Продолжение…
Исповедник Амвросий (Хелая), католикос-патриарх всея Грузии
В миру Виссарион Хелая Засимович, родился в 7 октября 1861 года в селе Мартвили Зугдидского уезда Кутаисской губернии. Начальное образование он получил в духовной школе в Самегрело, а в 1885 году закончил Тифлисскую духовную семинарию. В том же году он был рукоположен в священника. В 1887 году был определен священником в Сочи, а в 1892 году перемещен ключарем Сухумского кафедрального собора. В течение восьми лет священства он также преподавая грузинский язык в школах и руководил деятельностью различных благотворительных обществ.
В 1896 году он овдовел, а в 1897 году поступил в Казанскую духовную академию. Учась в Казани, отец Виссарион принимал горячее участие в литературной и культурной жизни города, внимательно следил за грузинским национально-освободительным движением. Он изучал историю Грузии по первоисточникам и написал несколько исторических эссе, основанных на своих изысканиях. Его работа под названием «Борьба между христианством и исламом в Грузии» вызвала такой интерес у одного из профессоров, что тот предложил отцу Виссариону, развив тему, выдвинуть ее на соискание магистрской степени.
11 февраля 1900 года, будучи студентом академии, пострижен в монашество с именем Амвросий. В 1901 году отец Виссарион закончил обучение в Казанской духовной академии и вернулся в Грузию. В 1902 году был определен настоятелем Челишского монастыря с возведением в сан архимандрита. Монастырь Челиши был одно время одним из центров духовного образования в Грузии, но постепенно слава его стала угасать, и к тому времени его школа была на грани закрытия. По благословению епископа Имеретинского Леонида отец Амвросий собрал в стенах семинарии ряд одаренных учеников и стал обучать их пению и чтению.
Много сил и энергии приложил он для собирания и реставрации древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, идя по монастырскому двору, он обратил внимание на то, как гулко звучат его шаги, свидетельствуя о том, что внизу пустота. Он начал копать в том месте и обнаружил древнюю рукопись святого Евангелия. Так была найдена знаменитая грузинская святыня - Челишское Евангелие - рукопись IX-X века.
Архимандрит Амвросий активно выступал за предоставление Грузинскому экзархату статуса автокефалии. В связи с этой деятельностью с 1904 года был переведен смотрителем Усть-Медведицкого духовного училища Донской епархии. Вскоре он вернулся в Грузию и в 1906 году стал членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии.
Весной 1908 в Тифлисе Грузинский экзарх Никон (Софийский) был смертельно ранен шестью выстрелами в упор сделанными неизвестными в рясах священников. Хотя Амвросий и был сторонником обособления Грузинской Церкви, узнав о гибели архиепископа Никона он был так потрясён, что произнёс:
"Потеряны христианские начала, сдерживавшие страсти человеческие; упала в людях вера и сказалась натура зверская - жажда крови своего ближнего. Вот пред нами жертва этого ужасного времени, нами переживаемого. Беспримерна такая жертва в истории христианской Церкви".
Однако, в поднявшейся волне негодования обвинения в убийстве легли на ревнителей автокефалии Грузинской Церкви, среди которых архимандрит Амвросий был одним из первых. В 1908 году он был обвинен в причастности, лишен права служения, и в 1909 году сослан в Рязанский Троицкий монастырь, где находился под строгим надзором более года.
В 1910 году отец Амвросий был оправдан и разрешен в служении и был назначен настоятелем Старорусского монастыря Новгородской епархии где оставался до 1917 года.
В 1917 году архимандрит Амвросий вернулся в Грузию и продолжил усилия по предоставлению автокефалии Грузинской Православной Церкви. Через несколько месяцев автокефалия была провозглашена. 15 октября того же года отец Амвросий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Чкондидского, а в 1919 году был переведен на Сухумскую кафедру.
7 сентября 1921 года Грузинским Церковным Собором митрополит Амвросий был избран католикосом-патриархом всей Грузии, с присвоением титула архиепископа Мцхетского и Тифлисского. 14 октября того же года состоялось его настолование в Мцхетском соборе Светицховели.
Вскоре после его избрания в Грузии установилась советская власть и правительство начало гонения на Церковь: сотнями разрушались и разорялись церкви, множество клириков было арестовано, сослано, многие потом были расстреляны. 22 февраля 1922 года католикос-патриарх Амвросий, как верховный пастырь и духовный отец нации, обратился с меморандумом к участникам Генуэзской конференции, в котором он защищал права Грузинской Церкви и грузинского народа. Каждое слово его послания было проникнуто беспокойством за судьбу не только его отечества, но и всего человечества. Он убеждал своих адресатов, что нация и правительство, оторванные от христианских ценностей, не имеют будущего, и обращался за помощью. Выступление с таким меморандумом при большевистском режиме было беспрецедентным и католикос Амвросий был арестован. Вместе с ним 12 июня 1922 года арестовали и 9 членов патриаршего Совета.
