избили его. Решив, что он скончался, они стали обсуждать, как лучше сжечь его тело, но Димитрий вдруг произнес: «Я готов дать вам денег, чтобы вы купили дров для костра». Тогда турки трижды пронзили его спину мечом, но святой все еще оставался жив.

Его повлекли на костер, и по дороге кто-то полоснул христианина мечом по лицу. Святой зажал руками кровоточащую рану и продолжал идти. Когда он остановился перед церковью, чтобы вознести молитву, ему отсекли ноги. В этот момент Димитрий отошел ко Господу. Его тело бросили в огонь, но оно осталось невредимым. Тогда палачи стали рубить многострадальные останки на части инструментами, которыми поддерживают огонь в костре.
Впоследствии от честных мощей святого мученика Димитрия произошло множество чудес[2].
____________________________
Примечания:
[1] Св.Димитрий почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
[2] Св.Никодим называет датой его мученичества 1657 г., однако, согласно рукописям, это произошло в начале XVI в.

Святой благоверный князь Андрей Константинович, Нижегородский

Старший сын Суздальского, а впоследствии Нижегородского князя Константина Васильевича, после смерти которого 21 ноября 1354 года он унаследовал Нижегородский княжеский стол. Поначалу князь Андрей не стал продолжать борьбу Нижегородско-Суздальских князей с Московскими за Владимирское великое княжение, начавшуюся при его отце. Так, в 1356 году в Переяславле он встретился с великим князем Иоанном II Иоанновичем. После смерти Иоанна II князь Андрей уступил ведущую роль в политической борьбе своему младшему брату Димитрию-Фоме, отказавшись в пользу последнего от предложенного ему в 1360 году ханом Золотой Орды Наврузом ярлыка на великое княжение. В 1360-1362 годах, в союзе с Новгородом, князь Андрей поддерживал Димитрия в бытность его великим князем против юного московского князя святого Димитрия Иоанновича. Однако, князь Андрей отдалился от борьбы за мирскую власть настолько, что еще при его жизни, не позднее осени 1363 года, Нижегородский стол был захвачен другим его младшим братом - Борисом Константиновичем, князем Городецким.

По некоторым летописным сообщениям, князь Андрей, как и его супруга Васса (Василиса), был «духовен зело и многодобродетелен». В 1363 году мироточил крест, которым новопоставленный Суздальский епископ Алексий после литургии благословил благоверного князя. В 1359 году на средства князя Андрея был построен собор во имя архистратига Михаила в Нижнем Новгороде, а в 1364 году, согласно позднему (XVI в.) житию преподобного Евфимия Суздальского, был также воздвигнут Суздальский в честь Покрова Богоматери монастырь как благодарность Богу за чудесное спасение во время путешествия по Волге.

В 1364 году благоверный князь Андрей принял монашество и примерно через год, 2 июня 1365 года, скончался. Летописец так отметил это событие:
«Преставися кроткий, и тихий, и смиренный, и многодобродетельный великий князь Андрей Констянтинович во иноцех и в схиме».

Он был погребен в Нижегородском соборе в честь Преображения Господня рядом со своим отцом.

Мощи и почитание

Память благоверного князя Андрея и жены его Василисы, без указания дня, отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов. Он также упомянут под 25 августа в иконописном подлиннике 1820-х годов.

В 1829 году древний Нижегородский Преображенский собор был разобран и построен заново, 17 сентября 1834 года произошло освящение храма. Могилы нижегородских князей, в том числе и князя Андрея, оказались в отдельной усыпальнице в подземной части храма. Сюда же перенесли и надгробные плиты, ранее находившиеся в самой церкви. Впоследствии в усыпальнице на добровольные пожертвования устроили церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с северным приделом во имя святых бессребреников Космы и Дамиана и южным - во имя великомученика Димитрия. Могила благоверного князя Андрея и его жены оказалась в южном приделе храма-усыпальницы; здесь ежедневно совершались службы. В 1929 году собор был разрушен.

О Суздальско-Нижегородских великих князьях и их родословии можно почитать тут:
http://www.d-pozharsky.ru/publikacii/suzdalsko-nizhegorodskie-velikie-dva

Мученик Константин Агарянин, Афонский

Святой Константин родился в мусульманской семье в самом конце XVIII века. Автор жития, скорее всего, осознанно, не сохранил для нас его мусульманского имени, тем самым, очевидно, желая подчеркнуть, что он целиком и полностью стал христианином... Думается, в таком поступке автора жития присутствовала и воля самого святого.

Детство будущего новомученика выдалось несладким. Тяжёлая болезнь в отрочестве, развод родителей, второй брак матери, жестокий отчим, второй развод, бедность, многократные смены места жительства... Возможно, что страдания и подготовили в его сердце почву к восприятию слова о Кресте. Что подтверждает один из ныне здравствующих бывших мусульман, который в своих воспоминаниях пишет, что его привели к христианству именно размышления о смысле страданий, которыми была полна его собственная жизнь и жизнь подавляющего большинства африканцев. Не имея знакомых христиан, этот человек пришёл ко Христу размышляя только над кораническими сказаниями о крестной жертве Спасителя, где говорится - что Иисус, называемый ими Сыном Божиим был якобы распят. Страдания, с которыми пришлось столкнуться этому человеку, привели его к мысли о том, что "необходимость крестных мук казалась убедительной и истинной в свете нашей реальной жизни"[13]...

После многократных переездов оказавшись в Смирне, святой Константин работал при базаре разносчиком зелени и плодов, и по работе ему часто приходилось посещать митрополичий дом. Там он и познакомился с христианами и христианством. У него появились друзья среди христиан. В общении с ними он изучил греческий язык.
Однажды, в очередной раз зайдя в дом митрополита, Константин попросил знакомого священника прочитать ему что-нибудь из христианских книг. Тот исполнил его просьбу. Слова Писания произвели столь сильное впечатление на него, что это стало, хоть скорее всего и не первым, но, во всяком случае последним, толчком к принятию решения стать христианином...

Нам, людям, несмотря на десятилетия атеизма, всё же выросшим в окружении христианской культуры и с детства впитавшим в себя христианские понятия и категории через сам язык, архитектуру, литературу, живопись, историю, часто бывает уже затруднительно в адекватной мере ощутить всю колоссальную силу и мощь евангельского текста. Услышать Благую Весть так, как её слышали первые слушатели, и как её услышал св. Константин.

Первый полный перевод Нового Завета на арабский язык был издан лишь в 1860 году[14]. Но и до сих пор, как свидетельствует современный христианский араб-миссионер Бессам Медани: "Мусульманам редко приходится слышать Слово Божие на родном языке, а большинство из них никогда не видело Библию"[15]. Вспоминается рассказ об обращении одного современного египетского исповедника Христова - Малика, бывшего сыном почтенного учёного шейха, попечителя и инспектора учебных заведений округа по исламоведению и ревностного члена общества "Братьев мусульман". Оно произошло после того, как Малик услышал от христиан евангельскую историю о прощённой блуднице. Христово милосердие и Его полные любви слова поразили молодого человека до глубины души, и всё вокруг получило иную оценку в свете этих слов[16]. Нечто подобное произошло и с мучеником Константином.

Говоря о переходе мусульманина в христианство, мы должны иметь в виду, что такой человек сталкивается не только с социальными, но и, прежде всего с огромными психологическими трудностями. "Если мусульманин оставляет свою старую веру, то это не только большой позор для всего его рода, но в первую очередь для него самого означает отрыв от привычного "мы" - семьи, единство с которой он чувствует всеми фибрами своей души. Этот процесс более глубокий и продолжительный, чем мы себе представляем, и порождает у очень многих прозелитов искушение полным одиночеством"[17]. Помочь преодолеть всё это может лишь искренняя любовь уверовавшего ко Христу и укрепляющая Благодать Божия.