Несмотря ни на что, католикос продолжал критиковать власти за попустительство актам святотатства, несправедливости и преступлениям. На одном из допросов святитель отвечал:
«Исповедание веры - это духовная потребность любой нации, преследования лишь усиливают эту потребность. Будучи притесняемой, вера углубляется, усиливается и распространяется с новой энергией. Грузия не является исключением из этого универсального закона».
10 марта 1924 года в клубе имени Плеханова в Тбилиси состоялся суд над католикосом Амвросием и 9 членами патриаршего Совета. Подсудимым вынесли 4 обвинения:
1) Отправка меморандума Генуйской конференции; 2) Скрытие церковных ценностей, которые большевики изымали для помощи голодающих; 3) Безотчетное ведение книг церковного имущества; 4) Не явление представителя Церкви во время передачи военного храма комсомолу и во время разрушения трапезной. Патриарху Амвросию вынесли дополнительное обвинение: сношения с иностранными государствами, и подстрекательво их на интервенцию. Ни один подсудимый не признал себя виновным. Патриарх Амвросий своё последнее слово закончил словами: "Дух мой принадлежит Богу, сердце - родине, а тело уступаю вам. Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших (Лк. 23, 28)". 19 марта был вынесен приговор: "Католикос Амвросий (он же Висарион Хелаиа), приговорён к лишению свободы на 7 лет, 9 месяцев и 23 дня в строгой изоляции, с конфискацией всего имущества".
Но в конце того же года патриарх был амнистирован, также как и члены Синодального Совета, и ему дали право служить в Тбилисском Кашуетском соборе.
Перенесенный тяжелый опыт оставил неизгладимый след. По некоторым данным католикос так и не вернулся к управлению Церкви, или же вскоре был вновь устранен от него. 29 марта 1927 года в Тбилиси католикос-исповедник Амвросий скончался и был похоронен в Тбилисском Сионском соборе.
В 1995 году житие католикоса-патриарха всей Грузии Амвросия (Хелая) было рассмотрено на расширенном заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви. За выдающиеся труды на благо Церкви и грузинского народа он был канонизирован в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви как святой Амвросий Исповедник.
Труды
Помимо отдельных статей, помещенных в грузинских и русских периодических изданиях за 1887-1917 годы иногда под псевдонимами "Самурзаканели", "Коренбедиели" и "Амбери", им напечатаны:
• Челишский вариант обращения Грузии в христианство, 1911 (по-грузински).
• Путешествие по Раче в Лечхуму, 1915-1917 (по-грузински).
Перу Амвросия принадлежит ряд полемических статей в Петербургских Ведомостях за 1912-1917 годы (с 1914 года переименованных в Петроградские Ведомости); в Сухумском Сотруднике Закавказской Миссии за 1912-1913 годы; в Тбилисской газете Закавказье в 1913 году и в Вестнике Грузинского Экзархата. В последнем он напечатал объемистую статью под названием: "По поводу статьи "Голос из Сухуми", вышедшую и отдельным оттиском в Тбилиси в 1906 году.
Из напечатанных его трудов интересен Дневник на 1909 г., который он вел в Рязани.
Преподобная Евтропия (Исаенкова), Херсонская, монахиня, местночтимая святая Херсонской епархии
Память 16 марта (преставление), 30 октября (обретение мощей) (Херсон.) и в Соборе Херсонских святых (Укр.)
В миру Екатерина Леонтьевна Исаенкова, родилась 24 ноября 1863 года в селении Белая Криница Херсонской губернии в семье Леонтия и Агафии.
В 12 лет была взята на воспитание женской монашеской общиной в Алешковской Слободе Таврической губернии. В общине сестер Екатерина постигала грамоту и рукоделие, одновременно научаясь молитве и чтению Слова Божия.
Вскоре община получила статус Успенского общежительного монастыря, Екатерина приняла монашеский постриг с именем в честь св. мученицы Евтропии Александрийской. Ее монашеским послушанием было чтение и пение на клиросе.
Матушка Евтропия стала свидетельницей расцвета Алешковского монастыря. Строились великолепные храмы и монастырские корпуса, в обители была создана школа для сирот.
После революции монастырь упразднили, храмы закрыли, монахинь разогнали.
Монахиня Евтропия, как и многие другие насельницы обители, уехала в Херсон, где поселилась в районе Киндийских хуторов (ныне п. Киндийка), недалеко от храма Рождества Богородицы. Это место было выбрано неслучайно. За Днепром находились любимые матушкой Алешки, к тому времени переименованные в Цюрупинск.