В житии прямо не сказано, о разрыве Константина с семьёй после принятия решения стать христианином, но те обстоятельства, при которых произошёл его арест, указывают на то, что этот разрыв произошел по инициативе его родственников.
На примере святого Константина видно, как непросто было принять крещение мусульманину в Османской Империи. Это означало не только смертный приговор крещаемому, но и немалые злоключения крещающим[18]. Поэтому-то смирнские христиане не решились крестить Константина и послали его на Афон.
Прибыв на Афон, будущий мученик обращается в обитель св. Павла с просьбой о крещении. Посоветовавшись, старцы не решаются на это и посылают его в Кавсокаливийский скит. Скитские старцы в свою очередь отправляют его в лавру св. Афанасия. Но и в лавре "страха ради турецка" не решаются крестить мусульманина и отсылают его в Иверский монастырь к пребывавшему там в безмолвии патриарху Григорию V (впоследствии принявшему мученический венец). Явившись к святителю, юноша падает ему в ноги и со слезами умоляет сподобить его таинства Крещения. Но и патриарх не сразу соглашается. Для Константина - мы должны это понимать! - это было серьезным испытанием. Он был выброшен исламским миром и не принят христианским! Лишь рыдания отчаявшегося уже юноши в последний момент трогают святительское сердце, и патриарх повелевает ему возвращаться в Кавсокаливийский скит и готовиться ко крещению, которое спустя некоторое время совершает самолично, беря тем самым ответственность за все возможные последствия на себя.

Что испытал святой Константин после крещения? Что испытывает всякий человек, выросший в мусульманской среде и культуре и обретающий истину Православия? Нам, как людям, выросшим в христианской по преимуществу культуре, это сложно понять. Уже упоминавшийся Ламин Саннех писал так о своих ощущениях при окончательном обращении из ислама в христианство: "трудно выразить словами чувство полной свободы от парализующей невозможности умилостивить Бога"[19]. Наверно, подобное же чувство святой и духовной свободы в открывшемся безмерном море Божественной любви испытал и будущий мученик.
Настоль велико и безмерно было это море, что пока святой нёс послушания в Кавсокаливийском скиту, ему не раз приходила мысль запечатлеть собственной кровию свою любовь ко Христу. Однако его духовник, старец Гавриил, не давал ему благословения на это, научая, что если это будет угодно Богу, то Он Сам, имиже весть судьбами исполнит желание Константина.

Спустя некоторое время, испросив благословения афонских старцев и патриарха, святой Константин отправляется в Магнисию с целью обратить свою сестру в христианство. Легко понять причину такого духовного порыва Константина мы сможем, обратившись к примеру жизни современного исповедника, уже упоминавшегося Малика. После таинства Крещения он, охваченный любовью ко всему миру, в восторженных и трогательных выражениях писал своим родным и жене о своём счастье быть христианином, о духовном перерождении и любви к Богу, доходящей до желания умереть за Него, и о любви к ним: "Я всегда любил всех и каждого из вас. Но теперь моя любовь к вам - при том, что я всецело, без остатка, отдался любви к Иисусу Христу - стала ещё глубже, ещё чище, ещё нежнее. Не могу выразить, как я люблю вас. Не могу выразить своего счастья. Разделите мою радость из любви ко мне!" Ответом семьи Малику был подосланный убийца, тяжёлое ранение и долгое выздоровление в госпитале.
Должно быть, сходными чувствами был движим и святой Константин... Однако ему не суждено было встретиться с сестрой. По пути в одном из портов его узнаёт один чиновник. Дальнейшее поведение Константина являет здравое образцово-христианское отношение к мученичеству. Он не провоцирует своих мучителей, не желая тем самым искушать Господа. Будучи спрошен, не турок ли он, Константин отвечает:

- Нет, этот человек ошибся, вероятно, приняв меня за другого, но я - чистый христианин.

Сразу же после этого святой покупает билет на ближайший корабль. Вот он впрыгивает в лодку, лодка отчаливает от берега, плывёт, почти уже достигает корабля... В этот момент с берега приказывают вернуть лодку и выдать Константина. Матросы беспрекословно подчиняются. Константина ведут к аге (судье). Между ними происходит следующий диалог:

- Кто ты такой, откуда к нам прибыл и как зовут тебя?
- Я издалека, еду в Анатолию, исповедую христианскую веру, а имя моё - Константин.
- А если найдётся человек, который обличит тебя и докажет, что ты турок?

- Едва ли это возможно, потому что я христианин.

Тогда встаёт чиновник аги, знакомый брата Константина, и "изобличает" святого.

Только тогда избранник Божий понимает, что открывающийся великий путь мученичества за Христа действительно уготован ему от Бога и, смело отвечает:

- Да, я действительно был турком, но недолго находился в беззаконной мусульманской вере, ибо Господь мой Иисус Христос по Своей великой милости извёл меня из тьмы и привёл к Истинному Свету, теперь же я попираю веру вашу со всеми обрядами, которая ведёт всех её последователей в вечную погибель.

Эти кажущиеся нам простыми слова в тех обстоятельствах являлись произнесением приговора самому себе. Окончательный переход мусульманина в иную веру карался смертной казнью. В случае такового перехода он автоматически становился мюбох-иддем, то есть лицом, которое дозволялось убить каждому[20].
Константина бьют и заключают в темницу, а судья тем временем вызывает Махсонисисийского пашу для разбора его дела. Прибывший паша предлагает мученику вернуться в ислам, обещая в этом случае одарить его богатством и почестями. Такое предложение - вовсе не личная инициатива паши и не свидетельство его особой щедрости ради возвращения "отпавшего" в отеческую веру. Это было предусмотрено шариатом. О такой практике сообщают и мусульманские источники. Всё, что описано в житии, происходило строго в соответствии с процессуальной системой, зародившейся ещё в начале Арабского Халифата. Так, мусульманский писатель ал-Кинди (ум. 950) упоминает случай, относящийся к эпохе ранних Фатимидов: "один старый христианин в возрасте за 80 лет, который в своё время перешёл в ислам, вновь переменил веру, а когда ему было предложено обратиться в ислам, он отклонил это предожение. Кадий довёл это дело до сведения халифа, тот передал этого человека в руки начальника полиции, а последний послал к кадию, чтобы он выбрал четырёх заседателей, необходимых для обращения его в ислам. Если он покается, кадий должен посулить ему 100 динаров, если же будет упрямиться, его следует казнить. Старик христианин отказался, был убит, и тело его было брошено в Нил"[21].

Константин также отказывается и снова исповедует христианскую веру. После этого сперва его подвергают стандартным пыткам, так называемой фаланге (битью палками по пяткам), а затем, когда и это не приносит ожидаемого результата, передают вызвавшемуся добровольцу-палачу.
Установление пыток сходным образом не является следствием личных склонностей или пристрастий паши - оно также было предписано законом. Даже Абу Юсуф (ум.798), автор первой книги по мусульманскому праву, ставшей для всех последующих поколений исламских законоведов хрестоматийной, хотя в целом отрицал в судопроизводстве возможность любого давления на подозреваемого (в том числе и пытки), в случае перехода мусульманина в какую-либо иную религию считал их необходимыми, если на обвиняемого не подействовали ни посулы ни угрозы[22].

Но то, что паша не удовлетворился стандартными телесными наказаниями, а отдал Константина в руки "специалиста" по пыткам над христианами - является актом его личной изуверской воли. Примером другого отношения судьи в рамках того же законодательства может служить дело (мученичество) святого Георгия Милитинского (2/15 января). Там судья так же вынужден был приговорить вернувшегося в христианство старика к смертной казни, однако с явным нежеланием и сожалением и без употребления пыток. Зачастую судьи, не желавшие, по-видимому, брать на себя кровь христиан, объявляли тех мусульман, которые приходили к ним и сообщали о своём обращении ко Христу, сумасшедшими и на этом основании выгоняли (напр., так поступили в первый раз с прпмч. Киприаном Новым (5/18 июля)). Случалось даже, что судьи, не согласные с приговором паши, тайком освобождали приговорённых к смертной казни христиан.

Таких же "ревнителей" как паша, доставшийся Константину, время от времени кара Божия настигала ещё при земной жизни. Так, Михаил Сириец передаёт, что в IX веке один такой судья, чрезмерно усердствовавший в пытках по отношению к христианам, вернувшимся из ислама, в конце концов был за это по приговору кадия брошен в тюрьму и убит[23]. "От пашей-тиранов в равной степени страдали и христиане и мусульмане"[24], поэтому были нередки случаи, когда по настоянию последних того или иного пашу-тирана рано или поздно снимали с должности.

Итак, Константина передали палачу-садисту. Невозможно даже читать без внутреннего содрогания описания тех мучений, которым подвергся мученик христов. Но и среди них он остался твёрд в вере. И когда его, измученного, измождённого и изуродованного, закованного в цепи, привели к паше и спросили:

- Теперь скажешь ли нам, кто ты (в отношении веры)?

Мученик промолвил:

- Развяжите мне руки и увидите, кто я.

Быв же развязан, святой перекрестился и воскликнул:

- Вот кто я!

В этом ярком, экспрессивном поступке выражена вся сила несгибаемой воли мученика и весь жар огня его жертвенной любви ко Христу.
После этого исповедания Веры святого подвергают бичеванию, заковывают в цепи и бросают в темницу. В этот момент, как повествует житие, по всем церквам Божиим о нём возносятся молитвы.

Дело Константина было столь ответственным, что Кидонийский градоначальник не решается сам производить суд над ним, и отправляет его в Стамбул.
Там он какое-то время находится на каторге, затем - снова удары по пяткам, пытки, заточение в темницу. В темнице его навещает священник, который, видя столь молодой возраст исповедника и "боясь неизвестности конца", как сказано в житии, говорит ему:

- Хорошо, Константин, исповедание имени Иисуса Христа, но мучения турок ужасны. Подумай, если тебя устрашают муки турок, то при помощи Божией мы выручим тебя отсюда.
- Что ты говоришь, отец духовный? - с удивлением отвечает ему святой, - Посмотри на моё тело.

И с этими словами обнажает свои раны, при виде которых духовник невольно содрогнулся и подивился подвигу юного страдальца.

- Смотри, отче! - сказал ему строго мученик, - Не вздумайте золотом и подарками выкупить меня на свободу. Сохрани вас Бог от этого. Через несколько дней я окончу свой подвиг, как о том сказала мне Пресвятая Богородица.

Так и случилось. На другой день он снова был призван к судье и, как упорствующий в своём "отступлении", был приговорён к повешению. Казнь приведена в исполнение 2 июня 1819 года, спустя 40 дней после его ареста.

Повешение - это наказание типа кетл, обычно использовавшееся в отношении преступников, осуждённых за мужеложство, инцест и вероотступничество. Прелюбодеяние влекло за собой наказание типа реджм - побивание камнями. Умышленное убийство влекло за собой кесос - право кровной мести. Избрание мусульманами в качестве наказания для христианских мучеников именно кетла должно было, вероятно, послужить в их глазах к их вящему унижению и поношению[25].

"Чтобы пример обращения Константина в христианскую веру не подействовал на других, а также, чтобы и христиан лишить святых мощей мученика, обратившегося из магометан, турки не позволили никому взять его тело, считая для себя стыдом, что бывший их единоверец будет почитаться христианской Церковью, похоронили его тайно на мусульманском кладбище".

Присланный из Кавсокаливийского скита монах, собиравший сведения о подвиге святого в Кидонии и прибывший в Стамбул, не смог найти места его захоронения, однако ему удалось выкупить часть одежды, в которой пресветлый мученик был казнён. С ней он и вернулся на Афон, где впоследствии от прикосновения к ней было явлено несколько чудесных исцелений...

___________________
Примечания:

[13]Саннех Ламин. Иисус - не только пророк. // Страницы №2 1997. - С. 225.

[14]архим. Макарий (Тайяр). Арабские переводы Библии в XIX веке. // ЖМП №11 1976. - С. 44.

[15]Медани Бессам. Библия и ислам. М., 1997. - С. 4.

[16]мон. Юлиания (Дёмина). Современные египетские исповедники. // Вестник РХД №2(139) 1983. - С. 35.

[17]Абд-эль-Маши. Почему мусульманину трудно стать христианином? Корнталь, 1984. - С. 17.

[18]Так, один из мучителей святого Феодора Констанстинопольского (17 февраля / 2 марта) во время пыток приговаривал: "о, попался бы мне в руки тот поп (который вернул тебя в христианство), я бы вырезал немало ремней из его спины!"

[19]Саннех Ламин. Там. же.

[20]Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. С-Пб., 1850. - С. 470. Это, впрочем, относилось лишь к лицам мужского пола, женщины вместо этого приговаривались к пожизненному заключению (такому наказанию подверглась св. Аргира (30 апреля / 12 мая)). Хотя если говорить о реальном положении вещей, то нередко смерть угрожает женщинам, обратившимся из ислама не менее, чем мужчинам. Так, например, Билкис Шейх упоминает как о чём-то вполне обычном случай с пакистанской девушкой-мусульманкой, обратившейся в христианство. Спустя некоторое время после её обращения она была найдена мёртвой. Её убил собственный брат, желая тем самым "смыть позор с семьи" (Шейх Билкис, Шнайдер Ричард. Я осмелилась назвать Его Отцом. С-Пб., 1996. - С. 6.).

[21]Мец Адам. Указ. соч. - С. 44.

[22]Прозоров С.М. Мусульманское право. // Хрестоматия по исламу. М., 1994. - С. 169.

[23]Мец Адам. Там же.

[24]Панченко К.А. Османская Империя и судьбы Православия на арабском востоке. М., 1998. - С. 18.

[25]Это косвенно подтверждает и один эпизод из мученичества св. Феодора Нового: когда один из мучителей святого в ярости выхватил пистолет, намереваясь убить его, другой остановил того, сказав: "нельзя его так убивать". И в тот же день святого Феодора повесили.
(по материалам: http://www.pravoslavie.ru/put/sv/prav_islam.htm)

Святитель Одо Добрый, архиепископ Кентерберийский



Святой Одо Благой (или Добрый) по происхождению датчанин, родился в Восточной Англии.

Отец будущего святителя прибыл в Британию в 865 году вместе с армией викингов Уббе и Ивара, и обосновался в Восточной Англии, где в последствии у него и родился сын Одо. Племянником святого Ода был святитель Освальд Ворчерстерский, позже архиепископ Йоркский.
В Житие святого Освальда составленное монахом Берстферсом, говорится о том, что Одо сопровождал семейство знатного человека по имени Этельхельм в их паломничестве в Рим. Во время паломничества Одо вылечил главу семейства от приключившейся тяжелой болезни. Вильям Мальмсберийский - монах и историк XII века говорит о том, что Одо сражался под командованием Эдуарда Старшего (король Англии (899/901 - 924), сын короля Альфреда Великого и Эльсвиты), а затем стал священником. Некоторое друге источники говорят о том, что святой Ода принял монашеский постриг в Флёри-сюр-Луар, что во Франции.

Святой Одо был рукоположен в епископа Рамсберийского, что в Уэсекс, между 909 и 927 годом, точная дата не известна. Первое письменное свидетельство о нем как о епископе встречается в хронике за 928 год. В 937 году он был вместе с королем Этельстаном в битве при Брунанбурге, где спас ему жизнь. Святой чудесным образом снабдил короля мечом, когда у того собственный меч застрял в ножнах. Хроника Ремси написанная в 1170-х годах повествует о том, что этот чудесный меч хранится в королевской сокровищнице. Святой так же добился заключения перемирия между Олафом III, королем Дублина и Йорка, и Эдмундом I Великолепным, королем Англии. Во время своего епископствования на Рамсборской кафедре святитель был отправлен королем Этельстаном во Францию, для способствования возведения на французский престол Людовика IV Заморского, который до этого долгое время прожил в Англии, собственно из за этого он и был прозван Заморским.
В 941 году святитель Одо был наречен архиепископом Кентерберийским. Святитель помогал королю Эдмунду Английскому в его законотворческой деятельности. Святитель Одо вместе с архиепископом Вулфстаном Йорксим участвовали в совете, который ввел кодекс законов короля Эдмунда. Совет заседал в Лондоне после Пасхи в 945 или 946 году. Кроме светского законотворчество, святитель Одо так же занимался и церковным правом - он составил конституции, или правила, которых должны были придерживаться духовенство. Устав святого Одо был первым уставом принятым в процессе английской церковной реформы X века. Для составления своего устава святитель несколько переделал и обновил устав 786 года, исключив из него пункт про поступки связанные с язычеством. Были включены пункты касающиеся взаимоотношения клира и мирян, обязанностям епископа, требования к заключениям канонических браков, о посте, о порядке уплаты десятины мирянами. Святитель так же уладил спор относительно канонической принадлежности области Пяти Городов (область на востоке Англии в которую входят Дерби, Лестер, Линкольн, Ноттингем и Стамфорд) со своим собратом из Йорка Вульфстаном.



(Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери (Cathedral and Metropolitical Church of Christ at Canterbury), Великобритания)

Святитель был деятельным сторонником реформ монашества проводимых святителем Дунстаном, наряду с Коенвалдом Ворчерстерским и святителем Алфием Безволосым Винчестерским. При святители были проведена реконструкция кафедрального собора. Святитель Одо перенес мощи святого Вилфрида из Рипона в Кентербери, а так же часть мощей святого Оуэна, он так же написал духовные произведения в честь этих святых. Святитель активно проводил административные реформы в своей епархии. Им было много сделано для много для укрепления монашества и Церкви. Также он проявил великую заботу о душеспасении своей паствы, и уже при жизни его стали называть «Благим».

Почил святой 2 июна 958 года.
Житие святого Одо, известного также своими чудотворениями, составлено Эдмером около 1100 года.

Святитель Евгений I, папа Римский



(Евгений I, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611))

Урожденный римлянин, сын Руфиниана, с ранней юности воспитывался при Церкви. В Liber Pontificalis он назван человеком добрым, мягким, безропотным и всем уступавшим.

Предшественник Евгения на Римской кафедре свт. Мартин I с точки зрения византийских властей стал папой незаконно, т. к. его избрание не было утверждено императором. Еще в 649 году имп. Констант II отдал приказ Равеннскому экзарху Олимпию об аресте Мартина I. Однако Олимпий не выполнил приказ, а, объявив себя императором в Италии, вступил в сговор с папой. Благодаря его поддержке свт. Мартин I мог вести открытую борьбу против насаждавшегося византийским императором монофелитства. После смерти Олимпия имп. Констант II восстановил власть над Равеннским экзархатом и отдал приказ новому экзарху Феодору Каллиопе, прибывшему в Рим 15 июня 653 года низложить и арестовать папу. Во время ареста 17 июня Мартин I возложил временное управление Римской Церковью на коллегию из трех человек: архидиакона, архипресвитера и светского примикирия места (primicerius locum), о чем сообщается в его послании к константинопольскому мон. Феодору, написанном в Константинополе в октябре-ноябре 654 года. Ночью 18 июня 653 года папу Мартина I тайно вывезли из Рима.

10 августа 654 года на папский престол при участии экзарха Феодора Каллиопы был возведен Евгений I. Свт. Мартин I, находясь в ссылке в Херсонесе, узнал о поставлении в Риме нового епископа. Новоизбранный папа был вскоре утвержден императором. Вероятно, кандидатура Евгения устраивала Константа II, который рассчитывал на его помощь в восстановлении общения между Римом и Константинополем.

В первые дни правления Евгений отправил апокрисиариев к императору в Константинополь. Патриарх Константинопольский Пирр I (вторично избран 4 января 654) надеялся, что благодаря этому посольству будут восстановлены отношения с Римом, однако Евгений, хотя и стремился в отличие от своего преемника избегать конфликтов с имперской властью, в области вероучения придерживался позиции свт. Мартина I и не намеревался восстанавливать общение с патриархом-монофелитом. Сменивший Пирра патриарх Константинопольский Петр (654-666) направил папе через отбывших в Рим папских апокрисиариев послание с предложением восстановить общение Церквей. К документу прилагалось исповедание патриарха, где его позиция в монофелитском споре оставалась неясной. Первоначальное отношение папы Евгения к этому документу неизвестно. Зачитанный публично в одной из римских церквей, он вызвал возмущение у римского народа и духовенства и, по сообщению Liber Pontificalis, был с негодованием выброшен, а народ, собравшись в церкви Пресвятой Девы Марии (ныне Санта-Мария Маджоре), не допускал папу до совершения литургии, пока тот не дал публичное обещание отвергнуть предложение Константинопольского патриарха Петра.

В послании римского пресвитера Анастасия, друга и корреспондента прп. Максима Исповедника к монахам из г. Каралы (ныне Кальяри, Сардиния) после краткого изложения православного и монофелитского учений сообщается, что еретики пытались привлечь на свою сторону папских апокрисиариев, а также разослали по всему миру письма со своим вероучением, но в Риме нашлось множество твердых в вере клириков, которые отвергли эти письма. Вопреки традиционному мнению В. Грюмель полагал, что в послании Анастасия речь идет, вероятно, о другом послании патриарха Петра, которое датируется после 2 июня 657 года. Намек на это послание содержится в письме Максима Исповедника к пресв. Анастасию, которое, видимо, предшествовало посланию Анастасия к сардинским монахам. Письмо Максима датировано "Преполовением Пятидесятницы, попавшим на 18-й день месяца". Такая хронология указывает на 658 год, когда Преполовение было 18 мая. Именно послание 658 года, а не документ, направленный Евгению I, упомянуто в послании папы Агафона к Константину IV Погонату и в актах VI Вселенского Собора.

События в Риме, связанные с посланием патриарха Петра, вызвали раздражение имп. Константа II, ожидавшего от папы Евгения иного поведения. В актах допроса прп. Максима Исповедника упоминается высказывание некоего патриция Троила о том, что у императора якобы хватит сил, чтобы арестовать папу, т. е. Евгения I, и разогнать "всех галдящих в Риме". Однако внешнеполитические и военные неудачи империи (поражение при Финике в Ликии в 655) отвлекли императора от этих планов.

Папа Евгений I скончался 2 июня 657 года в Риме. Перед кончиной он раздал все свое имущество бедным и клирикам. Погребен в базилике ап. Петра в Риме.

Его имя не значится ни в одном древнем Мартирологе или календаре, о его почитании в Риме сведений нет, точное место захоронения уже в средние века было неизвестно. Кард. Цезарь Бароний внес имя Евгения в Римский Мартиролог под 2 июня, руководствуясь, вероятно, тем, что в Liber Pontificalis папа назван человеком "выдающейся святости" (sanctitate praeclarior).

Жития святых

Previous post Next post
Up