Матушка зарабатывала тем, что шила одеяла. Постоянно ходила в храм, где молились и другие монахини Алешковского монастыря. В 1938 году храм закрыли, после чего монахини собирались в частном доме. Сестры заботились друг о друге и поддерживали друг друга чем могли.
Во время войны в Херсоне стали открывать ранее закрытые храмы. В 1941 году открыли и Киндийскую церковь. Несколько лет матушка жила в помещении, находящемся в ограде храма. Но, желая большего уединения, она вскоре перебирается в небольшой домик, расположенный недалеко от Киндийской церкви. Пока были силы, она пела и читала на клиросе. Когда стала немощной, сидела на скамеечке возле хора и молилась. Она никогда не пропускала богослужения.
Жила она в небольшой времянке. Жилище было простое, мазаная хатка - одна комната и коридорчик. К матушке приходило много людей, прослышавших о ее прозорливости и уповающих на силу ее молитвы, двор всегда был полон людьми. Матушка принимала всех у себя в комнате, сидя на маленькой скамеечке возле своей кровати. Но никто никогда не видел, чтобы матушка лежала на кровати, даже если была больна. По словам очевидцев, возле нее всегда лежала чурочка. Когда матушка уставала, она клала чурочку на кровать, и сидя на скамейке, ложила голову на чурочку. Многочисленные посетители везли ей гостинцы. Но она привыкла довольствоваться просфорами и святой водой. Поэтому приношения она раздавала бедным, неимущим, или же людям, которые дали ей кров.
Духовные чада свидетельствовали, что на ногах матушка носила вериги. В ее руках всегда было Евангелие, которое она постоянно читала.
Матушка часто общалась с блаженной Домникой. Бывало, ее спрашивали: «Часто ли Вы видитесь с матушкой Домникой?». На что она отвечала: «Не так часто мы видимся, но часто духовно общаемся». Они молились друг за друга.
Иногда она направляла своих чад к отцу Иосифу (прп. Амфилохию Почаевскому), с которым также общалась. Находившийся на покое в Херсоне исповедник веры архиепископ Иоанн (Лавриненко) также общался с матушкой Евтропией.
Матушка Евтропия часто причащалась Святых Христовых Таин. Причащал ее живший по соседству настоятель Рождества-Богородичного храма в Киндийке протоиерей Иоанн Гасюк.
Она предсказала свою кончину, прощаясь с теми, кого знала.
Скончалась 29 марта 1968 года, в возрасте 105 лет. Отпевали матушку в Киндийской церкви Рождества Пресвятой Богородицы при огромном стечении молящихся. Погребли матушку на Киндийском кладбище. На ее могилке многие получали для себя благодатную помощь и исцеления.
12 ноября 2009 года были обретены мощи монахини Евтропии, которые были перенесены в Свято-Духовский кафедральный собор города Херсона, где они находятся и поныне.
(12 ноября 2009 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира были обретены святые мощи подвижницы благочестия Херсонского края монахини Евтропии (Исаенковой).)
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2010 года монахиня Евтропия причислена к лику местночтимых святых Херсонской епархии. 9 августа 2011 года в Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона состоялась канонизация преподобной Евтропии Херсонской.
Тропарь
глас 4
Добродетельми богатая,/ кротостию и благочестием украшенная,/ возсияла еси чистотою жития твоего:/ и ныне в Небеснем чертозе/ с мудрыми девами предстоящи Христу,/ моли о нас, мати Евтропие,/ почитающих память твою.
Кондак
глас 3
Монашеское житие от юности возлюбивши,/ и во след Христа усердно потекши,/ постническими подвиги, бдением и молитвами/ страсти греховныя укротила еси,/ и наставница многим к житию благочестному в земли Херсонстей явилася еси./ Темже всечестную твою память совершающе,/ благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ Радуйся, мати наша, Евтропие преподобная.
Молитва
О преподобная мати Евтропие, великая подвижнице и всехвальная угоднице Христова! Приими моление нас, недостойных, с верою и любовию к тебе припадающих, и испроси у Великодаровитаго Христа Бога нашего земли Херсонстей и людем ея мир и благоустроение; на ниве Божией подвизающимся исходатайствуй у Господа нашего, да выну пребывают тщанием не лениви, духом горяще, Ему неленостно работающе и в молитвах неусыпающе; в мире благочестно живущим испроси в вере твердость и во благочестии постоянство; и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея помощи и заступления просящим, подавай присно недугов исцеление, в скорбех утешение, во всем житии благопоспешение; наипаче же Господа умоли в мире и покаянии земное житие нам преити, мытарств горьких и мук вечных избавитися, и Царство Небесное наследовати, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да выну славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь.